Слово содержатся какое спряжение

Слово содержатся какое спряжение thumbnail

Например: в этих продуктах содерж?тся углеводы.

От чего зависит?

Божья коров­ка
[150K]

6 лет назад

Глагол “содержаться” в русском языке относится ко второму типу спряжения (глагол-исключение).

Так как второму типу спряжения характерны личные окончания глаголов с гласными: И и А (Я), а не Е и У (Ю), то правильная форма глагола будет:

содержАтся.

Форма содержИтся тоже правильная, но не в данном контексте (примере), а в 3 лице ед. ч. Например: В дыне содержится много сахара.

Форма содержУтся неправильная.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Svetl­ana Kuzne­tsova
[173K]

2 года назад

Правильно или неправильно… — но приведены формы третьего лица множественного числа (первые два глагола) и единственного числа (третий глагол).

Они являются личными формами одного глагола со/держать/ся – однокоренного с бесприставочным и невозвратным глаголом держать.

По правилам русского языка все однокоренные глаголы, образованные от этого мотивирующего глагола при помощи приставок и возвратной частицы, спрягаются одинаково. Так что предлагаемый глагол, как и основной держать (в числе 4-х глаголов-исключений на “-ать”), относится ко второму типу спряжения.

Поэтому, без долгих объяснений и раздумий, следует писать окончания -ат и -ит соответственно.

Никакого “-ут” не может быть, пусть все эти ут бегут в свою группу первого спряжения.

Shipo­3
[32.1K]

3 года назад

Два из предложенных вариантов встречаются в русском языке и считаются правильными. Какой из них подходит, смотрят по контексту.

  • содержатся” – от “содержаться” – от “держать”. Последнее является исключением из правил, несмотря на то что этот глагол заканчивается на “ать”, его относят ко второму спряжению. Для глаголов этого спряжения верно будет писать в окончаниях а(я) или и, а е и у(ю) – это для первого спряжения. Во множественном числе, 3-го лица пишем а в окончании.

Пример:

В этих продуктах содержатся углеводы.

Содержатся ли ядовитые вещества в этих фруктах?

  • содержится” пишем, если глагол относится к 3-му лицу, единственному числу.

Пример:

Солонин содержится в больших количествах в зеленом картофеле.

Azama­tik
[54.4K]

3 года назад

В приведенном в вопросе примере присутствует подлежащее “углеводы”, которое является существительным во множественном числе.

Учитывая это, правильным вариантом глагола (сказуемого) будет “содержатся” (углеводы что делают?).

Если же дело касается единственного числа, то тогда уже правильно писать “содержится”. Например, содержится белок (белок – один/единственное число, что делает?).

А вот третий вариант – слово “содержутся” – это уже ошибка.

ЯнаМа­рина
[72.3K]

6 лет назад

По правилу, ставим глагол в начальную форму инфинитив содержаться -он оканчивается на ать – это второе спряжение, потому что образовано от глагола держать приставочно-суффиксальным способом. Во втором спряжении пишем -и- или -а-/-я-. Получаем: СодержИтся, содержАтся.

Знаете ответ?

Источник

содержа́ть: нсв 5c☒

глагол, несовершенный вид, переходный, невозвратный, II спряжение

!Комментарий

В словах «содержим, содержишь, содержите, содержит, содержи, содержимся, содержишься, содержитесь, содержится, содержись, *содержимый, *содержимая, *содержимое, *содержимые, *содержимого, *содержимой, *содержимых, *содержимому, *содержимым, *содержимую, *содержимою, *содержимыми, *содержимом, *содержим, *содержима, *содержимо, *содержимы» после буквы «ж» произносится звук «ы», но на письме он обозначается буквой «и» (см. Правило).

В словах «содержащую, содержащуюся» после буквы «щ» произносятся два звука [йʼу], но на письме они обозначаются одной буквой «у» (см. Правило).

Действительный залог

Настоящее время

ед. ч.мн. ч.
1 лицосодержу́соде́ржим
2 лицосоде́ржишьсоде́ржите
3 лицосоде́ржитсоде́ржат

Прошедшее время

ед. ч.мн. ч.
мжс
содержа́лсодержа́ласодержа́лосодержа́ли

Повелительное наклонение

ед. ч.мн. ч.
содержи́ содержи́те 

Сослагательное наклонение

ед. ч.мн. ч.
мжс
содержа́л бысодержа́ла бысодержа́ло бысодержа́ли бы

Причастие настоящего времени

ПАДЕЖед. ч.мн. ч.
мжс
И.содержа́щийсодержа́щаясодержа́щеесодержа́щие
Р.содержа́щегосодержа́щейсодержа́щегосодержа́щих
Д.содержа́щемусодержа́щейсодержа́щемусодержа́щим
В.неод.содержа́щийсодержа́щуюсодержа́щеесодержа́щие
одуш.содержа́щегосодержа́щуюсодержа́щеесодержа́щих
Т.содержа́щимсодержа́щей,
содержа́щею
содержа́щимсодержа́щими
П.содержа́щемсодержа́щейсодержа́щемсодержа́щих

Причастие прошедшего времени

ПАДЕЖед. ч.мн. ч.
мжс
И.содержа́вшийсодержа́вшаясодержа́вшеесодержа́вшие
Р.содержа́вшегосодержа́вшейсодержа́вшегосодержа́вших
Д.содержа́вшемусодержа́вшейсодержа́вшемусодержа́вшим
В.неод.содержа́вшийсодержа́вшуюсодержа́вшеесодержа́вшие
одуш.содержа́вшегосодержа́вшуюсодержа́вшеесодержа́вших
Т.содержа́вшимсодержа́вшей,
содержа́вшею
содержа́вшимсодержа́вшими
П.содержа́вшемсодержа́вшейсодержа́вшемсодержа́вших

Деепричастие

наст. вр.прош. вр.
содержа́содержа́вши,
содержа́в

Страдательный залог

Настоящее время

ед. ч.мн. ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо

Причастие настоящего времени

ПАДЕЖед. ч.мн. ч.
мжс
И.*содержи́мый*содержи́мая*содержи́мое*содержи́мые
Р.*содержи́мого*содержи́мой*содержи́мого*содержи́мых
Д.*содержи́мому*содержи́мой*содержи́мому*содержи́мым
В.неод.*содержи́мый*содержи́мую*содержи́мое*содержи́мые
одуш.*содержи́мого*содержи́мую*содержи́мое*содержи́мых
Т.*содержи́мым*содержи́мой,
*содержи́мою
*содержи́мым*содержи́мыми
П.*содержи́мом*содержи́мой*содержи́мом*содержи́мых
кф*содержим*содержима*содержимо*содержимы

Причастие прошедшего времени

ПАДЕЖед. ч.мн. ч.
мжс
И.содержа́вшийсясодержа́вшаясясодержа́вшеесясодержа́вшиеся
Р.содержа́вшегосясодержа́вшейсясодержа́вшегосясодержа́вшихся
Д.содержа́вшемусясодержа́вшейсясодержа́вшемусясодержа́вшимся
В.неод.содержа́вшийсясодержа́вшуюсясодержа́вшеесясодержа́вшиеся
одуш.содержа́вшегосясодержа́вшуюсясодержа́вшеесясодержа́вшихся
Т.содержа́вшимсясодержа́вшейся,
содержа́вшеюся
содержа́вшимсясодержа́вшимися
П.содержа́вшемсясодержа́вшейсясодержа́вшемсясодержа́вшихся
кф

Источник

Настоящее время

я
что делаю?
содержу́
ты
что делаешь?
соде́ржишь
он
она
оно
что делает?
соде́ржит
мы
что делаем?
соде́ржим
вы
что делаете?
соде́ржите
они
что делают?
соде́ржат

Прошедшее время

я (он)
ты (он)
что делал?
содержа́л
я (она)
ты (она)
что делала?
содержа́ла
оно
что делало?
содержа́ло
мы
вы
они
что делали?
содержа́ли

Повелительное наклонение

ты
что делай?
содержи́
вы
что делайте?
содержи́те

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
содержа́
прошедшее
время
что делав?
содержа́в, содержа́вши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова побелеть (глагол), побелели:

Ассоциации к слову «содержать&raquo

Синонимы к слову «содержать&raquo

Предложения со словом «содержать&raquo

  • И, наоборот, растения одного вида могут содержать большое количество алкалоидов, обладающих самым различным действием.
  • Книга содержит большое количество текстовой и графической информации, которая облегчит понимание самой сущности локальной сети.
  • В первом издании каждая из глав этой части содержала семь рекомендательных пунктов.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «содержать»

  • У большинства их есть семейства, в которых они являются нежными супругами и любящими отцами, а у некоторых, сверх того, имеются и француженки, которых они, разумеется, содержат на казенный счет.
  • В связи с этим недопустим также и дуализм между наглядным представлением и понятием: и наглядные представления и понятия не отображают действительности, но зато они содержат ее в себе; они одинаково заключают в себе бытие».
  • По данным, взятым мною из медицинского отчета, пай содержит в граммах: белка — 142,9, жиров — 37,4, углеводов — 659,9 в скоромные дни и 164,3, 40,0 и 671,4 — в постные.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «содержать&raquo

  • СОДЕРЖА́ТЬ, –держу́, –де́ржишь; несов., перех. 1. Обеспечивать средствами к жизни, иметь на своем иждивении. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СОДЕРЖАТЬ

Источник

Продолжаю рассказывать о глаголах. Только сегодня более глобальная тема — спряжение. Как его определить, на что нужно обратить внимание, какие есть факты, о которых не везде говорят.

Статью написал в формате пошаговой инструкции, чтобы проще было воспринимать информацию и периодически к ней возвращаться, уточнять детали. Добавил и некоторые тонкости. Например, какие тайны хранит слово «стелить».

Источник: flickr.com. Автор: ValKamch

Сначала сделаю оговорку. В поиске «Яндекса» по запросу «как определить спряжение глагола» на первых позициях выдаёт неполную и не до конца корректную информацию. В конце статьи скажу, что не так.

Публикация делится на несколько частей.

1. Что такое спряжение? Какой частью слова являются «-ить», «-ать», «-ять»?
2. Если личные окончания безударные?
3. Если личные окончания ударные?
4. Что такое разноспрягаемые глаголы?
5. Что таит глагол «стелить»?
6. Вывод: зачем нужно определять спряжение и есть ли в этом смысл? О чём не говорят в школе?

Что такое спряжение?

Это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. В прошедшем глаголы не спрягаются (согласно школьной грамматике и толкованию спряжения в узком смысле), потому что у них нет категории лица. Только число. Причём в единственном они ещё и по родам изменяются.

А личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени. Они же указывают на лицо глагола: первое (я, мы), второе (ты, вы), третье (он, она, оно, они).

Чтобы определить спряжение, сначала смотрим на личные окончания и определяем, безударные они или ударные. Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа. Примеры: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

К какой части слова относятся «-ить», «-ать», «-еть»? Это суффикс или окончание? В первую очередь это две разные морфемы. Гласная перед «-ть/-ти» — это суффикс. По поводу «-ть/-ти» и «-чь» единого мнения в лингвистике нет. Чаще считается формообразующим суффиксом, но в некоторых учебниках можно найти утверждение, что это окончание либо «показатель неопределенной формы».

Итак, посмотрели на личные окончания. Идём дальше.

Если окончания безударные?

Смотрим на инфинитив. То есть на начальную форму глагола. На что она оканчивается? Если на -ить, то это II спряжение (и да, спряжение обозначается римскими цифрами).

Примеры. По́мнить — по́мним — по́мните. Ме́рить — ме́рим — ме́рите. Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Исключения:

  1. Брить, зиждиться, зыбиться, стелить (по поводу него скажу отдельно чуть ниже). Они относятся к I спряжению.
  2. Ещё семь глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.
    И четыре глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать.
    Эти исключения на «-еть» и «-ать» — II спряжения.

А также производные от них приставочные глаголы. То есть «догнать», «вытерпеть», «посмотреть» и др. будут того же спряжения, что и без приставки.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями — I спряжения. Это слова на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -чь, -ти и др.

Примеры. Думать — ду́маешь — думаем. Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем. Писать — пи́шешь — пи́шете. Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные?

Всё намного проще. На инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям. Достаточно их запомнить:

I спряжение: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Мы видим, что в первом спряжении «преобладает» (если так можно сказать) буква «Е», во втором — «И».

Примеры. Лететь — лети́м, лети́те, летя́т. Спать — спи́м, спи́те, спя́т. Гореть — вы гори́те — они горя́т. Кричать — кричи́те — крича́т.

Это всё II спряжение, хотя по суффиксу инфинитива может показаться, что первое. Однако нет, для нас ориентир — ударные личные окончания.

Идём далее. Пить — пьёшь, пьёте, пью́т. Жить — живёшь, живу́т. Лить — льёшь, лью́т. Это I спряжение.

Внимание! Если глагол с приставкой, то он относится к такому же спряжению, что и без неё. Например, «вылететь». Поэтому приставку «вы-» убираем, чтобы она не запутывала. Точно так же: закричать — кричать; поспать — спать. Постфикс «-ся» тоже не влияет на спряжение.

И это далеко не всё. Чтобы определить спряжение некоторых глаголов, нужно учитывать ещё ряд факторов. Итак, по порядку.

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения. К счастью, их в русском языке немного. Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т. В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те).

Термин «разноспрягаемый глагол» выделяется только в школьной грамматике. В вузовской его нет. Поэтому и список таких слов не везде одинаковый.

В вузовских учебниках в основном пишется, что «хотеть», «бежать» и «чтить» относятся к глаголам со смешанным спряжением. О первых двух я сказал выше, а «чтить» к ним причисляют потому, что в 3-м лице множественного возможны варианты: чтят, чтут.

«Быть», «дать», «создать» и «есть» (питаться) включают в список слов с архаичными личными окончаниями. А ещё слова, образованные от них (съесть, передать), а также глаголы, косвенно связанные по происхождению: надоесть, создать.

У глагола «быть» в современном русском языке сохранились малоупотребительные формы настоящего времени: есть и суть. Будущее время образуется от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

А в академической «Русской грамматике-80» все эти глаголы (со смешанным и архаическим спряжением) описываются как изолированные, поскольку у них своя, особая система окончаний и соотношение основ.

Что таит глагол «стелить»?

Возможно, для кого-то будет сюрприз. Однако «стелить» в литературном русском не считается общеупотребительным. Это всего лишь вариант к глаголу «стлать». Если откроем толковые словари, то увидим помету «разговорное» и отсылку к словарной статье под названием «Стлать».

Для унификации орфографии признаются допустимыми следующие формы:

стелю, стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют

Они относятся к глаголу «стлать». А буква «е» во всех тех словах — это не что иное, как беглая гласная.

Поэтому в русском языке нет личных форм от «стелить»: стелишь, стелит и др. Зато есть формы прошедшего! Стелил(ся), стелила(сь), стелило(сь), стелили(сь).

Однако в школе эти тонкости опускают, чтобы не загружать лишней информацией. Вот почему нас издавна учат, что «стелить» — это исключение и оно I спряжения. Хотя по факту это глагол «стлать», и если мы посмотрим на безударные личные окончания и потом на инфинитив, то поймём, что он и так первого спряжения. Поскольку оканчивается на «-ать».

Ах, да. Туманы стелются (первое спряжение ведь). В единственном — стелется. Причастие — стелющий(ся).

Уникальное слово, согласен.

Вывод. Зачем нас учат определять спряжение?

В основном это нужно для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, другого практического смысла нет. Например, чтобы по ошибке не написать «и» в слове «пишешь».

Однако зачастую в школе мы учим правила спряжения глаголов только с безударными личными окончаниями. О словах с ударными личными окончаниями нам могут не говорить вообще. И поэтому у многих в памяти сохраняется следующая мантра: «Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в начальную форму». И ещё стишки про слова-исключения на «-ать» и «-еть» запоминаются. Хотя, как мы видим, с глаголами вроде «лететь», «гореть» или «жить» подобный принцип не срабатывает.

А ещё мало рассказывается о приставках и постфиксах, что они не влияют на спряжение и их нужно отбросить. Устаревшие слова «зиждиться», «зыбиться» не упоминаются, как и архаичное спряжение у «быть», «дать». Всё это потому, что школьная грамматика нацелена больше на практику, то есть на то, чтобы научить детей писать и читать. Тогда как вузовская, где все вышесказанные тонкости изучаются, посвящена в том числе теории. Однако это тема отдельной статьи.

А вот что выдаёт в поиске по запросу «как определить спряжение глагола»:

В той статье об ударных окончаниях пишется, но за основу «Яндекс» взял опять-таки внешний вид инфинитива, что не до конца верно.

Надеюсь, вам всё было понятно из написанного. Напишите в комментариях, как вас учили или сейчас учат определять спряжение глаголов в школе. Или расскажите, как это объясняют вашим детям. Интересно будет почитать.

Здесь мы публикуем полезные статьи по русскому языку. С их помощью вы улучшите свою грамотность, начнёте лучше писать тексты и хорошо подготовитесь к ЕГЭ/ОГЭ. Кроме того, о русском языке пишем на нашем телеграм-канале.

Источник