Социальное сословие это порождение продукт какого общества

Сосло́вие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству[1].
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (мирян, простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии. В России сословия просуществовали до 12 ноября 1917 года.
Этимология[править | править код]
В древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI в. (иногда с памятников XIII—XIV вв.). М. Р. Фасмер связывает церкославнославянский термин «сословие» с греческим «σύλλογος» «сонм, собрание»: συν-+λόγος. Предположительно, до XVII в. слово «сословие» принадлежало торжественному церковно-книжному стилю и не выражало общественно-политического значения.
Сословия Древнего Рима[править | править код]
- Нобилитет
- Патриции
- Сенаторы
- Эквиты
- Плебеи
Сословия у Платона[править | править код]
Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:
- правители-философы
- воины-стражи
- демиурги.
Франция[править | править код]
Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (все остальные).
- Первое сословие — те, кто молятся, в него входили все священники. В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом. Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
- Второе сословие — те, кто воюют, аристократия. В нее входило всё дворянство от рыцарей до членов королевской семьи, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща» («мантии»), представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча» («шпаги»). Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья. К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
- Третье сословие — те, кто работают, в него входили люди, которые работают сами: крестьяне, рабочие, ремесленники, буржуазия. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.
Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.
Великобритания[править | править код]
В королевстве вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal), высшее духовенство (англ. lord spiritual) и общинников (англ. commoners). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.
Сословия в российском обществе[править | править код]
Русское государство[править | править код]
Наивысшим сословием Древней Руси были князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени духовенство, приобретая всё больше земельной собственности (вотчины), и обеспечивая идеологическое обслуживание власти, добивается также особого положения. Дружина, имея корпоративную военную силу, также пользовалась определенными привилегиями.
Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).
Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы, городовые казаки, пушкари и так далее.
К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.
Низший слой населения составляли несвободные люди, которые именовались холопами и смердами. Последние составляли особую категорию — крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:
- свободные;
- прикрепленные;
- несвободные.
Российская Империя[править | править код]
В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
- Дворянство, делилось на потомственное и личное;
- Обер-офицерские дети
- Духовенство;
- Почётные граждане;
- Купечество;
- Мещанство;
- Войсковые обыватели (1765—1866);
- Казачество;
- Крестьянство, это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян;
- Разночинцы.
С введением Петром Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса (на военной службе — потомственного дворянства; на гражданской службе, а после 1845 года — и на военной — личного, потомственное же давалось лишь с VIII класса). С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.
Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).
Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий:
- государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству;
- монастырские крестьяне;
- помещичьи крестьяне;
- удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии;
- поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам;
- однодворцы;
- белопашцы.
Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. Юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. и не принадлежащая ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.
После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:
- дворянство потеряло бесплатную рабочую силу;
- духовенство получило больше привилегий-освобождение от службы в армии, освобождение от телесных наказаний, преимущественное право на получение образования.
Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан[2].
См. также[править | править код]
- Класс
- Титул
- Служилые люди
- Сословно-представительная монархия
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Сословия // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Кордонский С. Г., Сословная структура постсоветской России, М., 2008;
- Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901];
- Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993;
- Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8;
- Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20;
- Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6;
- Ленин В. И., О государстве, там же, т. 39;
- Ключевский В. О. История сословий в России. Соч., т. 6. — М., 1959;
- Абсолютизм в России, М., 1964;
- Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972;
- Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.
Ссылки[править | править код]
- Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 6 — История.
Источник
В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
- Дворянство, делилось на потомственное и личное;
- Духовенство;
- Сословие почётных граждан;
- Купечество;
- Разночинцы;
- Мещанство;
- Казачество;
- Крестьянство, это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян.
С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса. С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.
Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).
Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.
Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян.
Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.
10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
Литература
- Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901]
- Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993.
См. также
- Класс
- Служилые люди
- Социальная иерархия
- Титул
Ссылки
- Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 6 – История.
Категории:
- Сословия
- История права
- История государства
Wikimedia Foundation.
2010.
Синонимы:
Смотреть что такое “Сословие” в других словарях:
сословие — сословие … Орфографический словарь-справочник
СОСЛОВИЕ — К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Современная энциклопедия
СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова
Сословие — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СОСЛОВИЕ — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Большой Энциклопедический словарь
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.
СОСЛОВИЕ — в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова
Источник
С середины 30-х и до конца 80-х годов социальная структура СССР покоилась на “трех китах”: рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция. Над ними возвышалась “номенклатура”, численность которой в брежневскую эпоху, по оценке известного исследователя советской политической системы Михаила Восленского, достигала 3 миллионов человек (вместе с членами семей, пользовавшимися привилегиями правящего класса), но она в официальном “реестре” скромно не значилась. Как выглядит социальная структура современной России? Можно ли согласиться с утверждением, что российское общество становится сословным? Обсудим тему с социологом, профессором НИУ ВШЭ Симоном Кордонским.
Сословия – это группы, которые создаются государством
Забегая вперед в предстоящем нам разговоре, хочу спросить: вы себя к какому сословию относите?
Симон Кордонский: Сейчас у меня по меньшей мере три сословных атрибута. Я бюджетник, поскольку преподаю в высшем учебном заведении. Я пенсионер по возрасту. И я лицо свободной профессии, так как иногда получаю гонорары.
Давайте тогда уж достроим этот ряд. Какие еще сословия, по вашей классификации, имеются в сегодняшней России?
Симон Кордонский: Их много. Например, одно из основных – служивое сословие, или служивые, не знаю, как правильно сказать.
Можно сказать – госслужащие?
Симон Кордонский: Нет. Служивое сословие – это гораздо шире. Это государственно-гражданские служащие. Это дипломаты. Это военнослужащие по меньшей мере девяти категорий. Это правоохранители восьми категорий, начиная от полицейских и кончая судебными приставами и таможней. Это депутаты – региональные, федеральные и муниципальные. Это казаки, находящиеся на госслужбе. Это сотрудники госкорпораций и компаний с государственным участием, на которых распространяются отдельные положения закона о госслужбе. То есть сословия – это, как я их понимаю, группы, которые создаются государством. С петровских времен российское государство создавало группы для решения своих задач. Семь титульных сословий было в России. Февральская революция уничтожила сословную структуру. А потом и люди, носившие стигматы сословной принадлежности, были ликвидированы в ходе чисток разного рода. Искусственно созданная социальная структура была характерна и для советской империи, где, по сталинскому определению, существовали рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая (она же народная) интеллигенция. В анкетах было необходимо определить свое сословное положение: из рабочих, крестьян, служащих.
Социальное положение человека у нас определяется двумя признаками – к какому сословию он принадлежит и какое сословие он обслуживает
Искусственно созданная – это созданная государством?
Симон Кордонский: Да.
А естественным путем как она рождается?
Симон Кордонский: Естественным путем она рождается на рынке, где идет расслоение по уровню потребления . Те, кто потребляет много, относятся к высшему классу, а те, кто мало, – к низшему.
Критерием является уровень потребления?
Симон Кордонский: Именно уровень потребления, а не уровень дохода.
Переводом бюджетников на контракт разрушена сословная иерархия
С распадом СССР распалась и искусственно созданная советская социальная структура. А что народилось?
Симон Кордонский: Когда новая власть начала оформляться, возникла идея прописать, кто есть кто. И эту идею взялся осуществить Сергей Станкевич (в 1992 году первый заместитель председателя Моссовета. – В.В.). Он фактически скопировал – сам в этом признается – петровскую Табель о рангах. Но ни обязанностей, ни льгот, ни привилегий в этой “табели” не было прописано. Все изменилось в 2002 году, когда появился пакет законов о государственной службе и о государственной гражданской службе. В этом пакете законов были четко прописаны обязанности и привилегии новых госслужащих. Появилось служивое сословие. При этом никуда не делось неслуживое, но его обязанности, льготы и привилегии не получили законодательного закрепления. И вот эти неслуживые сословия, в частности бюджетники, начали проявлять активность, требуя тех льгот, которые у них были при советской власти. Помните массовые выступления по поводу монетизации льгот? Это был протест бюджетников против лишения их сословных привилегий. Государство тогда отступило. Но сейчас продолжает ту же линию путем перевода бюджетников (учителей, врачей, пожарных, коммунальщиков), работающих по найму, на контракт. У государства просто нет возможности выплачивать людям все наследованные от Советского Союза льготы. Чернобыльцы, “афганцы”, северяне… Все они имели какие-то льготы. Бюджетники тоже были ранжированы. Врач первой категории, врач высшей категории, заслуженный врач… При переводе на контракт эта иерархия исчезает.
Врач высшей категории теряет эту категорию, заслуженный учитель перестает быть заслуженным?
Симон Кордонский: Категория никуда не девается, почетное звание – тоже. Но они уже не влияют на зарплату.
Может, это и правильно? Категории, звания… Кому они нужны? Сегодня в театре иной артист, не имеющий звания, получает по контракту больше, чем народный.
Симон Кордонский: Категория и звание гарантировали определенный уровень оплаты труда, а контракт упразднил эту гарантию. Сословная иерархия, она ведь имела и денежное выражение. Ведомость на зарплату в этом смысле была весьма информативным документом, она сообщала, кто есть кто. А теперь иерархии нет, и многие из тех, кто занимал в ней высокое место, чувствуют себя обделенными. Я хотел бы подчеркнуть один момент: сословие становится социальной реальностью, когда внешнее определение человека совпадает с его самоопределением. Крестьянин – это тот, кто выглядит как крестьянин, ведет себя как крестьянин и ощущает себя крестьянином. Искусственность наших сословий – она в том, что отсутствует самоопределение. Наши сословия номинальны.
Они созданы сверху?
Симон Кордонский: Да. Пройдитесь на улице. Много людей в форме вы сейчас увидите? А ведь все служивые люди имеют форму одежды. Кроме гражданских служащих, у всех есть форма. В имперской России одежда была четким признаком принадлежности к тому или иному сословию. В советские – тоже. Теперь эти признаки исчезли.
В советские времена не очень-то прокуроры ходили в форме. Разве что на торжественные заседания.
Симон Кордонский: Но была шапка каракулевая, пальто драповое. Помните? Эта одежда не была директивной, но хозяйственные отделы обкомов именно ею снабжали служивых.
Что еще вы считаете атрибутом сословий?
Симон Кордонский: Сословное собрание, сословный суд. И собор как форму согласования интересов. Сегодня сословное собрание и сословный суд у нас номинально есть только у военнослужащих. Я имею в виду офицерское собрание и офицерский суд чести. А при советской власти сословные собрания пронизывали все и вся: профсоюзное собрание, комсомольское собрание, партийное собрание… И был сословный собор – съезд КПСС, на котором согласовывались интересы всех сословий и куда делегировались их представители. В Советском Союзе эта система была очень продуманной. Орготделы партийных комитетов планомерно выстраивали и поддерживали ту социальную структуру, которая считалась идеальной. Сейчас ничего такого нет.
Сейчас другая социальная структура.
Симон Кордонский: Другая.
Но тоже созданная государством?
Симон Кордонский: Тоже созданная государством, но без сословных судов и сословных соборов. Самое главное – нет института согласования интересов различных сословий.
А парламент?
Симон Кордонский: Российский парламент возник как институт классового общества. В конце 80-х советская социальная структура стала разваливаться и началось расслоение по уровню потребления. Появились богатые и бедные. И парламент создавался как потенциальный орган согласования интересов богатых и бедных. Но парламентские функции он постепенно терял, а сословные не приобретал. Сословным собором его не назовешь. Тем более что сама сословная структура не отрефлексирована властью.
Как вам видится эта структура? Назовите сословия современного российского общества.
Симон Кордонский: Их очень много. Военнослужащие, судьи, правоохранители, муниципальные служащие, депутаты, казаки. Это все служивое сословие. Далее – обслуживающее сословие: бюджетники, наемные работники, коммерсанты, пенсионеры, осужденные, лица свободной профессии. Каждое сословие имеет еще и внутреннюю градацию. Скажем, лица свободных профессий – это те, кто работает на гонорар: художники, проститутки, политтехнологи, журналисты… И в каждой из этих групп своя иерархия, свои лидеры и аутсайдеры, свои богачи и бедняки. Бюджетники тоже неоднородны. Врач в ЦКБ и врач в сельской больнице отличаются друг от друга. А политтехнолог, который обслуживает Кремль, – совсем не тот политтехнолог, который обслуживает краевую администрацию. В сущности, социальное положение человека в нашей системе определяется двумя признаками – к какому сословию он принадлежит и какое сословие обслуживает.
У нас бюрократия служит сама себе
А бюрократия имеет сословные признаки?
Симон Кордонский: У нас нет бюрократии. Бюрократия возникает в государстве, когда оно отделяется от рынка. Бюрократия – это люди, находящиеся на службе у государства. И заняты они тем, что согласовывают действия государственных подразделений. Это классическая бюрократия.
Почему вы считаете, что у нас ее нет?
Симон Кордонский: Потому что у нас аппарат – это и есть государство. У этого аппарата нет функции согласования интересов разных групп. Он сам рождает цели, сам производит бумаги, сам себе все согласовывает. И в этом смысле он никакая не бюрократия. У бюрократии собственных целей быть не должно. Задача бюрократии – обслуживать рынок, общество, политическую систему. А у нас бюрократия служит сама себе.
Подняться из одного сословия в другое редко кому удается
Можно ли в России перейти из одного сословия в другое? У нас есть межсословные лифты?
Симон Кордонский: Только на самых нижних уровнях иерархии. Из бюджетника в работающего по найму – пожалуйста. Или из предпринимателей в зону.
Почему тогда только на нижних уровнях? Из губернаторов в зону теперь тоже реально.
Симон Кордонский: Вниз – это сколько угодно. А вот подняться из одного сословия в другое редко кому удается. Если ты военнослужащий, то, попадая на работу в какой-либо государственный орган, все равно остаешься военнослужащим, а не переходишь в категорию государственных гражданских служащих, и погоны с тебя никто не снимает.
Межсословные конфликты у нас случаются?
Симон Кордонский: Постоянно. Это конфликты за передел ресурсов. Иногда с жертвами. Потому что у нас не рыночное государство, а ресурсное. У нас не “товар – деньги – товар”. У нас “ресурс – статус – ресурс”. “Административный рынок”, как его 20 лет назад назвали. А что такое “административный рынок”? Это всегда передел ресурсов. И переделить ресурсы можно только одним способом – создав новую угрозу. Рыночные структуры работают с рисками, а ресурсная структураработает с угрозами, нейтрализуя их. Скажем, есть внешняя угроза. Соответственно, есть сословие, которое ее нейтрализует. Это дипломаты, служащие Российской армии, разведчики. Они нейтрализуют внешнюю угрозу. Есть и внутренняя угроза – нестабильность, “оранжевая революция”, “экстремисты”… Внутреннюю угрозу нейтрализуют полиция, Росгвардия, ФСБ. А поскольку объем ресурсов ограничен, то сословия конфликтуют, пытаясь эти ресурсы переделить. И это происходит на всех уровнях иерархии.
Существуют механизмы разрешения межсословных конфликтов?
Симон Кордонский: Конечно. Это собор. Так по крайней мере должно быть.
А у нас?
Симон Кордонский: А у нас это “стрелка”. Разборки по понятиям.
Можем ли мы в России оперировать понятием “богатое сословие”?
Симон Кордонский: В России нет богатых людей. Что такое богатый? Богатый – это прежде всего ощущение стабильности и определенный уровень потребления. А у нас никому не гарантированы ни стабильность, ни уровень потребления. Те, кого мы привычно называем богатыми, на самом деле никакие не богатые. Они – обеспеченные. В сословном обществе нет богатства, а есть обеспеченность. Обеспеченность ресурсами. Высокая или низкая. Нормативно. Некоторые обеспечены нормативно высоко, некоторые – нормативно низко. И государство старается быть социально справедливым, то и дело перераспределяя ресурсы в пользу плохо обеспеченных – от региона к региону, от муниципалитета к муниципалитету.
Что ждет завтра высших представителей российских сословий? Они как-нибудь представляют себе свое будущее?
Симон Кордонский: Никак. Они живут настоящим. И мечтают только об одном – чтобы завтра было так же, как вчера. Чтобы ничего не менялось.
Визитная карточка
Симон Кордонский – социолог, профессор НИУ ВШЭ. Родился в 1944 году в Горно-Алтайске. Окончил Томский госуниверситет по специальности преподаватель химии и биологии. С начала 70-х годов стал социологом, в 80-е годы работал в коллективе лучшего тогда социолога Татьяны Заславской. Параллельно с проведением полевых исследований разработал оригинальную методологию анализа российского общества, которую использует по сегодняшний день. Принимал участие в организации неформального объединения ученых, проводивших семинары по экономическим проблемам в ЦЭМИ АН СССР. Во время первого президентского срока Владимира Путина возглавлял Экспертное управление администрации президента РФ. С 2006 года преподает в НИУ ВШЭ.
Источник