Спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами
Минфин подготовил новые поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», которые запрещают розничные продажи спиртосодержащей пищевой продукции. Например, ароматизаторов и пищевых добавок. С начала года производство подобной продукции выросло на 150% на фоне ограничений продаж непищевой спиртосодержащей продукции — главным образом лекарственных спиртовых настоек.
Минфин подготовил поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), которые запрещают розничную продажу пищевой спиртосодержащей продукции — ароматизаторов и пищевых добавок крепостью свыше 0,5%. Об этом «Известиям» сообщили в Минфине, добавив, что возражений по указанному запрету от других ведомств не поступало. Проект ведомства подготовлен в соответствии с поручением правительства, заметили в министерстве. Предложения Минфина включены в пакет поправок в 171-ФЗ, который был подготовлен сенаторами и депутатами. Данный документ поступил в Госдуму и 24 марта прошел первое чтение. До конца апреля в него вносятся корректировки, после чего он будет готов ко второму чтению.
— Запрет розничной продажи пищевой спиртосодержащей продукции связан с тем, что она очень часто используется в качестве суррогатного алкоголя по достаточно дешевым ценам, — пояснили в министерстве, добавив, что «иных ограничений для производства крепкого алкоголя и спиртосодержащей продукции не предусматривается».
Речь идет именно о запрете розничных продаж спиртосодержащих эссенций — кондитерским комбинатам, например, они по-прежнему будут доступны.
30 марта впервые в России был введен запрет на розничную реализацию пищевой продукции на основе спирта сроком на 90 дней. Он был установлен постановлением главного санитарного врача Анны Поповой. В документе упоминались пищевые добавки и ароматизаторы. До этого, 23 декабря 2016 года, Роспотребнадзор ввел ограничение на продажу непищевой спиртосодержащей продукции с содержанием алкоголя свыше 25% сроком на 30 дней. Затем запрет был продлен. Это дало результат — по данным Роспотребнадзора, по состоянию на 1 апреля с начала года снизилось количество алкогольных отравлений по сравнению с предыдущими пятью годами за тот же период на 24%. Количество летальных случаев сократилось почти в два раза.
В Роспотребнадзоре уточнили, что в отдельных регионах в несетевой рознице были зафиксированы попытки продажи спиртосодержащих жидкостей под видом пищевой добавки.
— По сути, это тот же спирт, но производители позиционируют его как пищевую добавку, например, для пропитки тортов, обходя акцизы и продавая ниже минимальной розничной цены, — объяснил представитель Роспотребнадзора.
Для того чтобы пресечь попытки продажи спирта под видом ароматизаторов и пищевых добавок, при продлении запрета на спиртосодержащую непищевую продукцию была ограничена в реализации и спиртосодержащая пищевая продукция, сказали в Роспотребнадзоре.
Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) за январь–март 2017 года, производство пищевой спиртосодержащей жидкости выросло на 150% относительно прошлого года и составило 203 млн л. Для сравнения: производство водки в России за I квартал составило 166 млн л. Данных о розничных продажах в системе за январь–март текущего года еще нет.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уточнил, что по составу непищевые и пищевые спиртосодержащие жидкости практически не отличаются друг от друга. Но на последних указано, что они произведены для внутреннего потребления. При этом пищевая продукция может быть любой крепости, но обычно в продаже встречаются напитки крепостью менее 40%.
— В России будут полностью запрещены продажи, фактически и производство, спиртосодержащих жидкостей, но никто не может запретить нелегальную реализацию этой продукции. Поэтому стоит говорить о том, что население, которое раньше покупало данную продукцию, продолжит это делать, но уже незаконно, — сказал он.
Дробиз подчеркнул, что производители тортов и другой кондитерской продукции делают оптовые закупки ингредиентов и запрет их не коснется.
Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон сказал, что спиртосодержащие пищевые добавки используют при производстве тортов, пряников и конфет, а также в пирожных в качестве отдушек. Речь идет о добавках с ароматизаторами рома, коньяка. На торт весом 1 кг требуется 5 г жидкости с нужным ароматом. При этом непосредственное использование спиртных напитков повышает себестоимость продукции.
В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.
Источник
Спиртосодержащие ингредиенты – быть или не быть производству натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов, фруктовых наполнителей в России!
С 1 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями с 1 июня 2015 года пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5% относится к спиртосодержащей пищевой продукции, тем самым снижается порог уровня содержания этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с 1,5% до 0,5%.
Сегодня уже нет сомнений, что производство основных групп современных продуктов питания, как традиционных, так и функциональных (обогащенных) продуктов, продуктов детского и диетического питания невозможно без применения микроингредиентов: пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, физиологически функциональных ингредиентов.
Тенденция здорового образа жизни, использование в рационе функциональных продуктов питания на сегодняшний день является одной из актуальнейших. Повышение спроса на натуральные и органические продукты питания связано с все большей заботой людей о своем здоровье, в следствии чего, растут потребности пищевой отрасли в натуральных ингредиентах.
Это ставит перед производителями пищевых продуктов определенные задачи, связанные с подбором нового сырья и ингредиентов, обладающих физиологической пользой, и, конечно же, натуральных. Не исключением в этом списке являются и ароматизаторы/экстракты/фруктовые наполнители. «Собрать» или получить натуральный ароматизатор (за редким исключением эфирных масел цитрусовых) можно только при условии использования в качестве растворителя/носителя этилового спирта.
Этанол является натуральным растворителем/носителем для многих биологически активных веществ, в т.ч. и вкусоароматических, а зачастую и единственным. Именно применение этанола в производстве спиртосодержащих ингредиентов позволяет сохранить их нативность (натуральность) и обеспечить стабильность в технологическом потоке.
Применение этанола несколько ограничивает возможную область применения ароматизаторов, что обусловлено его высокой летучестью, однако с точки зрения «чистой этикетки» его использование предпочтительнее, чем использование других растворителей/носителей, таких как пропиленгликоль, диацетин и триацетин, бензиловый спирт. Использование этих «не этанольных» растворителей/носителей позволяет работать с пищевыми продуктами, которые производятся с использованием высоких температур, однако их присутствие накладывает ограничения как на целевые возрастные группы использования, так и возможные варианты типов пищевой продукции и дозировки ароматизатора в конечной продукции.
Норма добавления таких ароматизаторов составляет всего 0,7 — 1% к массе готового продукта, и в чистом виде они не годятся к употреблению, поскольку являются высококонцентрированными и предназначены исключительно для целей В2В. Не трудно пересчитать (учитывая макс. содержание спирта в сырье и дозировку пищевой добавки), что остаточное содержание спирта в конечном продукте будет значительно ниже 0,5% (если учитывать производственные термопроцессы – следовые количества). Эти цифры сопоставимы с содержанием спирта в детских кисломолочных продуктах, детских квасах, которые выпускаются под известными брендами.
Указанные фруктовые наполнители закупаются российскими производителями пищевой продукции в основном на российском рынке, а также могут ввозиться из-за рубежа.
Так, в производстве соковой продукции используются натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, которые получают в процессе производства концентрированного сока в виде жидкого дистиллята, при этом происходит концентрирование летучих веществ фруктов и овощей, в том числе спиртов. Содержание этилового спирта в готовой соковой продукции с добавлением концентрированных натуральных ароматообразующих веществ не превышает 0,2 %.
В готовом составном молочном или молокосодержащем продукте, изготовленном с применением фруктовых наполнителей, содержание этилового спирта составляет значительно меньше 0,5%, а сами кисломолочные продукты исключены из продуктов, подлежащих государственному регулированию оборота алкогольной продукции, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656 «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции».
Однако операции, в соответствии с ФЗ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (статья 2), производимые предприятиями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозками натуральных ароматизаторов, ароматообразующих веществ, пищевых ингредиентов, изготовленные на спиртовой основе (носитель/растворитель – этиловый спирт), а также экстракты из растительного сырья и фруктовых наполнителей, согласно ст. 2 п. 16 ФЗ РФ №171-ФЗ, попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и является лицензируемым видом деятельности, а сами упомянутые ингредиенты отнесены к спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 2 п. 4 ФЗ РФ №171-ФЗ).
Эксперты отрасли ингредиентов и пищевого бизнес-сообщества считают, что необходимость лицензирования оборота спиртосодержащих ингредиентов тормозит развитие пищевой отрасли в целом, не позволяя вывести на рынок российские инновационные продукты, увеличивая себестоимость, как ингредиентов, так и конечных продуктов, и делает данное направление отрасли импортозависимым, т.к. у российских производителей нет возможности развивать направление производства спиртосодержащих ингредиентов.
Использование же других вариантов растворителей/носителей повышает нагрузку этими веществами на организм человека, что вносит дополнительные риски в обеспечение здоровья нынешнего и будущих поколений.
Также не стоит забывать, что в странах ЕС, гармонизация с требованиями которых является главным постулатом Реформы технического регулирования РФ, и странах ВТО оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности.
Еще одно немало важное обстоятельство: все спиртосодержащие ингредиенты поставляются от производителя конечному потребителю (производителю готовой продукции) в опломбированной упаковке крупного объема, без промежуточного розлива в потребительскую тару, т.е. непосредственно предназначено для сектора В2В, и по определению не может попасть в руки простому обывателю! Кроме того, следует отметить, что выбранная дозировка ароматизатора (практически его разбавление в 100 – 150 раз) дает возможность получить «органолептически приемлимый» аромат. Использование ароматизатора в меньших разбавлениях практически невозможно с точки зрения органолептики.
Применение спиртосодержащих ингредиентов в продуктах питания направлено исключительно на улучшение качества продукции (и далеко не только алкогольной), производимой в России. Все спиртосодержащие ингредиенты проходят обязательную экспертизу безопасности.
Тем не менее, вступающее в силу законодательство неумолимо — операции, производимые компаниями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозкой упомянутых ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ и фруктовых наполнителей, согласно ст.2 п.16 ФЗ РФ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и налагают на производителей и поставщиков ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ требования к лицензированию (ст.18, пп 1-2); декларированию объема производства, оборота и (или) использования спиртосодержащей продукции (ст.14, п.1); оформлению сопроводительных документов (ст.10.2, пп 1-3); дополнительному оснащению оборудования (ст.8 п.2).
В этой связи актуальным является срочное внесение изменений в «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656), включив в него фруктово-ягодные наполнители, ароматизаторы пищевые, натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, экстракты плодовые и ягодные.
Также нуждается в срочном регулировании вопрос отмены Лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки спиртосодержащих пищевых ингредиентов (натуральных пищевых ароматизаторов и экстрактов) с учетом их назначения и функциональности, т.к. не решение данного вопроса в свою очередь приведет не только к удорожанию упомянутых ингредиентов и/или прекращению их массового производства на территории РФ, но поставит российских производителей в заранее невыгодное положение, т.к. оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности ни в одной из этих стран участниц ВТО, и сделает реализацию Стратегии Импортозамещения в данном секторе практически невозможной!
Семенова П.А., к.т.н. исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов
Бессонов В.В., д.б.н., руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБНУ «НИИ питания»
Документы по теме:
— Федеральный закон N 490-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД 23 декабря 2014 года, Одобрен СФ 25 декабря 2014 года).
Примечание: Статья 1 вступает в силу с 1 июня 2015 года.
— Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)(действующая редакция от 06.04.2015).
Источник
12.10.2017
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. N 130
О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ НЕПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ,
СПИРТОСОДЕРЖАЩИМИ ПИЩЕВЫМИ ДОБАВКАМИ И АРОМАТИЗАТОРАМИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, в связи со случаями массовых острых отравлений людей спиртосодержащей непищевой продукцией, в том числе со смертельными исходами, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. 1), ст. 4339, ст. 4359, N 48 (ч. 1), ст. 6724, 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160, (ч. 2), ст. 4238, 2017, N 27, ст. 3932, ст. 3938, N 31 (ч. 1), ст. 4765, ст. 4770) постановляю:
1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям приостановить на срок 180 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукцией, а также спиртосодержащей продукцией с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной приказом Минфина России от 11 мая 2016 года N 58н “Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов” (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 2016 года, регистрационный N 42365) с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 4 апреля 2017 года N 57н (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2017 года, регистрационный N 46537).
2. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:
2.1. Принять необходимые меры для обеспечения исполнения настоящего постановления;
2.2. Продолжить работу по информированию населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте:
3.1. Обеспечить контроль за исполнением настоящего постановления;
3.2. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в полной мере использовать меры административного воздействия;
3.3. Усилить контроль за оборотом стеклоомывающих жидкостей, спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
А.Ю.ПОПОВА
Возврат к списку
Версия для печати
Источник