Своя игра продукт какой студии

Рассказываем, что происходит за кулисами «Своей Игры», как Аскеров падал в обморок и почему так важно уберечь Петра Кулешова от аппендицита. И заодно — как попасть в телевизор.

Заявку на участие в телевизионной «Своей Игре» я отправила случайно, во время дружеского застолья. Через два года мне неожиданно позвонили, и я проходила телефонный отбор прямо на работе, посреди редакторского завала. Когда меня пригласили на очный отбор, я страшно удивилась, но в Москву съездила. А получив письмо с приглашением на съемки, решила: «Пусть это будет интересным приключением».

«Три говорящих головы»: за что любят «Свою Игру»

«Своя Игра» — долгожитель на российском телевидении. Если не считать одного короткого перерыва, она выходит в эфир уже почти 25 лет — с 1994 года.

Программа снимается по франшизе. Игру Jeopardy! придумали в США в 1969 году. Ее рейтинги на американском телевидении до сих пор высоки. Когда игра пришла в Россию, первые  рецензии в прессе оказались разгромными: писали, что она как кроссворд, что ее неинтересно смотреть. Но обычные зрители, видимо, считают по-другому.

Ольга Хворова, редактор «Своей Игры»:

— Всегда, когда снимаешь телепередачу, нужно понимать картинку. Здесь она статичная: три говорящих головы. Как на них может быть интересно смотреть целый час? Неясно до сих пор, даже нам. В этом феномен передачи.

Возможно, суть в том, что мы задаем вопросы разного уровня сложности, и нас смотрят, чтобы проверять себя. Зритель может ответить на простой вопрос и сказать себе: «Какой я умный!», а потом не ответить на сложный и подумать, что ему есть куда расти.

Студия 2В ©

Петр Кулешов, ведущий «Своей Игры»:

— Совершенно искренне говорю: я не знаю, почему нас смотрят. Уж точно не потому, что ее ведет кто-то божественный. Это, скорее всего, люди, которые хотят во все это играть. Я бы, например, никогда не смог стоять там один, без команды. Я бы боялся.

Я действительно много лет проверяла по «Своей Игре» знания. Особенно приятно было, когда три могучих игрока в телевизоре не отвечали на вопрос, а я с дивана презрительно кривилась: «Ну как же этого можно не знать!». Чувство собственного превосходства развивалось в полный рост. Правда, оказавшись за тем самым игровым столом, я его резко утратила, но об этом позже.

Петр Кулешов: «Аппендицит? Не приведи Господь!»

Петр Борисович Кулешов ведет «Свою Игру» с момента ее основания — почти 25 лет. Импозантный и ироничный, именно он прочно ассоциируется с программой. Основатели передачи рассказывали, что сначала искали актера среди интеллектуалов, а потом поняли, что надо искать интеллектуала среди актеров. Так за столом ведущего и появился Кулешов.

Студия 2В ©

Петр Кулешов:

— Сначала игру должен был вести другой человек, чудесный, замечательный. Но получалось у него довольно робко. На роль ведущего срочно, в авральном порядке начали пробовать эстрадных конферансье, причем они должны были сначала играть за столами сами. Это было в студии «РИА Новости», и претендентов собирали буквально по соседним комнатам. Я тогда был молод, смел и полон сил, включился в это соцсоревнование. Для театрального актера я был эрудит, отлично знал географию, особенно политическую. Неплохо было на тот момент с языком, но все это было так, поверхностно.

80 игр в году снимают за 4 съемочных цикла. Цикл длится 4 дня, в день снимают по 5 игр подряд. Пока трое игроков стоят за столом, на трибунах в зале сидят остальные  те, кто приехал на съемки и ждет своей очереди сыграть. Я просидела на трибуне два с половиной дня: посмотрела 12 игр, пообщалась с двумя десятками «коллег»-игроков и вообще неплохо провела время.

А вот Петр Борисович целый съемочный день на ногах. Между играми бегает в гримерку, а потом снова к станку. То есть к столу. Читает вопросы, шутит, приободряет игроков, но порой откровенно злится, когда они не отвечают на простые вопросы. Опытные игроки советуют стараться попасть в первую или вторую игру съемочного дня, пока Кулешов еще благодушен и не раздражен.

Петр Кулешов:

— Мы снимаем по пять передач в день, и я постоянно говорю. И с точки зрения ведущего это такая невероятная лафа, когда игроки говорят сами! Ведь в это время я могу помолчать. Мы очень благодарны игрокам за развернутые ответы. И вот представьте себе: ты проводишь первые две игры с условными Хашимовым и Эдигером, привыкаешь к этому, а потом вдруг начинаются слабые игроки. Конечно, раздражает, когда они боятся отвечать на простые вопросы. Это и на зрелищность влияет.

Иногда усталость дает о себе знать. Самый частый казус, по словам Петра Борисовича, — когда он заодно с вопросом зачитывает и ответ. В таком случае при монтаже этот вопрос из передачи просто вырезают.

Когда я была на съемках, Кулешов в каждой игре зачитывал рекламу «Танакана». Идеально читая вопросы, рекламу он почему-то чаще всего мог без запинки прочесть только со второго, а то и с третьего дубля. «Таракан» тоже несколько раз проскочил.

Студия 2В ©

Даты съемок определяются заранее, игроки специально под них берут отпуска, приезжают в Москву и ждут своей очереди в студии. Поэтому что будет, если Петр Борисович вдруг не сможет вести программу, никто не знает. За четверть века такого не случалось ни разу.

Петр Кулешов:

— Как только я не вел — и с температурой, и с похмелья, и без голоса. Без голоса — это страшнее всего. Это все равно что играть Меркуцио в кроссовках. Он же должен быть в сапогах, лучше всего — в ботфортах. Меня, конечно, лечат: например, заливают масло на связки через нос…

Вы спрашиваете про аппендицит? Да не приведи Господь!

Ольга Хворова тоже становится очень набожной, услышав вопрос о том, как будут выкручиваться, если Петр Борисович вдруг уляжется в больницу на срочную операцию. Она рассказывает, что однажды Кулешов отвел цикл игр совершенно расклеившимся. При монтаже оказалось, что нужно переснимать все моменты с его участием, и ведущий заново зачитывал все вопросы — пустым столам, в пустой студии.

Физики против лириков (лирикам легче)

Вопросы «Своей Игры» имеют откровенный гуманитарный уклон. Просто сравните: сколько раз в игре спрашивают об условной «Травиате» и сколько — о законах Ньютона. Биологам и физикам, которые не знакомы с оперой и забыли школьный курс литературы, здесь тяжеловато. Впрочем, совсем узкие специалисты вряд ли смогут пройти два отборочных тура перед съемками — приветствуются разносторонние знания.

Ольга Хворова:

— Это, видимо, какой-то отголосок исторического противостояния физиков и лириков в нашей стране. У нас физика — это больше профессия, а лирика — больше хобби. Поскольку мы все-таки передача про хобби, получается, что у нас перекос именно в то, что люди смотрят и слушают в свободное время. Получается, что человеку, который это делает и на работе, сыграть проще.

Среди успешных игроков — историки, переводчики, филологи, юристы. Но есть и медики, и программисты, и инженеры. Важно не только много знать, но и быстро реагировать, сопоставлять факты, и физически успеть нажать на кнопку раньше соперников. У меня это получалось очень редко.

Студия 2В ©

Вообще разброс профессий игроков колоссальный — от патологоанатомов до театральных актеров, от сантехников до футбольных комментаторов. Тебе может повезти с темами, а может оказаться так, что ни одного «твоего» вопроса в игре не прозвучит. Так что ботаник, которому приходится играть сплошь темы по Россини и железнодорожному транспорту, — не редкость.

Ольга Хворова:

— Мой любимый пример — Павел Занозин, футбольный комментатор. Он сам к нам попросился, хорошо прошел отбор. А когда пришел играть, то оказалось, что в его игре нет не то что ни одной футбольной темы — вообще ни одного спортивного вопроса! А ведь среди наших редакторов есть любители футбола, и такие темы бывают довольно часто.

Женский вопрос

Женщин среди игроков немного. Поэтому редакторы стараются не ставить в одну тройку по две дамы: нас берегут, чтобы разбавлять мужскую компанию.

Когда на меня надели мантию, Петр Борисович произнес: «Как приятно вас тут видеть!». Испуганную женщину за игровым столом галантный Кулешов старается приободрить как может: улыбается, шутит, разговаривает, а когда наступает твоя очередь выбирать тему, так торжественно произносит  «Играйте!», как будто представляет тебя английской королеве.

Петр Кулешов:

– Я всегда болею за женщин и стараюсь им помочь. Если, конечно, это не женщина-терминатор в игровом плане, которая в помощи не нуждается. У нас есть и такие.

По словам редакторов, женщин в игре мало не потому что они не проходят отборы — от них в принципе поступает очень мало заявок.

Ольга Хворова:

— Возможно, дело в том, что это скорее мужская игра по духу: здесь мужчины хотят показать свою силу и посоревноваться, выяснить кто круче. Девочки идут играть скорее по другим причинам — они и без того знают, что крутые.

Не знаю, как насчет остальных, а я действительно шла не мериться силами, а узнать, как тут все устроено. Например, было очень интересно, как меня накрасит профессиональный гример. Тут я разочаровалась: здесь все делается не для красоты, а для камеры: подчеркивают глаза, рисуют губы и румянец. В итоге в кадре ты выглядишь нормально, но в жизни я себе показалась похожей на героиню детского фильма, к которой «сваты приехали».

Студия 2В ©

Кстати, гример работает не только с женщинами, но и с мужчинами. И это довольно сильно заметно. Ходили анекдоты о том, как загримированные игроки после съемки шли ужинать в кафе и вызывали повышенный интерес у официантов и посетителей.

Ольга Хворова:

— Если накрашенный мужчина догадается попросить у нас влажную салфетку — у него есть шанс выйти от нас без грима. Но это еще ничего. Интереснее будет, если кто-то перенервничает и прямо в мантии отправится в ближайший ларек за шаурмой. У коллег из других игровых передач такое было, а у нас пока все молодцы.

Интересно было и то, как я буду выглядеть в серебристой мантии. Ничего так получилось. Правда, все мантии огромные. Поэтому перед игрой ее прямо на тебе подкалывают булавками на рукавах и по подолу. А чтобы выровнять игроков по росту, в студии есть специальные подставки разной высоты. На одну из них меня и поставили, и поэтому половину игры я боялась не только отвечать на вопросы, но и свалиться со своей подставки, запутавшись в длинной мантии.

Несчастные случаи на производстве: нервы, любовь и «за козла ответишь»

Как на любом производстве, на съемках случаются казусы — веселые и грустные. Как-то раз перемигивающиеся лампочки в студии спровоцировали эпилептический припадок у одного из зрителей на трибуне. Спасать его прямо из-за игрового стола выбежал Александр Эдигер, один из сильнейших игроков всех поколений, доктор по профессии. Сыграл после этого хуже, чем ожидалось.

Ольга Хворова:

— Часто игроки страшно нервничают. Был товарищ, который трясся так, что руки ходуном ходили, в том числе и под мантией. Рассказывают, что Ровшан Аскеров как-то раз практически свалился в обморок: ему нужно было брать решающий вопрос за 50 баллов, и ему надо было вспомнить ответ. Додумался он на последней секунде, заорал что-то (кажется, «Песталоцци!!!») и после этого чуть не упал без чувств.

Я понимаю Аскерова: во время игры у меня тряслись не только коленки, но и руки. И разговаривала я не своим привычным звонким пионерским голосом, а блеянием трепетной овцы. Никогда в жизни не видела себя более испуганной, чем на этой записи. Вся диванная бравада испаряется сразу же, как только ты слышишь знаменитое «Здравствуйте, здравствуйте, это “Своя Игра”, и сегодня у нас играют…»

Студия 2В ©

Романтические истории тоже не редкость. На играх знакомятся, встречаются и даже женятся. Но везет не всем  во всяком случае, не сразу.

Ольга Хворова:

— Была красивая и грустная история про игрока, который в своей дебютной игре моментально влюбился в свою соперницу по игровому столу. Играть нормально не смог, получилось у него очень плохо. Ничего в итоге у них не срослось, он женился на другой прекрасной девушке, которая тоже, кстати, у нас сыграла. Получилась отличная пара.  

Часто на игровой площадке можно встретить людей из другой культовой передачи для любого уважающего себя интеллектуала — «Что? Где? Когда?».

Петр Кулешов:

— Миллион лет назад была игра: Александр Друзь, просто мальчик и просто девочка. Они его, конечно, страшно боятся, на кнопку не жмут, и он играет один. В перерыве я его прошу оставить соперникам хотя бы самые простые вопросы. Он говорит: «Черт с вами». И вот играется вопрос, Друзь молчит, мальчик жмет кнопку и отвечает: «Осел». А это неправильный ответ. Тут девочка понимает, что настал ее звездный час, и звонко отвечает: «Козел!». Я торжественно говорю: «Вы правы!», и в этот момент Друзь себе под нос, но отчетливо в микрофон произносит: «А за козла ответишь». Больше до конца игры ни мальчик, ни девочка рта не открывали.

«Своя Игра» — это целый мир со своей историей и философией. Четверть века она помогает нам стать умнее и предлагает попытать свою удачу.

Скоро в студии начнут готовить съемки юбилейной серии, посвященной 25-летию игры. А мы снова готовим место на нашем уютном диване и снова собираемся чувствовать себя самыми умными зрителями на свете.

Студия 2В ©

Мы выражаем благодарность Ольге Хворовой, Петру Кулешову и телекомпании «Студия 2В» за помощь в подготовке материала. 

Источник

Продолжаем серию публикаций о программе “Своя игра”. Из этого материала вы узнаете, как я впервые посетил съемки любимой игры и какой тернистый путь отборов проходят потенциальные игроки, чтобы под софитами и камерами отвечать на каверзные вопросы, составленные редакцией шоу. Обо всем – по порядку 🙂

Современный логотип “Своей игры” (с 6 апреля 2013 г.)

Рассматривая сегменты игровой студии в 2010-2013 гг., я отметил неудобное, на мой взгляд, расположение зрительских трибун относительно происходящего в съемочном павильоне. Со зрительской точки было отлично видно место ведущего и игровой монитор, а игроки были видны исключительно со спины: их счет для зрителей в студии был виден на панели их персональных мониторов.

Так выглядел зрительный зал в 2001-2013 гг. В первом ряду располагались места для потенциальных участников игры

Однако 6 апреля 2013 года, после перехода телевизионного изображения в формат 16:9, “Своя игра” изменила студию и декорации. Зрительный зал стал располагаться прямо напротив студии, где игровой монитор, место ведущего и игроки стали располагаться на одном уровне глаз, вследствие чего происходящее в студии стало восприниматься более качественно.

Теперь удобно, как-нибудь надо сходить на съемки! – подумал я в 2014 году. И впоследствии не прогадал :-))

После неудачного отбора я решил когда-нибудь посетить съемки “Своей игры”, чтобы понять и прочувствовать, как это происходит “в живую”. Но на первом курсе университета, где я учился на факультете журналистики, по причине неудобного расписания я не мог попасть туда вплоть до июня 2015 года. Оставалось только ждать. НТВ переживало трудные времена: с поста гендиректора ушел Владимир Кулистиков. После назначения на эту должность Алексея Земского началось переформатирование сетки вещания канала, в результате чего сроки съемок постоянно сдвигались. Назначенные 4 дня ноябрьского пула сократились до двух в декабре, а позже были перенесены на 27-28 января 2016 года. Это и были первые телевизионные съемки “Своей игры”, на которых я, наконец-то, смог присутствовать в связи со студенческими каникулами.
Так как же попасть на съемки?

Все очень просто! Нужно всего лишь написать по мере объявления дат очередных съемок на официальной странице игры в Фейсбуке редактору “Своей игры” Ольге Хворовой, изъявив желание присутствовать на съемках зрителем, предварительно указав свои ФИО и дату рождения. Вас обязательно внесут в список зрителей. Остается только прийти к назначенному времени (мотор на съемку первой игры в 12:00) на пересечение Ленинградского проспекта и улицы Лизы Чайкиной (Лениградский проспект, 68, ст. м. Аэропорт), пройти на территорию “ангаров” рядом со шлагбаумом, на посту охраны предъявить паспорт и пояснить, что вы пришли на съемки программы. После проверки списка вас пропустят или лично, или в сопровождении администратора Елены Деревянкиной, с которой вы пройдете в студию игры.

“Теледом” – комплекс съемочных павильонов, в которых проводятся съемки различных телевизионных проектов, в т.ч. “Своей игры”

Придя 27 января 2016 года на съемки, я с удивлением заметил, что многолетний спонсор программы “Эрих Краузе” (2002-2015) больше таковым не является. Также меня поразило, что в самой студии достаточно темно, а свет падает исключительно от прожекторов. Было очень приятно познакомиться с опытными игроками – Валентином Викторовичем Мельниковым и Ларисой Леонидовной Логвиновой, которые являются постоянными зрителями в студии. За один день снимается сразу 5 программ, в ходе которых ведущий Петр Кулешов задает игрокам 455 вопросов. И таких дней в одном цикле обычно четыре (в январе и марте 2016 года съемки велись по 2 дня). Итого – 1820 вопросов!!! Очень сложно представить кропотливую работу редакторов программы – Ольги Хворовой, Дмитрия Борока и Александра Коробейникова – над процессом подготовки всех фактов и их верификации для составления качественных вопросов, на которые игроки смогут находить правильные (или неправильные) ответы. Еще сложнее, на мой взгляд, приходится Петру Борисовичу Кулешову: не каждый профессиональный ведущий сможет внятно и четко прочитать за 4 дня столько информации. А уж сколько вопросов было прочитано и задано им за 26 лет существования “Своей игры”… (!)

Вот такой компанией мы пришли на съемки 27 января 2016 г.

Как стать участником игры?

Для этого нужно написать на электронную почту igroki@studio2v.ru о своем желании участвовать в игре, указав ФИО, возраст, город проживания, профессию, а также электронную почту и контактный телефон, по которому с вами свяжутся редакторы, когда начнутся этапы отбора. Их два:

1) Заочный. В предыдущей статье я писал, что в 2014 году отбор проводился по телефону. С 2019 года отбор проводится в онлайн-режиме через Интернет. На ваш электронный адрес редакция присылает персональную ссылку, при открытии которой после заполнения персональных данных вам задаются 20 вопросов, на прочтение каждого из которых и ответ дается по 15 секунд. Спустя некоторое время по результатам всех заявившихся определяется “проходной” результат, и игроку сообщают об успешном или неудачном прохождении первого этапа отбора.

2) Очный. Проводится для успешно прошедших первый этап. Отбор состоит в том, что три потенциальных участника проводят между собой пробную игру в офисе “Студии 2В”, состоящую из двух раундов телевизионной версии без финального раунда. Вопросы дублируются на игровом мониторе и зачитываются одним из редакторов. Редакции важен не только количественный результат, но и качественность и зрелищность, красота вашей игры с точки зрения зрительского интереса. По итогам пробной игры (обычно через 1-2 недели) потенциальным игрокам сообщается об успехе или неудаче. Если отборы пройдены успешно – ждите, вас позовут на съемки программы, ведь вы стали ее участником! Однако если вы потерпели неудачу – не расстраивайтесь: отборы можно проходить сколько угодно раз (единственное ограничение – прохождение года с момента последнего неудачного отбора). Тренируйте реакцию на кнопке, прокачивайте свои знания – и тогда все обязательно получится!

А в нашем следующем материале речь пойдет об относительно удачном повторном отборе в телевизионную “Свою игру”, а также о спортивной версии данной игры :-)) Если вам интересны данные статьи – ставьте лайки и подписывайтесь на канал) Всего доброго, увидимся, пока!

Источник