Свойства касательной к окружности в каком классе

Свойства касательной к окружности в каком классе thumbnail

Тема урока: Касательная к окружности, ее свойства.

Урок объяснения нового материала.

В системе уроков по данной теме (3 часа)- урок второй.

Цели урока:

  • Ввести понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведённых из одной точки.
  • Рассмотреть свойство касательной и её признак и показать их применение при решении задач.
  • Рассмотреть свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки и показать его применение в процессе решения задач, направленных на выявление понимания содержания теоремы на уровне узнавания и формально-логическом уровне.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор с экраном, доска, тесты.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Мотивация введения данного понятия.
  4. Введение теоремы о касательной к окружности.
  5. Анализ предложенных утверждений (выявление понимания содержания теоремы).
  6. Доказательство теоремы.
  7. Разбор задач.
  8. Подведение итогов и задание ДЗ.

Ход урока:

I. Организационный момент (3 минуты)

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока(слайд №1,2)

II. Актуализация знаний учащихся (5 минут)

Тест с целью проверки теории (слайд №3,4), с последующей устной  проверкой

1. Среди следующих утверждений укажите истинные.

Окружность и прямая имеют две общие точки, если:

а) расстояние от центра окружности до прямой не превосходит радиуса окружности;

б) расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса окружности;

в) расстояние от окружности до прямой меньше радиуса.

2.Закончите фразу, чтобы получилось верное высказывание.

Окружность и прямая не имеют общих точек, если …

3. Вставьте пропущенные слова.

Прямая называется касательной к окружности, если …

4. Установите истинность или ложность следующих утверждений:

а) Прямая  является секущей по отношению к окружности, если она имеет с окружностью общие точки.

б) Прямая  является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.

в) Прямая  является секущей по отношению к окружности, если расстояние от центра окружности до данной прямой не больше радиуса.

5.  Среди следующих утверждений укажите истинные.

а) Если хорду окружности продолжить до прямой, то она будет являться секущей.

б) Если диаметр окружности продолжить до прямой, то она будет касательной к этой окружности.

в) Если радиус окружности продолжить до прямой, то она будет касательной к этой окружности.

III. Изучение нового материала (10 минут)

1.Вспомнить определение касательной   и точки касания.

На следующем слайде представлены рисунки с касательными к окружности.

(слайд№5). Если вы с чем-то не согласны, объясните свою позицию.

2. Ребята, постройте, пожалуйста, радиус к точке касания.  Вы заметили какую-нибудь особенность взаимного расположения этого радиуса и касательной? (если нет, то попросить воспользоваться угольником).

3. Формулируем теорему о свойстве касательной (слайд №6)

Доказательства теоремы о свойстве касательной к окружности (см. п. 69, с. 166) лучше провести в ходе беседы учителя с учащимися по рис. 212, приготовленному на доске.

Наводящие вопросы:

– Предположим, что прямая р не перпендикулярна радиусу ОА.

Сравните расстояние от центра окружности до прямой р с радиусом окружности.

(Расстояние от точки О – центра окружности – до прямой р меньше радиуса, так как радиус ОА в данном случае является наклонной по отношению к прямой р, а как известно, любая наклонная больше перпендикуляра, проведённого из той же точки к той же прямой

что и наклонная.)

– Каково взаимное расположение прямой р и окружности? Почему?

– Может ли прямая р быть касательной к окружности? Объясни.

(Прямая р не может быть касательной к окружности, так как она имеет с ней две общие точки.)

– Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу ОА? О чём говорит? (Предположение о том, что прямая р не перпендикулярна радиусу неверное, следовательно прямая р перпендикулярна радиусу.)

IV. Закрепление нового материала (6 мин)

 1.Решите задач (слайд №7)

          

     Задания выполняются на доске учащимися, учитель по необходимости помогает им.

V. Продолжение объяснения нового материала (10 минут)

Ребята, а теперь постройте окружность и точку  Р  лежащую вне этой окружности.

Проведите через точку  Р  две касательные к окружности. Соедините центр окружности и точки касания отрезками.

Что вы можете сказать о отрезках РВ и РА ? Как луч РО делит АРВ ?

А вот как раз и это свойство (слайд №8)

Откуда взять равенство этих элементов? Кто готов доказать нам этот факт.

Ученики сами доказывают данную теорему на доске и в тетради.

VI. Закрепление нового материала (6 мин)

Решаем вместе задачу № 640

Рисунок заранее начерчен на доске.

VII. Рефлексия

Каким свойством обладает касательная к окружности?

Сформулируйте теорему о двух касательных к окружности, проведенных из одной точки, лежащей вне этой окружности.

Возникали у вас трудности с усвоением сегодняшнего материала? И по какой причине?

VIII. Домашнее  задание: п.69, № 639, 642; 714(для отличников).

Источник

Конспект урока

по теме «Касательная к окружности.»

Учитель: Шишкина Лариса Юрьевна, учитель математики

Предмет: геометрия

Класс: 8

Тип урока: формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока:

Формулировка и доказательство теоремы: свойство касательной к окружности, свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки, признак касательной к окружности. Ввести понятие «эвристика». Сформулировать эвристики: а) если проведена касательная к окружности, то необходимо провести радиус в точку касания; б) если даны две касательные к окружности, пересекающиеся в одной точке, то можно использовать тот факт, что равны отрезки касательных и равны углы, заключенные между соответствующей касательной и прямой, проходящей через центр окружности и данную точку.

Планируемые достижения:

Метапредметные: уметь анализировать, строить рассуждения, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Предметные: уметь работать с текстом (структу­рировать, заполнять необходимой информацией), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, применять математическую и информационно-коммуникационную терминологию и символику.

Оборудование: учебник «Геометрия. 7 – 9 классы. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.»; опорный конспект (карточка); презентация MS Power Point, компьютер, экран, проектор.

Активизировать учащихся, включить их в учебную деятельность

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку

Выполняется самооценка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организовать учащихся к открытию новых знаний

На прошлых уроках по геометрии мы с вами рассмотрели случаи взаимного расположения прямой и окружности, ввели определения секущей окружности, касательной к окружности.

Давайте вспомним данные определения.

Укажите рисунки (слайд презентации), на которых изображена касательная к окружности.

hello_html_m5a340bce.png

Сегодняшний урок мы с вами посвятим изучению свойств касательной к окружности. Это и будет целью нашего урока. Записываем тему урока «Касательная к окружности».

Учащиеся внимательно смотрят на экран.

Формулируют определения секущей окружности, касательной к окружности; взаимного расположения прямой и окружности.

3. Актуализация знаний.

Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой «Касательная»; подготовка учащихся к работе на уроке.

– Для начала решим следующую задачу.

1. Прямая p является касательной к окружности с центром в точке О. Необходимо выяснить взаимное расположение прямой p и радиуса окружности, проведенного в точку касания.

Можно предложить учащимся составить краткую запись условия и сделать чертеж.

Если они не могут этого сделать, необходимо задать следующие вопросы:

hello_html_m7c9ee92d.png

– О каких объектах говорится в задаче?

– Сделайте соответствующий рисунок к задаче. Обозначьте точку касания буквой А.

В задаче говорится об окружности с центром в точке О и о касательной р.

Что необходимо установить в задаче?

Взаимное расположение касательной р и радиуса ОА данной окружности, проведенного в точку касания

Дано:

окружность (О, ОА),

p – касательная, Ар.

Найти: взаимное расположение р и ОА.

Решение задачи:

– Как могут быть расположены две прямые (а в частности прямая и отрезок) на плоскости?

Две прямые на плоскости могут быть параллельными, пересекаться, в частности быть перпендикулярными.

– Являются ли прямые p и ОА параллельными? Почему?

Нет, т. к. данные прямые имеют общую точку – точку касания, следовательно они пересекаются

Тогда, что нам необходимо установить?

Будут ли прямые АО и р перпендикулярными

Предположим, что ОА и p не перпендикулярны. Тогда что является расстоянием от центра окружности О до данной прямой?

Расстоянием от центра окружности О до прямой р является отрезок (ОН) перпендикулярный к данной прямой и проходящий через точку О.

Сравните расстояние от центра окружности до прямой p с радиусом данной окружности. Обоснуйте свой ответ.

Расстояние ОН от центра окружности до прямой p меньше радиуса окружности ОА, т. к. в данном случает ОА является наклонной, а наклонная больше перпендикуляра, проведенного к данной прямой

– Каково взаимное расположение прямой р и окружности? Какое название в этом случае имеет прямая р?

Прямая р и окружность имеют две общие точки, следовательно р является секущей по отношению к данной окружности

Может ли прямая р быть секущей по отношению к окружности?

Нет, т.к. по условию она является касательной к данной окружности.

Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу ОА? О чем это говорит?

Данное предположение неверно. Следовательно касательная р и радиус, проведенный в точку касания, перпендикулярны

– Сформулируйте полученное утверждение.

Это утверждение называется свойство касательной.

Касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания

Записывают решение в тетради:

Дано:

окружность (О, ОА),

p – касательная, Ар.

Доказать: ОАр

hello_html_m509bcec6.png

Доказательство: Предположим, что это не так. Тогда ОА – наклонная (Но любая наклонная, проведенная из той же точки, что и перпендикуляр, будет больше перпендикуляра)

ОН<ОА (т.к. ОА – радиус) p – секущая (прямая р и окружность имеют две общие точки, что неверно – противоречие условию) «p – касательная» ОАр.

Ответ: ОАр.

4.Физкультминутка

Снятие утомления, повышение умственной работоспособности детей

усталости.

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень – очень

Развеселый чудачек. 

Выставить вперед обе руки, пальцы рук сложены в кулачок, большой палец направлен вверх со словами: «Ты красавец!» 

Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры двумя руками

5. Первичное усвоение новых знаний.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала;

– Попробуйте спрогнозировать: в каких случаях возможно применение данной теоремы.

Применение данного свойства возможно во всех задачах, связанных с окружностью

Таким образом, можно сделать вывод: Если в задаче нам дана касательная к окружности, целесообразно … (продолжите фразу…)

hello_html_6b2bf857.pngВ математике способ, помогающий решить ту или иную задачу, называют эвристикой. В данном случае мы с вами получили эвристику: если проведена касательная к окружности, то необходимо провести радиус в точку касания, и использовать факт, что данные касательная и радиус будут перпендикулярны. Попробуем использовать ее при решении следующей задачи.

….провести, радиус в точку касания.

5. Первичное закрепление

Зафиксировать изученное учебное действие при решении задачи

2. Прямая АВ касательная в точке А к окружности с центром в точке О. Найдите длину отрезка ОВ, если АВ = 24 дм, а радиус окружности равен 7 дм

Решение задачи:

– АВ является касательной к окружности. Объясните, как воспользоваться полученной эвристикой?

Провести радиус ОА окружности в точку касания.

– Какую фигуру получили в результате дополнительного построения? Обоснуйте свой ответ.

В результате получили прямоугольный треугольник АОВ, т. к. отрезки ОА и АВ перпендикулярны, исходя из свойства касательной.

– Каким образом мы найдем искомый отрезок ОВ?

Отрезок ОВ является гипотенузой в данном треугольнике, его можно найти по теореме Пифагора.

Учащиеся обсуждают решение в парах и оформляют решение задачи в тетради с дальнейшей проверкой с помощью слайда презентации.

Решение:

АВ- касательная,

проведем ОА – радиус ОААВ (свойство касательной)

ОАВ=90º

ΔОАВ – прямоугольный.

ΔОАВ: ОВ=, ОВ=25 дм.

Ответ: ОВ=25 дм.

Давайте на основе свойства касательной, сформулируем теорему, обратную даннойпризнак касательной к окружности: если прямая проходит через конец радиуса, лежащий на окружности и перпендикулярна к этому радиусу, то она является касательной.

Рассмотрим еще одно понятие, связанное с понятием касательной к окружности. Для этого необходимо сделать рисунок.

Изобразите в тетрадях окружность с центром в точке О произвольного радиуса. Через точку А лежащую вне окружности проведите касательные к данной окружности, касающиеся ее в точках В и С.

– Отрезки АВ и АС называют отрезками касательных, проведенных из точки А. Запишем данное определение в карточку: отрезки АВ и АС – отрезки касательных, проведенных из точки А.

hello_html_1b102c57.png

3. Используя данный рисунок, сравните: а) отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки; б) углы, заключенные между прямой, проходящей через эту точку и центр окружности, и отрезками касательных. (работа в парах)

Учащиеся выполняют данное задание с помощью линейки транспортира.

Какие выводы вы получили в результате решения данной задачи?

Отрезки касательных равны, углы, заключенные между прямой, проходящей через эту точку и центр окружности, и отрезками касательных также равны.

Прекрасно, но в математике мы основываемся на доказательствах. Какую задачу мы должны теперь решить?

Запишите краткую запись условия и доказательство, используя учебник п. 69 «Касательная к окружности» (д.з.)

Необходимо доказать, что равны а) отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки; б) углы, заключенные между прямой, проходящей через эту точку и центр окружности, и отрезками касательных.

При решении каких задач мы можем использовать полученные теоретические факты?

Данные теоретические факты мы можем использовать в решении задач, в которых одним из элементов являются две касательные к окружности, проведенные из одной точки.

6. Рефлексия

Обобщить полученную информацию.

Формировать у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли мы ее?

Изучить свойства касательной к окружности. Мы достигли данной цели.

– Какие свойства касательной к окружности мы изучили на сегодняшнем уроке? Сформулируйте их.

Свойство касательной к окружности, свойство отрезков касательных, проведенных из одной точки, признак касательной к окружности. Соответствующие свойства формулируются.

– Сегодня на уроке прозвучало ранее неизвестное слово – эвристика. Кто запомнил, что оно означает?

Эвристика – это способ, помогающий решить ту или иную задачу

– Какие эвристики мы сформулировали на уроке?

Если проведена касательная к окружности, то необходимо провести радиус в точку касания.

Если даны две касательные к окружности, пересекающиеся в одной точке, то можно использовать тот факт, что равны отрезки касательных и равны углы, заключенные между соответствующей касательной и прямой, проходящей через центр окружности и данную точку.

– При решении каких задач мы использовали эвристики?

При решении задач, в которых была дана касательная к окружности

7. Информация о домашнем задании

Разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания

Домашнее задание:

Выучить свойства касательной. Провести доказательство Т. «Об отрезках касательных..» п. 69. № 641, 643.

До свидания! Урок окончен.

Записывают в дневники домашнее задание.

Источник

Инфоурок

Геометрия
›Презентации›Презентация к уроку по геометрии “свойства секущих и касательной к окружности” (8 класс)

Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в т...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в т

Описание слайда:

Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания. А O a Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания.

2 слайд

Теорема: Вписанный угол равен половине дуги, на которую он опирается. Централ

Описание слайда:

Теорема: Вписанный угол равен половине дуги, на которую он опирается. Центральный угол равен дуге, на которую он опирается.

3 слайд

Следствие: Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу равны.

Описание слайда:

Следствие: Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу равны.

4 слайд

Следствие: Вписанный угол, опирающийся на диаметр - прямой. А В С . О

Описание слайда:

Следствие: Вписанный угол, опирающийся на диаметр – прямой. А В С . О

5 слайд

Теорема: Отрезки касательных, проведённые из одной точки к окружности, равны

Описание слайда:

Теорема: Отрезки касательных, проведённые из одной точки к окружности, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.

6 слайд

А О С В D F Задача: Угол между двумя секущими равен полуразности большей и ме

Описание слайда:

А О С В D F Задача: Угол между двумя секущими равен полуразности большей и меньшей дуг, образованных этими секущими.  ВAC = ½ ( DF –  BС ).

7 слайд

Задача: Угол между касательной и хордой равен половине градусной меры дуги, с

Описание слайда:

Задача: Угол между касательной и хордой равен половине градусной меры дуги, стягиваемой хордой.  ACB = ½ CB

8 слайд

Теорема: Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одн

Описание слайда:

Теорема: Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды. А E С В D 1 2 3 4

9 слайд

Задачи 1. Найдите угол АСО, если его сторона АС касается окружности, О — цен

Описание слайда:

Задачи 1. Найдите угол АСО, если его сторона АС касается окружности, О — центр окружности, а большая дуга окружности, заключенная внутри этого угла, равна116°. Ответ дайте в градусах.

10 слайд

2. Хорда АВ стягивает дугу окружности в 46°. Найдите угол АВС между этой хорд

Описание слайда:

2. Хорда АВ стягивает дугу окружности в 46°. Найдите угол АВС между этой хордой и касательной к окружности, проведенной через точку В.

11 слайд

3. Через концы А и С дуги окружности в проведены касательные ВА и ВС . Найдит

Описание слайда:

3. Через концы А и С дуги окружности в проведены касательные ВА и ВС . Найдите угол АВС, если угол АОС равен 62° . Ответ дайте в градусах.

12 слайд

4. К окружности, вписанной в треугольник, проведены три касательные. Периметр

Описание слайда:

4. К окружности, вписанной в треугольник, проведены три касательные. Периметры отсеченных треугольников равны 6, 8, 10. Найдите периметр данного треугольника. C М

13 слайд

5. Хорда АВ пересекает диаметр СD окружности в точке Е. АЕ = 3, ВЕ = 8, СЕ =

Описание слайда:

5. Хорда АВ пересекает диаметр СD окружности в точке Е. АЕ = 3, ВЕ = 8, СЕ = 2. Найдите радиус окружности.

14 слайд

6. АВ и AD - секущие окружности. Дуга ВD равна 40°, дуга СЕ = 100°. Найдите у

Описание слайда:

6. АВ и AD – секущие окружности. Дуга ВD равна 40°, дуга СЕ = 100°. Найдите угол ВАD . А О С В D E

15 слайд

7. (№ 324681) На отрезке АВ выбрана точка С так, что АС = 75 и ВС = 10. Окруж

Описание слайда:

7. (№ 324681) На отрезке АВ выбрана точка С так, что АС = 75 и ВС = 10. Окружность с центром в точке А проходит через точку С. Найдите длину касательной, проведенной из точки В к этой окружности.

16 слайд

Свойство касательной и секущей, проведенных из одной точки к окружности

Описание слайда:

Свойство касательной и секущей, проведенных из одной точки к окружности

17 слайд

Теорема: Если из одной точки проведены к окружности касательная и секущая, т

Описание слайда:

Теорема: Если из одной точки проведены к окружности касательная и секущая, то произведение всей секущей на её внешнюю часть равно квадрату касательной. Доказательство: Рассмотрим  AВС и  ADВ: А – общий, АВС =  АDВ   AВС   ADВ (по двум угл.) D А O B С . … . . Дано: окружность, АВ – касательная, АD – секущая. Доказать:

18 слайд

7.(№ 324681) На отрезке АВ выбрана точка С так, что АС = 75 и ВС = 10. Окружн

Описание слайда:

7.(№ 324681) На отрезке АВ выбрана точка С так, что АС = 75 и ВС = 10. Окружность с центром в точке А проходит через точку С. Найдите длину касательной, проведенной из точки В к этой окружности.

19 слайд

Теорема: Если из точки, лежащей вне окружности, проведены две секущие, то пр

Описание слайда:

Теорема: Если из точки, лежащей вне окружности, проведены две секущие, то произведение одной секущей на её внешнюю часть равно произведению другой секущей на её внешнюю часть.

20 слайд

Из точки вне окружности проведена секущая, пересекающая окружность в точках,

Описание слайда:

Из точки вне окружности проведена секущая, пересекающая окружность в точках, удаленных от данной на 12 и 20. Расстояние от данной точки  до центра окружности равно 17. Найдите радиус окружности.

21 слайд

Через точку M проведены две прямые. Одна из них касается некоторой окружности

Описание слайда:

Через точку M проведены две прямые. Одна из них касается некоторой окружности в точке A, а вторая пересекает эту окружность в точках B и C, причём BC = 7 и BM = 9. Найдите AM. Из точки M, расположенной вне окружности на расстоянии от центра, проведены касательная MA (A — точка касания) и секущая, внутренняя часть которой вдвое меньше внешней и равна радиусу окружности. Найдите радиус окружности. 2. Из точки M, расположенной вне окружности на расстоянии от центра, проведена касательная МА (А – точка касания) и секущая, внутренняя часть которой меньше внешней в 2 раза и равна радиусу окружности. Найдите радиус этой окружности. 3. Окружность, проходящая через вершину A треугольника ABC, касается стороны BC в точке M и пересекает стороны AC и AB соответственно в точках L и K, отличных от вершины A. Найдите отношение AC : AB, если известно, что длина отрезка LC в два раза больше длины отрезка KB, а отношение CM : BM = 3 : 2.

Свойства касательной к окружности в каком классе

Курс повышения квалификации

Свойства касательной к окружности в каком классе

Курс повышения квалификации

Свойства касательной к окружности в каком классе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель математики

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-405282

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник