Свойства предмета на какие вопросы отвечает
Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина – является предметом, а зеленая – это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:
И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.
А теперь назови как можно больше предметов:
а) красного цвета;
б) зелёного цвета;
в) чёрного цвета;
г) голубого цвета.
Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?
Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.
Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:
Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?
Назови как можно больше предметов:
а) круглой формы;
б) овальной формы;
в) квадратных;
г) прямоугольных.
Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?
Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:
А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.
Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, – мы сравниваем предметы между собой.
А теперь попробуй с помощью обозначений обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:
– красное яблоко.
Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.
ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ
Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.
Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.
Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.
Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?
1 загадка
2 загадка
3 загадка
4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
В каждом окошке найди нужный рисунок.
Источник
Худякова Елена Вячеславовна
воспитатель
МБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группы
п. Аган, Нижневартовский район
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?
- Аннотация: В статье рассматриваются вопросы: как поэтапно научить детей определять свойства и признаки предметов.
- Ключевые слова: признак предмета, свойство предмета
- Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Рекламное сообщение
Что такое предмет?
Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.
У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.
Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:
- – какой?
- – какая?
- -какие?
- – какое?
Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.
Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).
Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.
Учим детей выделять признак предмета по форме
Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).
Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.
Учим детей выделять признак предмета по цвету
Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.
Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.
Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:
- этап: Выделять признаки или свойства одного объекта.
- этап: Выделять признаки или свойства двух объектов
- этап: Выделять признаки или свойства трех и более признаков.
Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.
- Игра «Угадай, кто это?»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
- Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
- Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
- Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
- Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
- Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
- Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
- Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
- Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
- Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
- Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
- Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
- Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
- Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
- Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
- Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
- Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)
3.Игра «Какое это блюдо?»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
- Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
- Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?
- Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
- Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
- Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)
- 4.Игра «Назови, какой…»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
- Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
- Кровать сделана из железа, …
- Диван сделан из кожи, …
- Стул сделан из пластмассы, …
Игра «Скажи иначе»
Цель: расширение словаря антонимов.
- Не грустные дети – … (весёлые.)
- Не холодная вода – … (тёплая.)
- Не долгий дождь – … (короткий.)
- Не тёмное небо – … (светлое.)
- Не дождливое небо – … (солнечное.)
- Не горькая малина – … (сладкая.)
- Не низкая трава – … (высокая.)
5.Игра «Подбери признак»
Цель: согласование прилагательных с существительными.
- Кукла (какая?) – …, мяч (какой?) – …;
- Снег (какой?) – …, мороз (какой?) – …, Сосулька (какая?) – …, зима (какая?);
- Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
- Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.
- Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.
- Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.
- Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
- Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.
- Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Акции партнеров
Источник
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Дополнительная информация! Хотя деепричастия обозначают добавочное действие, а не признак предмета, они могут давать некоторое представление об объекте. Например: разбившись, яйцо растеклось; покраснев, Вася отошёл в угол.
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Источник
Наталья Владимировна Якушева
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов»
Цель:
Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы).
Учиться соотносить предметы по цвету и форме, по занимаемой площади.
Накапливать опыт образования множества
Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один, много.
Материал к занятию:
1)Демонстрационный: фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые, большая и маленькая тарелки одинакового цвета.
2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец, кубик, призма.
Сюжет и ход занятия
1. Соотношение предметов по цвету.
Воспитатель: На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета. У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- – синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики
Когда наступало утро и над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева, гномики медленно просыпались и вставали с кроваток,говорили друг другу: «Доброе утро!» и быстро бежали в огород, где были грядки с овощами. (Воспитатель достает корзину с овощами и показывает ее детям).
— Посмотрите, у меня в корзине лежит много овощей. Это огурчик. (Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям). Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.
Какого цвета огурец?
Воспитатель: *** – Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица у огурчика в пупырышках).
Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет). Какого цвета морковка?.
Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?
Репка похожа по форме на огурчик и морковь?*** Какого цвета репа?***
А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа*** Почему?
Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.
Грядки:
2. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.
Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма.
Гномики пришли домой и решили позавтракать.
– Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь?*** Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?
(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.
Минутка отдыха
3. Накопление сенсорного опыта образования множеств.
– Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину.Вот так: одно яблоко, еще одно яблоко,***Смотрите, как много яблок собрали гномики
– Сколько я блок в корзине у гномиков?*** Правильно, много.
Итог занятия.
Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)
Дети прощаются с гномиками.
Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов: разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.
Источник
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи: закрепить знания детей о геометрических формах, умение узнавать и называть их; формировать математические представления детей о свойствах предмета (цвет, форма, величина), учить выделять одно или несколько свойств предметов и сравнивать их между собой, находить общее сходство и различия группы предметов; формировать умение понимать и отвечать на вопрос: «Какой по форме/цвету/величине?»; познакомится с условными знаками.
Развивающие задачи: развивать образное мышление, творческое воображение, любознательность, смекалку, внимание; развивать мыслительную активность; развивать и уточнять речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения, умение рассуждать и делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, благодарить за оказанную помощь; воспитывать терпеливость, уважение друг к другу.
Материалы и оборудование: интерактивная доска с заданиями, индивидуальные планшеты по количеству детей, видео фильм «Свойства предмета», загадки, цветные карандаши, мячи (разные о величине и цвету), «мини ларчики», «чудесный мешочек», раздаточный материал (подносы с геометрическими фигурами по количеству детей).
Ход деятельности
Педагог: Ребята, встаньте в круг. Как вы думаете, сколько нас здесь сегодня?
Дети: Много.
Педагог: Правильно, а как узнать точно сколько ребят? Что надо сделать?
Дети: Надо посчитать.
Педагог: Будем считать вместе, повторяйте за мной (Проводится игра «Сколько нас?»)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Сколько нас? –
Давай считать. (Дети вместе с педагогом считают, указывая на каждого ребёнка.)
Педагог: Молодцы! Всех посчитали, а теперь сядьте на стульчики. (Педагог обращает внимание детей на карандаши, лежащие на столе.) Ребята, мой весёлый карандаш рассказал удивительную историю. Оказывается, все карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться! (Педагог берёт в руки красный карандаш и показывает его детям.) Вот этот карандаш, какой по цвету?
Дети: Красный.
Педагог: Правильно. Красный карандаш сказал мне: «Я могу быть огнём, маком и даже флагом». (Педагог зарисовывает названные предметы на доске.) А чем же могут похвастаться остальные карандаши? Что расскажет о себе, например, оранжевый карандаш? (Дети по желанию выходят к доске, рассказывают и делают зарисовку. Аналогичная работа проводится с синим, зелёным и жёлтым карандашами.) Весёлые карандаши прошептали мне на ушко одно словечко, догадайтесь какое? (Педагог произносит текст загадки.)
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Это радуга.)
А кто знает, из каких цветов состоит радуга? Назовите. (По желанию один ребёнок выполняет задание «Составь радугу» на интерактивной доске. Остальные дети на «Мини Ларчиках» составляют радугу из цветных квадратов.)
Педагог: Вы молодцы, у всех получилась красивая разноцветная радуга. Ребята, посмотрите, что это у меня на столе? (Педагог демонстрирует детям мячи.)
Дети: Мячики.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что у них общего?
Дети: Они называются одним словом «мяч», имеют одинаковую форму.
Педагог: Какие мячи о форме?
Дети: Круглые.
Педагог: Молодцы! А чем же они отличаются друг от друга?
Дети: Мячи различаются по размеру и по цвету. Они могут быть маленькими и большими. Мячи сделаны из разного материала. Бывают футбольные мячи, волейбольные, теннисные. А бывает просто мяч-игрушка.
Педагог: Правильно. Можно сделать вывод, что каждый предмет имеет свои свойства: цвет, форму, размер, и материал, из которого они сделаны. Ребята, а теперь давайте посмотрим видео фильма «Свойства предмета». (После просмотра фильма дети выполняют задание на интерактивной доске «Найди общее».)
Педагог: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат разные предметы. Давайте их «покатаем» по волшебной дорожке. (Проводится игра «Волшебная дорожка анализаторов. Дети стараются заметить и назвать как можно больше свойств каждого предмета. Например: мяч – красный, круглый, резиновый и так далее.)
Педагог: Пришло время отправляться в гости. А к кому, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Начертить его пытался,
Только, вижу, зря старался,
Ведь без циркуля, друзья,
Начертить его нельзя.
Что это?
Дети: Это круг.
Педагог: Молодцы! Слушайте вторую загадку:
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
– Кто же я?
Дети: Это треугольник.
Педагог: Верно. Но у меня есть ещё загадка:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Дети: Это квадрат.
Педагог: Здорово! И последняя загадка:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Догадались, какая это фигура?
Дети: Это прямоугольник.
Педагог: Молодцы, всё отгадали! Отравляемся в «Царство геометрических фигур». У меня есть красивый мешочек, а в нём лежат геометрические фигуры. Будем играть. (Проводится игра «Волшебный мешочек». Каждый ребёнок вытягивает из мешочка по геометрической фигуре, называет её, даёт краткое описание.)
Ребята, а теперь найдите в кабинете предметы, похожие на эти фигуры, назовите их. Какие они? (Например, это стол. Стол похож на квадрат. Он квадратный.)
Педагог: Ребята, сядьте на стульчики. Посмотрите, что лежит у вас на столах?
Дети: Геометрические фигуры.
Педагог: Давайте поиграем. А называется игра «Собери бусы». (Детям необходимо выложить одну за другой фигуры так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.) Красивые бусы у вас получились! Ребята, вы молодцы! У нас получилась интересная игра. А вам понравилось? (Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я научился…, у меня получилось…, меня удивило…)
Ирина Бабкина, педагог
МБ ДОУ «ЦРР Д/с №99»
г. Чита, Забайкальский край
Источник