Тамас раджас саттва в каких продуктах содержится
3 февраля 2010 г.
Любое явление в окружающей среде можно рассматривать через Гуны. В заметке “Раджас, Саттва, Тамас” было описание Гун в приложении к человеку.
А вот как описывается выбор продуктов в соответствии с Гунами в Бхагавад Гите (гл.17.8-10): (заметка”Доши и выбор продуктов. ч.1″)
«8. Люди, обладающие спокойным (Саттвическим) темпераментом, предпочитают пищу, которая увеличивает жизнеспособность, силу и способствует долголетию; пищу, улучшающую физическое здоровье и делающую ум чистым и радостным; плотную пищу с естественным ароматом; питательную, свежую пищу, содержащую естественные масла и приятную на вкус».Чисто саттвическими считаются такие продукты, как коровье молоко, мед, гхи (топленое масло), а также зерновые, орехи, различные семечки, свежие овощи, зелень, фрукты, сухофрукты, ягоды, натуральные соки, ласси – однородная смесь йогурта с водой, и вообще вся легкая и свежая пища. Эти продукты должны увеличивать вашу жизнеспособность и приносить энергию, силу, здоровье, бодрость и радость. В то же время, эта пища должна быть сочной и содержать немного масла, подобного кунжутному или подсолнечному. Она должна быть питательной и вкусной. Конечно, мы должны также знать, что является Саттвической пищей согласно климату, в котором мы живём. В холодных странах пища должна быть согревающей; в тёплых странах – охлаждающей.
«9. Беспокойные люди, обладающие неукротимым (раджасическим) темпераментом, предпочитают очень острую, очень кислую, очень горькую, очень солёную или очень горячую пищу. Такая пища вызывает дискомфорт, страдания и болезни. Поэтому её приём способствует возникновению тревоги».
Раджастическими являются продукты тяжелые, острые, сухие, соленые, с добавлением приправ, такие как сыр, крахмалосодержащие, бобовые, лук, чеснок, кофе, чай, шипучие напитки, белый сахар, шоколад. Эта пища возбуждает животные инстинкты, приводит ум и тело в возбужденное состояние, разрушает баланс организма. Такой пищей не следует злоупотреблять.
«10. Люди, обладающие притуплённым и ленивым (тамасическим) темпераментом, предпочитают несвежую, безвкусную, переваренную, оставленную на ночь, испорченную и вонючую пищу. Такая пища утратила свою жизнеспособность и питательные свойства».
Тамастическими являются остатки пищи, блюда, которые разогревались несколько раз, несвежая пища, начинающая разлагаться.
Кроме того, сюда относится яйца, мясо, рыба, спиртное, и замороженные после приготовления блюда. Все квашения – соления, продукты, пережаренные в масле или на гриле. Грибы также относятся к этой группе. Эти продукты отягощают ум, стимулируют низменные инстинкты и ведут к депрессии. При практике йоги пищу тамаса лучше не употреблять, так как после ее употребления в теле чувствуется тяжесть и сонливость.
Пища в гуне саттвы
Саттвичная пища легко переваривается и легко питает ум и тело.
Это свежая пища, свежее молоко, свежеприготовленный домашний йогурт (а не магазинный длительного хранения), топленное масло Гхи, немного свежего (не твердого, не выдержаного) сыра без ренета (продукта животного происхождения).
Фрукты:
персики, груши, манго, гранаты, кокосовые орехи, финики.
Не относятся к саттвическим фруктам:
авокадо, абрикосы, арбузы, сливы (это Тамас-фрукты.)
Также кислые фрукты:
апельсины, грейпфруты, лимоны и яблоки и бананы (раджас-фрукты).
(по мнению одних авторов, с которым не все согласны).
Сатвические овощи:
сладкий картофель, кабачки, все виды зеленого листового салата, листовая петрушка, кинза, пророщенные зерна, рис (особенно басмати, но не коричненый – он тамас-продукт), цельная пшеница, овес (у некоторых авторов – пщеница и овес – тамас-продукт), целый или лущеный маш (мунг дал), чечевица, фасоль, орехи, семечки разных растений.
Сатвические специи:
тмин, семена кориандра, фенхель, турмерик, базилик, корица, кардамон, имбирь (это повседневные специи) и многие специфические специи Индии, которые нелегко найти и поэтому перечислять я их не буду.
Никакие продукты животного происхождения не входят в категорию Сатвической пищи.
Пища в гуне раджаса
Эта пища увеличивает содержание тепла в организме, а также усиливает все процессы. К такой пище относятся:
Фрукты:
апельсины, грейпфруты, лимоны, яблоки, бананы.
Овощи:
лук, чеснок, все овощи семейства пасленовых – помидоры, баклажаны, все виды свежего перца, картофель, огурцы, редис. Также цветная капуста, броколли, шпинат, кукуруза, некоторые виды тыкв.
Зерновые:
пшено, кукуруза, гречка.
Бобовые :
некоторые виды фасоли (но если ее готовить с Асафетидой – Тамас-специей, то получится Саттвическое блюдо)
Молочные:
магазинные йогурты длительного хранения (свежие йогурты домашнего приготовления не обладают Раджасом), сыр.
Напитки:
кофе, чай, шипучие напитки.
Продукты животного происхождения:
белое мясо птицы.
Морепродукты:
креветки.
Также –почти все специи и пряности, очищенный сахар, соль, шоколад, переработанные продукты (чипсы), газированные напитки, свежий мед (не подогретый при производстве).
Эти продукты способствуют возбуждению ума, эмоциональности и агрессивности.
Пища в гуне тамаса
Эта пища вызывает ощущение тяжести в теле.
Фрукты:
авокадо, арбуз, сливы, абрикосы.
Овощи:
грибы, тыква, все квашения – соления.
Зерновые:
коричневый рис, некоторые виды бобовых.
Мед, сохраняющий жидкое состояние через 6 месяцев после сбора (скорее всего был нагрет для сохранения товарного вида). Такой подогретый мед быстро создает Аму (токсины) в организме.
Широко применяемая в аюрведическом питании специя асафетида – тоже находится в гуне Тамаса.
Продукты животного происхождения:
яйца, абсолютно любое мясо (красное мясо птицы, говядина, свинина, баранина), за исключением белого мяса курицы (эти раджас продукт), лобстер, рыба, все моллюски (за исключением креветок – раджас). Сюда же относятся все ферментированные продукты, блюда, жаренные во фритюре, консервы, а также остатки ранее приготовленной пищи, извлеченные из холодильника. Алкоголь.
К тамасическим относятся также успокаивающие вещества – семена мака, валериановый корень, марихуана, применяемая в медицинских целях.
Следствием употребления этих продуктов могут быть вялость, сонливость, заторможенность, потеря ориентации.
Прочитав все это, можно прийти в полное замешательство – столько противоречий. Вот например, в посте Питание по Аюрведе и Йоге – мы рассматривали один из самых противоречивых продуктов – молоко. Продукт сатвический, но не всед дошам подходящий.
Я уже много писалс о том, как полезны специи. По классификации гун почти все специи относятся к раджастической пищи, т. е . возбуждающей. Но применение специй в больших количествах рекомендуется капхе, там что если ее замедленный метаболизм и ленивую натуру немного расшевелят согревающие специи, то ей это будет только на пользу.
Но если разумно этими знаниями пользоваться, то можно очень успешно жить по аюрведическим правилам. Если вы добавите специй, соответствующей вашей доше в немного тушенные овощи, то блюдо все равно будет саттвическим. Конечно, если будет добавлено большое количество перца и других специй, то любое блюдо станет Раджас-блюдом.
Разобравшись немного в этих описаниях, вы можете помогать себе в трудную минуту – чувствуете упадок сил, депрессию – добавьте раджас-пищи. Если, напротив – сильно возбуждены – загляните в раздел саттва-пища. И т.д.
А в следующих постах будут описания как совмещать эти знания (деление пищи по гунам) – с знаниями о подборе продуктов по дошам.
Продукты для Вата-Доши
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».
Источник
Космическая субстанция содержит в себе три организовывающие качества: Саттва, Раджас, Тамас, которые по-разному манифестируются. В соответствии с космосом, Rajas — созидательный принцип Вселенной, Tamas — разрушающий принцип и Sattva — принцип энергии и жизни. Взаимосвязь всеобщей Души и космической субстанции приводит к созиданию — Раджас. Когда они отделяются снова друг от друга — распадается вместе с ними мир видений — Тамас, принцип разрушения. Саттва, принцип чистоты и безмолвия характеризует присутствие души в нас всех.
Так же как и вата, питта и капха принадлежат организму так и Sattva, Tamas, Rajas характеризуют наш разум. Думать, планировать и решать — активность Rajas в рассудке. Во время сна принадлежит разум Tamas, поскольку разум в этом состоянии закрыт новым знаниям и он занимается теми знаниями, которые были получены ранее. Качества Sattva приводят нас ко внутреннему равновесию, к истине, самодисциплине, контролю над чувствами и воплощению собственной личности, душе. Она является чистым элементом разума и доминирует, когда разум находится в состоянии медитации, принимает природу души и сливается с нею.
Избыток Rajas может ухудшить Вату. Много Tamas вредит Кафе. Sattva приводит к проницательности излучению энергии, которые, правда, являются качествами Питты. Избыток Ваты может привести к изнурению, нервозности и повышенной активности и тем самым усилить Rajas. Кто себя полностью посвящает спиритуальности, им будет руководить Sattva и он отойдет от Rajas. В нашей повседневной жизни Rajas играет большое значение, т.к. дает необходимую двигательную силу, чтобы выполнить наши обязательства. А Tamas в некоторых ситуациях подобна Rajas — сверхактивность из-за инертности. Только йог может себе позволить полностью посвятить себя Sattva, позволяющей пробудиться его собственному “Я”. Кто же стоит в самой середине жизни, тот нуждается в во всех трех качествах в умеренном количестве. В основном же у нас больше Rajas и Tamas и меньше Sattvas, что приводит к разным психическим и сексуальным расстройствам.
К саттвическим продуктам относятся в основном молоко, кокосовое масло сливки, мед, миндаль, рис, мунг-бобы, Гхи (топленое масло по аюрведическому рецепту, которое можно купить аюрведа магазине), зерновые, овощи и сладкие фрукты.
Они содержат много питательных веществ, прану (жизненную энергию) и создают в организме Ojas, т.е. совершенный обмен веществ, придают сияние иммунитет, харизму, здоровье и красоту, как пишет врач кардиолог и аюрвед Doktor Kalpana Bandecar. Кстати, она имеет свой праксис в Ганновере.
Раджастные продукты с точки зрения аюрведы привлекают своим красно-желтым цветом. К ним относятся томаты, апельсины или яблоки. Одновременно с кислой, особенно соленой и острой пищей (перец чили, картофельные чипсы) имеется в виду также жареное, фритированное, мясо и морепродукты, повышающие Rajas. В умеренном количестве такие продукты увеличивают активность разума и полезны инертным людям. Но мы живем в такое время когда Rajas доминирует в наших чувствах. Уже в порядке вещей приходить сразу в раздражение итд. Кто регулярно употребляет такие продукты становится латентным носителем агрессии и понемногу теряет мягкость по отношению к ближнему. Почти все Fast food продукты заманивают вкусовыми искусственными прибавками и делают их таким образом неотразимыми для слабовольных и это является признаком повышенного Rajas когда люди питающиеся нормально в стрессовых ситуациях едят пиццу, дёнер, картофель фри.
Такое состояние прослеживается в переходном возрасте, климаксе, гормональном сбое. Кто же чувствительно и со вниманием относится к воздействию продуктов может действительно посредством еды управлять своими чувствами. Так допустим, мы можем чувствовать внутреннее беспокойство после достаточного употребления в пищу чили и сладостное чувство удовлетворения после свежего сладкого манго. Плохое настроение можно получить питаясь преимущественно консервами, красным мясом, грибами, чесноком и старым твердым сыром. По крайней мере такие продукты притупляют разум.
Чисто вегетарианские саттвические продукты являются пищей йогов. Если мы не хотим вести строгую жизнь йогов, то в аюрведа питании нет запрета мясу. Мясо и мясные бульоны в аюрведе употребляются особенно при повышенной вате (обычно стройные, худенькие , быстро утомляющиеся люди или в старости ослабленные) как медикаменты и в основном мясо диких животных или домашних, содержащихся в хороших условиях. Людям живущим в районах холодного крайнего севера нет причин становиться вегетарианцем, но в нашем цивилизированном обществе мы вполне можем отказаться от употребления мяса. В этом заключается и мораль. В аюрведе есть заповедь, которая гласит: ” Кто не в состоянии убить животное, тому следует и от мяса его отказаться“
Дело в том, что мясо, а также само существо этого животного и его печальный опыт проникают в наш организм и уж точно не приятно принимать в себя смертельный страх, и стресс живущей, скажем, в заточении свиньи или агрессию напичканного гормонами быка.
Пища держит вместе разум и тело. Как и в гомеопатическом учении в аюрведе считают что информация содержащаяся в продуктах проникает в нашу душу. Если речь идет о просветляющих информациях, то наша душа соответственно будет реагировать. Так например сладкий, дающий влагу и радость виноград или стакан белоснежного молока совсем по-другому влияют на нас чем грибы, растущие в затхлой темноте или старый попахивающий сыр. Однако мамазные продукты и аюрведическая косметика назначаются в малых количествах для лечения бессонницы и успокоения.
Кто ест больше чем ему требуется или организм в состоянии переварить это количество, переводит саттвическую ценность пищи в чистую Tamas. Можно сказать что за этим стоит своего рода жадность или неудовлетворенный маленький ребенок в нас, которому никогда ничего не достаточно. Саттва означает уважать биодинамические возможности человеческого организма и вечером легко и меньше питаться, потому что пищеварительный тракт, так сказать, отдыхает. Если нет чувства голода или предыдущая пища еще не переварена, будет тогда тамасным и невежественным вновь приниматься за еду.
Это саттва, раджас и тамас. Качественным признаком саттвы является истина, красота, гармония. Раджас олицетворяет мощь, побуждение, а тамас — то, что задерживает движение, препятствует и противостоит ему. Возникновению жизни эмбрион обязан Jiva, потому что она вдохнула жизнь в космическую субстанцию. Jiva является “состоянием бодрствования,” т.е. понятие того что само истинное самосознание индивидуума, как говорится в аюрведе, не является телом, а энергией или чисто душой. Душа — это чистый элемент, состояние бдения, просвещения, саттва.
Эмбрион до рождения находится в тамасном или не активном состоянии, изолированном от внешнего мира. Раджас характеризуется активностью в жизни, которая получает подпитку от тонкой внутренней энергии, текущей по каналам (Nadis). Для сохранения здоровья нам необходимо равновесие между саттвой, раджас и тамас. Здесь имеется в виду активность в мирской жизни, а если иметь в виду аскетизм, то, конечно, тогда следует идти по тропе саттвы и исключить раджас и тамас.
Есть три приоритета, которым согласно аюрведе нужно следовать
- Первым является сама Жизнь — стараться сохранить её и все делать для того, чтобы оставаться здоровыми.
- Во-вторых: соответствующий заработок для обеспечения необходимого существования иначе без средств долгая жизнь будет просто-напросто жалким существованием.
- Третьим приоритетом является найти в себе Самосознание, цель к бессмертию, пресечь круговорот от рождения к смерти чтобы слиться воедино с универсальной душой.
В нашей жизни большей частью доминирует раджас, потому что нам нужны деньги чтобы обеспечить себя, иметь крышу над головой, обеспечивать себя продуктами питания, получить образование итп. Все это приводит к тому что появляются желания побольше заработать, построить дом, приобрести машину, дорогие лакомства, индийская косметика, аюрведический массаж и другие предметы комфорта. Зависть, ревность, лень, причинять боль или убивать, обманывать, красть итд являются тамасной частью разума. Превозмочь потребности мирской жизни, владение своими чувствами и все делать чтобы удерживать себя от гнева и злости, а также не стараться удержать при себе людей и предметы, быть свободными от алчности и желания наживиться — является саттвой.
В нашей повседневной жизни преобладает раджас, но и тамас играет также роль. Тамас как бы уравновешивает в определенных ситуациях раджас — за переутомлением следует отдых или лень. мы не можем жить без тамас, даже, если мы соблюдаем мораль. Есть мясо означает убивать и причинять боль. Бывают времена, когда приходится применять ложь чтобы выйти из какой-то ситуации или просто сохранить свое лицо. Саттва также является частью нашей жизни, потому что все мы стремимся найти свой внутренний покой и обращаемся к религии, природе или в другой форме ищем умиротворение.
Источник
Три вида пищи
В Аюрведе учитывается тот факт, что пища не только питает тело, а также влияет на ум и сознание. Наряду с физической конституцией, характеризуемой тремя дошами, существует психическая конституция, характеризуемая тремя гунами: саттвой, раджасом и тамасом.
В Аюрведе пищу принято подразделять на саттвичную, раджасичную и тамасичную, в соответствии с тем, какие качества ума и тела она формирует. Если говорить коротко, саттвичная пища — легкая, здоровая, повышающая ясность ума, раджасичная — повышающая активность, возбуждающая, с ярко выраженным вкусом, а тамасичная — тяжелая, отупляющая, вызывающая ощущение тяжести и подавленности, ведущая к заболеваниям.
Саттвичная пища
Саттвичная пища легко переваривается. Она придает ясность восприятию, способствует развитию любви, творчества, гармонии, сострадания, аскетизма и всепрощения. Саттвическое питание: коровье молоко, сливки, сыр, коровье масло, творог, топленое коровье масло (гхи), сладкие фрукты, яблоки, бананы, виноград, папайя, гранаты, манго, апельсины, груши, ананасы, гуава, инжир, овощи, кокосовые орехи, картофель, капуста, шпинат, помидоры, огурцы, тыква, цветная капуста, персики, миндаль, фисташки, изюм, пшеница, красный рис, неполированный рис, овсяная крупа, перловая крупа, зеленые бобы, финики, сахарный тростник, бобы, зеленые стручковые плоды, земляные орехи, хлебные злаки, имбирь, миробалан, лимоны, мед. Все эти продукты увеличивают оджас и прану.
Раджасичная пища
Эта пища увеличивает содержание тепла в организме, а также усиливает все процессы. К такой пище относятся лук, чеснок, помидоры, редис, перец чили, кукуруза, яйца, рыба, птица и пряности. Раджасичная пища обычно бывает горячей, пряной и соленой, с раздражающим и стимулирующим действием. К раджасичной пище относятся также слишком пряные приправы и острые блюда. Раджасичная пиша делает ум более возбужденным и неустойчивым, что в крайних формах проявляется как гнев, агрессивность, страсть, желание властвовать и управлять. Эти продукты способствуют возбуждению ума, эмоциональности и активности поведения.
Тамасичная пища
Тамасичная пища — тяжелая, несвежая и невкусная, она притупляет ум и вызывает сонливость, вызывает ощущение тяжести в теле. К тамасичной пище относятся мясо, алкоголь, грибы, ферментированные продукты, продукты, жаренные во фритюре. Старая, дважды приготовленная еда или испортившаяся пища очень тамасична. Уныние, потеря ориентации, вялость и кретинизм также могут быть следствием употребления этих продуктов. Тамасичная пища изменяет проявление раджасичного принципа активности, поглощает энергию (оджас) и придает склонность к насилию.
В Бхагавад-гите говорится (17:8-10): «Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, чистоту, силу, здоровье, радость и бодрость, сочная, маслянистая, укрепляющая и вкусная, дорога людям в гуне благости. Пища слишком горькая, кислая, соленая, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в гуне страсти; она причиняет страдания, несчастья и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся, простоявшая ночь, оставшаяся после трапезы, нечистая, дорога тем, кто находится в гуне невежества».
В Индии была выполнена серия лабораторных исследований, в которых животных кормили саттвичной, раджасичной и тамасичной пищей. Если пища была вегетарианской и свежей, животные становились спокойными, адекватными и энергичными. Однако, если животные ели консервированную, замороженную и невегетарианскую пищу, они становились беспокойными и агрессивными. Тысячу лет назад Чарака сказал, что слишком много раджаса и тамаса ослабляют здоровье и порождают болезнь. Мы можем убедиться сами, что разная пища по-разному влияет на нашу жизнь. Начните избегать долго хранившейся, замороженной, ферментированной, чрезмерно острой пищи, и вы заметите, как пищеварение улучшается, ум и чувства проясняются, в жизни воцаряются мир и спокойствие.
Через пищу, которую мы едим, мы вносим изменения в своем организме на клеточном и даже на генетическом уровне. В свою очередь, все индивидуальные усовершенствования нашего организма, умирая, мы «вбрасываем» в почву. Жизнь — это замкнутый пищевой круг, все последовательно поедают друг друга.
Ткани разложившихся организмов сохраняют на молекулярном уровне изменения, эти молекулы, проходя в пищевом кругообороте через растительные и животные организмы, получают дополнительное преобразование и вновь возвращаются в тело человека, в том числе в ткани головного мозга. Штейнер говорил: «В наш век одна из составляющих эволюции правильное питание в планетарном масштабе».
Источник: https://indianspices.ru/ayurveda/rekomendatsii/item/3928-tri-vida-pischi.html
Источник