Ту на продукты питания с какого года в россии
Здравствуйте дорогие читатели, вы уже давно просите провести анализ и разбор качества продуктов, а именно: “Сравнить качества продуктов по ГОСТу от СССР с текущими стандартами – ТУ в России“.
Многие высказывают опасения, что разрешение ТУ и отход от обязательного соблюдения ГОСТа производителями,негативно сказывается на качестве продуктов.
Давайте выясним вместе, когда продукты были качественнее, с Советскими “ГОСТами“или современными стандартами “ТУ“.
Готовы? Приступим.
Что такое стандарт качества “ГОСТ” и “ТУ”?
Многие из нас слышали эти аббревиатуры, но не все понимают их значение. Так что давайте начнем с терминологии.
ГОСТ – Межгосударственный единый стандарт качества на территории стран СНГ. Ранее – единый стандарт качества товаров и продуктов в СССР.
В Советское время, все товары и продукты должны были выпускаться строго по единой технологии и с конкретной рецептурой – ГОСТу.
Данная отметка на товаре или продукции означала, что были соблюдены все прописанные правила изготовления продукта.
Сама же процедура изменения системы сертификации была проведена в 2015-2016 году через принятие закона “О стандартизации в РФ“.
На самом деле, как таковые ГОСТы продолжают существовать и по сей день. Да вот только, с “Советскими” ГОСТами они уже мало что имеют общего.
Этот момент подробнее мы рассмотрим чуть позже
Что же касается “ТУ“, то это, своего рода, можно назвать подзаконным актом, который подчиняется ГОСТу.
ТУ (Технические Условия) – документ, устанавливающий список технических требований, которым должна отвечать продукция.
Ключевое отличие ТУ от ГОСТ:
ТУ разрабатывается самим производителем, когда разработкой ГОСТа занимается сугубо государство (Росстандарт).
“ТУ“, в отличие от “ГОСТ“, гораздо свободнее при формировании характеристик и отражает уникальную запатентованную производителем технологию создания того или иного продукта.
В каком-то смысле, ТУ можно сравнить с патентом. Это индивидуально разработанная технология создания продукта компанией, не противоречащая госстандартам.
Простыми словами, ГОСТ остался существовать и по сей день, но далеко не вся продукция теперь обязана производиться по госстандартам.
Поэтому были придуманы ТУ, которые компании сами создают и регистрируют как собственную уникальную технологию.
Зачем были введены “ТУ” и отменены обязательные “ГОСТы”?
Как и было сказано выше, “ГОСТ“до сих пор существует. Но обязателен к соблюдению он только в некоторых производственных процессах.
“Технические Условия” же более распространены и являются некой разновидностью патента компании-производителя на ту или иную технологию и создание продукта.
Основной причиной отхода от госстандарта оказалась – импорт.
Дело в том, что ГОСТы изначально, были разработаны в СССР, где существовала система “изолированной экономики“.
Для единой стандартизации, всей произведенной продукции и технологии на территории Советского Союза, придумали – ГОСТы.
В СССР не было частного бизнеса. Производством всех товаров и продуктов в стране занималось – государство.
И поэтому, с распадом СССР и ввозом в страну импорта, начались конфликты с системой качества госстандарта ввозимой продукции.
На самом деле, проблема оказалась куда более серьезной. Многие товары и продукты с Запада вообще не попадали ни под какие ГОСТы, а заниматься их разработкой, с учётом того факта, что на территории РФ они не производились, было – бессмысленно.
Именно по этой причине были введены, так называемые “ТУ” или “Технические Условия“.
Импортёр должен был запатентовать свою технологию через “ТУ” на территории РФ для получения права на ввоз и реализацию.
Вся продукция, ввозимая на территорию РФ для последующей реализации (продажи), должна быть сертифицирована.
“ТУ” – разумное благо или грубая ошибка?
На самом деле, вопрос весьма не простой. С одной стороны, ТУ разрабатывают сами компании-производители и потом патентуют свою технологию для последующей реализации.
С другой стороны, ГОСТы жестко регламентируют весь процесс создания, хранения и изготовления продукции государственными службами качества для последующей реализации среди населения.
И разумно заявить, что такая “свобода” для производителей даёт право уменьшать себестоимость продукции за счёт более низкокачественных компонентов и опасных для здоровья добавок (ГМО и Е-шки).
И эти опасения вполне имеют место быть. Они оправданы.
Действительно, при отмене от обязательной гос. стандартизации, качество хлынувших из-за рубежа продуктов, не шло ни в какое сравнение с Советским качеством (ГОСТ).
Стоит ли делать вывод, что “Технические Условия” это зло?
На самом деле – нет. Всё не так просто, как хотелось бы.
Решение ввести ТУ, как альтернативу ГОСТу для большинства импортных товаров и продуктов – это было разумное решение.
И желание производителей уменьшить себестоимость продукта для получения сверхприбылей так же очевидны.
И да, ввод ТУ действительно сильно “развязал руки” многим производителям и дал право использовать “сомнительные” добавки для уменьшения себестоимости продукции (консерванты и Е-шки).
Но эта проблема вполне решаема – через изменение списка “пищевых добавок“.
Иллюстрация вредной пищи.
Вывод
Многие страны никогда не имели, как таковой, системы госстандартов качества товаров и продуктов. Россия, как одна из бывших стран СССР, в этом плане – уникальна.
Действительно, при полном соблюдении ГОСТов, качество продуктов было выше. И ввод “ТУ” можно назвать – “Ящиком Пандоры“.
Но с другой стороны, после падения “железного занавеса“, государство уже не могло создавать новые ГОСТы на всю импортную продукцию. Такова цена интернационализации и МРТ.
Но стоит быть реалистами, ТУ можно назвать некой системой собственной запатентованной технологии производителя, которая не имеет никакого отношения к госстандартам качества в целом.
ТУ нужны нам для получения импортных товаров (компьютеры, ноутбуки, смартфоны и так далее), но государству стоит их регулировать.
А именно это касается – пищевой продукции. Для этого есть очень весомый инструмент – список пищевых добавок РФ.
Импортные товары и продукты произведенные по ТУ, не могут содержать в своём составе запрещенные пищевые добавки на территории РФ.
При таком подходе, ТУ не будут сильно отличаться от ГОСТов СССР.
Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте “лайки“, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.
Источник
Росстандарт заявил об отмене до десяти тысяч советских ГОСТов, которые «мешают развитию бизнеса и экономики». Спору нет, некоторые советские государственные стандарты действительно устарели.
Но давайте посмотрим всего на два «нововведения», предпринятые российской властью за двадцать лет:
- Отмена государственных стандартов в 2002 году на основные продукты питания. Формально, конечно, стандарты никуда не делись. Просто производитель может выбирать работать по ГОСТу или ТУ (техническим условиям). Если коротко, то технические условия это требования, которым должен соответствовать конкретный продукт. Такие условия разрабатывает предприятие и в них может быть любая информация. Если продукт выполнен в соответствии с ТУ, значит почти гарантированно он не соответствует ГОСТу.
- Хлеб из фуражного зерна. О скандале о хлебе из фуражного зерна писала даже Российская Газета. Напомню, что фуражное зерно это такое зерно, которое идет на корм скоту или для технических целей. Комментарии излишни. Тот же источник сообщает, что готовятся поправки, которые зафиксируют и легализуют использование фуражного зерна в качестве сырья для выпечки хлеба. По состоянию на 2019 год, едва ли не большая часть хлеба делается с добавлением фуражного зерна. В этом причина исчезновения «того самого с хрустящей корочкой» и появления совершенно безвкусного хлеба.
Интересно, что в последнем случае даже не стесняются говорить о сугубо экономических причинах. Просто «хлебопеки закупают сырье дешевле, чем оно того стоит». Действительно, все в рамках невидимой руки. Выгодно травить людей — будут травить. Если не нравится, можно покупать «элитный» хлеб. Тот самый, который раньше был для всех.
В СССР свиней иногда кормили человеческим хлебом, в современной России людей пичкают кормом для свиней. Наглядная разница двух систем.
Пальмовое масло и ГОСТ
В 2002 году Индонезия погашает долг перед Советским Союзом натурой. Если конкретнее, то пальмовым маслом, применение которого в продуктах питания было запрещено советскими стандартами.
Вообще, сотрудничество России и Индонезии в деле убийства своих и чужих граждан трудно переоценить. Так, в 2017 году Россия продала истребители в обмен на все то же пальмовое масло.
Теснейший альянс двух стран обогащает бизнес, но слегка укорачивает жизнь населения. Если пальмовое масло убивает медленно и со вкусом, то истребители индонезийскими властями применяются для уничтожения населения более прямыми методами.
Но вернемся в 2002 год. Ввоз в страну пальмового масла заставил отказаться от советских ГОСТов . Дешевые, но вредные продукты быстро вытеснили с прилавков более дорогие, но качественные аналоги.
Сработал основной закон позднего капитализма: рыночная конкуренция приводит к появлению все менее качественных товаров за счет снижения издержек. Вместо мяса используется соя, вместо сыра непонятный продукт. Постепенное ухудшение качества приводит к парадоксальной ситуации: знакомый с детства продукт вроде хлеба с хрустящей корочкой вдруг оказывается чуть ли не деликатесом, а цена значительно повышается.
Думаю, читателю не составит труда вспомнить товары, чьи потребительские свойства ухудшились за последние десятилетия. Трудность скорей вызовет попытка вспомнить товары, чьи потребительские свойства повысились или хотя бы остались на том же уровне.
Снижение качества бывает в двух основных формах:
- Изменение состава. Вместо качественного содержимого дешевый аналог.
- Изменение веса упаковки. Пакет молока, например, сначала весил литр, потом 1 000 грамм, потом 0,95, потом 0,9. И это не предел!
Интересно, что запрет на пальмовое масло в СССР касался даже не только продуктов питания, но и… мыла, которым умывались советские граждане! Во избежание попадания вредных компонентов внутрь организма. Запрет касался категорий Экста, А и Б. Допускалось содержание пальмового масла только в мыле низшей категории.
Текущая отмена ГОСТов
Под снос планируется отправить до 10 000 государственных стандартов качества советских времен.
Некоторые из них действительно давно устарели и нуждаются в замене. Но большая их часть касается вещей, которые напрямую не связаны со здоровьем граждан и которые никто трогать не собирается. Например, стандарты качества домового строительства давно пора повысить.
Но неужели все десять тысяч советских государственных стандартов следует отменять? Неплохо зная о том, с какой тщательностью, щепетильностью подходили к научному обоснованию указанной в ГОСТе информации можно твердо и однозначно сказать — нет, не все эти стандарты следует отменять.
Просто кое-кому надо в очередной раз увеличить собственную прибыль, используя старый проверенный способ — дешевые аналоги вместо качественных. Придется пожертвовать здоровьем населения, но разве это когда-то останавливало? Ни эпидемия давно побежденной болезни, ни рост числа онкологических заболеваний не привело к отказу бизнеса от текущей политики.
Источник
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
“Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
Председатель Правительства | В. Путин |
Москва
15 июля 2010 г.
N 530
Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – предельные розничные цены).
2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.
3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.
Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Молоко питьевое
Яйца куриные
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Мука пшеничная
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Рис шлифованный
Пшено
Крупа гречневая – ядрица
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
Молоко питьевое пастеризованное 2,5 – 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней
Абзац четвертый утратил силу
В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина – в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.
Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103
Источник