Указать какие психические свойства личности зависят
Исследование человека в рамках психологии предполагает системный анализ уровней человеческой организации. Наиболее подробно такая уровневая структура описана в работах Б. Г. Ананьева. Ученый представил детальное рассмотрение четырех взаимосвязанных уровней: индивид → личность → субъект деятельности → индивидуальность.
Индивид, биологические особенности человека
Отнесенность конкретного человека к его биологическому виду отражена в понятии «индивид», которое характеризует человека как носителя биологически обусловленных свойств и качеств.
Б. Г. Ананьевым также предложена и детально описана классификация биологических свойств человека, которая включает первичный уровень реализации свойств индивида, вторичный уровень и высший.
Первичный уровень включает:
- Класс половозрастных свойств:
- возрастные особенности, которые последовательно раскрываются в процессе развития индивида;
- структурное разделение биологических свойств человека в соответствии с половым диморфизмом, то есть разграничением двух качественно различных форм индивидов: мужской и женской. Проявление свойств личности, обусловленных половым диморфизмом, рассматривается в рамках психологии половых различий (гендерной психологии), где отмечается, что биологический пол индивида является лишь предпосылкой психологического пола, так как оформление половой идентичности происходит в процессе социализации человека.
- конституция: телосложение, отличительные особенности фигуры, биохимическая индивидуальность;
- мозговая активность, особенности нейродинамики, функциональная организация деятельности мозга.
Индивидные свойства вторичного уровня – это своеобразный итог взаимовлияния свойств первичного уровня, проявляющийся в потребностях человека и психофизиологических функциях: сенсорных, мнемических и др.
Высший уровень индивидных свойств человека включает темперамент, характер, задатки (как предпосылку вырабатывания способностей). Данные свойства уже могут быть рассмотрены применительно к личности как субъекту деятельности.
Личность и свойства психики
Появляясь на свет в качестве индивида, человек почти сразу становится частью системы общественных взаимодействий, что приводит к формированию особого социального качества – он становится личностью. Причиной данного явления можно считать и тот факт, что человек выступает как субъект – носитель сознания, формируемого и проявляемого в процессе деятельности.
К свойствам, образующим психический склад личности, относятся: темперамент, характер, в том числе уровень развития качественных характеристик психических процессов, эмоциональные, нравственные и волевые особенности, мировоззрение и идеалы, способности и задатки личности.
Темперамент и его типы
К числу личностных индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в поведении и разной динамике психических процессов, в большей степени относится темперамент. Данное свойство психики обусловлено биологическими индивидными особенностями, не поддается тренировке и корректировке в онтогенезе. Темперамент проявляется в чувственной восприимчивости и реакциях на переживаемые события.
Родоначальником учения о разных типах темперамента является древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который полагал, что в человеческом теле существуют четыре жидкости: кровь (с лат. «сангус»), лимфа (с греч. «флегма»), желчь (с греч. «схоле») и черная желчь ( с греч. «малас схоле»). При преобладании одной из жидкостей в организме проявляется сангвинический, флегматический, меланхолический или холерический темперамент. Позднее учение о темпераменте было рассмотрено в трудах римского врача К. Галена (ок. 130–200 гг.), а в ХХ веке русского физиолога И. Павлова (1849–1936), немецкого психиатра Э. Кречмера (1888–1964) и др.
К настоящему времени понятие темперамента в психологии сводится к следующему.
Определение
Темперамент – это индивидуальное свойство психики, характеризующее динамику психической активности личности, поведенческие особенности, уравновешенность и силу протекания реакций в различных жизненных ситуациях. Темперамент является врожденным, определяется взаимовлиянием качественных характеристик нервной системы.
В психологии выделяют четыре типа темперамента.
Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.
Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.
Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.
Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.
Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.
Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.
Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.
Характер
Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.
Определение
Характер (с греч. «черта», «печать») – это совокупность устойчивых черт человека, составляющих его индивидуальность и проявляющихся в отдельных психических состояниях, манере поведения, привычках, складе ума, эмоциональных и волевых свойствах. Такая совокупность черт определяет все стороны поведения человека, формирует устойчивое восприятие окружающего мира, других людей, труда, самого себя и выражает индивидуальное своеобразие личности в деятельности и общении.
Данная совокупность представлена рядом черт, которые классифицируются по группам:
- группа интеллектуальных черт (гибкость и логичность мышления, восприятие, воображение, наблюдательность, рассеянность и др.);
- группа нравственных черт (чувство долга, коллективизм, честность, человечность, индивидуализм, лживость и др.);
- группа эмоциональных черт (жизнерадостность, бодрость, уверенность, уныние, сарказм, пессимизм и др.);
- группа волевых черт (инициативность, выдержка, самостоятельность, решительность, мужество, целеустремленность, пассивность, трусость, нерешительность и др.);
- группа черт, связанных с темпераментом (экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность; сдержанность – импульсивность; лабильность – ригидность);
- группа черт, определяющих поступки человека (рациональность, расчетливость, мировоззрение и идеалы).
Эти черты проявляются в отдельных поведенческих актах, состояниях, привычках, манере поведения и в деятельности. Они выступают в качестве основы активного, целеустремленного, нерешительного или покорно-подражательного и другого поведения, могут составлять сильный или слабый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий и другие характеры.
Способности и задатки
Свойства личности, зависящие как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющие на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».
Определение
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам работы (творчества), однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
В психологии принято выделять:
- общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
- специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т. д.).
Предпосылкой развития способностей являются задатки.
Определение
Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
В заключение необходимо охарактеризовать индивидуальность как последний уровень человеческой организации. Индивидуальность – это такое интегральное свойство человека, которое объединяет все свойства индивида (внешний облик, особенности телосложения) и психические свойства личности (темперамент, характер, способности и задатки), в том числе как субъекта деятельности.
Источник
Психика – это многокомпонентная конструкция, которая позволяет определить личность индивида. Данное определение подразумевает наличие нескольких составляющих:
- Психические процессы. Они являются динамическими показателями, предстающими в виде критериев понимания мира. Они позволяют воспринимать и анализировать информацию из окружения человека, создавать определенные эмоции в отдельных жизненных ситуациях, манеру поведения, цель и мотивы. Кроме того, они отвечают за общение в разных ситуациях, меняя позу, жесты, мимику, громкость и тональность голоса. Процесс развития личности предусматривает постоянное варьирование этих свойств.
- Психологические свойства. Стоит заметить, что каждое свойство — это статическое понятие. Но они могут относительно варьироваться в результате длительного воздействия раздражительного фактора. К психическим свойствам стоит отнести:
- тип темперамента, который заложен еще при рождении;
- особенности характера – исследования личности подтвердили, что данная характеристика на 90% зависит от наследственности и только на оставшиеся 10% от внешних условий;
- способности – данный психический фактор зависит от природы, а также формируется во время личностного развития.
- Психическое состояние. Здесь подразумевается, какой именно процесс и качества человека проявятся в определенной ситуации, и какие станут преобладать.
Основные критерии исследования индивида: психологические состояния
Психология указывает, что личность человека в определенной ситуации проявляется при помощи психологического состояния, которое формируется в качестве ответа на раздражитель. Иными словами, одни эмоции преобладают над прочими, изменяются жесты, поведение и другие качества.
Состояние – статический показатель, но в случае продолжительного воздействия одинаковых раздражителей, изменяющихся во времени, состояние становится почти не вариативным качеством.
Во время исследования личности удалось выявить несколько компонентов психического состояния, куда стоит отнести:
- физиологию (сюда может относиться частота пульса);
- моторные функции (речь, мимика);
- эмоциональная сфера (проявление положительных и отрицательных эмоций);
- когнитивные процессы (адекватное мышление, анализ ситуаций);
- особенности поведения (различные действия в определенных ситуациях);
- общительность (может ли человек контактировать и адекватно общаться с людьми).
Каждое психологическое состояние относится к одной из двух групп: устойчивые (личностные) или ситуативные.
Для ситуативных состояний характерны неустойчивость и ответ индивида на конкретную необычную ситуацию. Ситуации бывают конфликтные, общефункциональные или с психическим напряжением.
Для устойчивых, тех, что сохраняются на продолжительный период времени, характерно то, что они могут быть с нарушением сознания, кризисными или оптимальными, с разными пограничными состояниями (психопатия, малоумие).
Отдельно стоит отметить кризисные состояния, способные выражаться в форме:
- негативизма (даже в оптимальной ситуации преобладает негативное качество в виде отрицательных эмоций);
- аутизма (социальной отчужденности);
- оппозиции (агрессия в конкретных нетипичных ситуациях или по отношению к определенным личностям).
Используя современные исследования личности, можно четко определить все показатели психического состояния человека для составления личностного портрета. Держите психику под контролем, а если накопилось много негатива, вам рекомендован курс Викиум «Детоксикация мозга«.
Источник
В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.
Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.
По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.
Определение
Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.
Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.
С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.
Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.
Виды
Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.
Эмоциональные свойства
Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.
Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):
- Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
- Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
- Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
- Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.
Эмоциональная лабильность в психологии
- Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
- Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
- Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.
Волевые свойства
Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.
- Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
- Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
- Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.
- Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
- Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
- Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.
Индивидуальные свойства
Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.
В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.
Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.
При определении темперамента пользуются такими характеристиками:
- сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
- реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,
- пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
- резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
- экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.
В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.
Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.
Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.
Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.
Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).
Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.
Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.
Функции и роль
Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.
Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.
Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.
- Потребности обычно формируются средой существования, уровнем развития и жизненной ситуацией. Они могут быть биологическими (обычно более приоритетны) и социальными. Потребности физиологического характера часто появляются и быстро исчезают после их удовлетворения. Например, это жилье, еда, одежда, сон и др. Социальные потребности более разнообразны. Сюда включается не только потребность во внимании, признании, самореализации, но и различные материальные блага. При переходе потребности в мотивацию в организме активизируются необходимые для неё зоны коры головного мозга и подкорковые структуры.
- Мотивация — побуждение к действию различными стимулами, это первый шаг к цели. Это побуждение проявляется широким спектром позитивных и негативных эмоций, напряжением, переживаниями. Мотивы также бывают биологическими и социальными. Они видоизменяются в течение всей жизни человека, в каждом возрасте имеются свои особенности и свойства. При существовании различных потребностей, согласно А.А. Ухтомскому, запускается принцип доминанты. То есть запускается обычно та мотивация, потребность в которой наиболее актуальная и создавшая наибольшее количество возбужденных нейронных сетей. Мотивации и потребности человека зависят от его интересов.
Структура направленности (свойства личности) в психологии
- Интерес — устойчивая склонность к какому-либо виду деятельности, стремление к познанию определенных областей знаний или умений. При длительной деятельности в области своих интересов, особенно переживая что-то новое, человек испытывает моральное удовлетворение и положительные эмоции. Очень часто направленность интересов человека совпадает с его склонностями и способностями. Интересы можно подразделять по их области, слабости/силе, активном/неактивном интересе, глубине и актуальности. При широких интересах, а также способности постоянно изучать новые области очень меняется мировоззрение человека.
- Мировоззрение — это устойчивая система взглядов человека на внешний мир, социальные связи, науку и религию, собственные отношение. На мировоззрение очень влияет время и место жительства человека, его место в обществе, окружение и взаимоотношения с людьми.
- Жизненные цели — это направленная во внешний мир психическая и физическая энергии человека, смысл его существования. Они напрямую зависят от мировоззрения и интересов. При отсутствии в жизни человека жизненной цели, его вектор развития постоянно меняет направление, возникают и быстро сменяются приоритеты. Это может приводить к перегоранию и истощению личности, а также депрессии.
Психологические теории и школы
Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.
Школа, подход | Что именно изучали |
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев | Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям. |
Психодинамический подход З. Фрейда | Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства. |
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли | Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект. |
Бихевиоризм. Дж. Уотсон | Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его. |
Гештальтпсихология | Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами. |
Диагностика
Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.
Основных направления два — тестовое и проективное.
Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.
Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.
Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.
Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.
В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.
Автор: Наталья Калегова
Видео о типах личности
Классификация личностей по Юнгу:
Источник