Урок технологии 1 класс какие свойства у разных материалов

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представления о свойствах ткани и ниток; ознакомления со швейной иглой и ее строением, приемами безопасной работы и условиями хранения, с приспособлениями для шитья, приемами отмеривания и вдевания нитки в иглу; способствовать закреплению ранее полученных умений (организовывать свое рабочее место, работать ножницами, размечать по шаблону, формообразовывать сгибанием, аккуратно склеивать); содействовать развитию умения сравнивать, переносить известные знания в сходную ситуацию (сравнение свойств бумаги и ткани)

Тип урока

Урок-консультация

Планируемые
результаты
(предметные)

Знакомятся с материалом (тканью) и его практическим применением; определяют основные свойства ткани; экономно расходуют материал; используют инструменты и приспособления по назначению; знают технологию работы с тканью; учатся отмерять нитку нужной длины, вдевать ее в иголку, скреплять булавками детали, шить; объясняют назначение приспособлений для шитья; понимают, что игла – это швейный инструмент, а булавка – приспособление для шитья; соблюдают правила безопасности в работе и хранении инструментов (ножниц, игл)

Личностные
результаты

Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; готовят рабочее место.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в материале на страницах учебника; находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользуются памятками; логические – умеют сравнивать изучаемые материалы, иглы по их свойствам, назначению; делают простейшие обобщения; группируют предметы и их образы по общему признаку.

Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему

Основное
содержание темы, понятия

и термины

Ткань как материал, ее свойства. Виды тканей. Сходство и различие свойств бумаги и ткани. Игла – инструмент для работы с тканью. Устройство иглы (один конец острый, другой с отверстием – ушко); размеры отверстий и связанное с ними назначение игл: швейные, штопальные, для вышивания, для швейной машины. Игла – швейный инструмент. Для чего у игл ушко? Какую нитку (по толщине) используют при вышивании, шитье, штопке? Приспособления для шитья: булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы. Назначение игольницы. Приемы безопасного обращения со швейными иглами и булавками

Образовательные ресурсы
и оборудование

Учебник, с. 86–89, 109. Образцы видов бумаги и ткани, иголки

Этапы урока

Формы,
методы,
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые
действия

формируемые

умения

1. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

К цели мы пойдем упрямо!

Все легонечко вздохнем

И урок сейчас начнем

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение учителя

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке.

– С какими материалами работали?

– Что мы делали с бумагой?

– Какие еще материалы вы знаете?

– Кто из вас знает, что такое ткань?

– Где ее используют? Какими свойствами она обладает?

– Что общего и в чем различие свойств бумаги и ткани?

– Какую задачу поставим себе на урок?

Отвечают на вопросы. В ходе беседы

с учителем определяют тему урока и учебную задачу

Принимают учебную задачу с помощью учителя. Проявляют интерес к изучению нового материала

Беседа по вопросам

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Исследование «Свойства бумаги и ткани»

Парная. Словесный, исследовательский, проблемный. Беседа, исследование, работа с учебником

– На столах у вас лежат образцы бумаги и ткани.

– Давайте сравним, похожи ли свойства бумаги и ткани, для этого откройте учебники на страницах 86–87.

– Что общего у этих материалов – бумаги и ткани?

– Какими свойствами различаются эти материалы?

– Как вы понимаете высказывание «рукотворный мир создан из разных материалов»?

Используя образцы ткани и бумаги, опираясь на рисунки

в учебнике на с. 86–87, рассматривают внешние физические свойства: цвет, толщину, фактуру поверхности, структуру (у бумаги – волокна,у ткани – переплетенные нитки), механические свойства

(сминаемость, эластичность, пластичность)

Сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, делают простейшие обобщения. Ориентируются в материале на страницах учебника. Находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Совместно обсуждают предложенную проблему

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Солнце в класс к нам заглянуло –

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклоняться – три, четыре –

И на месте поскакать,

На носок, на пятку –

Читайте также:  Какие сорта каланхоэ обладают лечебными свойствами

Все мы делаем зарядку

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

Игла. Правила безопасной работы иглой

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Загадка, рассказ, беседа

– Отгадайте загадку:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

Рассказ об игле (см. Приложение).

– Что такое игла?

– Из чего раньше изготавливали иглы?

– Как устроены иглы?

– Что делают иглами?

– Чьи они помощники?

– Как устроены иглы?

– Чем они опасны?

– Давайте познакомимся с правилами безопасной работы с иглой.

1. Опасности в работе:

•  повреждение пальцев швейной ниткой, иглой или булавкой;

•  травма руки ножницами;

•  травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

•  сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

•  положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

•  работать с наперстком;

•  вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

•  класть ножницы с сомкнутыми лезвиями;

•  передавать ножницы кольцами вперед и только с сомкнутыми лезвиями.

4. Что нужно делать по окончании работы:

•  посчитать количество иголок и булавок в игольнице
(игл и булавок должно быть столько, сколько было в начале работы);

•  привести в порядок рабочее место.

– Какие еще приспособления для шитья вы знаете? (Булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы.) 

– Какими способами можно соединить детали из бумаги?

– Каким способом соединяются детали из ткани?

Слушают загадку.

– Игла.

– Игла – это швейный инструмент.

Слушают рассказ учителя об игле, отвечают на вопросы учителя, знакомятся

с устройством иглы

и правилами безопасной работы иглой

Эмоционально воспринимают загадку

и рассказ. Осознанно

и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Беседа по вопросам

4. Закрепление знаний и способов действий.

Практическая работа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение, сказка

Создает условия для упражнения в пользовании иголкой и ниткой.

1. Отмеривание нитки нужной длины.

2. Вдевание нитки в иголку.

– Как вы понимаете выражение «куда иголка – туда

и нитка»?

Предлагает послушать «Сказку про иголки» (с. 109 учебника).

– Почему испугалась мама?

– Как бы вы поступили, если бы у вас рассыпались иголки?

– Придумайте свой конец сказки

Выполняют практическое задание. Слушают чтение сказки учителем. Отвечают на вопросы по тексту сказки

Эмоционально воспринимают сказку. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению одноклассников. Упражняются в пользовании иглой и ниткой

Беседа по вопросам, упражнение

5. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что общего у двух разных материалов – бумаги и ткани?

– Чем различаются эти материалы?

– Что такое иголка?

– Как с ней надо обращаться?

– Какие вы запомнили приспособления для шитья?

– Узнайте у мамы или бабушки, какие приспособления
и инструменты они используют, когда вышивают или штопают.

– Какой инструмент в этих видах работ самый главный?

– Вам понравился сегодняшний урок?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Умеют подводить итоги урока. Оценивают свою деятельность

на уроке

Беседа по вопросам

Источник

авторы: Лутцева Елена Андреевна, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

Методические пособия

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4)

Технология

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В методическом пособии реализуется системно-деятельностный подход в образовании младших школьников. В пособии предлагаются примерное поурочное планирование для двух вариантов учебного плана — на один и на два часа в неделю и сценарии уроков по темам учебника «Технология. 1 класс» (автор Е. А. Лутцева) и рабочей тетради «Технология. 1 класс» (авторы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева). Основное внимание уделяется освоению базовых технико-технологических знаний и умений, воспитанию нравственных качеств личности, развитию основ творческого мышления. В 1 классе предложены темы занятий и экскурсий для адаптационного периода.

Издание предназначено для учителей и методистов.

Содержание

  1. Общая информация
  2. Сведения об учащихся
  3. Разное
  4. Особенности содержания и изучения курса в 1 классе
  5. Технология. 1 класс
    • Программа для 1 класса
    • Примерное тематическое планирование
  6. Примерные сценарии уроков по темам
    • Тема 1. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг?
    • Тема 2. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы
    • Тема 3. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный
    • Тема 4. О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь
    • Тема 5. Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру — жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?
    • Тема 6. Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок»
    • Тема 7. О радости общения и совместного труда. Готовим праздник
    • Тема 8. О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник
    • Тема 9. Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов?
    • Тема 10. Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали
    • Тема 11. О способах соединения материалов. Как соединяют детали? 
    • Тема 12. Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?
    • Тема 13. О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон?
    • Тема 14. Новогодняя мастерская
    • Тема 15. Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?
    • Тема 16. Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Какие бывают аппликации?
    • Тема 17. Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров?
    • Тема 18. Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?
    • Тема 19. Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры?
    • Тема 20. Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?
    • Тема 21. Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги?
    • Тема 22. Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольники?
    • Тема 23. Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольники?
    • Тема 24. Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?
    • Тема 25. Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
    • Тема 26. Творческие работы
    • Тема 27. Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани?
    • Тема 28. Швейные приспособления. Иглы и булавки
    • Тема 29. Отделка изделий из ткани — прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?
    • Тема 30. Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка
    • Тема 31. Комплексная работа «Книжкина больница»
  7. Приложения
    • Карта личностного развития учащихся
    • Словарь терминов и понятий
Читайте также:  Какими свойствами обладают силовые линии электрического поля

Лутцева Елена Андреевна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник

Тема: УЧИМСЯ ШИТЬ. РАБОТА С ТКАНЬЮ И НИТКАМИ.
ЗАКЛАДКА С ВЫШИВКОЙ

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Педагогические задачи: познакомить с различными видами стежков: прямыми, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью; показать, как можно вышить изделие при помощи одного или нескольких видов стежков; продолжать формировать умение работать с нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для вышивки, с правилами работы иголкой, напёрстком; развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают различные виды стежков: прямые, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью и нитками, знают правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют выполнять вышивку на ткани одним или несколькими видами изученных стежков, работать с нитками, выполняя простые изделия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; планируют собственную деятельность, определяя промежуточные цели с учётом конечного результата, составляют план работы; осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученного изделия с образцом; корректируют собственные действия; способны к проявлению волевых усилий и преодолению препятствий.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, самостоятельно формулируют проблему, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; сравнивают, анализируют, делают выводы, создают алгоритм деятельности, выполняют задание, опираясь на созданный алгоритм.

Коммуникативные: знают основное правило общения – умение слушать и слышать, умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли, уважают в общении партнёра и самого себя; умеют формулировать вопросы с целью получения дополнительной информации о предмете.

Личностные УУД: понимают ценность знаний для человека, имеют мотивацию учебной деятельности, при этом формируется личностный смысл учения, развивается самостоятельность и личная ответственность, осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Материалы и оборудование: картон, нитки (мулине); компьютер,

Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, картон, ножницы, шаблон, шило, стежок, вышивка, закрепить, отрезать, затянуть.

Организационная структура (сценарий) урока

I. Актуализация знаний.

Сообщение темы и целей урока.

Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай –

Где закладка, там читай!

– Ребята, посмотрите, какая гостья пришла к нам на урок. Расскажите, для чего нужна закладка? (Ответы детей.)

Читайте также:  Какие свойства у глицерина

– Вспомните, из чего делали закладки раньше. Из каких материалов делают закладки в настоящее время? Из какого материала вы уже изготавливали закладку?

– Сегодня на уроке мы тоже выполним закладку, но другую. Эта закладка будет украшена вышивкой. Что такое вышивка? (Высказывания учащихся.)

Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства, где узор выполняется вручную при помощи иголки или на вышивальной машине. Вышивку можно делать на ткани или коже при помощи цветных ниток, а также бисера, жемчуга, блёсток, монеток.

Учитель демонстрирует различные образцы вышивок.

– Кто из вас умеет вышивать? А видели ли вы, как это делают мама или бабушка? Можете вы уже сейчас выполнить закладку, украшенную вышивкой? (Нет.) Почему? (Не умеем.)

– Для начала вы должны научиться выполнять разные виды стежков. Что такое стежок?

– Узнайте значение слова в словарике. Как вы поняли, что такое стежок? Помимо того, что нужно научиться делать стежки, что ещё нужно знать при выполнении вышивки?

– Какие инструменты вам понадобятся? Перечислите правила работы с ними.

– Кто уже может сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи, которые нам предстоит решить на уроке? (Высказывания учащихся.)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Открытие новых знаний.

Учитель демонстрирует три вида стежков:

∙ прямые стежки;

∙ стежки с перевивом змейкой;

∙ стежки с перевивом спиралью.

Анализ образцов.

– Рассмотрите образцы стежков. Как выполнен каждый из них?

– Расскажите о прямом стежке.

– Как получили стежок с перевивом змейкой?

– Чем стежок с перевивом спиралью отличается от стежка с перевивом змейкой?

– Какие же инструменты и приспособления вам понадобятся? Каковы правила работы с ними?

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. 

(Иголка.)

– При работе с иголкой необходим один очень важный помощник:

Маленькая головка

На пальце сидит,

Сотнями глаз

Во все стороны глядит.

(Напёрсток.)

– Теперь, когда мы знаем основной инструмент для вышивания, рассмотрим правила работы с ним.

Работа с учебником (с. 69). Знакомство с правилами работы с иголкой.

– Прочитайте правила работы с иголкой. Обсудите их в парах.

– Где следует хранить иголки? Почему? Почему нужно проверять количество иголок до начала работы и после? Почему иголку нельзя брать в рот?

– Правила работы с иголкой вы знаете, для чего нужен напёрсток – тоже. Познакомимся и научимся делать стежки, чтобы несколько позже выполнить вышивку на закладке.

Знакомство с выполнением стежков.

Учитель показывает, как правильно вдеть нитку в иголку, как завязать узелок. Учащиеся вдевают нитку в иголку, завязывают узелок.

Учитель показывает, как выполняются прямые стежки (с перевивом змейкой, с перевивом спиралью). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь, контролирует действия.

– Вы научились выполнять стежки, необходимые для изготовления закладки. Знаете правила работы с иголкой. Можем начинать делать закладку? (Нет.) Почему? (Нужно посмотреть технологию выполнения закладки.)

– Всё ли было понятно, когда наблюдали за выполнением закладки? Что показалось особенно трудным? Чтобы работа шла легче, составим план.

III. Первичное закрепление знаний.

Составление плана работы.

План работы:

1. Вырежем шаблон.

2. Переведём шаблон на цветной картон.

3. Вырежем заготовку.

4. Скрепим шаблон и закладку при помощи скрепки.

5. Сделаем отверстия с помощью шила.

6. Выполним два крайних ряда прямыми стежками.

7. Возьмём нитку другого цвета.

8. Выполним стежки с перевивом змейкой.

9. Выполним среднюю строчку прямыми стежками.

10. Закрепим нитку.

11. Выполним  среднюю строчку стежками с перевивом спиралью.

12. Закрепим нитку, отрежем лишнюю часть нитки.

13. Из оставшихся ниток сплетём косичку.

Учащиеся сравнивают свой план с планом учебник.

– А теперь отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

– Ну что ж, хорошо отдохнули, пора приниматься за работу.

Подготовка рабочего места.

– Приготовьте необходимые материалы, инструменты и приспособления, положите на парты.

Самостоятельная работа.

– Теперь, когда всё готово, можно приступать к выполнению закладки.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно, учитель оказывает помощь индивидуально.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Покажите, какие закладки у вас получились? Вы оставите эту закладку себе или кому-то подарите? В какой учебник или тетрадь вы бы хотели положить эту закладку?

Выставка закладок.

– Понравился вам сегодняшний урок? Чему он вас научил? Какие открытия вы сделали?

– Где в дальнейшем понадобятся знания, полученные сегодня на уроке?

– Как вы сегодня работали? Чему ещё хотели бы научиться?

Источник