В каких аккумуляторах содержится серебро

В каких аккумуляторах содержится серебро thumbnail

Серебряно цинковые аккумуляторы Аккумуляторные батареи используются в качестве источников энергии самых различных механизмов. Чаще всего АКБ устанавливается на автомобилях. Разработки серебряно-цинковых аккумуляторов велись на протяжении длительного периода. Основная цель подобных исследований заключается в преодолении недостатков более распространенных кислотных и щелочных АКБ.

Недостатки кислотных и щелочных АКБ

Современные серебряно-цинковые аккумуляторы лишены распространенных недостатков кислотных и щелочных источников питания. Особенности производства определяют следующие моменты:

  1. Серебряные аккумуляторы Низкая удельная емкость. Именно поэтому аккумуляторы не могут выдерживать длительную эксплуатацию без заряда.
  2. Малый КПД также определяет низкую эффективность применения кислотных и щелочных аккумуляторов.
  3. Высокий показатель саморазряда определяет то, что источник энергии может терять заряд при его длительном хранении.
  4. Нельзя использовать в условиях пониженного атмосферного давления.

Серебряные аккумуляторы лишены многих недостатков кислотных и щелочных вариантов исполнения. Однако применяемые технологии существенно повышают стоимость изделия.

В каких аккумуляторах есть серебро

Особенности конструкций

Аккумуляторы с серебряными пластинами собираются в корпусе из пластика. За счет этого уменьшается вес получаемой конструкции и обеспечивается защита от воздействия со стороны окружающей среды. Среди конструктивных особенностей можно отметить следующие моменты:

  1. Серебро в аккумуляторах Отрицательный электрод изготавливается при смешивании цинка и окиси цинка. Подобные пластины находятся в конвертах их целлюлозного вещества, структура становится более проницаемой для щелочного электролита.
  2. Положительные электроды изготавливаются из окиси серебра. За счет этого уменьшается количество серебра в аккумуляторах, и получается снизить их стоимость. Пластины из серебра находятся в конвертах из лозной пленки. Применение специальных изоляционных материалов позволило повысить защиту положительного электрода от воздействия электролита.
  3. Производители рассматриваемых аккумуляторов уделяют больше всего внимания выбору материалов для изготовления сепараторов. Это связано с тем, что при заливке электролита сепаратор может набухать, и это препятствует оплыванию активной массы электродов.
  4. При производстве обеспечивается большая площадь соприкосновения пластин с электродом.

Аккумуляторы с серебряными пластинамиПри создании АКБ из серебра никаких решеток не используется. Это связано с тем, что применяемые материалы при изготовлении электродов характеризуются высокой прочностью. Создаваемая конструкция устойчива к ударной и вибрационной нагрузке.

В качестве активного связующего вещества применяется раствор едкого калия. Рекомендуемая плотность составляет 1,4 гр/см3. Для работы устройства не требуется большое количество вещества, за счет чего можно проводить установку аккумулятора в вертикальной и горизонтальной плоскости. При изготовлении пробки используют герметичные вещества, она может быть открыта в процессе зарядки. Корпус изготавливается при применении прозрачного пластика, на который наносится шкала для определения максимального и минимального уровня активного вещества.

Большинство аккумуляторов с серебряными пластинами обладают следующими характеристиками:

  1. ЭДС составляет 1,85 В.
  2. Напряжение на клеммах 15,5 В.
  3. Теоретическая удельная энергоемкость составляет 420 Вт-ч/кг.
  4. Практическая удельная энергоемкость не менее 145 Вт-ч/кг.
  5. Температура, при которой электролит сохраняет свои свойства, от -40 до +50 градусов Цельсия.

Некоторая информация указывается на этикетке, которая наклеивается на корпус. Другие данные можно встретить в описании каждой модели, размещенной производителем в интернете.

Эксплуатация серебряно-цинковых батарей

Подобные батареи имеют очень маленькое внутреннее сопротивление и высокую удельную энергоемкость. Конструктивные особенности обеспечивают высокий ток отдачи, на 1 А-ч емкости приходится ток 50 Ампер. В каких аккумуляторах есть серебро, определить можно по названию, которое отображается на крышке изделия.

При рассмотрении особенностей эксплуатации можно отметить следующие моменты:

  1. Цинковые аккумуляторы На момент зарядки при использовании специального прибора образуется окись серебра. Именно поэтому кривая напряжения при зарядке идет ступенчато.
  2. Если уделить внимание графику зарядки, то видны участки с более высокими значениями напряжения. Эти участки указывают на активное восстановление пластин.
  3. При больших токах ступенчатый процесс разрядки практически незаметен. Именно поэтому заряд падает постепенно.
  4. Небольшой ток разрядки приводит к тому, что напряжение находится на стабильном уровне. Этот этап также характеризует восстановительный процесс.
  5. К концу разряда показатель напряжения начинает снижаться резко. Большинство аккумуляторных батарей, за исключением рассматриваемого, после потери половины емкости начинают быстро терять заряд.
  6. Энергоотдача составляет около 85%, отдача пот току приближается к 100%. За счет этого батарея способна выдавать высокий пусковой ток.
  7. Хранить АКБ можно на протяжении длительного периода. Это связано с тем, что показатель саморазряда очень низкий. Периодическая зарядка для восстановления емкости не требуется.

Как показывает практика, серебряно-цинковые аккумуляторы хранятся без электролита на протяжении длительного периода. Даже при полной емкости используется небольшое количество жидкости. Чтобы привести в рабочее состояние основные элементы, нужно:

  1. Особенности технологии производства серебряно-цинковых аккумуляторов Для начала проводится предварительный визуальный осмотр для выявления механических повреждений или коррозии основных элементов. В подобном случае эксплуатировать источник питания не рекомендуется.
  2. Следующий шаг заключается в заливании электролита. Для рассматриваемых АКБ применяется раствор, представленный сочетанием едкого калия в воде. Рекомендуемая плотность составляет 1,4 гр/см3. Полученный раствор насыщается окисью цинка.
  3. После добавления электролита проводятся формировочные циклы заряда и разряда. Подобный процесс необходим для восстановления свойств электродов.
Читайте также:  Какие витамины содержатся бобах

На момент визуального осмотра проверяется состояние крышки и бачков, токоотводов, клапанов для отвода газа. Эти элементы должны быть в хорошем техническом состоянии. Кроме этого, постоянно нужно проверять уровень электролита. При низком уровне электролита проверяется отсутствие короткого замыкания.

Следующий шаг заключается в проверке уровня ЭДС. Для того чтобы источник питания работал правильно, пластины должны хорошо пропитаться электролитом. Этот процесс нужно проводить в специальной барокамере, предварительно сняв крышку с заливочных отверстий и снизив давление до величины 2−8 кПа. После этого давление постепенно увеличивается до атмосферного. Обеспечить лучшую пропитку можно при повторном проведении этой процедуры.

Для формирования химической реакции между двумя электродами выполняется два полноценных цикла заряд-разряда. На момент зарядки нужно контролировать напряжение и плотность. Храниться АКБ должен при температуре от 5 до 10 градусов Цельсия. В подобных условиях сохраняется целостность сепаратора.

Сфера применения

Область применения серебряно-цинковых АКБ весьма обширна. В основном они устанавливаются там, где требуется источник питания с небольшой массой и объемом:

  1. Космическая отрасль.
  2. Военная техника.
  3. Геологическое геофизическое оборудование.
  4. Авиационная техника.

Производители АКБ смогли уменьшить размеры корпуса, сделать источники питания более компактными. Сфера применения определяется следующими качествами:

  1. Эксплуатация аккумуляторов с пластинками из серебраАккумулятор может выдерживать воздействие температуры от -10 до +55 градусов Цельсия. Именно поэтому он не устанавливается на автомобиле, который эксплуатируется в суровых условиях.
  2. Температура хранения от -40 до +60 градусов Цельсия.
  3. Хранить АКБ можно в течение 4 лет.
  4. Период эксплуатации может варьировать в пределе от 2 до 4 года в зависимости от правильности обслуживания и области применения.

Интересным фактом назовем то, что для оборудования, применяемого в лунной программе «Аполлон», производили именно подобные АКБ.

Емкость составила 120 А-ч, напряжение выдерживается на уровне 36 Вольт. Расчетная дальность пробега была около 90 километра, но на практике показатель составит всего 30 километров.

Плюсы и минусы использования

Серебряно-цинковые аккумуляторы отличаются от других источников питания. К их неоспоримым преимуществам можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. Основные достоинства и недостатки аккумуляторов с пластинками из серебраНебольшие размеры и масса. С каждым годом размеры аккумуляторной батареи уменьшаются без потери емкости. За счет небольшой массы и размеров упрощается транспортировка батареи.
  2. Механическая прочность. При изготовлении наружного корпуса применяется пластик, но начинка характеризуется прочностью.
  3. Удельная емкость выше, чем у кислотных и щелочных аккумуляторов.
  4. Чистое производство. Для работы подобного источника питания требуется небольшое количество электролита, в состав которого не входят загрязняющие химические вещества.
  5. Конструкция способна выдерживать высокие разрядные токи. Поэтому при генерировании высокого пускового тока емкость падает не существенно.
  6. Низкий показатель саморазряда. Проведенные тесты указывают на то, что в месяц теряется 15% емкости.
  7. Стабильные разрядные характеристики. В сравнении с другими АКБ, рассматриваемый теряет емкость постепенно без резких скачков.
  8. Устойчивость к глубокому разряду и периодическому прерыванию процесса заряда.

Недостатки аккумуляторов с пластинками из серебра

Недостатки подобных АКБ определяют то, что их крайне редко устанавливают на автомобилях. К ним можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. Достоинства аккумуляторов с пластинками из серебраВысокая цена. Особенности применяемой технологии и высокая концентрация серебра в составе определяют увеличение себестоимости аккумулятора.
  2. Небольшой срок службы. Как показывает практика, прослужить подобный источник питания может на протяжении 100 циклов зарядки и разрядки.
  3. Требуется много времени для полного заряда. При применении специальных приборов на восполнение заряда требуется 20 часов.
  4. Сильное газовыделение. Этот недостаток определяет то, что нужно постоянно следить за состоянием специальных патрубков.
  5. Конструкция плохо переносит перезаряд. Именно поэтому следует использовать ЗУ, которые способны в автоматическом режиме контролировать основные параметры подаваемого тока.

В последнее время ведется довольно много исследований, связанных с изготовление подобных источников тока. Сегодня они еще крайне редко устанавливаются в качестве источника энергии на транспортных средствах.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2018; проверки требуют 6 правок.

Серебряно-цинковый аккумулятор СЦ-25

Читайте также:  В каких препаратах содержится женский гормон

Сере́бряно-ци́нковый аккумуля́тор — вторичный химический источник тока, аккумулятор, в котором анод состоит из оксида серебра AgO в виде спрессованного порошка, катод — из смеси оксида цинка и цинковой пыли, а электролит — из раствора химически чистого гидроксида калия плотностью 1,4 кг/дм³ без каких-либо добавок.

При разряде-заряде серебряно-цинкового аккумулятора протекает обратимая реакция:

Отличается очень малым внутренним сопротивлением и большой удельной энергоёмкостью (150 Вт·ч/кг, 650 Вт·ч/дм³).

Одной из важнейших особенностей серебряно-цинкового аккумулятора является способность (при надлежащей конструкции) отдавать в нагрузку весьма большие токи (до 50 ампер на 1 А·ч ёмкости).

Из недостатков следует отметить высокую стоимость.

Применяется в авиации, космосе, военной технике, часах и др.

Параметры[править | править код]

  • Теоретическая удельная энергоемкость: до 425 Вт·ч/кг
  • Практическая удельная энергоемкость: до 150 Вт·ч/кг
  • Удельная энергоплотность: до 650 Вт·ч/дм³
  • ЭДС: 1,85 В (рабочее напряжение 1,55 В)
  • Рабочая температура: −40 … +50 °C

Преимущества[править | править код]

  • высокая механическая прочность;
  • возможность кратковременных разрядных режимов токами большой величины;
  • малый ток саморазряда, что обеспечивает возможность длительного хранения аккумуляторов в заряженном состоянии (5—15 % в месяц) ;
  • высокая удельная энергия, которая примерно в три-четыре раза превышает удельную энергию свинцовых аккумуляторов;
  • самые экологически[источник не указан 444 дня] чистые среди аккумуляторов промышленной группы;
  • малый вес и габариты;
  • работает в широком диапазоне температур (−40 … +50 °C);
  • высокая стабильность разрядных характеристик;
  • не «боится» недозаряда, перерывов в заряде и глубоких разрядов.

Недостатки[править | править код]

  • высокая стоимость;
  • малый срок службы — меньшее, чем в других системах количество циклов заряда/разрядa (до 100);
  • длительное время заряда;
  • повышенное газовыделение;
  • не допускает перезарядов.

Применение[править | править код]

Набор серебряно-цинковых аккумуляторов общей массой около 50 кг (накальная батарея — 5 элементов СЦД-70, 140 А·ч, 7,5 В; анодная батарея — 86 элементов СЦД-18, 30 А·ч, 130 В) применялся для питания передатчиков первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР 4 октября 1957 года; непрерывная работа передатчиков продолжалась в течение 21 дня после запуска[1]. Эти батареи составляли около 60 % массы спутника, который весил 83,6 кг.

Два серебряно-цинковых аккумулятора емкостью по 120 А⋅ч и напряжением 36 В применялись в лунных автомобилях, которые использовались для перевозки астронавтов по Луне в ходе программы «Аполлон». Максимальная теоретическая дальность пробега по Луне составляла 92 км. На практике самое большое расстояние преодолели астронавты «Аполлона-17», оно составило 36 километров.

Применяются в энергетических установках советских электрических торпед СЭТ-65, УСЭТ-80, СЭТ-72. В торпедах СЭТ-72 в качестве электролита используется морская вода.

История изобретения[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Анисимов М. М. 1.1. Источники электрического тока : [арх. 11 февраля 2017] // Физическая электроника: часть 1 ; часть 2.
  • Романов В. В. Химические источники тока // Издание 2. — М., 1978. — 264 c.

Ссылки[править | править код]

  • ГОСТ 15596-82. Источники тока химические. Термины и определения

Источник

Сергей Василенков от 1-11-2018, 15:26

Просмотров: 3169

4

Первая батарейка, в состав которой входили серебро и цинк, была создана
знаменитым ученым Вольтом еще в 1800 году. Но это изобретение не получило тогда
практического применения. В электродах возник мощный самозаряд, не дающий
возможности использовать получаемое электричество.

Через полвека попытку повторили. Вышло более успешно – так и появились
ампульные батареи.

В каких аккумуляторах содержится серебро

Зачем нужны добавки в пластинах
аккумуляторов?

Добавки придают АКБ разные свойства, но их главное назначение — увеличение
срока эксплуатации. Свинец — очень мягкий металл, он быстро разрушается. Ускорению
этого процесса способствуют процесс зарядки, а также нагрев летом и охлаждение
зимой. Для увеличения прочности батарее в нее добавляют другие материалы. Их
доля не превышает 2% от общей массы пластин.

Сначала в свинец добавляли сурьму. Это дало эффект – пластины перестали
сыпаться, срок их службы увеличился, появилась устойчивость к глубоким
разрядам. Но у этой добавки есть один большой недостаток: при полном заряде
аккумуляторная батарея выделяет газы. Это приводит к испарению воды из
электролита и к уменьшению уровня в банках. За такими батареями нужно постоянно
следить.

В каких аккумуляторах содержится серебро

Добавление кальция уменьшало электролиз, а сам процесс начинался уже после
зарядки АКБ. Испарение в этом случае все-таки есть, но незначительное. Большого
обслуживания такой источник питания не требует, хотя есть один минус —
небольшая устойчивость к глубоким разрядам.

Есть еще и гибридные добавки — когда в элементе используют кальциевые и
сурьмянистые пластины. Кипение в этом случае уменьшается, устойчивость к
глубоким разрядам повышается. Все бы хорошо, но подобный аккумулятор нуждается
в постоянном обслуживании, поэтому ученые продолжили пытаться раскрыть
возможности кальциевой батареи.

Читайте также:  Какие витамины содержаться в шиповнике

В пластины добавили немного серебра – так появились серебряные аккумуляторы.

Технологии Silver и Silver PLUS — что это?

Эти технологии предусматривают добавление незначительного количества серебра
– примерно 0,3% от общего веса. Конечно, это приводит к увеличению цен батарей
на 15-20%.

Посмотрим, сколько это в граммах. Средний вес АКБ — 13 кг. Если исключить
корпус, останется около 10 кг. Примерно 33 гр при таком весе — серебро.

Некоторые считают, что в батареях целых 3% серебра, но это не так. Тогда бы
абсолютное содержание драгоценного металла составило 330 грамм. Представляете,
сколько бы стоила такая АКБ?

В Европе еще в середине 90 годов в кальциевые АКБ стали добавлять легирующие
материалы – как правило, серебро. Процент его содержания (0,28-0,3) был
определён опытным путем. Такие батареи сначаланазывали CA/AG, но позже маркетологи дали им более звучное название —
Silver и Silver PLUS.

В каких аккумуляторах содержится серебро

Что даёт добавление серебра?

Добавление серебра в элементы питания значительно повысило их устойчивость к
разрядам. Если раньше 3 полных разряда «съедали» 50% емкости, то после
модернизации емкостные потери стали минимальными даже после 10 глубоких
разрядов.

Серебру не страшна коррозия — у него хорошая устойчивость к кислоте. При
полном соблюдении условий эксплуатации АКБ такого вида будет служить на пару
лет дольше.

Иногда производители называют их полностью необслуживаемыми. Это не совсем
так, но расход воды в них действительно небольшой – доливать почти не надо.

Серебро снижает сопротивление электрода, и серебряно цинковые аккумуляторы
(СЦА) заряжаются и разряжаются быстрее – сила тока растет на 5-6%, а емкость
увеличивается на 4%. Пластины устойчивы к вибрации. Они тоньше, поэтому их
можно поставить численно больше.

В каких аккумуляторах содержится серебро

То, что АКБ не нужно обслуживать — большой плюс автолюбителей, не имеющих
навыков ухода за оборудованием автомобиля. СЦА не требуют измерения плотности
электролита. После установки о них можно забыть – лишь изредка уделять время
подпитке.

Аккумуляторы с серебром подойдут для автомобилей с исправным
электрическим оснащением. Лучше, если в машине встроена система, автоматически
отключающая свет, габариты, музыку и другие потребители электричества.

Минусы серебряной технологии

Итак, добавление серебра дало СЦА значительные преимущества перед батареями
других видов. Но, к сожалению, без минусов тоже не обошлось:

  1. Завышенная цена. Возможно, для кого-то это
    несущественный фактор, но добавление серебра в цинковые батареи
    увеличивает их цены на 1 000-1 500 рублей.
  2. Незначительное содержание серебра (0,28-0,3%).

Пожалуй, последний фактор нельзя назвать минусом в полной мере. Вот вопрос:
почему бы не увеличить содержание серебра – ведь это привело бы к улучшению
характеристик?

Это невозможно выполнить технически. Пластины изготавливаются путем
штампования из закрученной в рулон ленты. Отливать их невозможно, поскольку
повышенная температура уничтожит структуру кальция. А если добавить хотя бы 1%
серебра в ленту, это приведет к образованию на ней микротрещин – она потеряет
эластичность.

В каких аккумуляторах есть серебро?

На некоторые АКБ нанесена надпись “Gold”, но это не значит, что
они содержат золото. Содержание драгоценных металлов в пластинах не подлежит
стандартизации, и маркер “Gold” – маркетинговая уловка.
Производителей за это никто не наказывает – вот они и стараются, кто во что
горазд.

В каких аккумуляторах содержится серебро

Оксид серебра в аккумуляторах используется, хоть его и немного. Его
добавляют в свои изделия многие производители – например:

  • Varta;
  • Bosch;
  • Black Horse;
  • Титан (российское производство).

Но реальной добавки драгоценного металла может и не быть. Уточняйте эту
информацию на сайтах изготовителей или в центрах продажаккумуляторных батарей — там есть бесплатные тематические брошюры. А то,
что золота в АКБ нет — это точно. Иначе их стоимость была бы заоблачной.

В каких аккумуляторах содержится серебро

СЦ, СЦ-25, СЦС, СЦК, СЦД —
виды вторичных источников тока, в состав которых входят цинк и серебро. Цель их
создания – устранение недостатков кислотных и щелочных батарей. Их
энергоемкость впечатляет, они вырабатывают ток значительной силы. Приобретать
такую или сэкономить, купив обычную АКБ — личное дело каждого. Но помните:
сиюминутная экономия может привести к большим расходам в будущем.

Источник