В каких аккумуляторах содержится серебро
Аккумуляторные батареи используются в качестве источников энергии самых различных механизмов. Чаще всего АКБ устанавливается на автомобилях. Разработки серебряно-цинковых аккумуляторов велись на протяжении длительного периода. Основная цель подобных исследований заключается в преодолении недостатков более распространенных кислотных и щелочных АКБ.
Недостатки кислотных и щелочных АКБ
Современные серебряно-цинковые аккумуляторы лишены распространенных недостатков кислотных и щелочных источников питания. Особенности производства определяют следующие моменты:
- Низкая удельная емкость. Именно поэтому аккумуляторы не могут выдерживать длительную эксплуатацию без заряда.
- Малый КПД также определяет низкую эффективность применения кислотных и щелочных аккумуляторов.
- Высокий показатель саморазряда определяет то, что источник энергии может терять заряд при его длительном хранении.
- Нельзя использовать в условиях пониженного атмосферного давления.
Серебряные аккумуляторы лишены многих недостатков кислотных и щелочных вариантов исполнения. Однако применяемые технологии существенно повышают стоимость изделия.
Особенности конструкций
Аккумуляторы с серебряными пластинами собираются в корпусе из пластика. За счет этого уменьшается вес получаемой конструкции и обеспечивается защита от воздействия со стороны окружающей среды. Среди конструктивных особенностей можно отметить следующие моменты:
- Отрицательный электрод изготавливается при смешивании цинка и окиси цинка. Подобные пластины находятся в конвертах их целлюлозного вещества, структура становится более проницаемой для щелочного электролита.
- Положительные электроды изготавливаются из окиси серебра. За счет этого уменьшается количество серебра в аккумуляторах, и получается снизить их стоимость. Пластины из серебра находятся в конвертах из лозной пленки. Применение специальных изоляционных материалов позволило повысить защиту положительного электрода от воздействия электролита.
- Производители рассматриваемых аккумуляторов уделяют больше всего внимания выбору материалов для изготовления сепараторов. Это связано с тем, что при заливке электролита сепаратор может набухать, и это препятствует оплыванию активной массы электродов.
- При производстве обеспечивается большая площадь соприкосновения пластин с электродом.
При создании АКБ из серебра никаких решеток не используется. Это связано с тем, что применяемые материалы при изготовлении электродов характеризуются высокой прочностью. Создаваемая конструкция устойчива к ударной и вибрационной нагрузке.
В качестве активного связующего вещества применяется раствор едкого калия. Рекомендуемая плотность составляет 1,4 гр/см3. Для работы устройства не требуется большое количество вещества, за счет чего можно проводить установку аккумулятора в вертикальной и горизонтальной плоскости. При изготовлении пробки используют герметичные вещества, она может быть открыта в процессе зарядки. Корпус изготавливается при применении прозрачного пластика, на который наносится шкала для определения максимального и минимального уровня активного вещества.
Большинство аккумуляторов с серебряными пластинами обладают следующими характеристиками:
- ЭДС составляет 1,85 В.
- Напряжение на клеммах 15,5 В.
- Теоретическая удельная энергоемкость составляет 420 Вт-ч/кг.
- Практическая удельная энергоемкость не менее 145 Вт-ч/кг.
- Температура, при которой электролит сохраняет свои свойства, от -40 до +50 градусов Цельсия.
Некоторая информация указывается на этикетке, которая наклеивается на корпус. Другие данные можно встретить в описании каждой модели, размещенной производителем в интернете.
Эксплуатация серебряно-цинковых батарей
Подобные батареи имеют очень маленькое внутреннее сопротивление и высокую удельную энергоемкость. Конструктивные особенности обеспечивают высокий ток отдачи, на 1 А-ч емкости приходится ток 50 Ампер. В каких аккумуляторах есть серебро, определить можно по названию, которое отображается на крышке изделия.
При рассмотрении особенностей эксплуатации можно отметить следующие моменты:
- На момент зарядки при использовании специального прибора образуется окись серебра. Именно поэтому кривая напряжения при зарядке идет ступенчато.
- Если уделить внимание графику зарядки, то видны участки с более высокими значениями напряжения. Эти участки указывают на активное восстановление пластин.
- При больших токах ступенчатый процесс разрядки практически незаметен. Именно поэтому заряд падает постепенно.
- Небольшой ток разрядки приводит к тому, что напряжение находится на стабильном уровне. Этот этап также характеризует восстановительный процесс.
- К концу разряда показатель напряжения начинает снижаться резко. Большинство аккумуляторных батарей, за исключением рассматриваемого, после потери половины емкости начинают быстро терять заряд.
- Энергоотдача составляет около 85%, отдача пот току приближается к 100%. За счет этого батарея способна выдавать высокий пусковой ток.
- Хранить АКБ можно на протяжении длительного периода. Это связано с тем, что показатель саморазряда очень низкий. Периодическая зарядка для восстановления емкости не требуется.
Как показывает практика, серебряно-цинковые аккумуляторы хранятся без электролита на протяжении длительного периода. Даже при полной емкости используется небольшое количество жидкости. Чтобы привести в рабочее состояние основные элементы, нужно:
- Для начала проводится предварительный визуальный осмотр для выявления механических повреждений или коррозии основных элементов. В подобном случае эксплуатировать источник питания не рекомендуется.
- Следующий шаг заключается в заливании электролита. Для рассматриваемых АКБ применяется раствор, представленный сочетанием едкого калия в воде. Рекомендуемая плотность составляет 1,4 гр/см3. Полученный раствор насыщается окисью цинка.
- После добавления электролита проводятся формировочные циклы заряда и разряда. Подобный процесс необходим для восстановления свойств электродов.
На момент визуального осмотра проверяется состояние крышки и бачков, токоотводов, клапанов для отвода газа. Эти элементы должны быть в хорошем техническом состоянии. Кроме этого, постоянно нужно проверять уровень электролита. При низком уровне электролита проверяется отсутствие короткого замыкания.
Следующий шаг заключается в проверке уровня ЭДС. Для того чтобы источник питания работал правильно, пластины должны хорошо пропитаться электролитом. Этот процесс нужно проводить в специальной барокамере, предварительно сняв крышку с заливочных отверстий и снизив давление до величины 2−8 кПа. После этого давление постепенно увеличивается до атмосферного. Обеспечить лучшую пропитку можно при повторном проведении этой процедуры.
Для формирования химической реакции между двумя электродами выполняется два полноценных цикла заряд-разряда. На момент зарядки нужно контролировать напряжение и плотность. Храниться АКБ должен при температуре от 5 до 10 градусов Цельсия. В подобных условиях сохраняется целостность сепаратора.
Сфера применения
Область применения серебряно-цинковых АКБ весьма обширна. В основном они устанавливаются там, где требуется источник питания с небольшой массой и объемом:
- Космическая отрасль.
- Военная техника.
- Геологическое геофизическое оборудование.
- Авиационная техника.
Производители АКБ смогли уменьшить размеры корпуса, сделать источники питания более компактными. Сфера применения определяется следующими качествами:
- Аккумулятор может выдерживать воздействие температуры от -10 до +55 градусов Цельсия. Именно поэтому он не устанавливается на автомобиле, который эксплуатируется в суровых условиях.
- Температура хранения от -40 до +60 градусов Цельсия.
- Хранить АКБ можно в течение 4 лет.
- Период эксплуатации может варьировать в пределе от 2 до 4 года в зависимости от правильности обслуживания и области применения.
Интересным фактом назовем то, что для оборудования, применяемого в лунной программе «Аполлон», производили именно подобные АКБ.
Емкость составила 120 А-ч, напряжение выдерживается на уровне 36 Вольт. Расчетная дальность пробега была около 90 километра, но на практике показатель составит всего 30 километров.
Плюсы и минусы использования
Серебряно-цинковые аккумуляторы отличаются от других источников питания. К их неоспоримым преимуществам можно отнести нижеприведенные моменты:
- Небольшие размеры и масса. С каждым годом размеры аккумуляторной батареи уменьшаются без потери емкости. За счет небольшой массы и размеров упрощается транспортировка батареи.
- Механическая прочность. При изготовлении наружного корпуса применяется пластик, но начинка характеризуется прочностью.
- Удельная емкость выше, чем у кислотных и щелочных аккумуляторов.
- Чистое производство. Для работы подобного источника питания требуется небольшое количество электролита, в состав которого не входят загрязняющие химические вещества.
- Конструкция способна выдерживать высокие разрядные токи. Поэтому при генерировании высокого пускового тока емкость падает не существенно.
- Низкий показатель саморазряда. Проведенные тесты указывают на то, что в месяц теряется 15% емкости.
- Стабильные разрядные характеристики. В сравнении с другими АКБ, рассматриваемый теряет емкость постепенно без резких скачков.
- Устойчивость к глубокому разряду и периодическому прерыванию процесса заряда.
Недостатки подобных АКБ определяют то, что их крайне редко устанавливают на автомобилях. К ним можно отнести нижеприведенные моменты:
- Высокая цена. Особенности применяемой технологии и высокая концентрация серебра в составе определяют увеличение себестоимости аккумулятора.
- Небольшой срок службы. Как показывает практика, прослужить подобный источник питания может на протяжении 100 циклов зарядки и разрядки.
- Требуется много времени для полного заряда. При применении специальных приборов на восполнение заряда требуется 20 часов.
- Сильное газовыделение. Этот недостаток определяет то, что нужно постоянно следить за состоянием специальных патрубков.
- Конструкция плохо переносит перезаряд. Именно поэтому следует использовать ЗУ, которые способны в автоматическом режиме контролировать основные параметры подаваемого тока.
В последнее время ведется довольно много исследований, связанных с изготовление подобных источников тока. Сегодня они еще крайне редко устанавливаются в качестве источника энергии на транспортных средствах.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2018; проверки требуют 6 правок.
Серебряно-цинковый аккумулятор СЦ-25
Сере́бряно-ци́нковый аккумуля́тор — вторичный химический источник тока, аккумулятор, в котором анод состоит из оксида серебра AgO в виде спрессованного порошка, катод — из смеси оксида цинка и цинковой пыли, а электролит — из раствора химически чистого гидроксида калия плотностью 1,4 кг/дм³ без каких-либо добавок.
При разряде-заряде серебряно-цинкового аккумулятора протекает обратимая реакция:
Отличается очень малым внутренним сопротивлением и большой удельной энергоёмкостью (150 Вт·ч/кг, 650 Вт·ч/дм³).
Одной из важнейших особенностей серебряно-цинкового аккумулятора является способность (при надлежащей конструкции) отдавать в нагрузку весьма большие токи (до 50 ампер на 1 А·ч ёмкости).
Из недостатков следует отметить высокую стоимость.
Применяется в авиации, космосе, военной технике, часах и др.
Параметры[править | править код]
- Теоретическая удельная энергоемкость: до 425 Вт·ч/кг
- Практическая удельная энергоемкость: до 150 Вт·ч/кг
- Удельная энергоплотность: до 650 Вт·ч/дм³
- ЭДС: 1,85 В (рабочее напряжение 1,55 В)
- Рабочая температура: −40 … +50 °C
Преимущества[править | править код]
- высокая механическая прочность;
- возможность кратковременных разрядных режимов токами большой величины;
- малый ток саморазряда, что обеспечивает возможность длительного хранения аккумуляторов в заряженном состоянии (5—15 % в месяц) ;
- высокая удельная энергия, которая примерно в три-четыре раза превышает удельную энергию свинцовых аккумуляторов;
- самые экологически[источник не указан 444 дня] чистые среди аккумуляторов промышленной группы;
- малый вес и габариты;
- работает в широком диапазоне температур (−40 … +50 °C);
- высокая стабильность разрядных характеристик;
- не «боится» недозаряда, перерывов в заряде и глубоких разрядов.
Недостатки[править | править код]
- высокая стоимость;
- малый срок службы — меньшее, чем в других системах количество циклов заряда/разрядa (до 100);
- длительное время заряда;
- повышенное газовыделение;
- не допускает перезарядов.
Применение[править | править код]
Набор серебряно-цинковых аккумуляторов общей массой около 50 кг (накальная батарея — 5 элементов СЦД-70, 140 А·ч, 7,5 В; анодная батарея — 86 элементов СЦД-18, 30 А·ч, 130 В) применялся для питания передатчиков первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР 4 октября 1957 года; непрерывная работа передатчиков продолжалась в течение 21 дня после запуска[1]. Эти батареи составляли около 60 % массы спутника, который весил 83,6 кг.
Два серебряно-цинковых аккумулятора емкостью по 120 А⋅ч и напряжением 36 В применялись в лунных автомобилях, которые использовались для перевозки астронавтов по Луне в ходе программы «Аполлон». Максимальная теоретическая дальность пробега по Луне составляла 92 км. На практике самое большое расстояние преодолели астронавты «Аполлона-17», оно составило 36 километров.
Применяются в энергетических установках советских электрических торпед СЭТ-65, УСЭТ-80, СЭТ-72. В торпедах СЭТ-72 в качестве электролита используется морская вода.
История изобретения[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Анисимов М. М. 1.1. Источники электрического тока : [арх. 11 февраля 2017] // Физическая электроника: часть 1 ; часть 2.
- Романов В. В. Химические источники тока // Издание 2. — М., 1978. — 264 c.
Ссылки[править | править код]
- ГОСТ 15596-82. Источники тока химические. Термины и определения
Источник
Сергей Василенков от 1-11-2018, 15:26
Просмотров: 3169
4
Первая батарейка, в состав которой входили серебро и цинк, была создана
знаменитым ученым Вольтом еще в 1800 году. Но это изобретение не получило тогда
практического применения. В электродах возник мощный самозаряд, не дающий
возможности использовать получаемое электричество.
Через полвека попытку повторили. Вышло более успешно – так и появились
ампульные батареи.
Зачем нужны добавки в пластинах
аккумуляторов?
Добавки придают АКБ разные свойства, но их главное назначение — увеличение
срока эксплуатации. Свинец — очень мягкий металл, он быстро разрушается. Ускорению
этого процесса способствуют процесс зарядки, а также нагрев летом и охлаждение
зимой. Для увеличения прочности батарее в нее добавляют другие материалы. Их
доля не превышает 2% от общей массы пластин.
Сначала в свинец добавляли сурьму. Это дало эффект – пластины перестали
сыпаться, срок их службы увеличился, появилась устойчивость к глубоким
разрядам. Но у этой добавки есть один большой недостаток: при полном заряде
аккумуляторная батарея выделяет газы. Это приводит к испарению воды из
электролита и к уменьшению уровня в банках. За такими батареями нужно постоянно
следить.
Добавление кальция уменьшало электролиз, а сам процесс начинался уже после
зарядки АКБ. Испарение в этом случае все-таки есть, но незначительное. Большого
обслуживания такой источник питания не требует, хотя есть один минус —
небольшая устойчивость к глубоким разрядам.
Есть еще и гибридные добавки — когда в элементе используют кальциевые и
сурьмянистые пластины. Кипение в этом случае уменьшается, устойчивость к
глубоким разрядам повышается. Все бы хорошо, но подобный аккумулятор нуждается
в постоянном обслуживании, поэтому ученые продолжили пытаться раскрыть
возможности кальциевой батареи.
В пластины добавили немного серебра – так появились серебряные аккумуляторы.
Технологии Silver и Silver PLUS — что это?
Эти технологии предусматривают добавление незначительного количества серебра
– примерно 0,3% от общего веса. Конечно, это приводит к увеличению цен батарей
на 15-20%.
Посмотрим, сколько это в граммах. Средний вес АКБ — 13 кг. Если исключить
корпус, останется около 10 кг. Примерно 33 гр при таком весе — серебро.
Некоторые считают, что в батареях целых 3% серебра, но это не так. Тогда бы
абсолютное содержание драгоценного металла составило 330 грамм. Представляете,
сколько бы стоила такая АКБ?
В Европе еще в середине 90 годов в кальциевые АКБ стали добавлять легирующие
материалы – как правило, серебро. Процент его содержания (0,28-0,3) был
определён опытным путем. Такие батареи сначаланазывали CA/AG, но позже маркетологи дали им более звучное название —
Silver и Silver PLUS.
Что даёт добавление серебра?
Добавление серебра в элементы питания значительно повысило их устойчивость к
разрядам. Если раньше 3 полных разряда «съедали» 50% емкости, то после
модернизации емкостные потери стали минимальными даже после 10 глубоких
разрядов.
Серебру не страшна коррозия — у него хорошая устойчивость к кислоте. При
полном соблюдении условий эксплуатации АКБ такого вида будет служить на пару
лет дольше.
Иногда производители называют их полностью необслуживаемыми. Это не совсем
так, но расход воды в них действительно небольшой – доливать почти не надо.
Серебро снижает сопротивление электрода, и серебряно цинковые аккумуляторы
(СЦА) заряжаются и разряжаются быстрее – сила тока растет на 5-6%, а емкость
увеличивается на 4%. Пластины устойчивы к вибрации. Они тоньше, поэтому их
можно поставить численно больше.
То, что АКБ не нужно обслуживать — большой плюс автолюбителей, не имеющих
навыков ухода за оборудованием автомобиля. СЦА не требуют измерения плотности
электролита. После установки о них можно забыть – лишь изредка уделять время
подпитке.
Аккумуляторы с серебром подойдут для автомобилей с исправным
электрическим оснащением. Лучше, если в машине встроена система, автоматически
отключающая свет, габариты, музыку и другие потребители электричества.
Минусы серебряной технологии
Итак, добавление серебра дало СЦА значительные преимущества перед батареями
других видов. Но, к сожалению, без минусов тоже не обошлось:
- Завышенная цена. Возможно, для кого-то это
несущественный фактор, но добавление серебра в цинковые батареи
увеличивает их цены на 1 000-1 500 рублей. - Незначительное содержание серебра (0,28-0,3%).
Пожалуй, последний фактор нельзя назвать минусом в полной мере. Вот вопрос:
почему бы не увеличить содержание серебра – ведь это привело бы к улучшению
характеристик?
Это невозможно выполнить технически. Пластины изготавливаются путем
штампования из закрученной в рулон ленты. Отливать их невозможно, поскольку
повышенная температура уничтожит структуру кальция. А если добавить хотя бы 1%
серебра в ленту, это приведет к образованию на ней микротрещин – она потеряет
эластичность.
В каких аккумуляторах есть серебро?
На некоторые АКБ нанесена надпись “Gold”, но это не значит, что
они содержат золото. Содержание драгоценных металлов в пластинах не подлежит
стандартизации, и маркер “Gold” – маркетинговая уловка.
Производителей за это никто не наказывает – вот они и стараются, кто во что
горазд.
Оксид серебра в аккумуляторах используется, хоть его и немного. Его
добавляют в свои изделия многие производители – например:
- Varta;
- Bosch;
- Black Horse;
- Титан (российское производство).
Но реальной добавки драгоценного металла может и не быть. Уточняйте эту
информацию на сайтах изготовителей или в центрах продажаккумуляторных батарей — там есть бесплатные тематические брошюры. А то,
что золота в АКБ нет — это точно. Иначе их стоимость была бы заоблачной.
СЦ, СЦ-25, СЦС, СЦК, СЦД —
виды вторичных источников тока, в состав которых входят цинк и серебро. Цель их
создания – устранение недостатков кислотных и щелочных батарей. Их
энергоемкость впечатляет, они вырабатывают ток значительной силы. Приобретать
такую или сэкономить, купив обычную АКБ — личное дело каждого. Но помните:
сиюминутная экономия может привести к большим расходам в будущем.
Источник