В каких государствах содержаться нормы в

Норма международного права — это общеобязательное правило деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права в международных отношениях[1].

Как и другие правовые нормы, международные нормы рассчитаны на неоднократное применение и могут выполняться добровольно или с помощью принуждения[2]. Особенностью международно-правовых норм является тот факт, что они устанавливаются самими субъектами международного права[3].

Особенности[править | править код]

Международно-правовые нормы отличаются от норм внутригосударственных. Основными их особенностями являются:

  • Предметом регулирования являются межгосударственные и иные международные отношения.
  • Международно-правовые нормы создаются в результате согласования позиций и интересов государств (метод «согласования воли»). Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам[4].
  • Формой закрепления норм международного права являются не властные предписания (закон), а источники, соответствующие согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций).
  • Нормы международного права создаются самими государствами (индивидуально или коллективно) и адресованы они также самим государствам. Особое значение имеет добровольный характер их реализации[1].
  • Международно-правовые нормы обычно не сочетают в себе классическую структуру из гипотезы, диспозиции и санкции[5].

Формирование[править | править код]

Нормы международного права, вне зависимости от формы закрепления (международный договор или обычай), формируются самими субъектами международного права (и прежде всего государствами) посредством согласования интересов и позиций. При этом сам процесс согласования воли проходит через два этапа[6]:

  1. Субъекты достигают согласия относительно содержания правила поведения;
  2. Субъекты выражают свою волю на обязательность данного правила поведения для них. Такое согласие на обязательность может выражаться заключением договора или же постоянной всеобщей практикой — единообразной деятельностью субъектов (обычай).

Виды[править | править код]

По форме:

  • Договорные (документально закреплённые).
  • Обычные (документально не закреплённые).

По предмету регулирования:

  • Нормы права международных договоров;
  • Нормы космического права;
  • Нормы международного воздушного права;
  • Нормы международного уголовного права и др. в зависимости от конкретной подотрасли международного права.

По сфере действия:

  • Универсальные — нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права[7].
  • Локальные — нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в рамках одного региона или, касающиеся ограниченного числа субъектов международного права[8].

По юридической силе:

  • Императивные (jus cogens) — универсальные нормы, отклонение от которых признаётся недопустимым всем мировым сообществом.
  • Диспозитивные

См. также[править | править код]

  • Jus cogens
  • Источники международного права

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 93.
  2. ↑ Лукашук, 2005, с. 60.
  3. ↑ Бекяшев, 2003, с. 11.
  4. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. — 2010. — № 6. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  5. ↑ Глебов И. Н. Международное право. — М.: Издательство: Дрофа, 2006. — с. 37.
  6. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 94.
  7. ↑ Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 96.
  8. ↑ Бекяшев, 2003, с. 13.

Литература[править | править код]

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 783 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Бекяшев К.И. Международное публичное право. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2003. — 640 с. — 4000 экз. — ISBN 5-98032-026-1. Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Лукашук И.И. Международное право:общая часть. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с. — ISBN 5-466-00103-1. (недоступная ссылка)

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 февраля 2020; проверки требуют 3 правки.

Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определённость подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Признаки нормы права[править | править код]

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  3. Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
  4. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.
  5. Микросистемность. Норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Структура нормы права[править | править код]

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если(гипотеза), то(диспозиция), иначе(санкция)»). Применимость норм права достигается при условии наличия взаимосвязи: норм, фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права, фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Читайте также:  Каком числительном содержится приказ

  • Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
  • Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
  • Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
  • Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

В теории права существует подход, согласно которому норма права состоит только из гипотезы и диспозиции. Санкция в этом случае представляет собой диспозицию нормы права, гипотеза которой — несоблюдение диспозиции другой нормы права.

По степени определённости санкции подразделяются на:

  • абсолютно определённые — категорическое значение санкции;
  • относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);
  • альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Правовые нормы не всегда содержат в себе все элементы. Например, нормы, определяющие полномочия, состоят только из диспозиции.

Изложение правовых норм в нормативных актах[править | править код]

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права может содержаться в нормативных правовых актах разного уровня и регулирующих различные по своей сути области права, и не совпадать со статьёй одного нормативного правового акта. В связи с чем норма права и статья нормативного акта как правило не тождественны. Норма права — правило поведения, состоящее из гипотезы и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Также нормы права могут излагаться в правовых (санкционированных) обычаях и в судебных прецедентах.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта).

Классификации норм права[править | править код]

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы конституционного, гражданского, жилищного, семейного, налогового, трудового, административного, уголовного права, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают, какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
Читайте также:  Какие витамины содержатся в одном гранате

См. также[править | править код]

  • Норма (правило)

Литература[править | править код]

  • Нечаев В. М.,. Юридические нормы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Понятие нормы международного права

Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма (МПН) — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами. МПН закреплены в источниках МП.

Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную правовую систему. Это:

1) предметом регулирования МПН являются межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

2) МПН создаются через согласование позиций государств;

3) форма закрепления (существования) МПН, соответствует согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);

4) обеспечение реализации МПН, как правило, производится самими создателями этих норм или посредством созданных ими международных организаций и органов.

Нормы МП создаются самими субъектами, прежде всего государствами.

Создание норм МП представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий два этапа:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) выражение субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания МПН.

Вместе с тем существуют МПН, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность МПН означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;

3) дача субъектами МП согласия на юр. обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы МП образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится, прежде всего, указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты МП чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых МП по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов — гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по заколу, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы МП указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам 1993 г. определяет, что статус беженца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН  о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-правовых нормах вообще. Санкцию практически любой международно-правовой нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения международных обязательств: нарушение соответствующих предписаний и запретов влечет за собой ответственность нарушителя (конкретного субъекта международного права), мера и средства реализации которой определяются на основе международного соглашения.

Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

Читайте также:  Какие е содержатся в чипсах

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в МП. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном содействии в предотвращении таможенных правонарушений, «таможенное законодательство» – это все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения; «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По функциям в системе международные нормы делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение 6 месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы МП.

Универсальные нормы охватывают своим участием большинство государств мира и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др.

Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).

Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между Украиной и КНР о выдаче преступников). В большинстве случаев они содержатся в двухсторонних договорах.

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По юридической силе – на: императивные и диспозитивные.

Императивные нормы не допускают отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признают действительными противоречащие им обычаи и договора.

Диспо­зитивные нормы допускают отступления от универсальных норм по соглашению во взаимоотноше­ниях сторон.

По способу создания и форме существования, т.е. по источнику – на: обычные, договорные и вспомогательные.

Обыч­ные нормы создаются на основе молчаливого согласия.

Договорные нормы создаются на основе межгосударственного письменного соглашения.

Вспомогательные нормы создаются на основе решений международных организаций.

По характеру субъективных прав и обязанностей наобязывающие, уполномочивающие, запрещающие и отсылающие.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение конкретных действий или на воздержание от них.

Отсылающие нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылающая норма может отсылать и к неправовым актам (например, к рекомендационной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силою.

За сроком действия – на: срочные и бессрочные.

Существование срочных норм определяется или чёткими временными границами либо зависимостью от наступления или не наступления каких-либо юридических фактов.

Бессрочные нормы характерны для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

Реализация международно-правовых норм

Международно-правовые нормы действуют лишь, когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него), МПН тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаше всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

В форме использования чаше всего реализуются нормы-правомочия. Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, «Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции». Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой — предоставляет физическим и юр. лицам право использовать ее положения в необходимых случаях.

Темы, выносящиеся на самостоятельное рассмотрение:

· Создание норм МП

· Кодификация норм МП

· Толкование норм МП

· Реализация норм МП

Источник