В каких источниках содержится неправовая информация

В каких источниках содержится неправовая информация thumbnail

по степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.Документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (определить, соотнести, оценить) (ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”). Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

по категориям доступа информация, согласно п. 2 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ, делится на:

– информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на: а) информацию, существующую в виде государственной тайны; б) информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

открытую (общедоступную) информацию.

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

в зависимости от порядка ее предоставления или распространения информация, согласно п.3 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ, подразделяется на:

– информацию, свободно распространяемую;

– информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

– информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

– информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

по роли в системе права информация делится на правовую и неправовую.Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:

– нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);

– ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, решение суда общей юрисдикции).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК СИСТЕМА НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В

ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ (КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА).

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Основные задачи в этой области:

· изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;

· выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;

· изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;

· разработка и принятие федерального закона «О законах Российской Федерации» как основного акта, организующего и упорядочивающего законопроектную деятельность в Российской Федерации;

· проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;

· изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права.

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА.

И. Л. Бачило полагает, что «предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере»

Т.о. предмет информационного права составляют от­ношения по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации, а также смежные с ними отношения, ко­торым действующим законодательством придано значение информа­ционных.

Методы

Из предмета права вытекает его метод — совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положе­нии субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридиче­ском инструментарии, используемом при воздействии на общест­венные отношения.

Метод информационного права.При изучении информационного права применяются различные как традиционные, так и нетрадиционные для правовой науки методы. Существенное внимание уделяется методам, предназначенным для исследования информационных объектов как особых объектов информационных правоотношений.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический методисследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов.

В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

Метод сравнительного правового исследованияоснован на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т.п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т.п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Читайте также:  В какой группе периодической системы содержится больше всего элементов

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявление их преимуществ и перенесение этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам, изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например, информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследованияможет применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно-исторический методоснован на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Следует отметить, что этот метод пока неприменим для исследования системы информационного права в полном объеме, поскольку само это право только лишь формируется. Тем не менее данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделированияактивно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов ин-формационных правоотношений. Эти методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности (регламента законотворчества) и т.п. Применение этих методов позволяет представлять структуры и элементы информационного права, информационные процессы в наиболее наглядном и удобном для изучения виде.

Метод системного подходаможет применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, ею элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования.

Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую. Неправовая создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм. Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности и подразделяется на нормативную и ненормативную правовую информацию.

Правовая информация — сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, используемые при решении правовых задач. Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от содержания она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации относятся правовые акты, а также вся информация, связанная с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Таким образом, правовая информация — это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы, называется нормативной. Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России. Иная правовая информация называется ненормативной.

Правовая информация подразделяется на официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Читайте также:  Какие витамины содержаться в орехах кешью

Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» введены следующие термины, которые будут использоваться в дальнейшем.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.

Пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Официальная правовая информация

Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в следующих документах:

  • • нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы Россиийской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  • • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законодательные акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших органов власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации);
  • • акты органов местного самоуправления.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее

ядро, — это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативный правовой акт может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.1996 № 781 -11 ГД).

Правовая норма рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым правовая норма рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений.

Иная официальная правовая информация

Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации.

Экономическая — это информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в данной области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки и комментарии, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.

Криминологическая — это информация или данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, ее причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п.) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.

Криминалистическая — информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом.

Статистическая (правовая статистика) — информация о социально значимых юридических фактах, событиях и процессах, а также об их аспектах или характеристиках. Правовая или юридическая статистика отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права и интересы отдельных граждан и юридических лиц.

Судебно-экспертная — информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления, а также полученная в результате проведения судебных экспертиз. Она может содержать широкий круг результатов разнообразных исследований, проводимых в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, чтобы выявить скрытую суть явлений и вещей, познать их и дать им научное толкование.

Оперативно-розыскная — это сведения о находящихся в розыске людях или материальных объектах. Извлечение из документальных носителей новых знаний о лицах, осведомленных о преступной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение к сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды, предполагает:

  • • поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;
  • • определение круга источников, ее содержащих;
  • • специфическую интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений преступных деяний лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных и профилактических мер.

Правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах, — это текстовая, табличная и графическая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах.

Информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах — это договоры, соглашения и т. п. документы.

Информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора — это информация, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан.

Читайте также:  В какой еде содержаться феромоны

Научно-юридическая правовая информация — это сведения, содержащиеся в юридических монографиях, учебниках, статьях, справочниках, докладах, обзорах и других материалах, не являющихся официальными изданиями законодательных актов.

Ресурсы ненормативной правовой информации формируются путем:

  • • создания и документирования информации при осуществлении правоприменительной и правоохранительной деятельности;
  • • поступления информации от граждан, государственных органов, органов общественного самоуправления и других субъектов;
  • • производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся.

  • 1. Общая информация о состоянии законности и правопорядка:
    • • заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ о соблюдении законности;
    • • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
    • • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению уполномоченного по правам человека);
    • • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов.
  • 2. Информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т. п. документы).
  • 3. Информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний.
  • 4. Информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т. п.).
  • 5. Информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:
    • • криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;
    • • криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
    • • судебно-экспертная информация, применяемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
    • • оперативно-розыскная информация, содержащая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • • ненормативные акты общего характера;
  • • акты официального разъяснения;
  • • правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о строительстве завода и т. п.).

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, Пленума Высшего арбитражного суда РФ и др.

Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т. д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемому данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии и т. д.).

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Эту информацию можно подразделить на следующие группы:

  • • материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • • материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т. д.);
  • • материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т. д.);
  • • образцы деловых бумаг;
  • • комментарии законодательства;
  • • научные, научно-популярные, учебные и другие труды по вопросам законодательства.

Информация индивидуально-правового характера

и ее юридическое значение

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не наделенных властными полномочиями, — граждан и организаций. Она подразделяется на следующие группы: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов в том, что они носят индивидуально-правовой характер, направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Официальное опубликование

Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Способы распространения правовой информации:

достоинства и недостатки

Основной источник правовой информации — это средства массовой информации (СМИ): традиционные печатные издания (газеты, журналы) и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).

Традиционный способ распространения правовой информации — использование печатных изданий на бумажных носителях. Вместе с тем растет число пользователей ПК, наблюдается более активное применение компьютерных технологий. Все больше стремление передавать свои макеты в регионы по телекоммуникациям и печатать основную часть тиража на местах. Все более массовый характер приобретает применение различных компьютерных баз правовой информации. Компьютерные технологии обладают целым рядом уникальных возможностей:

  • • компактно хранят большие объемы информации;
  • • осуществляют быстрый поиск нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных;
  • • обладают высокой скоростью передачи информации по телекоммуникациям на любые расстояния.

Источник