В каких из нормативных актов содержатся нормы муниципального права

В каких из нормативных актов содержатся нормы муниципального права thumbnail

Муниципальное право как отрасль российского права обладает всеми признаками системности правовых норм.
Под системой права понимают внутреннее строение отрасли права, в которой с учетом регулируемых ею групп общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, выделяют комплексы правовых норм, представляющие соответствующие правовые институты.
В.И. Фадеев определяет систему муниципального права как объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
С.Г. Соловьев отмечает, что система муниципальной отрасли права – это внутреннее строение, состоящее из юридических норм, объединенных в институты муниципального права, расположенные в определенной последовательности.
Как справедливо заметил Н.С. Бондарь система муниципального права позволяет раскрыть внутреннюю логику муниципально-правового регулирования, указывает на последовательность, очередность закрепления того или иного круга, сферы муниципальных отношений с учетом их значимости и относительной обособленности.
Изучение научной и учебной литературы по муниципальному праву дает возможность сделать вывод о том, что большинство ученых придерживается точки зрения о необходимости традиционно выделять в муниципальной отрасли права Общую и Особенную часть. Ряд ученых говорят и о Специальной части муниципального права.
Некоторые авторы предлагают относить к общей части, следующие муниципально-правовые институты:

  1. Правовые основы местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления.
  3. Организационные основы местного самоуправления.
  4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
  5. Гарантии местного самоуправления.
  6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.

К особенной части отнести правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. К ним, в частности, относятся:

  • полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития;
  • полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития;
  • полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.

Другие ученые предлагают к Общей части относить нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  1. Правовые основы местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления.
  3. Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.
  4. Финансово-экономические основы местного самоуправления. При характеристике финансово-экономических основ местного самоуправления всеми авторами называются такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.
  5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. При характеристике ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц следует различать ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.
  6. Гарантии местного самоуправления.

К Особенной части Е.С. Шугрина относит правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет ряду авто ров выделять два правовых института – «полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления» и «государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления».
В Специальную часть включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях. В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  • территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  • территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  • территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Однако не все ученые являются сторонниками разделения муниципального права на Общую, Особенную и Специальные части.
Так, например, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие:

  • местное самоуправление в системе народовластия;
  • территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  • гарантии местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

С.А. Авакъян в основе системы муниципального права как отрасли права видит его деление на муниципально-правовые институты. Их образуют близкие по объекту и характеру правового регулирования нормы.
Правовой институт в муниципальном праве – это совокупность муниципальных правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений, которые образуют относительно самостоятельную группу.
Система институтов муниципального права носит сложный, недостаточно упорядоченный характер. Сама природа самоуправленческих (муниципальных) отношений свидетельствует о возможности их отнесения не только к институтам муниципального права. В связи с этим представляется обоснованным характеризовать систему муниципального права как объединяющую наиболее близкие институты в своеобразные комплексы – группы институтов, а не просто как перечень институтов (они тем более носят во многом “пограничный”, взаимопроникающий характер).
К числу таких комплексов муниципальных институтов муниципального права, по мнению С.А. Авакъяна относятся:

  • местное самоуправление как форма народовластия, как важнейшее связующее звено между государством и гражданским обществом. В этот комплекс входят институты, раскрывающие права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, раскрывающие основные понятия и термины, такие как местное самоуправление, правовая и территориальная основы, принципы местного самоуправления, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;
  • комплекс институтов, устанавливающих экономические основы местного самоуправления, в который входят институты муниципальной собственности и муниципального имущества, местных бюджетов, межмуниципального экономического сотрудничества;
  • комплекс институтов, связанных с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления: по решению вопросов местного значения на уровне муниципальных образований; по организации межмуниципального сотрудничества; по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
  • комплекс институтов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Нормами данного комплекса устанавливается система органов местного самоуправления, определяется статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, устанавливается система муниципально-правовых актов и т.д.;
  • система институтов, объединяющих нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, устанавливается ответственность перед населением муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. В этот же комплекс входит институт временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления;
  • комплекс институтов, нормы которых обеспечивают гарантии местного самоуправления. Это институты, определяющие участие и ответственность органов государственной власти федерального уровня и уровня субъекта в области местного самоуправления. К ним можно отнести выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Читайте также:  Какие микроэлементы содержатся в сайре

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Муниципальные правовые нормы
Норма права является первичным элементом системы той или иной отрасли права.
В теории государства и права под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Исходя из данного понятия, можно определить муниципальные правовые нормы как общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные и обеспеченные обществом, государственными и муниципальными органами, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления путем определения прав и обязанностей их участников.
Итак, в своей совокупности нормы муниципального права, объединенные в муниципальные правовые институты, формируют ее отрасль.
Признаки муниципальных правовых норм:

  1. Муниципальные правовые нормы устанавливаются компетентными субъектами правотворчества, т.е. населением муниципального образования, государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления.
  2. Обязательность содержащихся в норме права предписаний для всех субъектов муниципальных правоотношений. Так в Уставе города Оренбурга закрепляется: «Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Оренбурга в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Оренбурга предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления и гражданами».
  3. Муниципальные правовые нормы являются формально определенными, т.е. правовому содержанию придается официальная форма выражения субъектами муниципального правотворчества.
    Формальная определенность муниципальной правовой нормы подчеркивает ее нормативность.
    Адаптировав к муниципальной правовой реальности слова С.С. Алексеева «содержание права создается обществом, форма права – государством»1 можно сказать, что содержание муниципальных правовых норм создается населением муниципального образования, а форма – органами и должностными лицами местного самоуправления, которым население делегировало свои полномочия.
  4. Гарантированность муниципальных правовых норм, их обеспеченность принудительной силой полномочными органами и должностными лицами.
    Относительно данного признака необходимо пояснить следующее. Специфика гарантированности муниципальных правовых норм заключается в том, что обеспечение их принудительной силой осуществляется как муниципальными органами и должностными лицами, наделенными властными полномочиями, так и органами власти государственными, поскольку каждое муниципальное образование, обладая определенной самостоятельность все же включено во все процессы, происходящие в государстве и не является изолированной от государственно-властных решений.
  5. Направленность нормативного регулирования на правоотношения, возникающие по поводу осуществления местного самоуправления.
    Данный признак можно назвать специальным признаком и по сути определяющим назначение муниципальной правовой нормы и формирует критерий, по которому ту или иную норму права можно отнести к муниципальной.

Виды муниципальных правовых норм.
Основания для классификации муниципальных правовых норм могут быть различными.
В зависимости от социального назначения и роли в системе муниципального права нормы делятся на:

  • учредительные (нормы-принципы). Учредительную природу, например, имеет Устав муниципального образования;
  • регулятивные (нормы – правила поведения), т.е. нормы, которые устанавливают права и обязанности участников муниципальных правоотношений;
  • охранительные (нормы – стражи порядка). К ним относятся нормы государственного и муниципального воздействия, применяемые в случае правонарушения, совершенного участником муниципальных правоотношений;
  • обеспечительные (нормы-гарантии). К таким нормам можно отнести, например ст. 12 Конституции Российской Федерации, где установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;
  • декларативные (нормы-объявления). К нормам данного порядка относятся провозглашающие цели, принципы, задачи местного самоуправления.
  • дефинитивные (нормы-определения) – это такие муниципальные правовые нормы, которые дают определение муниципально-правовым понятиям. Например, ст. 2 «Основные термины и понятия» Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • коллизионные (нормы-арбитры), устанавливают процедуру выбора и применения конкретных муниципальных правовых норм из нескольких в случае их коллизии;
  • оперативные (нормы-инструменты) – это такие нормы, которые устанавливают дату вступления муниципального правового акта в законную силу, дату прекращения его действия и т.п.
Читайте также:  Какие полезные витамины содержатся в сыре

В зависимости от характера содержащихся в муниципальных правовых нормах правил поведения деление производится на следующие виды:

  • обязывающие – устанавливают обязанности участников муниципальных правоотношений, заключающиеся в совершении определенных юридически значимых действий;
  • запрещающие – устанавливают обязанность субъекта муниципальных правоотношений воздержаться от совершения запрещенных действий;
  • управомочивающие – предоставляют участникам муниципальных правоотношений права на совершение определенных юридически значимых действий.

По методу правового регулирования муниципальные правовые нормы делятся следующим образом:

  • императивные – имеющие сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;
  • диспозитивные – позволяющие участникам муниципальных правовых отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они действуют, пока участники общественных отношений не установили для себя в рамках определенных взаимосвязей иные правила поведения.

В зависимости от сферы или объема регулирующего действия муниципальные правовые нормы подразделяются:

  • общие муниципальные юридические нормы (регулируют широкий спектр муниципальных общественных отношений);
  • детализирующие муниципальные юридические нормы (регулируют соответствующий вид муниципальных общественных отношений, содержат более детализированные предписания по сравнению с общими муниципальными юридическими нормами, так как полнее учитывают особенности конкретных разновидностей муниципальных общественных отношений);
  •  исключающие муниципальные юридические нормы (делают изъятия из общих и детализирующих муниципальных юридических норм).

В зависимости от содержания муниципальные правовые нормы подразделяются:

  • материальные, которые служат мерой юридических прав и обязанностей их участников;
  • процессуальные – определяют порядок деятельности участников муниципальных правоотношений, связанной с реализацией материальных муниципальных правовых норм.

Муниципальные правовые акты можно различать и в зависимости от территориальных пределов их действия :

  • локальные, т.е. те, которые действуют лишь в пределах конкретного муниципального образования;
  • территориальные – нормы, имеющие юридическое значение для муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации;
  • экстерриториальные – действующие на территории всех муниципальных образований, расположенных в территориальных пределах Российской Федерации (например, Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кроме того, муниципальные правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от субъектов, установивших муниципально-правовое предписание: население (муниципального образования и субъекта РФ), государственные органы и должностные лица Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, органы и должностные лица местного самоуправления и т.д.

Похожие статьи

Источник

Íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà

Ìóíèöèïàëüíûå íîðìû â øèðîêîì ñìûñëå — âñå íîðìû ïðàâà, òàê èëè èíà÷å ó÷àñòâóþùèå â ðåãóëèðîâàíèè îòíîøåíèé ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ìóíèöèïàëüíîå ïðàâî ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñíîé îòðàñëüþ ïðàâà, ïîýòîìó íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà îäíîâðåìåííî ÿâëÿþòñÿ è íîðìàìè äðóãèõ îòðàñëåé.

Ìóíèöèïàëüíî-ïðàâîâûå íîðìû — ýòî ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, èñõîäÿùèå îò ìåñòíîãî ñîîáùåñòâà èëè ãîñóäàðñòâà â ëèöå ñîîòâåòñòâóþùèõ îðãàíîâ èëè äîëæíîñòíûõ ëèö è îáåñïå÷åííûå ïðèíóäèòåëüíîé ñèëîé ãîñóäàðñòâà.

Íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêèå ôóíêöèè è öåëè ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îíè îáåñïå÷èâàþò. Ïîñêîëüêó áàçîâûå äëÿ ïðàâà â öåëîì ôóíêöèè ïîçèòèâíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ è îõðàíû ðåàëèçóþòñÿ ðàññìàòðèâàåìîé îòðàñëüþ, òî ïåðâè÷íûì ÿâëÿåòñÿ äåëåíèå åå íîðì íà ðåãóëÿòèâíûå è îõðàíèòåëüíûå.

Îõðàíèòåëüíûå íîðìû çàêðåïëÿþò ñîñòàâû ïðàâîíàðóøåíèé â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, íåïîñðåäñòâåííîãî îòïðàâëåíèÿ íàñåëåíèåì ìóíèöèïàëüíûõ ôóíêöèé.

Ðåãóëÿòèâíûå íîðìû çàêðåïëÿþò êîìïåòåíöèþ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, èíûõ ñóáúåêòîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïîðÿäîê îñóùåñòâëåíèÿ ôóíêöèé ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, â çàâèñèìîñòè îò ñîäåðæàíèÿ äåëÿòñÿ íà äåôèíèòèâíûå íîðìû, íîðìû-ïðèíöèïû, íîðìû-öåëè, íîðìû-ãàðàíòèè, à òàêæå íà îáÿçûâàþùèå, çàïðåùàþùèå è óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû è ò.ä.

Äåôèíèòèâíûå íîðìû ââîäÿò îïðåäåëåíèÿ áàçîâûõ äëÿ ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà òåðìèíîâ. Òàê, ñò. 2 Çàêîíà îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã. ââîäèò îïðåäåëåíèÿ ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâîâîãî àêòà, äðóãèõ èíñòèòóòîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Íîðìû-öåëè, íîðìû-ïðèíöèïû óñòàíàâëèâàþò èñõîäíûå äëÿ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ öåííîñòè, íàïðàâëåíèÿ è ñïîñîáû äåÿòåëüíîñòè. Îñíîâíûå öåëè, ïðèíöèïû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ çàêðåïëåíû â Êîíñòèòóöèè ÐÔ (ñò.ñò. 12, 130-133), ãë. 1 óïîìÿíóòîãî Çàêîíà.

Ãàðàíòèéíûå íîðìû íàïðàâëåíû íà îáåñïå÷åíèå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïîëíîå îñóùåñòâëåíèå ïðàâ ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Èñõîäíûå ãàðàíòèéíûå äëÿ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íîðìû ñîäåðæàòñÿ â Êîíñòèòóöèè ÐÔ (ñò. 2; ÷. 2 ñò. 8; ñò. 12, 133).

Êîëëèçèîííûå íîðìû ïîäëåæàò ïðèìåíåíèþ â êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïðè ðàçðåøåíèè þðèäè÷åñêèõ çàòðóäíåíèé, îïðåäåëåíèè êîìïåòåíöèè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èíûõ ñóáúåêòîâ ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà. Òàê, ñîãëàñíî ï. 3 ñò. 5 Çàêîíà, â ñëó÷àå ïðîòèâîðå÷èÿ ôåäåðàëüíûõ çàêîíîâ, èíûõ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ ÐÔ, ðåãóëèðóþùèõ âîïðîñû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, Êîíñòèòóöèè ÐÔ, óïîìÿíóòîìó Çàêîíó ïðèìåíÿþòñÿ ïîëîæåíèÿ ïîñëåäíèõ. Ïðèîðèòåòíûé ñòàòóñ íîðì Åâðîïåéñêîé õàðòèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê íîðìàì, ñîäåðæàùèìñÿ â ðîññèéñêîì çàêîíîäàòåëüñòâå (çà èñêëþ÷åíèåì êîíñòèòóöèîííûõ íîðì), âûòåêàåò èç ïðàâèëà (÷. 4 ñò. 15 Êîíñòèòóöèè ÐÔ) î òîì, ÷òî ìåæäóíàðîäíûå äîãîâîðû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îáëàäàþò ïðèîðèòåòîì ïî îòíîøåíèþ ê çàêîíàì ñòðàíû.

Читайте также:  В каких фруктах и овощах содержится фруктоза

Óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû çàêðåïëÿþò ïðàâîâûå âîçìîæíîñòè ó÷àñòíèêîâ ìóíèöèïàëüíûõ îòíîøåíèé ïóòåì óñòàíîâëåíèÿ èõ ïîëíîìî÷èé è ïðàâ. Òàêîâû ïðàâèëà, çàêðåïëÿþùèå ïðàâà ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, â ÷àñòíîñòè, èõ ïðàâî èçáèðàòü è áûòü èçáðàííûìè â îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ñàìîñòîÿòåëüíî îïðåäåëÿòü ñòðóêòóðó îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Îáÿçûâàþùèå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàííîñòü ãðàæäàí, îðãàíîâ, îðãàíèçàöèé ñîâåðøàòü îïðåäåëåííûå ïîëîæèòåëüíûå äåéñòâèÿ. Îáÿçûâàþùåé íîðìîé ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëî î òîì, ÷òî èçìåíåíèå ãðàíèö òåððèòîðèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ìåñòíîå ñàìîóïðàâëåíèå, äîïóñêàåòñÿ ñ ó÷åòîì ìíåíèÿ íàñåëåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ òåððèòîðèé (÷àñòü 2 ñòàòüè 132 Êîíñòèòóöèè ÐÔ).

Çàïðåùàþùèå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàííîñòü ëèö, îðãàíîâ, îðãàíèçàöèé âîçäåðæèâàòüñÿ îò ÷åòêî îïèñàííîãî â íèõ ïîâåäåíèÿ. Çàêîíîäàòåëü, íàïðèìåð, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî ïîä÷èíåííîñòü îðãàíà, äîëæíîñòíîãî ëèöà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îäíîãî ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ îðãàíàì, äîëæíîñòíûì ëèöàì äðóãèõ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé íå äîïóñêàåòñÿ (÷. 3 ñò. 17 Çàêîíà).

Ïî õàðàêòåðó ñîäåðæàùèõñÿ â íèõ âåëåíèé âûäåëÿþò íîðìû èìïåðàòèâíûå, äèñïîçèòèâíûå è ðàìî÷íûå. Íàçûâàþò òàêæå ðåêîìåíäàòåëüíûå íîðìû, íå èìåþùèå âëàñòíî-âîëåâîé îñíîâû. Òàêîâû, íàïðèìåð, ïîëîæåíèÿ ìîäåëüíûõ óñòàâîâ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, ïîäãîòàâëèâàåìûå îðãàíàìè âëàñòè ðÿäà ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè.

Ïî ñóáúåêòàì ïðàâîòâîð÷åñòâà âûäåëÿþò íîðìû, ñîäåðæàùèåñÿ â ìåæäóíàðîäíîì çàêîíîäàòåëüñòâå, ôåäåðàëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå, çàêîíîäàòåëüñòâå ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè, ìóíèöèïàëüíûõ íîðìàòèâíûõ àêòàõ, íîðìàòèâíûõ äîãîâîðàõ, îäíîé èç ñòîðîí êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ îðãàí ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èëè íàïðàâëåííûõ íà ðåãóëèðîâàíèå ìóíèöèïàëüíûõ îòíîøåíèé, âî âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ àêòàõ îðãàíîâ òåððèòîðèàëüíîãî îáùåñòâåííîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü âîïðîñîâ îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îòíîñèòñÿ ê ñôåðå ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ, ÷òî ïðÿìî âûòåêàåò èç ïîëîæåíèé ïóíêòà «í» ÷. 1 ñò. 72 Êîíñòèòóöèè ÐÔ è ðÿäà äðóãèõ åå ïîëîæåíèé. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íà ãîñóäàðñòâåííîì óðîâíå óñòàíàâëèâàþòñÿ îñíîâû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, è ñóáúåêòû ôåäåðàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ íèìè âïðàâå îñóùåñòâëÿòü ñàìîñòîÿòåëüíîå ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå â ýòîé ñôåðå. Çàêîí îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã. çàêðåïëÿåò ôåäåðàëüíûå è ðåãèîíàëüíûå ïðàâîòâîð÷åñêèå ïîëíîìî÷èÿ â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ (ñòàòüè 5 è 6).

Ê ïîëíîìî÷èÿì ôåäåðàëüíûõ îðãàíîâ âëàñòè îòíîñÿòñÿ:

  • îïðåäåëåíèå îáùèõ ïðèíöèïîâ îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïî ïðåäìåòàì âåäåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è â ïðåäåëàõ åå ïîëíîìî÷èé ïî ïðåäìåòàì ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè ôåäåðàëüíûõ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö, îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö â îáëàñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè ãðàæäàí, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî ðåøåíèþ âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïðè îñóùåñòâëåíèè îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé, êîòîðûìè îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íàäåëåíû ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çàêîíîì.

Ê ïîëíîìî÷èÿì îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè îòíîñÿòñÿ:

  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå âîïðîñîâ îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ñóáúåêòàõ ÐÔ â ñëó÷àÿõ è ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííûõ Çàêîíîì îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã.;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö â îáëàñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ñëó÷àÿõ è ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííûõ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî ïðåäìåòàì âåäåíèÿ ñóáúåêòîâ ÐÔ, à òàêæå â ïðåäåëàõ ïîëíîìî÷èé îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ïî ïðåäìåòàì ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïðè îñóùåñòâëåíèè îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé, êîòîðûìè îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íàäåëåíû çàêîíàìè ñóáúåêòîâ ÐÔ.

Ïðàâîòâîð÷åñêèìè ïîëíîìî÷èÿìè â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îáëàäàþò è ìóíèöèïàëüíûå îáðàçîâàíèÿ â ëèöå ìåñòíîãî íàñåëåíèÿ èëè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Íà îñíîâå è â ñîîòâåòñòâèè ñ ôåäåðàëüíûìè è ðåãèîíàëüíûìè çàêîíàìè îíè óñòàíàâëèâàþò äëÿ ñåáÿ êîíêðåòíóþ ìîäåëü ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ïðàâîòâîð÷åñêèå ïîëíîìî÷èÿ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà óñòàíîâëåíèå:

  • èõ ãðàíèö è ñîñòàâà òåððèòîðèè;
  • ñîáñòâåííîé êîìïåòåíöèè;
  • ôîðì, ïîðÿäêà è ãàðàíòèé íåïîñðåäñòâåííîãî ó÷àñòèÿ íàñåëåíèÿ â ðåøåíèè âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ñòðóêòóðû è ïîðÿäêà ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • íàèìåíîâàíèÿ è ïîëíîìî÷èé âûáîðíûõ, äðóãèõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ñðîêà ïîëíîìî÷èé äåïóòàòîâ ïðåäñòàâèòåëüíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ÷ëåíîâ äðóãèõ âûáîðíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, âûáîðíûõ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • âèäîâ, ïîðÿäêà ïðèíÿòèÿ è âñòóïëåíèÿ â ñèëó ìóíèöèïàëüíûõ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ, ñòàòóñà è ñîöèàëüíûõ ãàðàíòèé äåïóòàòîâ, ÷ëåíîâ äðóãèõ âûáîðíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, âûáîðíûõ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • îñíîâàíèé è ïîðÿäêà ïðåêðàùåíèÿ èõ ïîëíîìî÷èé;
  • ãàðàíòèé ïðàâ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • óñëîâèé è ïîðÿäêà îðãàíèçàöèè ìóíèöèïàëüíîé ñëóæáû;
  • ýêîíîìè÷åñêîé è ôèíàíñîâîé îñíîâû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • èñòîðè÷åñêèõ, íàöèîíàëüíûõ è èíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ê ÷èñëó ïðàâîòâîð÷åñêèõ ïîëíîìî÷èé ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé îòíîñÿòñÿ òàêæå:

  • óòâåðæäåíèå ìåñòíûõ áþäæåòîâ è îò÷åòîâ îá èõ èñïîëíåíèè;
  • óñòàíîâëåíèå ìåñòíûõ íàëîãîâ è ñáîðîâ;
  • ðåãóëèðîâàíèå èñïîëüçîâàíèÿ âîäíûõ îáúåêòîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, ìåñòîðîæäåíèé îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, à òàêæå íåäð äëÿ ñòðîèòåëüñòâà ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ðåãóëèðîâàíèå ïëàíèðîâêè è çàñòðîéêè òåððèòîðèé ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé;
  • ðàçãðàíè÷åíèå ïîëíîìî÷èé ðàçíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äð.;
  • à òàêæå âîïðîñû, íå èñêëþ÷åííûå èç âåäåíèÿ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé è íå îòíåñåííûå ê âåäåíèþ äðóãèõ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé è îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè.

Источник