В каких нормативных актах содержатся административные материальные нормы

В каких нормативных актах содержатся административные материальные нормы thumbnail

Административно-правовые нормы – это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

  • 1) являются разновидностью юридических норм;
  • 2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • 3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • 4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • 5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • 6) имеют представительно-обязывающий характер;
  • 7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • 8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • 9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.

Элементы структуры административно-правовой нормы:

  • 1) гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  • 2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  • 3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

  • 1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
  • 2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
  • 3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
  • 4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
  • 5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
  • 6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
  • 7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
  • 8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
  • 9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
  • 10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение – форма реализации запрещающих административноправовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Источник

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований. По юридической силе административно-правовые нормы делятся: на законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативныхактах органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ; подзаконные, содержащиеся в указах Президента РФ, глав республик в составе Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных правовых актах губернаторов, глав администраций субъектов РФ, мэра г. Москвы.}}

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся:

на регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения РФ, а примера вторых — статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющие ответственность за нарушения в области дорожного движения.

По предмету регулирования нормы подразделяются:

на материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;

процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений их прав и обязанностей, установленных материальными нормами, т. е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.

Например, ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определены обстоятельства, при которых может быть введено чрезвычайное положение. Это, в частности, попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки и др. Содержащиеся в этой статье положения — материальные нормы.

Статьи 4 и 6 этого Федерального конституционного закона устанавливают порядок введения чрезвычайного положения, который предусматривает: издание Президентом РФ соответствующего указа; его незамедлительную передачу на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также незамедлительные обнародование по каналам радио и телевидения, официальное опубликование. Статьей 7 данного Закона определен порядок утверждения указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения Советом Федерации. Содержащиеся в названных статьях Федерального конституционного закона положения являются процессуальными нормами.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.

По методу воздействия на поведение субъектов административноправовые нормы можно разделить:

на обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия.

Например, в соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Лица, достигшие 14 лет, обязаны обратиться за получением паспорта;

запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий.

Например, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам образовательной организации запрещено оказывать платные образовательные услуги в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;

уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административноправовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению.

Например, с одной стороны, согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых он намерен осуществить это, о том, что он сотрудник полиции и о своих намерениях. Но, с другой стороны, в соответствии с п. 2 этой же статьи сотрудник полиции может и не сообщать об этом, если промедление применения физической силы (специальных средств или огнестрельного оружия) создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. В связи с этим в п. 3 рассматриваемой статьи прямо говорится, что сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых он применяет физическую силу (специальные средства, оружие), т. е. по своему усмотрению;

стимулирующие {поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.

Например, в приказе федерального министра, в ведении которого находятся автотранспортные хозяйства, содержится норма, устанавливающая порядок выплаты стимулирующих надбавок к заработной плате водителей транспортных средств за безаварийную работу.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются:

на императивные {категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению.

Например, в соответствии со ст. 40’ Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть исключительно лица, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Это императивное требование, подлежащее безусловному исполнению. Другого не дано;

рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» также предусмотрено, что на службу принимаются только лица, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Однако в п. 2 этой статьи допускается возможность работы следователями в следственных отделах и отделениях Следственного комитета по районам и городам граждан, прошедших не менее половины срока обучения по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего юридического образования. Более того, п. 3 этой статьи допускается работа на отдельных должностях в Следственном комитете лиц, имеющих не юридическое, а иное высшее образование. Сформулированные в Законе исключения из общего правила позволяют рассматривать норму, изложенную в п. 1 ст. 16 данного Федерального закона, не как категорическую, а как рекомендательную.

По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить: на общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.

Например, п. 11 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному служащему запрещено принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с этими структурами. Столь жесткое требование является лишь внутриаппаратным, а не общеобязательным. На большинство других граждан РФ оно не распространяется.

По территории действия административно-правовые нормы делятся:

на общефедеральные, действующие на всей территории РФ;

нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта РФ;

муниципальные (местные), действующие на территории одного муниципального образования;

межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях.

По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить:

на общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

Примером общих норм являются положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах;

межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей.

Межотраслевые нормы содержатся, например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1. Они регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы;

отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли.

В качестве примера отраслевых норм можно привести положения Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждена приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393);

локальные, установленные для конкретной организации.

Например, в приказе ректора университета определено, что с целью совершенствования учебной, методической и научной работы кафедр в университете ежегодно проводится их конкурс. Данным приказом для кафедры — победителя конкурса, а также кафедр, занявших в конкурсе второе и третье места, предусмотрены определенные меры материального и морального поощрения.

По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются:

на срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия. Примером срочных норм могут служить положения Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;

постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения).

По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить:

на общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;

специальные, которые являются исключениями из общих правил. Действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в гипотезе нормы фактов, эта норма регулирует отдельные, специфические моменты правоотношений.

Например, ст. 20.4 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (общая норма), в то время как ст. 8.32 этого же Кодекса — за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (специальная норма), а ст. 11.16 — за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (также специальная норма).

По содержанию административно-правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов — участников регулируемых общественных отношений:

на нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти, административно-правовой статус государственных служащих;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительнораспорядительные функции (местной администрации), административно-правовой статус муниципальных служащих;

нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных организаций;

нормы, регламентирующие отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.

Источник