В каких нормативных актах содержатся меры административного принуждения

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
- является разновидностью социального принуждения;
- по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
- опосредовано правом, носит правовой характер;
- представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
- воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
- осуществляется посредством применения соответствующих мер;
- обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
- применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
- основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
- применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
- реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды государственного принуждения:
- административное принуждение;
- уголовное принуждение;
- гражданско-правовое принуждение;
- дисциплинарное принуждение.
Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
- основывается на нормах административного права;
- применяется как физическими, так и юридическими лицам;
- применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
- закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
- применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
- система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
- применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
- порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
- применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
- законность применения обеспечивается системой гарантий;
- применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
- предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
- пресечение правонарушений;
- восстановление нарушенного состояния;
- процессуальное обеспечение;
- наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
- анализ правоохранительной ситуации;
- выбор меры административного принуждения;
- проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
- принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
- реальное применение меры административного принуждения;
- анализ эффективности применения меры административного принуждения;
- внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.
Меры административного предупреждения
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.
Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.
Меры административно-процессуального обеспечения
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
Административные правовосстановительные меры
Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.
К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.
Меры административного наказания
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Источник
Административное принуждение – разновидность принуждения, состоящая в применении субъектами публичной власти принудительных мер, установленных административным законодательством, в связи с совершением административного правонарушения.
Виды административного принуждения:
- Административно-предупредительные меры
- Меры административного пресечения
- Административно-восстановительные меры
- Меры административной ответственности
Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и ситуаций, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных органов и организаций (введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр вещей и др.)
Основанием для применения мер административного предупреждения могут служить предположение о намерении лица совершить правонарушение.
Особенность мер административного предупреждения заключается в четко выраженном профилактическом характере.
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения – меры, направленные на принудительное прекращение совершения правонарушения.
Признаки административного пресечения
- Меры, применяемые непосредственно к правонарушителю (доставление, административное задержание)
- Меры имущественного характера (изъятие охотничьего оружия)
- Медико-санитарные меры (отстранение от работы инфекционных больных)
- Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства)
[reklama]
Виды административного пресечения
- Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении
- Административное задержание – принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение
- Личный досмотр, досмотр вещей – состоит в принудительном обследовании гражданина или его имущества в целях обнаружение и изъятия предметов, являющихся оружием или непосредственным объектом совершения правонарушения.
- Задержание транспортного средства – запрещение эксплуатации ТС с помещением его на специальную охраняемую стоянку
- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – проводится в медицинских учреждениях или с помощью специальных технических средств
- Привод – принудительное доставление лица, уклоняющегося без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которого ведется дело об административном правонарушениии др.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры – меры, применяемые в целях возмещения причиненного ущерба или восстановления положения существовавшего до совершения правонарушения.
Примером административно-восстановительных мер является пеня, то есть взыскание за каждый день просрочки установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.
[reklama2]
Меры административной ответственности
Меры административной ответственности (административные наказания) – разновидность мер административного принуждения, которые применяются к лицу, совершившему административное правонарушение. Такие меры следует отличать от административно-пресекательных мер, административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения.
Виды мер административной ответственности:
- Предупреждение
- Административный штраф
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
- Административный арест
- Административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства
- Дисквалификация
- Административное приостановление
- Обязательные работы
- Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Источник
Меры административного принуждения позволяют государственной власти обеспечивать охрану правопорядка. Я расскажу вам узнаете о классификации мер административно принуждения, их значимости для обеспечения безопасности общества и законных способах их применения.
Понятие и признаки мер административного принуждения
Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется государственными органами в связи с совершением правонарушения.
Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий, проводимых властными органами. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.
Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.
- урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
- направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
- менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
- предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.
Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.
Классификация мер административного принуждения
Виды мер административного принуждения по способу обеспечения общественного порядка можно разделить на 5 групп:
- предупредительные;
- пресекательные;
- обеспечительные;
- меры административной ответственности;
- восстановительные меры.
Предупредительные меры
Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.
К административно-предупредительным мерам принуждения относят:
- объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
- досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
- перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
- принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.
Пресекательные меры
Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.
Выделим следующие виды пресекательных мер:
- личного характера (задержание);
- имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
- технического характера (запрет на эксплуатацию);
- финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
- санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
- лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).
Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:
- задержание;
- личный досмотр;
- отстранение от работы;
- помещение в медицинское учреждение;
- применение оружия.
Обеспечительные меры
Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.
Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:
- установить личность нарушителя;
- изучить обстоятельства дела;
- определить круг лиц, причастных к правонарушению;
- выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.
К таким мерам, в частности, относят:
- доставление;
- изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
- запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
- привод;
- освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
- помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
- арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)
Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.
Меры административной ответственности
К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.
Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.
КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физлицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:
- вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
- снести незаконно возведенное строение;
- выселиться из незаконно занятого помещения;
- возместить причиненный ущерб.
Применение мер административного принуждения
Порядок применения мер административного принуждения можно разделить на следующие стадии:
- правовой анализ ситуации;
- выбор нужной меры;
- оформление выбранной меры в соответствии с процессуальным порядком;
- применение избранной меры;
- анализ эффективности использованной меры.
По субъекту применения меры подразделяют на внесудебные (административные) и судебные.
В ст. 23.1 КоАП РФ перечислены меры, применение которых относится к юрисдикции суда.
К примеру, суд выносит решение о лишении права управлять транспортным средством в отношении нарушителя, привлеченного по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. В этом случае сотрудник ГИБДД, выявивший состав административного проступка, составляет протокол об административном правонарушении и передает дело в мировой суд по месту выявления проступка. На основании полученных материалов судья выносит мотивированное решение о привлечении лица к административной ответственности или его освобождении.
Применение таких мер ответственности, как штраф или предупреждение, относится к компетенции должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Например, за курение табака в неположенном месте, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составит инспектор государственного пожарного надзора. Это право предоставлено ему ст. 23.34 КоАП РФ. А за нарушение правил подачи таможенной декларации (ст. 16.2 КоАП РФ) штраф наложат сотрудники таможни в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ.
***
В нашей статье приведены 2 основные классификации. Какие еще меры административного принуждения существуют? Например, их можно разделить по субъекту применения на индивидуальные и коллективные. По характеру воздействия — на меры психического, физического, материального, имущественного воздействия и т. д. Узнать об этом подробнее мы советуем в системе КонсультантПлюс – там собраны учебники и статьи ведущих правоведов в области административного права. Если у вас нет доступа в систему, оформляйте бесплатный доступ на 2 дня.
Источник