В каких нормативных актах содержаться нормы экологического права

В каких нормативных актах содержаться нормы экологического права thumbnail

Голосование за лучший ответ

Виктория ***

Мудрец

(10543)

7 лет назад

Источники экологического права
Источники экологического права – нормативно-правовые акты, изданные компетентными государственными органами, а также органами местного самоуправления, соответствующие Конституции РФ и регулирующие общественные отношения по поводу охраны окружающей среды.
Высшим по юридической силе источником эк. права является Конституция РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к пред мету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.
Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:
– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ;
– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ;
– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ;
– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ;
– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ;
– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.
Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»» .
Особое место среди источников экологического права занимают международные договоры РФ. Среди них можно выделить двусторонние – между РФ и различными странами по вопросам экологического регулирования отношений между двумя странами и многосторонние, участниками которых являются несколько государств. Важную роль в регулировании международных отношений в области охраны окружающей среды играют акты международных организаций – ООН, международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСПО) .
Классификация источников экологического права:
– по юридической силе они делятся на законы (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, , а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции) ;
– по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях) ;
– по характеру регулирования источники делят на материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и исполь зования природных объектов) и процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды) ;
– также источники делятся на кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ) и некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды») .

Источник: получается везде кроме ТК

Источник

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” // Российская газета. 2002. 12 января.

3. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.; 29 июня 2004 г., 03 октября 2004 г., 21 и 29 декабря 2004 г., 31.12.2005, 17.04.2006, 03.06.2006, 30.06.2006, 27.07.2006 г.) // СЗРФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Федеральный закон РФ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” // Российская газета. 2002. № 137.

5. Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” // Российская газета. 2000. 10 января.

6. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ //Правовая система ГАРАНТ.

7. Федеральный закон от 04.декабря.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации». //Правовая система ГАРАНТ.

8. Водный кодекс РФ от 03.06. 2006 и ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса РФ от 03.06.2006 № 73-ФЗ // Правовая система «Гарант».

9. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” // Российская газета. 2004 г.23 декабря.

10. Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире” (с изм. и доп. от 11.11.03 г., 02.11.04 г., 29.12.04 г.) // СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

11. Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 29 декабря 2004 г.) // СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

12. Федеральный закон РФ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (с изм. и доп. от 22.08.04 г.) // СЗРФ. 1995. № 9. Ст. 713.

13. Федеральный закон РФ от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” // СЗРФ. 2001. № 20. Ст. 1072.

14. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” // СЗРФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

15. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (с изм. и доп. от 10.02.99 г., 08.08.01 г., 22.04.03 г., 30.06.03 г., 11.11.03 г.) // СЗРФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

16. Закон “О недрах” от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в редакции ФЗ от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая 2001 г., 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г.. 06.06.03 г., 29.06.04 г., 22.08.04 г.) // СЗРФ. 1995. № 10. Ст. 823.

17. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” (с изм. и доп. от 08.08.01 г., 21.03.02 г., 22.04.03 г., 30.06.03 г., 11.11.03 г.) // Российская газета. 1998 г. 24 декабря.

18. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 05.08.00 г., 29.12.00 г., 30.05.01 г., 06.08.01 г., 07.08.01 г., 08.08.01 г., 27.11.01 г., 29.11.01 г., 28.12.01 г., 29.12.01 г., 31.12.01 г., 29.05.02 г., 24.07.02 г., 25.07.02 г., 24.12.02 г., 27.12.02 г., 31.12.02 г., 06.05.03 г., 22.05.03 г., 28.05.03 г., 06.06.03 г., 23.06.03 г., 30.06.03 г., 07.07.03 г., 11.11.03 г., 08.12.03 г., 23.12.03 г. 05.04.04 г., 29 и 30.06.04 г., 20, 28 и 29.07.04 г., 19, 20 и 22.08.04 г., 04.10.04 г., 02 и 29.11.04 г., 28, 29 и 30.12.04 г. с изм. внесенными определением Конституционного Суда РФ от 14.01.03 г. № 129-О) // СЗРФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

19. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп. от 19.06.04 г., 12.08.04 г., 28, 29 и 30.12.04 г.) // СЗРФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

20. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изм. и доп. от 15.04.98 г., 22.08.04 г., 21 и 29.12.04 г.)// СЗРФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

Читайте также:  Каких витаминах содержится селен

21. Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.// СЗРФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

22. Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” (с изм. и доп. от 30 октября 2002 г., 10 января 2003 г., 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗРФ. 2001. № 33. ч. 1. Ст. 3436.

23. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ “О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности” (с изм. и доп. от 12 июля 2000 г.) // СЗРФ.1996. № 28. Ст. 3348.

24. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп. от 24.12.93 г., 02.03.98 г., 20.12.99 г., 02.12.00 г.) // ВСНД. 1993. № 33. Ст. 1318.

25. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (с изм. и доп. от 30.12.01 г., 10.01.03 г., 30.06.03 г., 22.08.04 г.) // СЗРФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

26. Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения” // СЗРФ. 1996. № 3. Ст. 141.

27. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (с изм. и доп. 10 февраля 1997 г., 10 июля 2001 г., 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // СЗРФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

28. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (с изм. и доп. 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г.) // СЗРФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

29. Федеральный закон от 10 июля 2001 № 92-ФЗ “ О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории” // СЗРФ. 2001. № 29. Ст. 2947.

30. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления. (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 29 декабря 2004 г.).// СЗРФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

31. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (с изм. и доп. от 07.08.00 г., 10.01.03 г.) // СЗРФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

32. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ ” О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗРФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

33. Федеральный закон РФ от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ “Об охране озера Байкал” (с изм. и доп. от 27.12.00 г., 30.12.01 г., 24.12.02 г., 23.12.03 г., 22.08.04 г.) // Российская газета. 1999 г. 12 мая.

34. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ « Об аудиторской деятельности» // Правовая система «Гарант».

35. Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 92-ФЗ “О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории , СЗРФ, 2001, N 29, ст. 2947.

36. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” ,СЗРФ, 2001, N 33, ст. 3430.

37. Федеральный закон от 24 июля 2009 № 209-РФ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Правовая система «Гарант».

38. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля 2002 г., 25 июля 2002 г., 30 и 31 октября 2002 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 4 июля 2003 г., 11 ноября 2003 г., 8 и 23 декабря 2003 г., 09 мая 2004 г., 26 и 28 июля 2004 г., 20 августа 2004 г., 25 октября 2004 г., 28 и 30 декабря 2004 г.) // СЗРФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

39. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 30.06.2003 г.,07.06.2004 г., 28.07.2004 г.. 02.11.2004 г., 29.12.2004 г. с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П, от 27.01.2004 N 1-П, от 25.02.2004 N 4-П) // Российская газета. 2002 г. 20 ноября.

40. Гражданский кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 20 февраля 1996 г., 12 августа 1996 г., 8 июля 1999 г., 16 апреля 2001 г., 15 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 26 ноября 2002 г., 14 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 23 декабря 2003 г., 29.06.04 г., 29.07.04 г., 29 и 30.12.04 г.) // СЗРФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

41. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая 1998 г., 25 июня 1998 г., 9 февраля 1999 г., 15 и 18 марта 1999 г., 9 июля 1999 г., 9 и 20 марта 2001 г., 19 июня 2001 г., 7 августа 2001 г., 17 ноября 2001 г., 29 декабря 2001 г., 4 и 14 марта 2002 г., 7 мая 2002 г., 25 июня 2002 г., 24 и 25 июля 2002 г., 31 октября 2002 г., 11 марта 2003 г., 8 апреля 2003 г., 4 и 7 июля 2003 г., 8 декабря 2003 г.,21 и 26 июля 2004 г., 28 декабря 2004 г.) // Российская газета. 1996. № 113-116.

42. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” (в ред. от 20 мая 2004 г.) // СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 1503.

43. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 № 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти” (с изм. доп. от 28 июля 2004 г., 13 сентября 2004 г., 11 октября 2004 г., 18 ноября 2004 г., 1 декабря 2004 г.) // СЗРФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

44. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития” // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

45. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 “Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации” // СЗРФ. 2004. № 36. Ст. 3670.

Приказ Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства. // Правовая система «Гарант».

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 8509 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

1.2. Источники экологического права Российской Федерации

Источники экологического права – это способы выражения и закрепления экологических норм.
В Российской Федерации источниками экологического права являются:
– нормативно-правовые акты;
– договоры нормативного содержания;
– правовые обычаи.
Не являются источниками экологического права в Российской Федерации:
– правовой прецедент;
– правовая доктрина.
Прецедент является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи. В России, исходя из конституционно закрепленного принципа разделения властей, суд не обладает правотворческими функциями. Именно по этой причине прецедент как решение суда, вынесенное по конкретному делу и ставшее обязательным образцом для рассмотрения всех аналогичных дел в дальнейшем, не относится к числу источников российского, в том числе экологического, права. Однако постановления пленума Верховного Суда РФ (а также действующие постановления пленума, но в настоящее время уже не существующего Высшего Арбитражного Суда РФ), обобщающие судебную практику, обладают обязательной силой для всех нижестоящих судов. Решение суда или арбитражного суда, противоречащее постановлению Пленума Верховного Суда РФ, подлежит отмене.
Таким образом, судебная и арбитражная практика хотя официально не относится к источникам экологического права в Российской Федерации, тем не менее обладает нормативностью и является руководством к действию для нижестоящих судов и правоприменителя. В качестве примеров таких судебных актов можно привести Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 N 22 “О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”.
Правовая доктрина является одним из вспомогательных источников права в странах англосаксонской правовой семьи. В случаях, когда общественное отношение не урегулировано ни нормативно-правовыми актами, ни прецедентами, общеобязательная сила придается положениям, содержащимся в работах авторитетных юристов. В Российской Федерации, как и практически во всех странах романо-германской правовой семьи, доктрина в качестве учения юристов не относится к числу источников права. Однако в нашей стране имеются документы, в названии которых фигурирует слово “доктрина”.
В регулировании экологических отношений определенную роль играет Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р “Об Экологической доктрине Российской Федерации”. Этот документ хотя и называется “доктриной”, не имеет никакого отношения к доктрине как учению юристов и представляет собой разновидность подзаконного нормативно-правового акта. Экологическая доктрина РФ носит программно-ориентирующий характер, в ней определяются цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Аналогичные документы имеются и на региональном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 760-ПП “Об Экологической доктрине города Москвы” была одобрена Экологическая доктрина города Москвы. Названный нормативный акт состоит из целевых показателей качества компонентов окружающей среды и экологических ограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве и определяет цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы.
Близки по своей сути и значению к Экологической доктрине РФ документы, содержащие в своем названии понятия “стратегия” и “концепция”. Так, Указом Президента РФ от 04.02.1994 N 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития” были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В самом тексте названного подзаконного акта указывается, что он является “основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды”.
Более узконаправленный характер носят Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р, Концепция федеральной целевой программы “Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы”, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1274-р, и Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2004 N 323.
Итак, как учение юристов доктрина не является источником экологического права в России, но документы, в названии которых употребляются слова “доктрина”, “стратегия”, “концепция”, являются подзаконными нормативно-правовыми актами и, соответственно, входят в число источников экологического права Российской Федерации.
Основным и наиболее важным источником экологического права в России являются нормативно-правовые акты.
В соответствии с п. “д” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Традиционно в российской юридической науке по юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. В свою очередь, законы подразделяются на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, а подзаконные акты – на нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.
Обратим внимание на два момента. Во-первых, нет ни одного федерального конституционного закона, специально (или в значительной степени) посвященного регулированию экологических отношений, поэтому относить этот вид законов к числу источников экологического права не вполне корректно. Во-вторых, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то издаваемые ими акты не являются законами или подзаконными актами, однако по своей сути они представляют собой нормативно-правовые акты, и в тех случаях, когда ими регулируются экологические отношения, они могут быть отнесены к источникам экологического права. В соответствии со ст. 7 ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся проведение мероприятий местного характера по охране окружающей среды, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой в системе законодательства и играет ключевую роль во всех отраслях права, в том числе экологическом.
Экологические права и обязанности граждан закреплены в ст. ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ.
Часть 2 ст. 9 Конституции РФ закрепляет положение, что “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.
В ст. 36 конкретизируется право частной собственности на землю. Устанавливается, что иметь в частной собственности землю вправе граждане и их объединения. При этом делается оговорка, что это право собственности не является абсолютным – “владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц”.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого “на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”.
Как правило, наличие прав предполагает и определенные обязанности. И в ст. 58 закрепляется конституционная обязанность “сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”.
Названные выше нормы, закрепленные в Конституции, конкретизируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции.
Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регулируют те или иные конкретные экологические отношения, например, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире”, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах”, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.
Особое место в системе источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”. Названный нормативно-правовой акт является основополагающим в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. В нем содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологического образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т.п. Приведем несколько примеров экологических законов субъектов РФ: Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 45-З “Об экологической безопасности”, Закон Приморского края от 15 ноября 2001 г. N 164-КЗ “Об экологическом образовании в Приморском крае”, Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 “О государственном экологическом контроле в городе Москве”, Закон Санкт-Петербурга от 30 октября 2006 г. N 491-79 “О государственной экологической экспертизе в Санкт-Петербурге”, Закон Владимирской области от 13 февраля 2007 г. N 15-ОЗ “Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Владимирской области”, Закон Хабаровского края от 27 февраля 2013 г. N 261 “Об общественных экологических инспекторах Хабаровского края”, Закон Рязанской области от 12 февраля 2015 г. N 1-ОЗ “О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды” и др.
В некоторых субъектах РФ предпринята попытка создания комплексного регионального экологического законодательства. Так, в Башкирии действует Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г., в Ханты-Мансийском автономном округе – Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 23 января 1998 г. “Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа”, в Якутии – Закон Республики Саха (Якутия) “Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)” от 25 декабря 2003 г., в Хакасии – Закон Республики Хакасия от 7 июля 2004 г. “Об охране окружающей среды”, в Брянской области – Закон Брянской области от 3 июня 2005 г. “Об охране окружающей среды Брянской области”, в Пермском крае – Закон Пермского края от 3 сентября 2009 г. “Об охране окружающей среды Пермского края” и др.
Среди подзаконных актов высшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Следует различать нормативные указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”, Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики” и др.), содержащие нормы права, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц, и указы Президента РФ индивидуального характера (о награждениях, назначении на должность и т.п.), являющиеся актами применения права, действие которых направлено только на лиц, в них указанных. Акты применения права в отличие от нормативных указов Президента РФ не являются источниками экологического права.
Ниже указов Президента РФ по иерархии среди подзаконных актов находятся постановления Правительства РФ. Их достаточно много, поэтому приведем только несколько примеров: Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления”, Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 “О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках”, Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 “Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах”.
Приказы, распоряжения и другие нормативные документы министерств и ведомств РФ также являются источниками экологического права (например, Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 “Об утверждении “Правил охраны недр”, Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 “Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду”, письмо Россельхознадзора от 03.07.2007 N ФС-ГК-5/6349 “О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды их обитания” и др.).
Подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, как правило, принимаются в целях дополнения и конкретизации законов субъектов РФ и регулируют региональные вопросы природопользования и охраны окружающей среды (ими образуются памятники природы регионального значения, вводятся правила, связанные с использованием объектов животного мира, регулируются вопросы карантина, пожарной безопасности и др.).
Локальные нормативные акты также в определенной степени могут содержать нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, и, соответственно, являться источниками экологического права. Их действие распространяется только на работников предприятий и организаций.
Второе место по значимости в иерархии источников экологического права Российской Федерации занимают договоры нормативного содержания. В отличие от индивидуальных или гражданско-правовых договоров они содержат нормы права, и их действие распространяется на широкий относительно неопределенный круг лиц.
Первые договоры, содержащие нормы экологического права, были подписаны 31 марта 1992 г. и касались разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а именно:
– Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.);
– Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992);
– Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.).
В дальнейшем положения этих договоров стали составной частью Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст. ст. 71, 72).
Ряд нормативных договоров экологического характера был заключен между Правительством РФ и правительствами (администрациями) отдельных субъектов РФ. Например, 5 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о взаимодействии в области охраны окружающей среды, а 29 мая 1998 г. – соглашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской области “О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды”.
Нормативный договор является одним из источников не только российского национального, но и международного экологического права.
Третью группу источников экологического права Российской Федерации составляют правовые обычаи. В теории государства и права под правовыми обычаями принято понимать обычаи, на которые дана отсылка в законе. Содержание самого обычая при этом в тексте нормативного акта не приводится. В России правовой обычай является вспомогательным источником права. Это в полной мере касается и экологического права.
В ст. 1 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” указывается: “…обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни”. А в ст. 48 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире” закрепляется положение, что “граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека…”.

Читайте также:  В каких органах растений могут содержаться вещества

Источник