В каких правовых источниках содержатся конституционно правовые нормы

Анонимный вопрос

10 июня 2018  · 9,5 K

Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР. 4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае – нормы, отменяющие действие других норм.

Какие конституционные обязанности у граждан РФ?

Маркетолог, преподаватель, а также молодая мама.

Самая главная обязанность гражданина России – это соблюдение Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года путем референдума.

К конституционным обязанностям можно отнести:

  • Статья 17, п.3. Уважение прав и свобод других лиц.

  • Статья 38, п. 2-3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

  • Статья 43, п.4 Получение основного общего образования.

  • Статья 44, п 3. Забота о памятниках истории и культуры.

  • Статья 57. Уплата налогов.

  • Статья 58. Охрана природы и забота об окружающей среде.

  • Статья 59. Защита государства.

Прочитать ещё 1 ответ

Если законы в России не соответствуют Конституции, не правовые, то законно их не соблюдать?

dreamfreedom.ru t.me/politdela

Вот как на это ответили для себя американцы – в своей Декларации независимости, принятой 4 июля 1776:

“Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их Творцом  определенными   неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав   людьми   учреждаются правительства, черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых.  В  случае,  если  какая-либо форма   правительства становится  губительной  для самих этих целей,  народ имеет право изменить  или  упразднить  ее  и  учредить  новое  правительство, основанное  на  таких принципах  и  формах  организации  власти, которые,  как ему  представляется,  наилучшим образом  обеспечат людям безопасность и счастье.  Разумеется,  благоразумие требует, чтобы правительства,  установленные с давних пор,  не менялись бы под   влиянием   несущественных   и быстротечных  обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор,  пока их можно терпеть,  нежели использовать  свое право  упразднять  правительственные   формы, ставшие для них привычными.  Но когда длинный ряд злоупотреблений и  насилий,  неизменно  подчиненных  одной   и   той   же   цели, свидетельствует  о  коварном  замысле  вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом,  свержение  такого  правительства  и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа”.

Прочитать ещё 2 ответа

Каков конституционно-правовой статус субъектов РФ?

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

К субъектам РФ можно отнести: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Согласно ст. 5 Конституции РФ каждая республика имеет свои законы, локальную конституцию, которая существует внутри конституции РФ. В свою очередь край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют собственный устав и свое законодательство. Каждый субъект имеет свою территорию, правовой статус и символику.

Читайте также:  Какие вещества содержатся в листьях чая

Прочитать ещё 1 ответ

Какие законы противоречат Конституции РФ?

Юрист в сфере банкротства, основная специализация – оспаривание сделок и ответст…

На похожий вопрос я уже отвечал тут thequestion.ru и в очередной раз не могу не заметить, тем более раз нашвопрос посетил один из авторов Конституции. Конституция, которая позволяет ограничивать права Федеральными Законами, Конституция, которая содержит такие сочетания слов как “Кроме случаев предусмотренных Федеральными Законами”, никогда не будет противоречить никаким законам, так как законодателю хватит ума обосновать принятие тех или иных законов заботой о безопасности, конституционном строе и так далее. 

Поэтому, когда возникнет мысль, что какой-то закон нарушает Конституцию, то смотрим п. 3 ст. 55 и успокаиваемся Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Прочитать ещё 6 ответов

Источник

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами – «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием – федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

Читайте также:  Каких витаминов содержится больше в сливочном масле

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

Читайте также:  Нормы уголовного права содержались в каком праве

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договорот 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае – нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Источник