В каких предложениях содержатся основные мысли
Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощью алгоритма.
Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.
Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.
Что такое текст и как его составляют?
Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.
При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи – слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.
Предложение – это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.
Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.
Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.
Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.
Текст – это высказывание на определенную тему, а основная мысль – это что именно сказал человек на эту тему.
В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.
Текст – это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.
Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.
Микротемы нужны для полного раскрытия темы.
Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано “подарок” и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок – это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, – это микротемы.
Как определяют основную мысль в тексте
Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.
Чтобы определить основную мысль текста нужно:
- Прочитать весь текст.
- Определить тему высказывания.
- Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
- Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
- Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
- Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.
Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.
Как определить и записать основную мысль на практике?
Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.
В русском алфавите есть две очень похожие буквы – «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы – «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру – букву «ё».
(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.
(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.
Наша задача – сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.
Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. – Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:
Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. – Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.
Источник
В каждом абзаце любого текста содержится ТОЛЬКО одна основная мысль (ОМ). Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Все остальные мысли подкрепляют основную мысль, раскрывают ее или подводят к ней. Основную мысль абзаца нужно уметь выделить и сформулировать, что читатели, научившиеся это делать, существенно улучшают качество усвоения текстов. Читателю иногда может показаться, что в каких-то абзацах содержится несколько ОМ, если читатель плохо знаком с тематикой, о которой пишет автор. Иногда все мысли абзаца могут показаться читателю второстепенными или даже вовсе не существенными, если содержание абзаца окажется для читателя слишком простым или абсолютно знакомым.
Основные мысли абзацев чаще всего даются в явном виде – через одно предложение. Но иногда основные мысли выражаются неявным образом, т.е. через несколько предложений абзаца или через факты. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п. Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор использует слова выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.
Неявное представление основной мысли абзаца дается автором с помощью чисел, формул, коротких умозаключений, фраз. Выражение основной мысли неявным образом используется для активизации мышления читателя. Иногда это просто неспособность автора ясно излагать свои мысли. В любом случае неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.
Некоторым читателям, совершенствующим свои навыки, кажется элементарным нахождение ОМ абзацев. Но практика показывает, что большинству зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки. Но даже если читателю быстро дается навык выявления ОМ абзацев, то навык формулирования ОМ своими словами, тем более в процессе чтения (т.е. продолжая чтение следующих предложений текста), требует кропотливого труда от всех, кто желает существенно улучшить качество усвоения.
УПРАЖНЕНИЕ 34.Приготовьте пять абзацев, объемом 0,2 – 0,5 тыс. знаков. Если в абзаце имеются факты, то они должны быть осмысливаемыми. Упражнение выполняется в медленном темпе (затрачивая 1 – 2,5 мин. на все 5 абзацев и записывая мысли) либо в быстром темпе (затрачивая 0,5 – 1 мин. на все 5 текстов и формулируя мысли устно) следующим образом:
1. Зафиксируйте время начала работы.
2. Выявите основную мысль первого абзаца, но не читая пословно, а путем «скольжения по мысли автора», т.е. воспринимая не отдельные слова, а смысловые словесные блоки, одновременно осмысливая их и как бы обсуждая с самим собой суть информации.
3. Сформулируйте ОМ своими словами кратко, но полно.
4. После первого абзаца сразу переходите ко второму, третьему и т.д.
5. Проработав все 5 абзацев, просуммируйте время работ.
6. Проанализируйте качество своей работы, ее результаты и сделайте выводы (что получилось, что не получилось, почему и т.п.).
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Во время чтения многие воспринимают информацию пассивно, как бы принимая то, что предлагает им автор, считая, что все понятно. Необходимо приучить себя анализировать читаемое, и если соглашаться с автором, то выдвигая свои доводы в защиту того, о чем шла речь, а если противоречить ему, то выдвигая доводы против его мысли.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Для повышения эффективности чтения надо формулировать ОМ как можно быстрее.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если вы не уверены в правильности выявления ОМ, то вам следует больше тренироваться – и уверенность придет. Но не следует проверять, правильно ли вы определили главную мысль абзаца. Лучше не теряйте время на проверку, а выполните упражнение еще раз.
Выполните упражнение на следующем тексте.
Два горных хребта Памира за три десятилетия приблизились друг к другу на полметра. Это определили с помощью лазера ученые. Периодически измеряя световым лучем расстояние между хребтами, они заметили ранее неизвестное явление. Оказалось, два гиганта то сближаются, то расходятся. По мнению ученых, дрейф горных цепей связан с тектоническими процессами в глубинах земли и не носит катастрофического характера. Это еще одно из явлений природы, которого до сих пор не знали. Большинство исследователей склонны считать, что в этой части Памира сходятся две гигантские «плавающие» плиты, на поверхности которых расположены многие государства Азии. Эксперименты подтверждают это гипотезу, но немало вопросов остается пока невыясненными.
Теперь сравните свою формулировку ОМ с версиями, предложенными различными читателями:
1. За 30 лет два хребта Памира сблизились на полметра.
2. Перемещение горных хребтов определяется с помощью лазерного устройства.
3. Дрейф горных цепей и прочего на поверхности земли связан с перемещением подземных пластов.
4. Дрейф не опасен для людей.
5. Открыто новое явление – колебание горных хребтов.
У вас еще одна версия? Или вы согласны с какой-нибудь из пяти?
Думается. что последняя, пятая версия – наиболее верная, не правда ли?
Отличие формулировок показывает, что разные читатели акцентируют внимание на различных фактах текста и соответственно приходят к разным выводам, которые могут не совпадать с авторскими. Именно поэтому неквалифицированные читатели показывают невысокий процент усвоения содержания – 35-60%, хотя им кажется, что они запомнили в прочитанном почти все, но на самом деле многие основные мысли автора остались ими не восприняты.
ПРАКТИКА. Выявите в следующих пяти текстах основные мысли.
Текст 1
Некоторые читатели в своих конспектах делят страницу пополам чертой сверху вних. С левой стороны они делают выписки из прочитанной книги, а с правой = свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Этот оригинальный и полезный прием выписок из научной литературы заслуживает внимания.
Текст 2
В Соединенных Штатах на многих государственных и частных предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости он просто утонет в потоке бумаг.
Текст 3
При любом занятии, в том числе и при решении задач теста, у человека создается внутренняя модель, модель в собственном представлении, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы. При этом на пути правильного решения возникают промежуточные ответы, невидимые наблюдателю со стороны, но вполне осознанные самим исполнителем.
Текст 4
Чтение литературы целесообразно организовать по типу изучения сначала новейшей, затем – новой и, наконец, изданий прошлых лет, как бы развертывая свиток знания от сегодняшнего дня к вчерашнему.
Текст 5
Введение в книгу чаще всего сообщает сведения, непосредственно к теме книги не относящиеся, но необходимые для ее понимания, предпосылки дальнейшего. Для нас особенно существенно то, что нередко в конце введения намечается, а иногда и обосновывается общий план изложения книги и метод изложения. Поэтому само собою ясно, как важно это для предварительного ознакомления с книгой.
Сверьте свои варианты со следующими вариантами формулировок основных мыслей.
Текст 1
1-й вариант. Существует оригинальный и полезный прием выписок из литературы, с одной стороны страницы делать выписки из книги, с другой – свои замечания.
2-й вариант. Прием конспектирования, при котором линией делят страницу пополам для записи мыслей автора и собственных мыслей, заслуживает внимания.
Текст 2
1-й вариант. В США на многих предприятиях не принимают на работу человека, имеющего скорость чтения ниже 400 слов в минуту.
2-й вариант. При низкой скорости чтения руководящий работник не способен справиться со своими обязанностями.
Текст 3
1-й вариант. При любом занятии у человека создается внутренняя модель, с помощью которой он выдвигает гипотезы и пробует новые подходы.
2-й вариант. На пути правильного решения задач у человека возникают промежуточные, вполне осознанные ответы.
Текст 4
1-й вариант. Чтение литературы целесообразно начинать с новейшей, постепенно переходя к изданиям прошлых лет.
2-й вариант. При чтении литературы полезно пользоваться знаниями от сегодняшнего дня к вчерашнему.
Текст 5
1-й вариант. Во введении в книгу для нас особенно важно то, что нередко в его конце намечается или обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.
2-й вариант. Введение в книгу часто сообщает отвлеченные от темы книги сведения, однако оно необходимо для понимания книги, предпосылки дальнейшего.
Date: 2015-09-17; view: 1933; Нарушение авторских прав
Источник
Вариант № 5
Часть 2
Прочтите текст и выполните А1 —А7; В1 — В14
(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.
(3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, — стало быть, никакой.
(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата — до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (13)Вот почему так важно сохранить исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (15)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы штаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности.
(Ю. Нагибин)
А1. Для чего автор использует в тексте книжную лексику («ЛИКАМИ старинных зданий, Юсуповы ПАЛАТЫ, ИСПОЛНИТЬСЯ их прелести и важности»)?
1) Чтобы продемонстрировать своё знание книжной лексики,
2) Чтобы создать облик отарой Москвы.
3) Чтобы придать изложению научность.
4) Чтобы познакомить современников с историей Москвы.
А2. В каких предложениях содержатся основные мысли, объединяющие второй и третий абзацы?
1),14 3) 5,,15
A3. В каком из высказываний, приведённых ниже, содержится ответ на вопрос «Почему важно сохранить исторический образ города?»
1) Чтобы заслужить похвалу горожан,
2) Потому что будет меньше расходов на строительство новых зданий.
3) Потому что в нем сохраняется связь с прошлым.
4) Потому что в старинных зданиях снимают фильмы на исторические темы.
А4. Какое значение имеет слово НЕТЛЕННАЯ в прочитанном тексте (предложение № 14)?
1) незабываемая 3) загадочная
2) необыкновенная 4) никогда, не исчезающая, вечная
А5. В каких предложениях текста указаны причины отсутствия гордости за свою малую родину у молодых людей; живущих в новых микрорайонах?
1) ,10 3) 12,, 16
А6. О каком человеческом чувстве говорится в предложениях 1-2?
1) интернационализм 2) национализм 3) патриотизм 4) эгоизм
А7. В каком варианте ответа указаны оба средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 1—5?
1) синтаксический параллелизм, эпитет
2) градация, метафора
3) устаревшая лексика, однородные члены
4) фразеологизм, сравнительный оборот
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените фразеологизм ОСКОМИНУ НАБИЛА из предложения 1 стилистически синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 9—13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-».
В4. Из предложений 14—16 выпишите олово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса – Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН».
B5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Наверное,(1) оскомину набила фраза,(2) что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу,(3)улице,(4) переулку,(5) двору,(6) дому.
В6. В приведённом ниже предложении, из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Растёт парень в своём микрорайоне,(1) где есть и кино,(2) и парикмахерская,(3) и библиотека,(4) но этому парню нечем гордиться,(5) жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, (6) особости, он такой же,(7) как у всех.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложении!.
Пусть молодой человек,(1) уроженец микрорайона,(2) не увидит вокруг себя старины в благородной патине, (3) он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,(4) где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий.
В8. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (предложение 7), подстроенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
В10. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами, имеющими при себе обобщающее слово. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 5—11 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
B12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
В13. Среди предложений 3—9 найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого (этих) предложения(-ий).
В14. Среди предложений 1—12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль устаревших и книжных слив в публицистической и художественной речи».
Ознакомьтесь с мнением Любы и Тани о роли устаревших и: книжных слов в публицистической и художественной речи.
Люба: «Проходили мы недавно на уроке: литературы «Капитанскую дочку» Пушкина, и столько там слов непонятных, которые только в книжках увидеть можно. Никто их не употребляет. И зачем они нужны?»
Таня: «Пушкин ведь почти два века назад писал, и слова тогда другие в русском языке были. Сейчас их редко употребляют, но знать их надо. Надо для того, чтобы мы знали историю нашу»
(Архаизмы (устаревшие слова) используются в научных трудах, а также в художественных произведениях на историческую тему, где служат выразительным средством, способствуют достоверному изображению эпохи. Придают тексту торжественную, возвышенную окраску: «нетленная» (предложение 14)- не подверженная разложению, не сгнившая (устаревшее); никогда не исчезающая, вечная (высокого стиля); «ликами» (предложение 15)- лицами (устаревшее и высокого стиля); «палаты» (предложение 16)- большие богатые здания, помещения (устаревшее); «исполниться» (предложение 16)- проникнуться, наполниться каким-то чувством (устаревшее)
С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл фразы текста: «Но как бы ни выглядели новые микрорайоны, в них всё равно не будет того, чем богата – до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери,- старая Москва: связи с прошлым»
Ответы В № 5
№ задания | Ответ |
А1 | 2 |
А2 | 1 |
А3 | 3 |
А4 | 4 |
А5 | 1 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
№ задания | ответ |
В1 | надоедать |
В2 | растет |
В3 | никакой |
В4 | коренную |
В5 | 3,4,5,6 |
В6 | 4 |
В7 | 4 |
В8 | личность человека |
В9 | важно сохранить |
В10 | 1 |
В11 | 11 |
В12 | 3 |
В13 | 4,7 |
В14 | 2 |
Источник