В каких предложениях содержаться восполняющие вопросы
Уточняющие и восполняющие вопросы
В зависимости от логической структуры обычно выделяют два вида вопросов — уточняющие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например: «Действительно ли в этом году начнет работу новый филиал фирмы?»; «Правда ли, что завод значительно расширяет ассортимент выпускаемой продукции?»
В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Так, приведенные выше закрытые вопросы можно преобразовать в открытые: «Где в этом году начнет работать новый филиал фирмы?»; «Какую новую продукцию будет выпускать завод?»
Простые и сложные вопросы
По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены; они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Приведем примеры. Уточняющий вопрос «Верно ли, что фирма в этом году открывает филиалы в Азове и Красном Сулине?» является сложным. Он состоит из двух простых: «Верно ли, что фирма в этом году открывает филиал в Азове?» и «Верно ли, что фирма в этом году открывает филиал в Красном Сулине?» Ответы на эти вопросы могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и какие новые товары будет выпускать завод?» тоже можно выделить два простых вопроса: «Когда завод будет выпускать новые товары?» и «Какие новые товары будет выпускать завод?».
Сложный восполняющий вопрос включает несколько вопросительных слов.
Сложные вопросы нередко вызывают затруднения у отвечающих, могут запутать их, поэтому в дискуссии, полемике рекомендуется пользоваться простыми вопросами.
Проанализируем отрывок из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Первые студенты». Автор описывает жаркие споры молодых людей. Неисчерпаемой темой этих споров было искусство.
- — Вот вам, братику, великая книга, читайте ее! — ораторствовал Рубцов, указывая из окна на горы и лес. — Тут все: и ботаника, и геология, и зоология, и поэзия… Остальное все бирюльки и пустяки.
- — То есть что осталыюе-то? — лениво спрашивал Блескин.
- — А все остальное, чем тешились раньше: стишки, музыка, чувствительные романы, картинки разные, идолы, ну, вообще, так называемое искусство и quasi (т.е. мнимая. — Авт.) наука…
- — Однако ты плачешь над гитарой?..
- — Это атавизм, Петька… Ветхий человек сказывается. Значит, еще не укрепился в настоящей поэзии, а нужно непременно что-нибудь этакое дрянненькое, кисло-сладкое, вообще гнусное…
- — Ну, это уж ты врешь, братец.
- — Как вру?
- — А так. Не знаешь меры… Искусство тоже необходимо, только хорошее и здоровое искусство: и музыка, и пение, и живопись, и скульптура.
Друзья придерживаются разных взглядов на искусство. Задавая Рубцову вопрос «То есть что остальное-то?» (это простой восполняющий вопрос), Блескин заставляет оппонента уточнить, что тот имеет в виду, чтобы потом опровергнуть его тезис. Следующий вопрос Бле- скина уточняющий: «Однако ты плачешь над гитарой?» Эти вопросы помогли Блескину отстоять свою позицию.
Источник
Вы правы, не стоило тушеваться.
Вопрос 1. Какие суждения относятся к общеутвердительным?
1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями.
2. Суждения – это мышления. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Граждане России равны перед законом. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Некоторые птицы плавают.
5. Ни один рассказ этого автора не напечатан.
Вопрос 2. В каком из приведенных высказываний не нарушен закон тождества?
1. Он долго садился на лошадь с поломанной ногой.
2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. А я достал вчера копченый язык. Теперь смело могут идти в Киев.
3. Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу. Таким образом, старые морские волки живут в лесу.
4. Если снег белый, то он белый. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.
Вопрос 3. В каком из приведенных парных примеров нарушен закон непротиворечия?
1. Осенью дождь полезен для грибов. – Осенью дождь не полезен для грибов.
2. Кама – приток Волги. – Кама не является притоком Волги. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Коля Иванов – перворазрядник по бегу. – Коля Иванов не является разрядником по теннису.
4. Некоторые офицеры являются генералами. – Некоторые офицеры не являются генералами.
5. Все студенты группы готовились к зачету по логике. – Ни один из студентов группы не готовился к зачету по логике.
Вопрос 4. К каким из следующих пар понятий не применим закон исключенного третьего?
1. Грамотный – неграмотный.
2. Верующий – атеист.
3. Верующий – неверующий. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Сообразительный – несообразительный.
5. Доказуемый – недоказуемый.
Вопрос 5. В каком из данных суждений не нарушен закон достаточного основания?
1. Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием.
2. Падает снег. Пришла зима. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Солнце встает, так и утро настает.
4. Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.
5. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
Вопрос 6. Какое из указанных понятий не является регистрирующим?
1. Следователь. (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Участник Бородинского сражения.
3. Планета Солнечной системы.
4. Материк.
5. Родственники потерпевшего Петрова
Вопрос 7. Какие понятия являются безотносительными?
1. Место преступления. (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Получение взятки.
3. Дача взятки.
4. Начальник и подчинённый.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 8. Какие понятия относятся к положительным?
1. Агрессия. (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Асимметрия.
3. Неграмотный.
4. Невиновный.
5. Беспорядок.
Вопрос 9.В каких предложениях правильно произведено деление понятий?
1. Общество бывает классовое и бесклассовое.
2. Понятия делятся на абстрактные и единичные.
3. Числа делятся на четные, нечетные и дроби.
4. Среди юристов различают правоведов, работников прокуратуры и следователей.
5. Правильного варианта ответа нет.
(ТУТ У МЕНЯ НЕТ СВОЕГО ВАРИАНТА)
ЗАДАНИЕ 6.
Вопрос 10. Какие из перечисленных ниже предложений выражают суждения?
1. Кто сегодня дежурный?
2. Следуйте за мной!
3. Сперва подумай, а потом отвечай.
4. Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях.
5. Подложный документ – копия.
(ТОЖЕ НЕТ ВАРИАНТА)
Вопрос 11. В каких высказываниях не нарушены требования закона тождества?
1. Бумага – книга.
2. Самолёт и аэроплан. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Укрепление и крепость. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Музыка и симфония.
5. Столица РФ и столица Башкортостана.
Вопрос 12. Какие из перечисленных примеров относятся к атрибутивному суждению?
1. Мораль возникла раньше права.
2. Казань восточнее Москвы.
3. Суждения без предложения не существуют.
4. Сроки аренды определяются договором. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Существуют статистические законы.
Вопрос 13. Какие суждения являются суждениями с отношениями?
1. Москва – столица России.
2. Мышление без языка не существует.
3. Существует обширная литература по логике.
4. Бытие определяет сознание. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Некоторые города расположены между Москвой и Омском. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 14. Какие из суждений составляют суждения существования?
1. Семен – отец Сергея.
2. Комната матери и ребенка существует в любом помещении. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. В некоторых странах существует расовая дискриминация. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Некоторые люди знают английские язык лучше, чем японский.
5. Существует семь чудес света. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 15. Какие из указанных вопросов составляют простые уточняющие вопросы?
1. Вы хотите на луну?
2. Хотите кофе или чаю?
3. Вы пойдете в театр или нет?
4. Мы поедем на дачу?
5. Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 16. В каких предложениях содержаться восполняющие вопросы?
1. Как построить “вечный двигатель”?
2. Правда ли в Москве больше жителей, чем в Париже?
3. Когда был воздвигнут этот храм? (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Сколько весит этот молот? (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Перестал ли ты бить своего отца?
Вопрос 17. Какой вопрос задан неправильно?
1. Хороша ли пословица “Назвался груздем – полезай в кузов”? (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Справедлива ли пословица “Назвался груздем – полезай в кузов”?
3. Сколько мальчиков родилось 31 февраля 1960 года? (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Можно ли построить пирамиду, у которой все боковые ребра и все боковые грани наклонены к плоскости основания под одним и тем же углом? (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Что такое модальность?
Вопрос 18. Какие выражения не являются тавтологиями?
1. Масло масляное.
2. Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Лев – царь зверей.
4. Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Закон есть закон.
Вопрос 19. Какие из приведенных вопросов не носят характер провокационных?
1. Как построить “вечный двигатель”? (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Любите ли Вы классическую музыку? (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Правда ли, что вчера под мостом поймали бабку с хвостом?
4. Перестал ли ты бить своего отца?
5. В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?
Вопрос 20. Какие обобщения произведены правильно?
1. Время – час – минута – секунда (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Лекарство – лекарство в таблетках – анальгин
3. Строение – жилой дом – трехквартирный жилой дом (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Животное – млекопитающее – птица – чайка
5. Учебник психологии – учебник – книга
Вопрос 21. Какой вывод сделан неправильно?
1. Петров отвечает плохо. Поэтому нельзя сказать, что он отвечает лучше всех в группе.
2. Эта операция – обращения. Поэтому предикат вывода не может отличаться от субъекта посылки.
3. Предикат заключения отличен от субъекта. Следовательно, эта операция – не обращение.
4. Земля больше Марса. Следовательно, нельзя сказать, что Марс больше Луны.
5. Все эти предметы – деревянные. Следовательно, нельзя полагать, что некоторые из них тонут в воде.
(ТУТ НЕТ СВОЕГО ВАРИАНТА)
22. Какие силлогизмы построены не правильно?
1. Все металлы электропроводны. Медь – металл. Следовательно, медь электропроводна.
2. Все металлы – проводники электричества, значит железо – проводник. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Ни одна книга не является периодическим изданием. Журнал есть периодическое издание. Следовательно, журнал не является книгой.
4. Ни один человек не живёт более 200 лет. Н. прожил более 200 лет. Следовательно, Н. не человек.
5. Всякий правильный силлогизм имеет 3 термина. В данном рассуждении нет 3 терминов. Следовательно, оно является правильным. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 23. В каких предложениях не нарушен закон тождества?
1. С газетным рассказом о жене в кармане не раз ходил Захар в бой с врагом.
2. Зоотехник ежемесячно производит перевес свиней с начислением им заработной платы.
3. Основателем Московского университета и первым русским академиком Петербургской Академии наук является один и тот же ученный. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Подбежала потерпевшая и ударила ее по голове, которую она отобрала у Варенко.
5. Виновность М. установлена из-за не достаточности доказательств.
Вопрос 24. Какие из приведенных ниже понятий являются противоречивыми?
1. Таинственная мудрость.
2. Глупая мудрость. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Деревянный стол.
4. Сегодня холодно.
5. Жаркий огонь. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 25. В каких случаях закон исключенного третьего применен правильно для получения следующих выводов?
1. Ложно, что А.С. Пушкин, и только он мог написать это стихотворение. Значит это стихотворение написано Пушкиным.
2. Пословица “Тише едешь – дальше будешь” неправильна. Значит, быстрее едешь – быстрее будешь.
3. Суждение “Он пойдет в кино тогда и только тогда, когда будет интересна картина, ложна. Значит, он может не пойти на интересную картину или пойти на неинтересную. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Суждение “Нуль является или положительным или отрицательным числом” ложно. Следовательно, нуль – не положительное число.
5. Примета “Если просыпать соль то произойдет несчастье” является совершенно неправильным. Значит, если сыпать соль, то не произойдет никакого несчастья. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 26. В каких предложениях можно получить заключения с помощью полной индукции?
1. В природе ничего не совершается обособленно.
2. Счастливые часов не наблюдают.
3. Все идет своим чередом.
4. Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 27. В каких примерах умозаключение может быть построено на основе неполной индукции?
1. Не все мамонты имели бивни (МОЙ ВАРИАНТ)
2. Каждая наука имеет свой предмет
3. Каждый спортсмен курит
4. Все студенты нашей группы занимаются спортом (МОЙ ВАРИАНТ)
5. В некоторых вузах г. Москвы зимняя сессия прошла более чем успешно.
Вопрос 28. В каких суждениях имеет место научная (элиминативная) индукция ?
1. Все лебеди белые.
2. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Правый глаз ленится – радоваться, левый – плакать.
4. Людям свойственно заблуждаться
5. Земля имеет шарообразный вид.
ЗАДАНИЕ 10
Вопрос 29. Какие предметы являются сходными на основании изучения признаков и выводов по аналогии?
1. Компьютер, клавиатура.
2. Стол, стул. (МОЙ ВАРИАНТ)
3. Дельтаплан, самолет. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Ручка, тетрадь.
5. День, вода.
Вопрос 30. Какие примеры не отражают строгой аналогии?
1. “Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь – и уж больше ни с чем не перепутаешь”. (МОЙ ВАРИАНТ)
2. “Если три угла одного треугольника равны трём углам другого треугольника, то эти треугольники подобны”.
3. “В равных объёмах идеальных газов при одинаковых давлениях и температурах содержится одинаковое число молекул”.
4. “Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости”.
5. Правильного варианта нет.
Вопрос 31. Какие из следующих пословиц основаны на аналогии?
1. Кто изучает прошлое, знает настоящее.
2. Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
3. Связаны, как рыба с водой. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. Не вопросы губят, а ответы.
5. Ученье свет, а не ученье тьма. (МОЙ ВАРИАНТ)
Вопрос 32. Какие из приведённых ниже текстов не содержат доказательства?
1. Равномерное скольжение показывает, что брусок движется по инерции. В этом случае приложенные к бруску силы взаимно уравновешиваются. Такими силами являются сила трения и сила тяги. Следовательно, при равномерном скольжении тела сила трения равна силе тяги.
2. Почему нужно изучать историю древней Греции? История древней Греции интересна нам потому, что она является примером степени развития древнего народа, который создал фундамент многих наук – философии, астрономии, физики. Греческие учёные и философы положили начало указанным наукам, которые своё дальнейшее развитие получили в будущем. История древней Греции нужна нам, так она служит фактом в доказательстве эволюции человеческого общества.
3. Все фильмы, созданные на киностудии им. Горького, сделаны высокопрофессионально. На этой студии долгое время работал выдающийся кинорежиссёр С.А. Герасимов – создатель таких фильмов, как “Семеро смелых”, “Маскарад”, “У озера”, “Любить человека” и др. (МОЙ ВАРИАНТ)
4. “По-твоему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в комнате, где пищит ребёнок, которого нельзя посыпать персидским порошком; у меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья” (И.С. Тургенев “Рудин”).
5. Все вышеперечисленные.
Вопрос 33. Какие из данных суждений являются выделяющими?
1. Всякое общество, за исключением первобытнообщинного, является классовым.
2. В. Маяковский – поэт.
3. Все студенты, кроме Сидорова, знают логику.
4. Все четные числа, и только они, делятся на 2. (МОЙ ВАРИАНТ)
5. Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вопрос 34. Какие суждения не относятся к исключающим?
1. Все студенты, кроме Иванова, сдали зачеты.
2. Все люди, но не только люди, смертны.
3. Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специального высшего образования.
4. Вся группа, за исключением Петрова, уезжает на практику.
5. Правильного ответа нет.
(НЕТ СВОЕГО ВАРИАНТА)
Вопрос 35. Какое из превращений произведено правильно?
1. Я ехал на пароходе. – Я не ехал на пароходе.
2. Это превращение правильное. – Это превращение не относится к неправильным.
3. Вы не совсем правы. – Вы совсем не правы.
4. Я не читаю газету. – Я читаю не газету.
5. Я могу полететь на Луну. – Я могу не полететь на Луну.
(НЕТ СВОЕГО ВАРИАНТА)
Источник
§ 2. Виды вопросов
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.
1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.
2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» – не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.
3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли» – вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?», «Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» и др. Восполняющие вопросы (или «к» – вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п. Например, «Как заключить договор на оказание брокерских услуг?», «Когда было совершено это дорожно-транспортное происшествие?», «Что означает слово «спонсор»?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестной. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании. Возьмем, например, вопрос «Какие города расположены на Волге?». Такая постановка может предполагать совершенно различные области неизвестного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и другие города и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов – в соответствии с требованиями адресата – к его коррекции.
4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» – открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus – вежливый, тактичный, учтивый) вопрос – это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis – избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?».
В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.
Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.
Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?», «Вы лично сейчас, здесь готовы привести в исполнение смертный приговор?». На эти вопросы не было получено ответов. А как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что вопрос является некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказания, или за ужесточение наказания» является ложным утверждением. Затем целесообразно предложить поправить вопрос – «разбить» его на два вопроса: «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?», «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?». При ответе на второй вопрос нужно сказать, что он также является провокационным, и указать предпосылку: «Если человек не исключает смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте». Эта предпосылка является ложной.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и
§ 3. Правила постановки вопросов
«Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были
2.14. Виды вопросов
Суждение – это форма мышления, представляющая собой какое-либо утверждительное или отрицательное высказывание. Следовательно, вопрос не является суждением, ведь в нем ничего не утверждается и не отрицается. Тем не менее, вопрос весьма близок к суждению.
§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов
При таком состоянии науки, когда нельзя отделить индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, возврат к принципиальным вопросам остается задачей, к которой следует постоянно приступать сызнова. В
Разработка вопросов атеизма и религии
В конце 70-х, в 80 – 90-х годах XIX столетия Энгельс посвящает проблемам религии и атеизма несколько специальных статей. Затрагиваются эти темы и в ряде его крупных произведений. Анализ этого наследства показывает преемственность
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
§ 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА
В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии
§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ
Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.1. Отношение к обсуждаемой теме.В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
Часть пятая:
Порядок физических вопросов
Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить
Часть пятая
Порядок физических вопросов
Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить
b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
В противоположность массе «дух» тотчас же показывает свою критичность, рассматривая своё собственное ограниченное произведение, «Еврейский вопрос» Бруно Бауэра, как абсолютное и лишь противников этого произведения — как
Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки
Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые
Источник