В каких предложениях содержится информация почему отец рассказчика

Вариант 25 (ОГЭ-2015)

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

(2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь.

По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли…

(9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём…

(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (И)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание… (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

(16)Кто-то проснулся? — спросил я.

(17)Тетерев-косач, — ответил отец.

(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.

(23)3наешь, — сказал отец, — это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!

(25)Какой?

(26)Весенний… (27)Конец зимнему царству…

(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

(29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка — лесная капель. (31)А слова какие!

(32)Тут он подбоченился, охнул… да и запел вполголоса:

(ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу…

(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню…

(По А. Баркову)*

* Барков Александр Сергеевич (род. 1935 г.) — известный писатель, автор книг для детей.

2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей?»

1) 20-212) 23-273) 28-294) 32-34

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

4. Из предложений 1-8 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — С».

5. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «зимнее царство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

9. Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

— Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь,1 соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы,2 наскоро умылся,3 выпил кружку молока,4 и,5 когда я был готов,6 мы двинулись в путь. По рыхлому снегу ступали наугад,7 то и дело проваливаясь в колдобины.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки,1 важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы,2 вздувала шею,3 вскидывала краснобровую голову,4 распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди,5 с расстановкой вторили другие птицы.

— Знаешь,6 — сказал отец,7 — это лучшая песня. Послушаешь её,8 и весь месяц на душе праздник!

13. Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Часть 315.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами…». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Чернышевского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения к вариантам 25—28Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица — вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие — это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька-

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой…

(По В.А. Солоухину) 191 слово

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца Микротема1 У человеческого искусства было два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт.

2 Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

3 Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

вар.

№ зад. 25

2 2

3 1

4 сделать

5 сонному

6 быстро <или> скоро

7 царство зимы

8 проспишь

9 282932 <или> любая другая последовательность этих цифр

10 1

11 3

12 8

13 7

Источник

Главнаястр 1

скачать

ВАРИАНТ 25 ГИА – 2013

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

– (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

(5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока и, когда я был готов, мы двинулись в путь.

(6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк – обойти низину. (8)И я вспомнил, что ружьё-то мы забыли…

– (9)Не беда, – успокоил меня отец. (10) – Не за тем идём…

(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание (15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

– (16)Кто-то проснулся? – спросил я.

– (17)Тетерев-косач, – ответил отец.

(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.

– (23)3наешь, – сказал отец, – это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!

– (25)Какой?

– (26)Весенний… (27)Конец зимнему царству…

(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

– (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (30)Музыка – лесная капель. (31)А слова какие!

(32)Тут он подбоченился, охнул… да и запел вполголоса:

– (33)Куплю балахон, продам шубу…

(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню…

(По А. Баркову)*

* Барков АлександрСергеевич (1873-1953) известный физико-географ доктор географических наук. Является создателем учебников, пособий по преподаванию географии в школе.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1 В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей»?

1)20-21 2)23-27 3)28-29 4)32-34

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «полотно» (предложение 11).


  1. гладкая льняная ткань особого переплетения

  2. картина, холст

  3. дорожная насыпь, основание для верхнего покрытия дороги

  4. лента в механизме

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

А4 Укажите ошибочное суждение.


  1. В слове ЖИВО все согласные звуки твёрдые.

  2. Слово КРУЖКА произносится как [КРУШКА].

  3. В слове РУЖЬЯ мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного.

  4. В слове ПРАЗДНИК количество букв и звуков не совпадает.

А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) заспешил 2) холодная 3) деревья 4) овраг

А6 В каком слове правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на -3 и -С перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными – С»?

1) сделать 2) вспомнил 3) распускала 4) разбудил

А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется -Н-»?

1) зимнее 2) серебряный 3) тетеревиный 4) серебрёный

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:__________________________________________________

В2 Замените словосочетание «зимнее царство» (предложение 27), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________________________________

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ:__________________________________________________

В4 Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_______________________________________________

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы всея запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь,1 соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы,2 наскоро умылся,3 выпил кружку молока и,4 когда я был готов5, мы двинулись в путь.

По рыхлому снегу ступали наугад,6 то и дело проваливаясь в колдобины.

Ответ:_______________________________________________________

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ:________________________________________________________

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки,1 важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы,2 вздувала шею,3 вскидывала краснобровую голову,4 распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди,5 с расстановкой вторили другие птицы.

3наешь,6 – сказал отец,7 – это лучшая песня. Послушаешь её,8 и весь месяц на душе праздник!

Ответ:______________________________________________

В8 Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________________

В9 Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________

Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Николая Гавриловича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Чернышевского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой…

(По В.А. Солоухину) 191 слово


Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

У человеческого искусства были два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт.

2

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

3

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

задания

ответы

А1

2

А2

3

A3

1

А4

3

А5

4

А6

1

А7

4

В1

быстро скоро

В2

царство зимы

В3

проспишь

В4

28, 29, 32

любая другая последовательность этих цифр


В5

1

В6

3

В7

8

В8

7

В9

5

скачать

Смотрите также:

Вариант 25 гиа – 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

122.95kb.

Гиа 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

129.04kb.

Вариант 2 гиа-2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

118.71kb.

Гиа 2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

127.76kb.

Вариант 3 гиа-2013 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята называли её просто Лёлей. (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!»

111.05kb.

Вариант 1 Часть 1

96.01kb.

Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №7 Часть 1

67.86kb.

Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №5 Часть 1

63.98kb.

Вариант Прочитайте текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9

50.1kb.

Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания

56.96kb.

11 класс Выполнить все варианты Вариант №1 Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1

332.58kb.

Примеры сочинений по данному тексту Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

39.08kb.

Источник