В каких предложениях текста содержится информация необходимая для обоснования

В каких предложениях текста содержится информация необходимая для обоснования thumbnail

ВАРИАНТ 26 ОГЭ-2015
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…
(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, – сказал он, посмотрев в окно, – опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
– (15)Наконец, опишите воробья, – сказал Бунин, – я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.
(16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.
(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…
(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки – стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.
(31)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.
(По В. Катаеву)*
* Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – русский писатель. Определяют два главных направления его творчества – героическая патетика и сатира.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что необходимо, по мнению И. Бунина, для того, чтобы познать истинную поэзию, стать настоящим поэтом»?
1) – Наконец, опишите воробья, – сказал Бунин, – я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.
2) Бежит собака с высунутым языком, – сказал он, посмотрев в окно, – опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку.
3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. Будьте в искусстве независимы, принесите новое.
4) Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного!
Ответ: ________________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…
2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Ответ: ________________________________.
5. Из предложений 6-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом: «В краткой форме страдательного причастия пишется Н».
Ответ: ________________________________.
6. Замените разговорное слово «вздор» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ: ________________________________.
7. Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: ________________________________.
9. Среди предложений 1-7 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Например,1 опишите вьющийся куст этих красных цветов,2 которые тянутся через ограду,3 хотят заглянуть в комнату,4 посмотреть через стеклянную дверь,5 что мы тут с вами делаем…
– Наконец,6 опишите воробья,7 – сказал Бунин,8 – я знаю: вы пришли в отчаяние от того,9 что всё уже сказано,10 все стихи написаны до вас,11 новых тем и новых чувств нет,12 все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у меня тоже были подобные мысли,13 доводившие меня до сумасшествия. Но это,14 милостивый государь,15 вздор.
Ответ: ________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ________________________________.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Например,1 опишите вьющийся куст этих красных цветов,2 которые тянутся через ограду,3 хотят заглянуть в комнату,4 посмотреть через стеклянную дверь,5 что мы тут с вами делаем…
Ответ: ________________________________.
13. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
14. Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Н. Горелова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения
Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой…
(По В.А. Солоухину) 191 слово
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 26 ОГЭ-2015
Проверка задания 1
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема1 У человеческого искусства были два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт.
2 Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.
3 Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.
Проверка заданий 2 – 14
№ задания ответы
2 3
3 1
4 принесите
5 стеклянную
6 нелепость <или> глупость
7 дверь из стекла
8 можно научиться
9 236 <или>
любая другая последовательность этих цифр
10 1415 <или> 1514
11 4
12 25 <или> 52
13 6
14 31

Читайте также:  Какие сведения содержаться в строке состояния

Источник

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, 9 КЛАСС (подготовка к ОГЭ)

Вариант 1

(1) Он знал в зоопарке каждую дырку в заборе и каждый закоулок между клетками. (2) Конечно, у него никогда не было такой роскоши, как десять копеек, чтобы купить себе билет, и поэтому он перебирался по мостику через крошечную вонючую речку, в которую в зоопарке валили все звериные отходы, а на той стороне сетка была прорвана, и никто никогда ее не чинил. (3) Он попадал в зоопарк как-то сбоку, далеко от основных нарядных дорожек, где гуляли семьями праздные идиоты, приперевшиеся, чтобы пялиться на диковинное зверье.

(4) Тимофей ненавидел эти семьи и этих идиотов. (5) Они еще покупали своим деткам воздушные шары и мороженое и катали их в тележках, которые везли нарядные пони. (6) Однажды он перерезал пони уздечку, пока ленивый кучер что-то выяснял у толстой кассирши. (7) Тимофей из-за дерева наблюдал, как изумление кучера сменяется тяжким недоумением, а потом яростью и он хлещет ни в чем не повинного пони и грозится “убить этого ублюдка”, а детки вокруг радостно хохочут, как будто в цирке.

(8) Потом он все-таки поймал Тимофея и раза четыре ударил, пока его не спасла Маша.

(9) Эта Маша, непонятно почему, жалела Тимофея. (10) Хотя жалеть его было трудно – он ненавидел все вокруг. (11) Он ненавидел такой лютой отчаянной болезненной ненавистью, что крушил все, что попадалось у него на пути, – стекла, заборы, машины. (12) Он воровал то, что ему нравилось, а то, что не удавалось украсть, он изничтожал и портил.

(13) Сколько ему тогда было? (14) Лет девять, пожалуй… (15) Впрочем, точный свой возраст он так и не установил.

(16) Да, Маша… (17) Она была то ли студентка, то ли практикантка и работала с медведями. (18) По какому-то молчаливому уговору она позволяла Тимофею приходить, когда вздумается, и смотреть, как она кормит взрослых медведей и маленьких медвежат, как чистит вонючие клетки, выгнав их в соседний вольер. (19) Однажды Тимофей принес ей воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила ему помогать.

(20) Он забывал обо всем на свете рядом с этой Машей. (21) Он страстно желал сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена и обескуражена. (22) Но на ум ему приходило разве что сломать замки на клетках и выпустить всех зверей, но он понимал, что звери сожрут друг друга, а Маше это вряд ли понравится…

(23) На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шел рядом и нес мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.

(24) Он был бы счастлив, если бы Маша водила их неделю. (25) Или год. (26) Но медведей шлялось всего четверо. (27) И они очень быстро кончились.

(По Т. Устиновой)

Прочитайте текст и выполните задания

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тимофей доверял Маше?»

  1. Маша была его подругой

  2. Маша заступилась за него перед кучером

  3. Маша была похожа на его маму

  4. Маша не расспрашивала мальчика о его жизни

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

  1. Он знал в зоопарке каждую дырку в заборе и каждый закоулок между клетками.

  2. Они еще покупали своим деткам воздушные шары и мороженое и катали их в тележках, которые везли нарядные пони.

  3. Он ненавидел такой лютой отчаянной болезненной ненавистью, что крушил все, что попадалось у него на пути, – стекла, заборы, машины.

  4. Он забывал обо всем на свете рядом с этой Машей.

  1. Из предложений 9-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в фолиевой кислоте

Ответ: ____________________________

  1. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН».

Ответ: _____________________________

  1. Замените просторечное слово «приперевшиеся» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: _______________________________

  1. Замените словосочетание «радостно хохочут» (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: ______________________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Ответ: ________________________________________________

  1. Среди предложений 16- 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые при вводной конструкции.

Он воровал то (1) что ему нравилось (2) а то (3) что не удавалось украсть (4) он изничтожал и портил. Сколько ему тогда было? Лет девять (5) пожалуй…Впрочем (6) точный свой возраст он так и не установил.

Ответ: ______________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой

Ответ: __________

  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тимофей из-за дерева наблюдал (1) как изумление кучера сменяется тяжким недоумением (2) а потом яростью и он хлещет ни в чем не повинного пони и грозится “убить этого ублюдка” (3) а детки вокруг радостно хохочут (4) как будто в цирке.

Ответ: __________________

  1. Среди предложений 3- 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________

  1. Среди предложений 20- 27 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

Ответ: ___________

Вариант 2.

(1) Было приятно видеть, как она вела юных Дарлингов в детский сад, выстроив в линеечку по росту и неся в зубах зонтик на случай дождя. (2) Нэна была во всех отношениях образцовой няней. (3) И мистер Дарлинг прекрасно это знал, хотя иногда и беспокоился, не шушукаются ли на этот счет соседи.

(4) Он все-таки занимал положение в Сити и не мог с этим не считаться. (5) Временами ему казалось, что Нэна недостаточно им восхищается.

(6)— Что ты, Джордж, — пыталась разуверить его миссис Дарлинг. (7)— Нэна от тебя в полном восторге, — при этом она делала незаметный знак детям, чтобы они были особенно ласковы с отцом.

(8) Порой в детской открывались танцы. (9) Иногда в них принимала участие и Лиза, единственная прислуга в доме. (10) Ох, как бывало весело! (11) Веселее всех отплясывала сама миссис Дарлинг. (12) Она так приседала и кружилась, что видна была только та самая улыбка. (13) Если бы в тот момент с маху наскочить на миссис Дарлинг, может быть, и удалось бы наконец эту улыбку поймать. (14) Трудно было представить себе более простую и счастливую семью до того, как появился Питер Пэн.

(15) Миссис Дарлинг впервые обнаружила его, когда приводила в порядок мысли своих детей. (16) Разве вы не слыхали? (17) Это в обычае у всех хороших матерей. (18) Когда дети уснут, матери производят уборку в их мыслях, наводят там порядок и кладут все мысли по местам. (19) Когда ребенок просыпается, то все капризы лежат сложенные на дне его головы, а сверху положены добрые чувства, хорошенечко проветренные и вычищенные за ночь. (20) И еще в мыслях у каждого ребенка есть его собственная страна Нетинебудет, и чаще всего — это остров, очень яркий и цветной, с коралловыми рифами, с быстроходным кораблем на горизонте, с дикарями и гномами. (21) И большинство из этих гномов — портные. (22) Есть там еще пещеры, на дне которых протекают реки, и принцессы, у которых к тому же есть шесть старших братьев и заброшенная хижина в лесу, и еще — очень старая старушка, и нос у нее крючком.

(23) Иногда, совершая путешествия по мыслям своих детей, миссис Дарлинг натыкалась на непонятные слова, и самым удручающим было слово «Питер». (24) Она лично не была знакома ни с каким Питером, но в мыслях Джона и Майкла он попадался нередко, а в голове у Венди это слово попадалось просто на каждом шагу. (25) Имя это было написано там более крупными буквами, чем все остальные слова. (26) Присматриваясь к нему, миссис Дарлинг нашла, что оно выглядит как-то очень странно и дерзко.

(По Джеймсу М. Барри)

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как миссис Дарлинг узнала о Питере Пэне?»

  1. О Питере ей рассказала дочь Венди.

  2. Она узнала о нём, случайно услышав беседу детей.

  3. Ей рассказали о Питере родители в детском саду.

  4. Миссис Дарлинг узнала о нём, когда приводила в порядок мысли своих детей.

Ответ: ___________________

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Было приятно видеть, как она вела юных Дарлингов в детский сад, выстроив в линеечку по росту и неся в зубах зонтик на случай дождя.

  2. Присматриваясь к нему, миссис Дарлинг нашла, что оно [имя] выглядит как-то очень странно и дерзко.

  3. Миссис Дарлинг впервые обнаружила его, когда приводила в порядок мысли своих детей.

  4. Он все-таки занимал положение в Сити и не мог с этим не считаться.

Ответ: ____________________

  1. Из предложений 8- 14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения — «неполнота действия»

Ответ: _______________

  1. Из предложений 20-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

Ответ: __________________

  1. Замените разговорное слово «шушукаются» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: __________________

  1. Замените словосочетание «мысли детей» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ: __________________

  1. Среди предложений 23- 26 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений

Ответ: ______________________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Читайте также:  В каком варианте ответа содержится информация почему рассказчик плакал

Ох (1) как бывало весело! Веселее всех отплясывала сама миссис Дарлинг. Она так приседала и кружилась (2) что видна была только та самая улыбка. Если бы в тот момент с маху наскочить на миссис Дарлинг (3) может быть (4) и удалось бы наконец эту улыбку поймать.

Ответ: __________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________

  1. В приведённом ниже отрывке из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Иногда (1) совершая путешествия по мыслям своих детей (2) миссис Дарлинг натыкалась на непонятные слова (3) и самым удручающим было слово «Питер». Она лично не была знакома ни с каким Питером (4) но в мыслях Джона и Майкла он попадался нередко (5) а в голове у Венди это слово попадалось просто на каждом шагу. Имя это было написано там более крупными буквами (6) чем все остальные слова.

Ответ: __________

  1. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________

  1. Среди предложений 14- 19 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________

Вариант 3.

(1) Хорошее было у станции название. (2) Очень для нее подходящее. (3) Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы. (4) Потому что кругом стояли высокие травы и на них дрожали крупные водяные шарики. (5) В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.

(6) Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.

(7) Ждал он долго и терпеливо.

(8) Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский безоблачный полдень.

(9) Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. (10) Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. (11) На острой башенке весело торчал жестяной петух. (12) Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. (13) Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.

(14) У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. (15) Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле. (16) Будто они играли на соседнем лугу и на минутку забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? (17) Наверно, было еще не пора, потому что они затевали новую игру. (18) Мальчик правой рукой обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что-то ему на ухо прошептать. (19) Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело нетерпение. (20) Он будто говорил: “Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее перестанем шептаться и пойдем еще поскачем”.

(21) Так, по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. (22) Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок, чем-то похожие друг на друга – оба тонконогие, ловкие и, конечно, веселые, – и он смотрел на них как на товарищей. (23) И даже немного им завидовал. (24) Но все-таки они были не настоящие.

(25) Мальчик на скамейке вздохнул и перевел взгляд.

(26) Дверь в дом была открыта. (27) В маленьком станционном зале громыхала ведрами пожилая уборщица. (28) За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми березами. (29) За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. (30) Еще дальше темнел сосновый лес. (31) Он огибал станцию с трех сторон. (32) А на юге, за рельсовой линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.

(По В. Крапивину)

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик на станции позавидовал гипсовым мальчику с жеребёнком?»

  1. Потому что казалось, что гипсовые фигуры как будто дружат и играют вместе.

  2. Потому что мальчик очень любил лошадей.

  3. Мальчик увлекался скульптурой.

  4. Гипсовый мальчик был чем- то похож на него.

Ответ: ________________

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. На острой башенке весело торчал жестяной петух.

  2. У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок.

  3. Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы.

  4. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.

Ответ: _____________

  1. Из предложений 8- 13 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Ответ: ____________________________

  1. Из предложений 4-12 выпишите слово (слова), в котором (в которых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЯН-, пишется Н».

Ответ: _____________________________

  1. Замените разговорное слово «брёл» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: __________________

  1. Замените словосочетание «гипсовая скульптура» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: __________________

  1. Среди предложений 8- 15 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: _______________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так (1) по крайней мере (2) казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок (3) чем-то похожие друг на друга – оба тонконогие (4) ловкие и (5) конечно (6) веселые (7)– и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного им завидовал. Но все-таки они были не настоящие.

Ответ: ___________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _______________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он будто высматривал (1) не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге (2) а на боковой ветке. У крыльца (3) в палисаднике (4) стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. (15) Низенький постамент скрывался в траве (5) и можно было подумать (6) что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле.

Ответ: ___________

  1. Среди предложений 7- 13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________

  1. Среди предложений 14- 20 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________

Ответы:

Задание

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

4

1

2

3

2

1

3

Изничтожал

Приседала

Располагалась

4

Болезненной

Заброшенная

Водяные, жестяной

5

Пришедшие

Шепчутся

Шёл

6

Хохочут с радостью

Детские мысли

Скульптура из гипса

7

Они покупали, катали

Бывало весело

Мальчик подошёл, поставил, бросил, сел, стал ждать

8

18

23,26

14

9

5,6

3,4

1,2,5,6

10

4

3

2

11

3

3,4,5

5

12

3

3

12

13

22

19

15

Источник