В каких продуктах есть карбон

В каких продуктах есть карбон thumbnail

Передовые технологии на сегодняшний день регулярно вносят в нашу жизнь множество различных новинок, способных значительно упростить ее или же повысить ее качество. В особенности это касается создания новейших разработок химической промышленности, продукты которой находят свое применение практически в каждой отрасли человеческой деятельности. Одним из таких ноу-хау сейчас является материал карбон. О нем мы и поговорим максимально подробно в статье.

Карбон на столе

Определение

Карбон – это по своей сути углепластик, то есть композиционный, имеющий иного слоев материал. Проще говоря, углеродные волокна в виде полотна, оболочка которого, в свою очередь, выполнена из термореактивных, полимерных смол. Собственно, карбон – это сегодня почти все композитные материалы, несущая основа которых представлена в форме волокон углерода. Однако при этом связующими элементами могут быть разные вспомогательные составляющие.

Стоимость

Карбон- это очень дорогостоящий конечный продукт, стоимость которого определена внушительной долей ручного труда и сложным в целом техническим процессом. Чтобы понять, насколько дорог карбон, сравним его себестоимость со сталью. Так, если один килограмм стали обойдется производителю примерно в 1 доллар, то такой же вес карбона в 20 раз дороже. Снизить же себестоимость углепластика можно лишь путем внедрения полной автоматизации процесса его создания.

Производство карбона

Сфера применения

Изначально карбон – это материал, который создавался для космических аппаратов и автомобилестроения. Однако со временем благодаря своим уникальным эксплуатационным показателям (малый удельный вес, высокая прочность) он нашел применение и в других сферах таких, как:

– Самолетостроение.

– Изготовление разнообразного спортивного инвентаря, удочек для рыбной ловли, шлемов.

– Производство медицинской техники и прочее.

Особые свойства

Изучая, что такое карбон отметим его основные позитивные качества. Изделия из этого материала можно формовать практически в любой конфигурации. А все потому, что углеродное полотно обладает очень высокой гибкостью, обеспечивающей, в свою очередь, оптимальный раскрой и резку. При этом следует обязательно пропитать готовый продукт эпоксидной смолой. Полученные таким образом изделия можно без проблем шлифовать, полировать, красить и даже наносить на них флексопечать.

Отличительные особенности

Продолжая рассматривать, что такое карбон (karbon) укажем его уникальные характеристики. Для всех видов этого углепластика общим является применение армирующего элемента – углеродных волокон, толщина которых находится в пределах 0,005-0,01 миллиметра, прекрасно работающих на растяжение, но не переносящие изгиб и кручение. Именно поэтому карбон- это материал, который эксплуатируют в виде полотна.Для дополнительного армирования очень часто используют каучук, который и придает углепластику серый оттенок.В целом же, карбон характеризуется износостойкостью, прочностью, жесткостью и малым удельным весом. Плотность его составляет от 1450 кг/м куб. до 2000 кг/м куб.

Карбоновая крышка

Тонкости технологии изготовления

Волокна из нитей углерода получают на воздухе в процессе термической обработки. То есть происходит окисление органических или полимерных нитей на протяжении суток при температуре 250 градусов Цельсия. Затем проводится карбонизация – нагревание полученных волокон в среде инертного газа в температурном диапазоне 800-1500 градусов для подготовки молекулярной структуры к оптимальной. Далее следует графитизация в этой же среде, но уже при температуре до 3000 градусов. Данный процесс может повториться несколько раз для повышения концентрации углерода до 99%.

Форма выпуска

Волокна карбона могут быть как короткими, резаными, так и в виде непрерывных нитей на бобинах. Но, как уже было сказано выше, карбон обладает плохой устойчивостью к изгибу, то углеродное волокно зачастую формируют в полотно,называемое Carbon Fabric. Причем получается оно в виде разнообразных плетений: елочка, рогожка и прочее. Бывает, что волокна просто перехватывают до заливки смолой довольно крупными стежками.Несущей основой чаще всего являются эпоксидные смолы, в которых послойно укладываются волокна карбона. Лист толщиной 1 миллиметр содержит в основном три-четыре таких слоя.

Достоинства

Карбон обладает целым спектром неоспоримых преимуществ, среди которых следует указать:

– Малый удельный вес. Даже алюминий тяжелее описываемого материала на 20%.

– Карбон, сочетающий в себе углерод и кевлар, лишь чуть-чуть тяжелее аналога с резиной, однако гораздо прочнее, а под воздействием ударной нагрузки лишь крошится, но не разлетается на мелкие частицы.

– Устойчив к высоким температурам. Карбон выдерживает до 2000 градусов Цельсия.- имеет хорошую теплоемкость и отлично гасит вибрацию.

– Устойчив к явлению коррозии.

– Имеет высокий предел упругости и предел прочности на разрыв.

– Обладает эстетичным внешним видом и декоративностью.

Карбоновая нить

Недостатки

Вместе с тем карбон по сравнению с металлическими изделиями отличается таким негативными качествами:

– Высокой чувствительностью к точечным резким ударам.

– Сложностью реставрации при возникновении сколов, сломов и различных царапин.

– Выгоранием и выцветанием под воздействием ярких солнечных лучей. Именно поэтому все вещи из карбона специально покрывают лаком или же эмалью.

– Достаточно длительным производством изделий, требующим значительных затрат времени.

– Проблемами с утилизацией и повторным использованием. В зонах непосредственного контакта с металлом начинается его коррозия, поэтому в данных точках закрепляют специальные вставки из стекловолокна.

Карбоновые струны

Мнение пользователей

В заключение отметим отзывы людей об описываемом в статье продукте промышленности. Итак, что такое карбон? Материал этот, как утверждают многие пользователи, очень хорош благодаря своей прочности, но при этом легкости. В особенности это оценили рыбаки, которые уже давно пользуются удочками, в основе многих из которых лежит именно карбон. Само собой, помимо этого, такие удочки еще хороши и тем, что они обладают большой долговечностью, ведь они еще характеризуются и повышенной износостойкостью.

Источник

В каких продуктах содержатся оксалаты?

Прежде всего, как говорилось выше, оксалаты содержатся в вареных овощах и фруктах.

Также соли щавелевой кислоты присутствуют в уксусе, горчице, шоколаде, жирном мясе, конфетах, винных ягодах, печенье, варенье, изделиях из теста, мороженом.

В каких продуктах содержится щавелевая кислота?

Безвредное количество солей щавелевой кислоты составляет 50 мг на 100 г пищи.

Лидерами по содержанию этой кислоты являются:
•зелень (щавель, ревень, шпинат, а также сельдерей и петрушка);
•какао;
•кофе;
•шоколад;
•чай;
•свекла;
•лимон и лайм (особенно кожура);
•карамболь;
•гречка;
•миндаль;
•кешью.

Кроме того, щавелевая кислота содержится в таких продуктах:
•перец;
•имбирь;
•морковь;
•лук;
•кулинарный мак;
•томаты;
•цикорий;
•малина;
•клубника;
•зеленая фасоль;
•капуста;
•огурцы;
•абрикосы;
•бананы;
•смородина;
•баклажаны;
•грибы;
•листья салата;
•бобовые;
•тыква;
•яблоки;
•крыжовник;
•ежевика;
•картофель;
•манго;
•гранат;
•апельсины;
•редис;
•орехи;
•зародыши пшеницы;
•кукуруза.

Фосфаты

Говоря о солях щавелевой кислоты, нельзя не сказать о фосфатах, представляющих собой соли, а также эфиры фосфорных кислот.

Сегодня фосфаты в жизни человека присутствуют повсеместно, ведь они содержатся в моющих средствах, продуктах, лекарственных препаратах, а также в сточных водах.

Фосфаты в качестве влагосвязывающих агентов используются в процессе переработки мяса и рыбы.

Кроме того, используются соли фосфорных кислот в кондитерской, а также молочной промышленностях: так, фосфаты разрыхляют тесто, придают однородность сырам и сгущенке.

Кратко роль фосфатов в пищевой промышленности можно свести к следующим пунктам:
•увеличение водосвязывающей и эмульгирующей способностей белков мышечной ткани (в итоге на наших столах “красуется” упругая и сочная колбаса, причем всеми этими качествами она обязана не высокому качеству самого мяса, а именно наличию в мясной продукции фосфатов);
•снижение скорости окислительных процессов;
•способствование цветообразованию мясных продуктов (фосфаты обеспечивают красивый розовый цвет колбас, сосисок, балыков и сарделек);
•замедление окисления жиров.

Но! Существуют определенные установленные нормы содержания в продуктах питания фосфатов, которые нельзя превышать, чтобы не нанести серьезный вред здоровью.

Читайте также:  В каких продуктах находится эндорфин

Так, максимально разрешенное содержание фосфатов на 1 кг мясной и рыбной продукции составляет не более 5 г (в целом этот показатель варьируется в пределах 1 – 5 г). Однако зачастую недобросовестные производители мясной и рыбной продукции эти нормы нарушают. По этой причине лучше потреблять приготовленные собственноручно мясные и рыбные блюда, сведя к минимуму (а лучше и вообще исключив) употребление магазинной мясной и рыбной продукции.

Фосфаты, присутствующие во многих продуктах (особую опасность представляют собой сладости, в состав которых входит большое количество красителей и усилителей вкуса), провоцируют развитие таких реакций:
•кожные высыпания;
•нарушение психических реакций (речь идет о гиперактивности и импульсивности у детей, ослаблении концентрации внимания, чрезмерной агрессивности);
•нарушение обмена кальция, что приводит хрупкости и ломкости костей.

Важно! При появлении аллергии к фосфатам следует исключить пищу, содержащую такие добавки как Е220, Е339, Е322, поскольку данные вещества в течение 30 минут могут спровоцировать тяжелые реакции.

В каких продуктах содержатся фосфаты?

Как говорилось выше, фосфаты присутствуют в мясной и рыбной продукции, консервированных морепродуктах, плавленом сыре, молочных консервах, газированных напитках.

Кроме того, фосфаты присутствуют во многих сладостях.

Пурины и мочевая кислота

Пурины (несмотря на то, что их причисляют к вредным веществам, провоцирующим развитие подагры) являются важнейшими соединениями, входящими в состав всех без исключения живых организмов и обеспечивающими нормальный обмен веществ. Мало того, пурины – это основа для формирования нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение, наследственную передачу и реализацию информации (напомним, что нуклеиновые кислоты – это всем известные ДНК и РНК).

Когда клетки погибают, происходит разрушение пуринов с дальнейшим образованием мочевой кислоты, выступающей мощным антиоксидантом, защищающим наши кровеносные сосуды и предупреждающим преждевременное старение.

Но стоит лишь превысить норму содержания мочевой кислоты в организме, как она из “друга” превращается во “врага”, поскольку, накапливаясь в почках, суставах и других органах, приводит к развитию подагры, ревматизма, гипертонии, остеохондроза, мочекаменной и почечнокаменной болезней. Кроме того, избыток мочевой кислоты ослабляет деятельность сердца и способствует сгущению крови.

Поэтому крайне важно контролировать уровень мочевой кислоты в организме, а для этого достаточно следить за своим рационом, который не должен быть перенасыщен продуктами, в большом количестве содержащими пурины.

В каких продуктах содержатся пурины?

Важно! Среднесуточная норма потребления пуринов для здоровых людей, не имеющих проблем с почками, отвечающими за выведение лишней мочевой кислоты из организма, составляет 600 – 1000 мг. При этом продукты растительного происхождения, содержащие большое количество пуринов, не опасны для здоровья, поскольку являются поставщиками органических кислот, которые способствуют выведению избытка непосредственно мочевой кислоты.

Наиболее высокое содержание пуринов фиксируется в таких продуктах:
•дрожжи;
•телятина (особенно язык и вилочковая железа);
•свинина (особенно сердце, печень и почки);
•белые сушеные грибы;
•анчоусы;
•сардина;
•сельдь;
•мидии;
•какао.

Умеренное количество пуринов содержится в следующих продуктах:
•бычьих легких;
•беконе;
•говядине;
•форели;
•тунце;
•карпе;
•треске;
•морепродуктах;
•мясе птицы;
•ветчине;
•баранине;
•окуне;
•мясе кролика;
•оленине;
•чечевице;
•щуке;
•шпротах;
•скумбрие;
•фасоли;
•палтусе;
•сухих семенах подсолнуха;
•морском гребешке;
•судаке;
•нуте;
•изюме кишмиш.

Меньше всего пуринов присутствует в таких продуктах:
•ячмень;
•сухой горох;
•спаржа;
•цветная и савойская капуста;
•брокколи;
•мясные изделия;
•камбала;
•овсянка;
•лосось;
•консервированные грибы;
•арахис;
•шпинат;
•щавель;
•лук порей;
•творог;
•сыр;
•яйца;
•бананы;
•абрикос;
•чернослив;
•вяленые финики;
•рис;
•тыква;
•кунжут;
•сладкая кукуруза;
•миндаль;
•фундук;
•оливки зеленые;
•айва;
•сельдерей;
•виноград;
•орехи грецкие;
•слива;
•спаржа;
•помидоры;
•хлебобулочные изделия;
•баклажаны;
•огурцы;
•персики;
•клубника;
•ананас;
•авокадо;
•редис;
•яблоки;
•груши;
•киви;
•свекла;
•отваренный в кожуре картофель;
•малина;
•вишня;
•квашеная капуста;
•красная смородина;
•морковь;
•крыжовник.

Танин

Танин (это полезнейшее вещество имеет еще одно название – дубильная кислота) благоприятно влияет на организм человека, а именно:
•устраняет воспалительные процессы;
•способствует остановке кровотечений;
•нейтрализует последствия укусов пчел;
•способствует излечению различных кожных заболеваний;
•связывает и выводит из организма шлаки, токсины и тяжелые металлы;
•нейтрализует негативное воздействие микробов;
•укрепляет кровеносные сосуды;
•устраняет желудочно-кишечные расстройства;
•предупреждает развитие лучевой болезни, а также белокровия.

В каких продуктах содержатся танины?

Важно! Продукты, содержащие танины (и любые другие дубильные вещества), желательно потреблять натощак либо в промежутках между приемами пищи, в противном случае они связываются с белками самой пищи, поэтому не достигают слизистой как желудка, так и кишечника.

Пищевые источники танинов:
•чай зеленый и черный;
•терн;
•гранат;
•хурма;
•кизил;
•айва;
•клюква;
•земляника;
•черника;
•черная смородина;
•виноград;
•орехи;
•пряности (гвоздика, корица, тмин, а также тимьян, ваниль и лавровый лист);
•бобовые;
•кофе.

Важно! Возникновение ощущения вязкости во рту при приеме в пищу того или иного продукта свидетельствует о содержании в нем танина.

Креатин

Это азотсодержащая карбоновая кислота, обеспечивающая энергетический обмен не только в мышечных, но и в нервных клетках. Это своеобразный “склад” энергии, из которого организм при необходимости получает силы, не говоря уже о повышении выносливости.

Польза креатина
•Существенное увеличение мышечной массы.
•Ускорение темпа восстановления после интенсивных физических нагрузок.
•Выведение токсинов.
•Укрепление сердечно-сосудистой системы.
•Снижение риска развития болезни Альцгеймера.
•Способствование росту клеток.
•Улучшение работы мозга, а именно усиление памяти и мышления.
•Ускорение метаболизма, что способствует сжиганию жира.

Если говорить о вреде креатина, то при умеренном потреблении продуктов, содержащих это вещество, никаких побочных эффектов наблюдаться не будет, что было подтверждено многими исследованиями.

Но! Поступление в организм креатина в чрезмерных дозах может привести к развитию ожирения, а также к перегрузке систем и органов, отвечающих не только за усвоение, а и за переработку различных пищевых компонентов.

Важно! Креатин производится самим человеческим организмом из аминокислот, но все же определенная его часть должна поставляться с пищей.

В каких продуктах содержится креатин?

Креатин крайне чувствителен к нагреванию, поэтому в процессе термической обработки продуктов существенная его часть уничтожается.

Основные пищевые источники креатина:
•говядина;
•свинина;
•молоко;
•клюква;
•лосось;
•тунец;
•сельдь;
•треска.

Аспирин

Аспирин (или ацетилсалициловая кислота) является производной салициловой кислоты.

Польза аспирина неоспорима:
•Препятствование образованию и так называемому слипанию тромбов.
•Стимулирование образования большого количества биологически активных веществ.
•Активизирование работы ферментов, которые расщепляют белки.
•Укрепление сосудов и клеточных мембран.
•Регулирование образования соединительной, хрящевой, а также костной тканей.
•Препятствование сужению сосудов, что является отличной профилактикой развития инфарктов и инсультов.
•Снятие воспаления.
•Устранение лихорадочных состояний, сопровождаемых повышением температуры тела.
•Снятие головной боли (аспирин способствует разжижению крови, а, следовательно, снижению внутричерепного давления).

Важно! Как известно, при длительном применении аспирина в виде таблеток могут наблюдаться различные побочные эффекты, поэтому (дабы избежать различных осложнений) в профилактических целях лучше потреблять продукты растительного происхождения, содержащие ацетилсалициловую кислоту. Натуральные продукты не вызывают никаких серьезных осложнений.

В каких продуктах содержится аспирин?

Ацетилсалициловая кислота содержится во многих фруктах и овощах. Все приведенные ниже продукты должны обязательно входить в меню пожилых людей и тех, кто страдает гипертонией и иными сердечно-сосудистыми болезнями.

Основные пищевые источники аспирина:
•яблоки;
•абрикосы;
•персики;
•крыжовник;
•смородина;
•вишня;
•клубника;
•клюква;
•малина;
•слива;
•чернослив;
•апельсины;
•огурцы;
•помидоры;
•виноград;
•изюм;
•дыня;
•сладкий перец;
•морская капуста;
•кефир;
•лук;
•чеснок;
•какао-порошок;
•красное вино;
•свекла;
•цитрусовые (особенно лимоны).

Мощнейшими аспириноподобными свойствами обладает также рыбий жир.

Автор: Филипенко Д. С.

Источник: https://nashaplaneta.su/blog/kisloty_i_shhelochi_v_produktakh_pitanija_ch_2/2015-02-25-65545

Источник

Углепластик, он же карбон (от лат. carbo – уголь) или CFRP (Carbon-fiber-reinforced polymer) – полимерный композит на основе армирующих углеродных волокон, расположенных в матрице из специальных полимерных смол (рис.1). Композиционные углепластики отличаются наиболее высокими удельными упруго-прочностными характеристиками среди полимерных материалов.

Читайте также:  Какие продукты кушать каждый день

Основная составляющая часть углепластика — это углеродные нити (рис.3). Такие нити очень тонкие (примерно 0,005-0,010 мм в диаметре) и обеспечивают прочность и жёсткость только в одном направлении – по оси волокон. Из этих нитей сплетаются ткани, они могут иметь разный рисунок плетения (ёлочка, рогожа и т.д.). Для придания ещё большей прочности ткани из нитей углерода кладут слоями, каждый раз меняя угол направления плетения (рис.2). Слои скрепляются с помощью специальных смол, чаще всего эпоксидных, но также могут быть использованы и сложные полиэфиры, виниловые эфиры или нейлон. Таким образом, получается композитный материал со структурой типа многослойного “сэндвича” (от англ. sandwich – бутерброд).

Рис. 1 – Углепластик (источник: ru.wikipedia.org)

Рис.2 – Схема расположения тканей в матрице

Рис. 3 – Углеволокно

В особых случаях вместо углеродных нитей применяются углеродные нанотрубки – это протяжённые цилиндрические структуры диаметром от одного до нескольких десятков нанометров и длиной до нескольких сантиметров (при этом существуют технологии, позволяющие сплетать их в нити неограниченной длины), состоящие из одной или нескольких свёрнутых в трубку графеновых плоскостей и заканчивающиеся обычно полусферической головкой, которая может рассматриваться как половина молекулы фуллерена. Углеродные нанотрубки обладают очень высокими прочностными характеристиками, но в настоящий момент они относятся к классу крайне дорогих материалов.

Автором изобретения углеволокон считается американский учёный Роджер Бэкон, который в конце 50-х проводил опыты в лаборатории известной американской химической компании Union Carbide. Бэкону удалось получить карбон, нагревая нити целлюлозы до процесса карбонизации. Однако в последствие такой метод был признан неудачным: конечный материал состоял только на 20% из углерода и имел низкие качественные показатели с точки зрения жесткости и прочности.

В начале 60-х свою страницу в историю производства карбона вписал ученый с противоположного берега Тихого океана – доктор Акио Шиндо из Агентства науки и технологии Японии. В отличие от своего американского коллеги в качестве сырьевого материала Шиндо использовал не целлюлозу, а полиакрилонитрил. Это позволило увеличить долю углерода в карбоновых волокнах почти в три раза – до 55%. На протяжении 70-х годов проводились разные опыты с одной целью – найти оптимальный вариант для производства углеволокна. Именно в этот период было предложено в качестве сырья для карбона использовать так называемый нефтяной пек, который является вторичным продуктом, получаемый при переработке нефти. Использование нового сырья позволило довести долю углерода в карбоне до 85%.

Углепластик появился чуть более полувека назад, однако, только сейчас он начал завоёвывать симпатии производителей и потребителей, оттесняя на задний план такие классические материалы как сталь и алюминий в авиа- и автомобилестроении. Карбон завоевал репутацию материала, который объединяет в себе два на первый взгляд противоположных качества – необычайную прочность и сверхлёгкость: в зависимости от типа, карбон на 40-50% легче стали и на 20-30% – алюминия. Однако его дороговизна пока сдерживает экспансию материала в других, более массовых, отраслях производства.

Говоря об углепластиках, на ум сразу же приходят самолёты. В военных машинах конструкции из композитов используются уже давно, но в настоящее время и в гражданских самолётах это происходит возрастающими темпами; доля композитов в конструкции планера (структурной части самолёта без силовой установки и оборудования) вот-вот перейдёт отметку 50 %. История в этом направлении развивается в непримиримом соревновании инженеров, главным образом – компаний Boeing и Airbus.

The Boeing Company (США) определила будущее мировой авиации на ближайшие десятилетия. Её новый флагманский продукт Boeing 787 (см. рис.4) на 50% состоит из углепластика. Благодаря инновационным решениям судно, получившее название Dreamliner (в переводе с англ. – лайнер мечты), стало первым пассажирским самолётом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композиционных материалов. Каждый такой самолёт содержит 35 т углепластика, в том числе 23 т углеволокон, за что его часто неофициально называют “карбоновым самолётом” (см. рис.5).

Самая удивительная инновация полностью композитного фюзеляжа B-787 – его конструкция, состоящая из 4-х состыкованных между собой цилиндрических секций, исключающая около 50 000 (!!!) элементов крепежа, необходимых в алюминиевой конструкции, и позволяющая поддерживать в салоне самолёта более высокое давление.

Композитный фюзеляж даёт возможность увидеть все преимущества в большой степени интегрированной конструкции, в том числе существенное снижение стоимости производства.

Рис. 4 – Лайнер мечты от корпорации Boeing (источник: ruspekh.ru)

Огромный спрос на самолёт объясняется главным его преимуществом перед старой “лётной гвардией”: благодаря использованию карбона Dreamliner стал легче аналогичных моделей. Это позволяет лайнеру расходовать примерно на 20% меньше горючего, а ведь именно стоимость топлива как раз и является одним из основополагающих факторов, от которых зависит формирование цены на авиабилет. Дополнительный положительный эффект – отсутствие коррозии углепластика, что также отличает его от алюминиевых сплавов и позволяет эксплуатировать самолёт в условиях большей влажности воздуха.

Рис. 5 – Композитные решения, применяемые в Boeing 787 Dreamliner (источник: airspot.ru)

Данные по B-787 контрастируют с данными по самому большому в мире пассажирскому самолёту Airbus 380, планер которого состоит только на 25% из композитов, на 10% – из стали и на 61% – из алюминия. Возвращаясь к B-787, заметим, что его планер состоит на 80% из композитов.

При проектировании A-380 инженеры Airbus S.A.S. (Франция) помимо углепластиков сделали ставку на специальный композитный материал под названием GLARE (GLAss-REinforced fibre metal laminate), который представляет собой многослойный сэндвич, состоящий из чередующихся слоёв тончайшей алюминиевой фольги и стекловолокна в полимерной эпоксидной матрице.

Glare легче алюминия и имеет очень хорошие механические свойства. Плотность обычных алюминиевых сплавов близка к 2,8 г/см³, тогда как у Glare примерно 2,1 г/см³, а у карбонов плотность около 1,6 г/см³.

Стойкость к повреждениям у Glare значительно выше, чем у алюминия. Энергия, необходимая для создания вмятины значительно выше, чем для алюминия. Трещины начинают появляться раньше, но останавливаются перед каждым слоем стекловолокна. В результате распространение происходит настолько медленно, что трещина не может достичь критического размера в течение всего срока службы самолёта.

В 2009г. компания Airbus S.A.S. объявила о разработке прямого конкурента B-787 – самолёта Airbus 350, фюзеляж которого будет состоять на 52% из композитов, на 20% – из алюминий-литиевого сплава, на 14% – из титана, на 7% – из стали и на 7% – остальное. И в этом самолёте также будет использован цельнокомпозитный фюзеляж.

Изменения, произошедшие в 90-х годах прошлого века в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, привели к серьёзному кризису в Российской авиационной промышленности, и, несмотря на то, что КБ Антонова (Украина), Ильюшина, Сухого, Туполева, Яковлева, корпорация Иркут (разработчик перспективного самолёта МС-21) и недавно сформированная Объдинённая авиастроительная корпорация продолжают разработку пассажирских самолётов, они занимают очень незначительную долю рынка.

Тем не менее, российские специалисты стараются идти в ногу со временем и не отставать от своих именитых конкурентов. Так, например, ЗАО “Гражданские самолёты Сухого” – разработчик первого гражданского самолёта, полностью спроектированного и построенного в постсоветский период – применило в своём детище под названием Sukhoi Superjet 100 панели и навесные агрегаты из полимерных композиционных материалов, которые составляют около 10% площади поверхности самолета SSJ-100.

Читайте также:  Какие продукты надо на шаурму

Несмотря на то, что SSJ-100 на 70-80% состоит из импортной “начинки”, закрылок, элерон, интерцепторы, воздушные тормоза, рули высоты и направления, а также другие элементы планера производятся российскими предприятиями из углепластиков и схожих композиционных материалов (рис.6).

Рис.6 – Сухой Суперджет 100 и детали из композиционных материалов (источник: composite-materials.ru)

В России также изготавливают углепластиковые обтекатели для ракет-носителей «Протон», «Рокот», «Ангара» и для ракетных комплексов С-300 и С-400, тепловые панели для самых современных спутников, детали и блоки для военных самолётов, например, для Су-47 «Беркут» и ПАК ФА.

Су-47 – истребитель с крылом обратной стреловидности. Доказано, что крыло для суперперегрузок не может быть сделано из металла – только из углепластика. Этот композиционный материал для Су-47 был разработан и произведён на Обнинском научно-производственном предприятии «Технология».

ПАК ФА или Т-50 – новейший истребитель пятого поколения – выполнен с применением технологии стелс, которая позволяет снизить заметность истребителя в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов — по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. По сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей. Это позволяет уменьшить трудоёмкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машины. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, для Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета.

Зарубежные эксперты, проводившие анализ первого прототипа, пришли к выводу, что Т-50 является первым прекрасным успехом российских инженеров в проектировании самолёта с использованием технологий малозаметности.

Воздушный транспорт – самый безопасный вид транспорта в мире. Практически все приборы на воздушном судне дублируются (некоторые компоненты представлены в тройном количестве), то есть при выходе из строя одного оборудования включается резервный прибор. Осмотр самолёта осуществляется абсолютно перед каждым вылетом воздушного судна.

Большинство людей считает, что в случае аварийного отключения всех двигателей самолёт неизбежно войдёт в штопор и разобьётся – это самое распространённое заблуждение касательно самолётов. Дело в том, что все современные лайнеры обладают хорошим аэродинамическим качеством, то есть способностью планировать при выключенных двигателях. Крыло самолета имеет несимметричный профиль (верхняя часть крыла более выпуклая), вследствие чего скорость потока по верхней кромке крыла будет выше, чем над нижней. В соответствии с законом Бернулли, статическое давление среды в тех областях, где скорость потока более высока, будет ниже, и наоборот. Создавшаяся разница давлений и порождает подъёмную силу (рис.7). Чем выше скорость в момент аварийного отключения двигателей, тем больше шансов выполнить успешную бездвигательную посадку, спланировав на землю. Если скорость мала, то имеющийся запас высоты позволит подразогнать самолёт при планировании.

Рис. 7 – Силы, действующие на крыло самолёта (источник: ru.wikipedia.org)

Несмотря на все вышеперечисленные достоинства самолётов, позволяющие свести количество аварий к нулю, несколько исследовательских институтов работают над увеличением прочности фюзеляжа летательных аппаратов, увеличивая, в первую очередь, значения ударной вязкости – способности композиционных материалов поглощать механическую нергию под действием ударной нагрузки. На сегодняшний момент создано несколько модификаций углепластиков, способных выдержать гигантские нагрузки, например, при падении даже с очень большой высоты, корпус самолёта будет иметь лишь трещины, но работы в данном направлении ещё продолжаются, и, может быть, уже через несколько лет, летальный исход в результате падения самолётов будет также редок, как при падении кометы на Землю.

Углепластики также активно применяются и в производстве MAV (micro air vehicle) – микро летательных аппаратов. На рис. 8 представлен один из таких аппаратов, в корпусе которого расположен вентилятор для создания подъёмной силы. Данный беспилотный летательный аппарат проводил разведку на месте аварии на АЭС “Фукусима-1”.

Разработка устройств такого класса без использования углепластика была бы практически невозможна. Основными заказчиками подобных устройств являются разведывательные управления и военные ведомства различных стран.

Рис. 8 – Разведывательный беспилотный летательный аппарат RQ-16 T-Hawk (источник: ru.wikipedia.org)

На рисунке 9 представлена ракета-носитель H-IIA производства Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. (Япония). Обтекатель (поз.1) частично выполнен из углепластика. Промежуточная секция основного корпуса (поз.2, чёрного цвета) и ракетный ускоритель (поз.3) полностью изготовлены из многослойного карбона.

Рис. 9 Ракета-носитель H-IIA (источник: ru.wikipedia.org)

В автомобильной отрасли первыми карбон начали применять разработчики болидов Формулы 1. В начале 80-ых из углепластика делали только шасси. Однако позднее карбон стали использовать и при производстве кузова.

Первый опыт использования так называемого “тяжёлого” углеродного волокна (жгуты с большим количеством сложений и высокой линейной плотностью) для изготовления автомобильных изделий был предпринят в рамках совместного производства компаний Menzolit GmbH, Volkswagen Group и Daimler AG (Mercedes-Benz) в 2005-2008 гг. Полученные изделия удовлетворяли по своим механическим характеристикам практически всем предъявляемым к ним требованиям, однако не обеспечивали необходимого качества поверхности и требовали трудоёмких предварительных операций раскроя и выкладки полуфабрикатов, что существенно удорожало процесс.

Реализуемое в настоящее время компанией Bayerische Motoren Werke AG производство изделий из конструкционных углепластиков для электромобилей i3 и i8 методом RTM высокого давления, обеспечивает высокое качество поверхности и заданные механические характеристики.

Электромобиль BMW i3 (рис. 10) – первый серийный автомобиль марки, в конструкции кузова которого обширно представлены элементы из углеродного волокна.

«Мы произведем революцию в производстве автомобилей», — не без гордости обещает глава BMW по продажам Рональд Крюгер. Углеродное волокно пока относительно дорого, признают в компании, но за 10 лет работы над технологией BMW удалось достичь существенного прогресса. Технологии отрабатывались при изготовлении углепластиковых крыш для спортивной модели M3, в результате удалось снизить себестоимость производства деталей из карбона на 50%. В основу новой технологии легло изобретение нового, более быстрого способа соединения деталей из карбона и новая система обработки панелей, которые привели к сокращению производственных и временных затрат. Для сравнения: углепластики приблизительно в шесть раз дороже металла.

Материалы из углеродного волокна открывают совершенно новые возможности для дизайна, отмечают в компании. Кузов машины получается на 250-350 кг легче, чем для электромобиля аналогичных размеров, что позволяет использовать белее легкие батареи меньшей ёмкости. Даже каркас сидений в данной модели выполнен из углепластика.

Рис. 10 – BMW i3 (источник: en.wikipedia.org)

Одной из острых проблем широкого применения карбона является его утилизация. При производстве изделий также образуется значительное количество отходов (операции раскроя, обрезка краёв деталей и т.д.). И если со стальными и алюминиевыми деталями всё предельно ясно, то в случае с углепластиком всё не столь однозначно. Инженерам ещё предстоит полностью решить данную проблему, но уже можно отметить некоторые успехи: в настоящий момент чуть более 10% углеродного волокна, необходимого для производства авто, получают из переработанного материала. И это только начало!

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись немецкие специалисты – это кузовной ремонт. Специально для i3 была разработана методика ремонта кузова. Внешние панели, на которые, по данным BMW, приходится 95% аварий, меняются на новые того же цвета. Повреждения углепластиковой кабины устраняются заменой крупных фрагментов. Повреждённые места вырезаются по предусмотренным шаблонам, на их место вклеиваются ремонтные панели. Время и стоимость ремон