В каких продуктах может быть дофамина и норадреналина

В каких продуктах может быть дофамина и норадреналина thumbnail

В каких продуктах может быть дофамина и норадреналинаКакую роль в нашем организме играют нейромедиаторы и как дефицит питательных веществ, которые должны поступать с едой, способен вызывать нейрохимические проблемы — раздражительность, депрессию и усталость? Об этом рассказывают в книге «Биохакинг. Руководство по раскрытию потенциала организма» практикующий врач Олли Совиярви и эксперт по питанию Яакко Халметоя. Публикуем полезный (и вполне безопасный) отрывок.

  • В каких продуктах может быть дофамина и норадреналина

Современная нейробиология основана на изучении структуры нейронов и нервной системы. Нейроанатомические исследования, которые проводил еще Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1852–1934), заложили основу для нейронной теории, согласно которой нервная система состоит из отдельных нейронов. И только в 1950-х эту теорию смогли подтвердить при помощи электронного микроскопа: нейроны действительно были отдельными — и связанными между собой посредством синапсов.

Нейромедиаторы — это молекулы-посланники, передающие, ускоряющие и (если нужно) блокирующие сигналы между нейронами. Кроме нейромедиаторов мозг содержит большое количество различных нейропептидов (молекул-посланников, влияющих на функции нервной системы). Нейромедиаторы упакованы в пузырьки (везикулы), которые движутся от одного нейрона к другому через специальные интерфейсы — синапсы. Влияние нейромедиатора может проявиться быстро или медленно, в зависимости от механизма передачи. Ключевое значение для выработки нейромедиаторов имеют нутриенты. Многие нейромедиаторы образуются из аминокислот, содержащихся в пище. Дефицит нутриентов способен вызывать нейрохимические проблемы — трудности с обучением и вниманием, депрессию и иные расстройства.

Ключевые системы нейромедиаторов

Нейромедиаторы влияют на наши мысли и чувства. Дисбаланс нейромедиаторов может проявляться разными психологическими расстройствами. Баланс между основными нейромедиаторами (серотонин, дофамин, ГАМК и ацетилхолин) можно субъективно оценить с помощью теста на характерный тип личности, разработанного американским врачом Эриком Р. Браверманом.

Уровни нейромедиаторов (норадреналин, дофамин, серотонин) можно измерить на практике посредством анализов на продукты их метаболизма в крови или моче. Показательный пример изучения баланса нейромедиаторов — анализ мочи на органические кислоты (в частности, на ванилилминдальную кислоту, конечный продукт обмена норадреналина и адрена-лина. — Прим. науч. ред.), что дает представление об общем балансе нейромедиаторов в организме. Однако следует отметить, что значительное выделение нейромедиаторов происходит в кишечнике и анализ не дифференцирует нейромедиаторы из центральной нервной системы. Есть методы измерения нейромедиаторов центральной нервной системы напрямую, но они не общедоступны.

АминокислотаФункцияМаксимальная концентрация
АланинИнгибирующая,
успокаивающая
(тормозящая)
Морские водоросли,
желатин, яйцо,
индейка, говядина
Аспарагиновая
кислота
Стимулирующая
(активирующая)
Изолят соевого
протеина, палтус,
яичный белок, спаржа
ГАМКИнгибирующая,
успокаивающая
Ферментированные
продукты, чай, помидор, скумбрия
Глутаминовая
кислота
СтимулирующаяИзолят соевого протеина, соевый соус, творог, льняное семя
ГлицинИнгибирующая,
успокаивающая
Желатин, свинина,
говядина, потроха
ТауринИнгибирующая,
успокаивающая
Скумбрия, куриная
печень, речные раки,
рыба, ягненок

  • В каких продуктах может быть дофамина и норадреналина

Серотонин

Серотонин — моноаминовый нейромедиатор мозга (и кишечника). Биохимически серотонин — это производное от триптофана. Приблизительно 90% серотонина находится в кишечнике, где он регулирует перистальтику. Остальной образуется в вырабатывающих серотонин нейронах ЦНС. Серотонин обладает выраженным влиянием на настроение, аппетит, сон, память и обучение. Многочисленные рецепторы серотонина находятся в различных органах. Самые известные — это семейства рецепторов 5-ГТ1 и 5-ГТ2.

Синтез: Триптофан⇒5-ГТФ⇒Серотонин

Типичные проблемы, вызванные дефицитом серотонина, — тревожность, депрессия и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Проблемы с кишечником — запор и нарушение перистальтики. Скорректировать дефицит серотонина могут помочь изменения в рационе.

Продукты питания, стимулирующие выработку серотонина:

  • Фрукты и овощи: банан, киви, слива, папайя, финик, помидор.
  • Продукты животного происхождения: индейка и курица, различные виды рыбы, яйца, сыр.
  • Орехи и семена: какао, миндаль, кунжут.

Стимуляторы серотонина: кальций, рыбий жир, 5-ГТФ, магний, мелатонин ночью, пассифлора, пиридоксин или витамин В6, SAM-e, зверобой, триптофан, цинк. 

В худшем случае чрезмерно высокий уровень серотонина в организме может привести к злокачественному серотониновому синдрому (интоксикации). Как правило, это следствие передозировки или сочетания лекарственных веществ, повышающих серотонинергическую передачу. Симптомами этого синдрома могут быть ажитация, диарея, повышенная температура тела, тошнота и повышенное артериальное давление.

Ацетилхолин

Ацетилхолин — это сложный эфир уксусной кислоты и холина. Ацетилхолин активирует мышцы и запускает мышечные сокращения через никотиновые рецепторы. Он действует как нейромедиатор мозговой пластичности и памяти через мускариновые рецепторы в центральной нервной системе и в мозге. К примеру, болезнь Альцгеймера сопровождается тяжелыми холинергическими (выработка ацетилхолина) расстройствами.

Ацетилхолин играет ключевую роль в восприятии различных внешних стимулов, а также отвечает за наблюдательность. Это тактильные, слуховые и визуальные стимулы.

Синтез: Ацетат ⇒ Холин ⇒ Ацетилхолин

Ацетилхолин также влияет на передачу сенсорной информации от таламуса в определенные части коры. Поскольку ацетилхолин регулирует «скорость» мозга и частоту электрических сигналов, недостаточный уровень ацетилхолина может вызывать проблемы с памятью, заторможенность движения, перепады настроения, трудности с обучением и абстрактным мышлением.

Продукты питания, стимулирующие выработку ацетилхолина

  • Овощи и фрукты: брокколи; брюссельская капуста; огурец; салат; цукини.
  • Продукты животного происхождения: яйца (особенно желток); говяжья печень / печень ягненка; говядина; свинина; йогурт; креветки; лосось и другая жирная рыба.
  • Орехи и семена: кедровые орехи; миндаль; лесной орех; орех макадамия.

Стимуляторы ацетилхолина: холин; фосфатидилхолин; фосфатидилсерин; ацетил-L-карнитин; ДГК (докозагексаеновая кислота); тиамин (витамин B1); пантотеновая кислота (витамин B5); метилкобаламин (витамин B12); таурин; гинкго билоба; корейский женьшень.

Слишком высокий уровень ацетилхолина в организме может привести к холинергическому кризу. Частая причина этого — дисфункция расщепляющего ацетилхолин
фермента по причине воздействия нервного газа (зарина), отравления органофосфатом или передозировки препаратом ацетил- холинэстеразы. Симптомы холинергического криза — мышечный паралич, серьезное затруднение дыхания, а также повышенные потливость и слюноотделение.

Читайте также:  Токотриенол в каких продуктах

  • В каких продуктах может быть дофамина и норадреналина

Дофамин

Дофамин — нейромедиатор из семейства катехоламинов и фенэтиламинов. Дофамин биохимически синтезируется из тирозина через последующую стадию L-диоксифенилаланина. В мозге есть несколько разных дофаминовых систем, преимущественно с вознаграждающими и мотивирующими паттернами поведения.
Поэтому неудивительно, что препараты, стимулирующие выработку дофамина, и такие стимуляторы, как кокаин, амфетамин, алкоголь и никотин, вызывают
привыкание. Другие дофаминовые системы — это регуляция моторики и секреция гормонов.

С изменениями уровня дофамина во многом связаны такие заболевания, как болезнь Паркинсона, шизофрения, СДВГ и синдром беспокойных ног (СБН). Помимо мозга и центральной нервной системы, дофамин влияет и на другие части организма — пищеварительную систему, кровеносные сосуды и иммунную систему.

Синтез: Фенилаланин ⇒Тирозин ⇒ L-диоксифенилаланин ⇒ Дофамин ⇒ Норадреналин ⇒ Адреналин

Дофамин влияет на вырабатывающие его нейроны, которых в мозге человека порядка 400 тысяч. Особенно существенно его влияние на мотивацию и когнитивную деятельность. Что любопытно, как слишком низкий, так и слишком высокий уровень дофамина ухудшают память. Как и в случае серотонина, у дофамина есть несколько рецепторов. Из них глубже всего изучались и считаются наиболее значимыми рецепторы D1–D5. Количество рецепторов D1 существенно превосходит число всех остальных.

Типичные проблемы, вызванные дефицитом дофамина, — перепады настроения, депрессия, социальное отчуждение, плохая наблюдательность, хроническая усталость и низкий уровень физической энергии.

Продукты, стимулирующие выработку дофамина:

  • Овощи и фрукты: авокадо, банан.
  • Продукты животного происхождения: индейка и курица; творог и сыр рикотта; яйца; свинина; утка.
  • Орехи и семена: грецкий орех; миндаль; мукуна жгучая; кунжут; тыквенные семечки.

Стимуляторы дофамина: фенилаланин; тирозин; метионин; родиола розовая; пиридоксин (витамин B6); витамины группы В; фосфатидилсерин; гинкго билоба.

Слишком высокий уровень дофамина в организме может приводить к синдрому дисрегуляции дофамина. Помимо пациентов с шизофренией, этот синдром был обнаружен и у страдающих болезнью Паркинсона, принимавших L-диоксифенилаланин в слишком высокой дозировке. Симптомы синдрома дисрегуляции включают в себя патологическую игроманию, гиперсексуальность, компульсивное переедание и агрессивность.

ГАМК

ГАМК, или гамма-аминобутировая кислота, — главный ингибирующий нейромедиатор нервной системы. ГАМК вырабатывается во всем мозге. Она влияет на частоту успокаивающих тета-волн мозга. ГАМК не преодолевает гематоэнцефалический барьер (кровь — мозг), а синтезируется в мозге из глута- миновой кислоты с помощью активной формы витамина (пироксидал-5-фосфат). В свою очередь, ГАМК расщепляется до глутамата — стимулирующего нейромедиатора.

Синтез: Глутаминовая кислота ⇒ Глутамат ⇒ ГАМК

Есть две категории ГАМК-рецепторов. На ГАМКА-рецепторы влияют, например, успокаивающие производные диазепама. Алкоголь, как и ощущение боли, преимущественно влияет на ГАМКВ-рецепторы. Роль нейромедиатора ГАМК особенно важна в развитии мозга у детей.

У людей, страдающих дефицитом ГАМК, часто бывают проблемы со стрессоустойчивостью, тревожность, депрессия, чувство вины, а также обсессивно-компульсивные расстройства.

Продукты, стимулирующие выработку ГАМК

  • Овощи и фрукты: банан; брокколи; апельсиновые и другие цитрусовые; шпинат.
  • Продукты животного происхождения: говяжья печень; скумбрия; палтус.
  • Орехи, семена и т. п.: миндаль; грецкий орех; бурый рис и рисовые отруби; овес.

Стимуляторы ГАМК: инозитол;  ГАМК; глутаминовая кислота; мелатонин (ночью); тиамин (витамин B1); ниацинамид (витамин B3); пиридоксин; валериана; пассифлора 200–1000 мг

Слишком высокий уровень ГАМК в организме может вызывать множество неврологических и психиатрических симптомов: потеря памяти, ажитация, конвульсии, галлюцинации и нарушение когнитивных функций. Он чаще всего бывает вызван передозировкой препаратов, ингибирующих обратный захват ГАМК.

Резюме по нейромедиаторам

Фармацевтическая промышленность давно и успешно разрабатывает аналоги нейромедиаторов. Считается, что многие неврологические и психиатрические заболевания вызваны дисбалансом в системах нейромедиаторов (например, моноаминовая гипотеза) , поэтому необходимы препараты, меняющие уровень различных нейромедиаторов в организме.

Пример таких препаратов — СИОЗС, применяемые в лечении депрессии (серотонин), производные диазепама (ГАМК), подавляющие тревожность, блокаторы холинэстеразы, действующие как миорелаксанты и облегчающие симптомы болезни Альцгеймера (ацетилхолин), и нейролептики, также применяемые в лечении болезни Паркинсона (дофамин). Объединяет эти препараты их непосредственное воздействие на рецепторы каждой из систем нейромедиаторов по всему организму, что может легко привести к развитию побочных эффектов. Индивидуальные варианты мета- болизма человека (например, генетические варианты системы CYP450 в печени) представляют сложность для применения препаратов.

Медицинское вмешательство на стадии синтеза нейромедиатора может минимизировать ненужные побочные эффекты, поддерживая механизм внутренней регуляции организма. Например, вместо стимуляции дофаминового рецептора напрямую (L-диоксифенилаланин и дофамин) гораздо безопаснее стимулировать ранние стадии синтеза дофамина (фенилаланин и тирозин). Имея дело с синтезом нейромедиаторов, крайне важно определить так называемую лимитирующую стадию. Например, в случае с дофамином эта стадия включает в себя конверсию тирозина посредством тирозингидроксилазы в L-диоксифенилаланин и далее в дофамин.

Когда вы определите свой баланс нейромедиаторов с помощью опросников и лабораторных анализов, полученные результаты вам пригодятся — вы сможете
скорректировать диету, определиться с пищевыми добавками, упражнениями и другими факторами, влияющие на мозг. Это и называется «умный биохакинг», который основан на самостоятельной оценке и коррекции выявленного дисбаланса.

Следует отметить, что в случае с нейромедиаторами «чем больше, тем лучше» редко бывает правильной терапевтической дозировкой. Например, как слишком низкий, так и слишком высокий уровень дофамина нарушает функцию рабочей памяти.У каждого есть свой собственный оптимальный баланс нейромедиаторов. После анализов требуются дополнительные самостоятельные эксперименты. Стоит подчеркнуть, что прямое воздействие на нейромедиаторы автоматически не принесет в вашу жизнь счастье, умиротворение или радость. Ум — сложная структура, требующая комплексного подхода (например, посредством медитации, психотерапии и других методов, описанных в этой книге).

Читайте также:  Салат гнездо какие продукты

Отрывок предоставлен для публикации издательством “Альпина Паблишер”. 

Источник

Íàøå íàñòðîåíèå çàâèñèò íå òîëüêî îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ è çäîðîâüÿ, íî è îò ôóíêöèè ýíäîêðèííûõ æåëåç: ãèïîòàëàìóñà è ýïèôèçà. Ãîðìîíû, êîòîðûå âûðàáàòûâàþòñÿ èìè, ðåãóëèðóþò íàø ñîí, ñîñòîÿíèå èììóííîé ñèñòåìû, ýìîöèîíàëüíûé íàñòðîé è ñòåïåíü çàùèòû îðãàíèçìà â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. Îñîáîå ìåñòî çàíèìàþò íåéðîòðàíñìèòòåðû — õèìè÷åñêèå âåùåñòâà â ãîëîâíîì ìîçãå, ïåðåäàþùèå èíôîðìàöèþ îò îäíîãî íåéðîíà äðóãîìó. Îíè ñèíòåçèðóþòñÿ àìèíîêèñëîòàìè, è äëÿ èõ îáðàçîâàíèÿ íåîáõîäèìî ïîñòîÿííîå ïîñòóïëåíèå îïðåäåëåííûõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ â ñîñòàâå íàøåãî ðàöèîíà. Íàèáîëåå èçâåñòíûìè íåéðîòðàíñìèòòåðàìè, âëèÿþùèìè íà íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, ÿâëÿþòñÿ ñåðîòîíèí, íîðàäðåíàëèí, äîôàìèí (äîïàìèí), àöåòèëõîëèí è ãàììà-àìèíîìàñëÿíàÿ êèñëîòà.

Èç âñåõ ýòèõ âåùåñòâ íà íàøå íàñòðîåíèå íàèáîëåå ñóùåñòâåííî âëèÿþò äîïàìèí (äîôàìèí) è ñåðîòîíèí.

Äîïàìèí âûçûâàåò ÷óâñòâî óäîâîëüñòâèÿ, êîãäà ìû äåëàåì òî, ÷òî íàì íðàâèòñÿ (íàïðèìåð, åäèì, ñëóøàåì ìóçûêó, çàíèìàåìñÿ ñïîðòîì). Áëàãîäàðÿ åìó ìû ìîæåì ïðîÿâëÿòü àêòèâíîñòü, áûòü ìîòèâèðîâàííûìè è ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ óäîâëåòâîðåííûìè. Êñòàòè, òàêèå íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà êàê êîêàèí, íèêîòèí, îïèàòû, ãåðîèí è àëêîãîëü óâåëè÷èâàþò óðîâåíü äîïàìèíà. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî çà ñêëîííîñòüþ íåêîòîðûõ ëþäåé ê êóðåíèþ, óïîòðåáëåíèþ íàðêîòèêîâ è àëêîãîëÿ, óâëå÷åíèþ àçàðòíûìè èãðàìè è ïåðååäàíèþ ñòîèò äåôèöèò äîïàìèíà â ãîëîâíîì ìîçãå. Ñíèæåíèå óðîâíÿ äîïàìèíà ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ ïàìÿòè è êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, ñíèæåíèþ æèçíåííîé ýíåðãèè (òàê íàçûâàåìîé «âèòàëüíîé àêòèâíîñòè»), ÷åëîâåê ïåðåñòàåò ðàäîâàòüñÿ æèçíè è ñòàíîâèòñÿ ïîäâåðæåí âðåäíûì ïðèâû÷êàì è íàâÿç÷èâûì ñîñòîÿíèÿì. Íåõâàòêà äîïàìèíà â ñîòâåòñòâóþùèõ ó÷àñòêàõ ìîçãà âåäåò ê ïîòåðå èíèöèàòèâû (ê «ñèäåíèþ è ìå÷òàíèþ»), áîëåå ñåðüåçíûé äåôèöèò — ê ïîëíîé íåâîçìîæíîñòè ñîâåðøèòü àêòèâíîå äåéñòâèå. Îäíàêî íóæíî ïîìíèòü, ÷òî èçáûòîê ýòîãî âåùåñòâà ñïîñîáñòâóåò ïîâåäåíèþ, ñâÿçàííîìó ñ «ïîèñêîì íàñëàæäåíèé» (ãåäîíèñòè÷åñêîå ïîâåäåíèå).

Cåðîòîíèí â íàøåì îðãàíèçìå ñèíòåçèðóåòñÿ èç àìèíîêèñëîòû òðèïòîôàíà, êîòîðûé ïîñòóïàåò ñ ïèùåé. Îí ó÷àñòâóåò â ðåãóëÿöèè íàñòðîåíèÿ, ïîäàâëÿåò ÷óâñòâî òðåâîãè, âëèÿåò íà ëèáèäî è àïïåòèò. Ïðè åãî äåôèöèòå ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ñîöèàëüíûå ðàññòðîéñòâà, ôîáèè, íàðóøåíèå ñíà è ïàìÿòè, à òàêæå ðàññòðîéñòâà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ýíäîêðèííîé ôóíêöèé. Íèçêèé óðîâåíü ñåðîòîíèíà ìîæåò ïðèâåñòè ê äåïðåññèâíîìó íàñòðîåíèþ, áåñïîêîéñòâó, ñíèæåíèþ ýíåðãè÷íîñòè, ìèãðåíè, ðàññòðîéñòâàì ñíà, íàâÿç÷èâûì èëè ìàíèàêàëüíûì ñîñòîÿíèÿì, ÷óâñòâó íàïðÿæåíèÿ è ðàçäðàæåíèÿ, âîçíèêàåò òÿãà ê ñëàäêîìó èëè, íàîáîðîò, ïîòåðÿ àïïåòèòà, óõóäøåíèå ïàìÿòè è êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, ðàññåðæåííîå è àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå, çàìåäëåííûå äâèæåíèÿ ìûøö è çàìåäëåííàÿ ðå÷ü.

Êñòàòè, äåôèöèò ñåðîòîíèíà ñïîñîáñòâóåò àëêîãîëèçìó (àëêîãîëü âðåìåííî ïîâûøàåò óðîâåíü ñåðîòîíèíà, íî â äîëãîâðåìåííîé ïåðñïåêòèâå ïîíèæàåò åãî). Èçëèøíåå êîëè÷åñòâî ñåðîòîíèíà âûçûâàåò óñïîêîåíèå, ñíèæåíèå ñåêñóàëüíîãî âîçáóæäåíèÿ, ÷óâñòâî áëàãîïîëó÷èÿ, áëàæåíñòâà. À âîò êðàéíå âûñîêèå óðîâíè ñåðîòîíèíà ìîãóò áûòü òîêñè÷íûìè, îäíàêî äîñòè÷ü òàêèõ óðîâíåé áëàãîäàðÿ ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ íåâîçìîæíî. Òàêîå ñîñòîÿíèå ìîæåò âîçíèêíóòü òîëüêî ïðè çëîóïîòðåáëåíèè àíòèäåïðåññàíòàìè.

Ïîâûøåíèå óðîâíÿ ñåðîòîíèíà åñòåñòâåííûì ïóòåì äàåò äèåòà, áîãàòàÿ òðèïòîôàíîì, âèòàìèíàìè, öèíêîì è áåäíàÿ «ïóñòûìè» óãëåâîäàìè. È, êîíå÷íî, ýòî çàáëóæäåíèå, ÷òî ñåðîòîíèí â ãîòîâîì âèäå óæå ñîäåðæèòñÿ â ïðîäóêòàõ. Ñåðîòîíèí âûðàáàòûâàåòñÿ â ãîëîâíîì ìîçãå èç íåçàìåíèìîé àìèíîêèñëîòû òðèïòîôàíà. Òðèïòîôàí èìååòñÿ â ìÿñå, ÿéöàõ, ñûðå, áàíàíàõ, ìîëîêå, éîãóðòå. Îäíàêî áåç äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âèòàìèíîâ B3, B6, îìåãà-3 æèðíûõ êèñëîò òðèïòîôàí ìîæåò ïåðåðàáîòàòüñÿ ïî äðóãîé õèìè÷åñêîé ôîðìóëå è ïðåâðàòèòüñÿ â ñóáñòàíöèþ, êîòîðàÿ íå îêàçûâàåò âëèÿíèÿ íà íàñòðîåíèå. Ïîýòîìó âàæíî óïîòðåáëÿòü ïðîäóêòû-èñòî÷íèêè è ýòèõ íåçàìåíèìûõ âåùåñòâ.

Äëÿ ïîâûøåíèÿ êîëè÷åñòâà äîïàìèíà â îðãàíèçìå, âëèÿþùåãî íà íàñòðîåíèå è ìîòèâàöèþ, ñëåäóåò óâåëè÷èòü â ïèòàíèè ñîäåðæàíèå ïðåäøåñòâóþùèõ àìèíîêèñëîò òèðîçèíà è ôåíèëàëàíèíà. Ýòè àìèíîêèñëîòû ïðåâðàùàþòñÿ â äîïàìèí ïðè ïîìîùè âèòàìèííûõ êî-ôàêòîðîâ, òàêèõ êàê âèòàìèí B6 è ôîëèåâàÿ êèñëîòà. Áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðåäøåñòâåííèêîâ äîïàìèíà ñîäåðæèòñÿ â ñâåêëå, ñîå, ìÿñå, ìèíäàëå, çëàêàõ è ÿéöàõ.

Ôîëèåâàÿ êèñëîòà è æåëåçî òàêæå âàæíû äëÿ ó÷àñòèÿ â âûðàáîòêå âåùåñòâ, ðåãóëèðóþùèõ íàñòðîåíèå. Èññëåäîâàíèå â King’s College Hospital â Ëîíäîíå, íàïðèìåð, îáíàðóæèëî ÷òî 33 ïðîöåíòà ïàöèåíòîâ ñ ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè, âêëþ÷àÿ äåïðåññèþ, èñïûòûâàëè äåôèöèò ôîëèåâîé êèñëîòû è æåëåçà.

Íà êîëè÷åñòâî ñåðîòîíèíà â íàøåì îðãàíèçìå âëèÿåò óðîâåíü æåíñêèõ ïîëîâûõ ãîðìîíîâ (ýñòðîãåíîâ).  ñâÿçè ñ ýòèì, ó íåêîòîðûõ æåíùèí â ïðåäìåíñòðóàëüíûé ïåðèîä, à òàêæå â ìåíîïàóçå âîçíèêàþò ïðîáëåìû ñ íàñòðîåíèåì. Êðîìå òîãî, íàäî ïîìíèòü, ÷òî ñòðåññ óìåíüøàåò êîëè÷åñòâî ñåðîòîíèíà, ïîñêîëüêó îðãàíèçì èñïîëüçóåò åãî çàïàñû äëÿ óñïîêîåíèÿ.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è õîðîøåå îñâåùåíèå ïîìîãàþò ñòèìóëèðîâàòü ñèíòåç ñåðîòîíèíà è óâåëè÷èòü åãî êîëè÷åñòâî. Àíòèäåïðåññàíòû òàêæå ïîìîãàþò ãîëîâíîìó ìîçãó âîññòàíîâèòü çàïàñû ñåðîòîíèíà.

Ïðîäóêòû, óëó÷øàþùèå íàñòðîåíèå

Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ðåêîìåíäóåìûå ïðîäóêòû-àíòèäåïðåññàíòû íå ñîäåðæàò óêàçàííûõ íåéðîòðàíñìèòòåðîâ. È ñåðîòîíèí, è äîïàìèí âûðàáàòûâàþòñÿ òîëüêî ÷åëîâå÷åñêèì îðãàíèçìîì ïðè óïîòðåáëåíèè ïèùè, áîãàòîé óæå èçâåñòíûìè âàì âåùåñòâàìè-ïðåäøåñòâåííèêàìè (óãëåâîäàìè, òðèïòîôàíîì, òèðîçèíîì è ïð.), èç êîòîðûõ îíè è ñèíòåçèðóþòñÿ.

Ðûáà

Æèðíàÿ ðûáà (ñåëüäü, ñàðäèíû, ñêóìáðèÿ, ëîñîñü, òðåñêà, ñåìãà) áîãàòà îìåãà-3 æèðíûìè êèñëîòàìè, êîòîðûå ðåãóëèðóþò óðîâåíü ñåðîòîíèíà. Ê ïðîäóêòàì áîãàòûì æèðíûìè êèñëîòàìè îìåãà-3, ïîìèìî ðûáû, îòíîñÿòñÿ îðåõè, ñåìå÷êè, àâîêàäî, íåðàôèíèðîâàííîå ðàñòèòåëüíîå ìàñëî. Âêëþ÷àÿ â ñâîå ïèòàíèå æèðíóþ ðûáó äâà ðàçà â íåäåëþ â êîëè÷åñòâå íå ìåíåå 200 ãðàììîâ (çà íåäåëþ), âû îáåñïå÷èòå ñâîé îðãàíèçì íåîáõîäèìûì êîëè÷åñòâîì æèðíûõ êèñëîò îìåãà-3. 

Ïðîäóêòû-àíòèäåïðåññàíòû: ðûáà

Êóðèöà, èíäåéêà, íåæèðíîå ìÿñî ñâèíèíû è ãîâÿäèíû, áåëîê ÿéöà, íåæèðíûå ìîëî÷íûå ïðîäóêòû

ßâëÿþòñÿ âåäóùèìè èñòî÷íèêàìè àìèíîêèñëîò òèðîçèíà è òðèïòîôàíà è âèòàìèíîâ ãðóïïû Â, íåîáõîäèìûõ äëÿ ñèíòåçà «ãîðìîíîâ óäîâîëüñòâèÿ».  ÷àñòíîñòè, â ìÿñå ñîäåðæèòñÿ ïàíòîòåíîâàÿ êèñëîòà, êîòîðàÿ ó÷àñòâóåò â ïðîèçâîäñòâå àìèíîêèñëîòû ôåíèëàëàíèíà, ÿâëÿþùåéñÿ ïðåäøåñòâåííèêîì äîïàìèíà — ãîðìîíà, óëó÷øàþùåãî íàñòðîåíèå è ïðåäîòâðàùàþùåãî ðàçâèòèå äåïðåññèè.

Ìîðñêàÿ êàïóñòà

Ìîðñêàÿ êàïóñòà áîãàòà âèòàìèíàìè ãðóïïû Â, ðåãóëèðóþùèìè ðàáîòó íàäïî÷å÷íèêîâ è, ñîîòâåòñòâåííî, âûðàáîòêó ãîðìîíà àäðåíàëèíà, íåäîñòàòîê êîòîðîãî ñïîñîáåí âûçâàòü õðîíè÷åñêóþ óñòàëîñòü. À òàêæå ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì èñòî÷íèêîì îðãàíè÷åñêîãî éîäà è äðóãèõ ìèêðîýëåìåíòîâ, êîòîðûå íîðìàëèçóþò ðàáîòó ùèòîâèäíîé æåëåçû, îò äåÿòåëüíîñòè êîòîðîé çàâèñèò íàøå íàñòðîåíèå. Ìîðñêóþ êàïóñòó ëó÷øå ïîêóïàòü íå ìàðèíîâàííóþ, à ñóøåíóþ, è çàòåì ñàìèì äîìà ïðèãîòîâèòü, ëèáî ïåðåìîëîòü íà êîôåìîëêå è èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå ïðèïðàâû è êàê çàìåíèòåëü ïîâàðåííîé ñîëè.

Читайте также:  Какими продуктами увеличить калорийность

Ìîðñêàÿ êàïóñòà

Ôðóêòû, îñîáåííî áàíàíû

 áàíàíàõ, êðîìå òðèïòîôàíà, ñîäåðæèòñÿ âèòàìèí Â6, êîòîðûé, êàê óæå áûëî ñêàçàíî, íåîáõîäèì äëÿ ñèíòåçà ñåðîòîíèíà — îñíîâíîãî ðåãóëÿòîðà íàñòðîåíèÿ. Âäîáàâîê, áàíàíû áîãàòû àëêàëîèäîì õàðìàíîì, îñíîâó êîòîðîãî ñîñòàâëÿåò «íàðêîòèê ñ÷àñòüÿ» — ìåñêàëèí, ñïîñîáíûé âûçûâàòü ÷óâñòâî ýéôîðèè. Äëÿ ïîääåðæàíèÿ ñèë ðåêîìåíäóåòñÿ ñúåäàòü 1 áàíàí, ðàçìÿòûé è çàëèòûé êèïÿòêîì (â âèäå ïþðå).

Áàíàíû

Ãîðüêèé øîêîëàä

Êàêàî-áîáû, èç êîòîðûõ ïîëó÷àþò øîêîëàä, ñîäåðæàò ôåíèëýòèëàìèí, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò âûðàáîòêå â îðãàíèçìå ýíäîðôèíîâ —  âåùåñòâ, ïîâûøàþùèõ íàñòðîåíèå. Êðîìå òîãî, â êàêàî-áîáàõ ñîäåðæèòñÿ ìàãíèé, êîòîðûé ñïîñîáåí ñíèìàòü ñòðåññ.

Ãîðüêèé øîêîëàä

Áëþäà èç îâñÿíîé è ãðå÷íåâîé êðóï

Êàê è ìÿñî, îâñÿíêà è ãðå÷êà èìååò â ñâîåì ñîñòàâå ïðåäøåñòâåííèêà ñåðîòîíèíà — àìèíîêèñëîòó òðèïòîôàí. Åùå ýòè ïðîäóêòû ñîäåðæàò ñëîæíûå óãëåâîäû, êîòîðûå, ìåäëåííî âñàñûâàÿñü, íîðìàëèçèðóþò óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè, ñëåäîâàòåëüíî, ðåãóëèðóþò êîíöåíòðàöèþ èíñóëèíà. À èíñóëèí, â ñâîþ î÷åðåäü, âûïîëíÿåò ôóíêöèþ òðàíñïîðòèðîâêè òðèïòîôàíà ê ìîçãó, ãäå óæå è ïåðåðàáàòûâàåòñÿ â ñåðîòîíèí.

Îâîùè

Îñîáåííî çåëåíûå ëèñòîâûå, òîìàòû, ïåðåö ÷èëè, ñâåêëà, ÷åñíîê, áðîêêîëè, ñåëüäåðåé è öâåòíàÿ êàïóñòà — èñòî÷íèêè íåçàìåíèìûõ âåùåñòâ (âèòàìèíû: À, Ñ, Å, Â1, Â2, Â9, ÐÐ, ìèíåðàëû: êàëèé, êàëüöèé, æåëåçî, íàòðèé, ôîñôîð, ìàãíèé, ìåäü, ìàðãàíåö, éîä, õðîì, áîð), êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ îáðàçîâàíèÿ îñíîâíûõ íåéðîòðàíñìèòòåðîâ.  òîìàòàõ ñîäåðæèòñÿ ëèêîïèí, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì àíòèîêñèäàíòîì, ðåãóëèðóþùèì îáìåííûå ïðîöåññû â ãîëîâíîì ìîçãå, ÷òî ïîìîãàåò ñïðàâëÿòüñÿ ñ äåïðåññèåé. Êðîìå òîãî, ïîìèäîðû ñîäåðæàò è äðóãèå «óñèëèòåëè íàñòðîåíèÿ», íàïðèìåð, ôîëèåâóþ êèñëîòó è ìàãíèé, à òàêæå æåëåçî è âèòàìèí Â6, êîòîðûå âàæíû äëÿ âûðàáîòêè ìîçãîì ðåãóëèðóþùèõ íàñòðîåíèå íåéðîìåäèàòîðîâ, òàêèõ êàê ñåðîòîíèí, äîïàìèí è íîðàäðåíàëèí.

Îâîùè

 ñâåêëå ñîäåðæèòñÿ äðóãîå àêòèâíîå âåùåñòâî — áåòàèí — âèòàìèíîïîäîáíîå ñîåäèíåíèå, êîòîðîå îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ãîðìîíàëüíûé ñòàòóñ æåíùèíû, òåì ñàìûì ñïîñîáñòâóÿ íîðìàëèçàöèè íàñòðîåíèÿ â ïðåäìåíñòðóàëüíûé è â êëèìàêòåðè÷åñêèé ïåðèîäû. Áëàãîäàðÿ êàïñàèöèíó ïåðöà ÷èëè áëþäà ïðèîáðåòàþò íå òîëüêî îñòðîòó, íî è ÿâëÿþòñÿ öåëåáíûìè äëÿ íàøåãî íàñòðîåíèÿ. Äåëî â òîì, ÷òî â îòâåò íà óïîòðåáëåíèå ýòîãî ðàçäðàæàþùåãî âåùåñòâà íàø ìîçã ïðîèçâîäèò ýíäîðôèíû — ïðèðîäíûå ñîåäèíåíèÿ, êîòîðûå îêàçûâàþò óñïîêàèâàþùåå äåéñòâèå. ×òî æå êàñàåòñÿ ÷åñíîêà, òî â íåì ñîäåðæèòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî õðîìà, êîòîðûé âëèÿåò íà ðåãóëÿöèþ îáðàçîâàíèÿ ñåðîòîíèíà — «ñ÷àñòëèâîãî» õèìè÷åñêîãî âåùåñòâà.

Ìåä

 îòëè÷èå îò áåñïîëåçíîãî ðàôèíèðîâàííîãî ñàõàðà, ìåä ñîäåðæèò âèòàìèíû ãðóïïû Â, ôîëèåâóþ êèñëîòó, æåëåçî, ìàðãàíåö, õðîì ïëþñ îêîëî 180 áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ ñîåäèíåíèé, òàêèõ êàê êâåðöåòèí è êîôåéíàÿ êèñëîòà, êîòîðûå ïîâûøàþò âûðàáîòêó «ãîðìîíîâ íàñòðîåíèÿ» è ýíåðãèè â ìîçãå.

Ìåä

Ìåíþ àíòèñòðåññîâîé äèåòû

Çàâòðàê: 2 ÷.ë. ïðîðîñøèõ è ïðîìûòûõ çåðåí ñ ïðîðîñòêàìè äëèíîé 1,5-3 ìì, îâñÿíûå ìþñëè ñ êóðàãîé, èçþìîì è îðåõàìè, ÷àøêà êàêàî, 2 êóñî÷êà ïîäñóøåííîãî â òîñòåðå ðæàíîãî õëåáà, áàíàí.

Âòîðîé çàâòðàê: àïåëüñèí, 2-3 êóáèêà ãîðüêîãî øîêîëàäà è ÷àøêà çåëåíîãî ÷àÿ, ðæàíîé èëè îâñÿíûé õëåáåö.

Îáåä: îâîùíîé ñóï, ãàðíèð èç êîðè÷íåâîãî ðèñà èëè ãðå÷êè, êóñî÷åê êóðèöû èëè ðûáû, ñàëàò èç òîìàòîâ è ñëàäêîãî ïåðöà ñ ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì è ïåðöåì ÷èëè, ðæàíîé õëåá, çåëåíûé ÷àé èëè ìèíåðàëüíàÿ âîäà.

Ïîëäíèê: éîãóðò è øîêîëàäíîå ïå÷åíüå, èçþì, ôèíèêè, îðåõè.

Óæèí: îâîùíîå ðàãó (òóøåíàÿ ñïàðæà, ïåðåö, êîëüðàáè, êîðåíü è çåëåíü ñåëüäåðåÿ, òîìàòû), ñûð èëè áðûíçà. Ñîê èëè áèîêåôèð. Ïåðåä ñíîì — ãîðÿ÷åå ìîëîêî èëè ÷àøêà êàêàî ñ ìîëîêîì è ìåäîì èëè íàñòîé ôèòîñáîðà-ðåãóëÿòîðà íàñòðîåíèÿ + òàáëåòêà ïèâíûõ äðîææåé.

Òðàâû, ðåãóëèðóþùèå íàñòðîåíèå

Èç ëåêàðñòâåííûõ òðàâ, îáëàäàþùèõ ñåäàòèâíûì äåéñòâèåì, ïîìîãóò óìåíüøèòü ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå ïðè ñòðåññå êîðåíü è ëèñòüÿ âàëåðèàíû, äóøèöû, ìåëèññû, çâåðîáîé è õìåëü.

Ïðè ñòðåññå, äåïðåññèè, àïàòèè ïîëåçíî çàâàðèâàòü ÷àé èç çâåðîáîÿ, øèïîâíèêà, ëèñòüåâ ìàëèíû èëè çåìëÿíèêè, äóøèöû è ìÿòû. Ëó÷øå èñïîëüçîâàòü òåðìîñ: ãîðñòü øèïîâíèêà, ïî 1 ñò.ë. òðàâ, çàëèòü ëèòðîì êèïÿòêà è íàñòàèâàòü ìèíèìóì 2 ÷àñà. Ìîæíî íå ïðîöåæèâàòü, à äîëèâàòü êèïÿòîê â òå÷åíèå äíÿ. Óòðîì ïðèãîòîâèòü íîâûé íàñòîé. Òàêîé óñïîêàèâàþùèé ÷àé ìîæíî ïèòü â òå÷åíèå äíÿ, 5-7 äíåé.

Òàêæå ýôôåêòèâíûì áóäåò íàñòîé èç çâåðîáîÿ è êîðíÿ âàëåðèàíû: 1 ñò.ë. çâåðîáîÿ, 1 ÷.ë. êîðíÿ âàëåðèàíû. Ãîòîâèòü è ïðèíèìàòü òàê æå, êàê è ïðåäûäóùèé ñáîð.

Ïîïðîáóéòå â òå÷åíèå íåäåëè çàâàðèâàòü âìåñòî îáû÷íîãî èëè çåëåíîãî ÷àÿ òàêîé óñïîêàèâàþùèé ÷àé èç ëåêàðñòâåííûõ òðàâ — âû ïî÷óâñòâóåòå çàìåòíîå óëó÷øåíèå ñâîåãî ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ.

Ïðîäóêòû-àíòèäåïðåññàíòû: òðàâÿíîé îòâàð

Íàñòîé èç øèøåê õìåëÿ è ìÿòû äåéñòâóåò àíàëîãè÷íî ñèíòåòè÷åñêèì òðàíêâèëèçàòîðàì, íî íå îêàçûâàåò ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ è áåçîïàñåí äëÿ çäîðîâüÿ. Íàñòîé ãîòîâÿò òàê: ïî 1 ïî ÷.ë. øèøåê õìåëÿ è ìÿòû çàïàðèòü ñòàêàíîì êèïÿòêà. Íàñòàèâàòü 30 ìèíóò, ïðîöåäèòü è âûïèòü çà 2 ïðèåìà, äîáàâëÿÿ äîëüêó ëèìîíà è ÷.ë. ìåäà.

Äëÿ òîãî, ÷òîáû íîðìàëèçîâàòü ñîí è îñëàáèòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå íàïðÿæåíèå îðãàíèçìà, ìîæíî ïðèãîòîâèòü ñàøå èç ñáîðà òðàâ: øèøåê õìåëÿ, ëàâàíäû, äóøèöû, ìåëèññû. Òàêèì ñáîðîì íåîáõîäèìî çàïîëíèòü íåáîëüøóþ ïîäóøå÷êó, ñøèòóþ èç õëîï÷àòîáóìàæíîé òêàíè èëè èç ëüíà è ïîëîæèòü ïîä ïîäóøêó ó èçãîëîâüÿ.

Êðîìå òîãî, óëó÷øèòü íàñòðîåíèå ïîìîãóò àðîìàòè÷åñêèå ýôèðíûå ìàñëà: ëàâàíäà — óñïîêîèò, èëàíã-èëàíã — ðàññëàáèò è óìåíüøèò íàïðÿæåíèå, êåäð ïîìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ áåñïîêîéñòâîì è ñòðàõàìè.

Äíåì ïîìîãóò äðóãèå àðîìàìàñëà: ìàñëî àïåëüñèíà — òîíèçèðóåò, ñíèæàåò óìñòâåííîå ïåðåóòîìëåíèå, ìàñëî åëè è ñîñíû òàêæå òîíèçèðóåò è ñòèìóëèðóåò ôèçè÷åñêóþ è óìñòâåííóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü.

Источник