В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия
Сравнение и анализ прозы
В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов. В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.
Система оценок
За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:
4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.
Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.
Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе
Первый вариант задания
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Второй вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.
Третий вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.
Даниил Романович | ???? Скачать PDF |
Источник
В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.
Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):
С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?
Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.
Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».
Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.
Разберём следующий
ответ.
С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?
В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».
Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.
Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”,
“беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».
Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!
1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».
2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.
Теория уже начала откладываться в
памяти?
Источник
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопаставить с пушкинской”Элегией»?Тема предназначения поэта и поэзии всегда была традиционной для русской литературы. В лирики м.ю. лермантова предназначение поэта усиливается в стихотворении пророк. В нем лермантов одновременно размышляет над судьбой поэта в мире и приходит к печальным выводам. Однако, по мнению поэта, судьба писателя не может быть легкой и безоблачной. Некрасов задумывается о предназначении поэзии в своем стихотворении поэт и гражданин. Каждый из лириков хочет донести до читателя все тягости и прелести жизни поэта. пользователи выбрали этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Знаете другой ответ? Другие вопросы по литературе ЭЛЕГИЯ. Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной. Выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в стих-ие: СравнениеНеологизмМетафораЭпитетАнафора Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучавшие в стихотворении, завершаются светло и спокойно? Не жалею, не зову, неплачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. |
Источник
Ñëîâî «ëèðèêà» ïðèøëî ê íàì èç ãðå÷åñêîãî ÿçûêà.  êëàññè÷åñêîì ïîíèìàíèè ËÈÐÈÊÀ ýòî îäèí èç ðîäîâ ëèòåðàòóðû, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò èçîáðàæåíèå äóõîâíîé æèçíè ÷åëîâåêà, ìèðà åãî ÷óâñòâ è ýìîöèé, ìûñëåé è ðàçìûøëåíèé. Ëèðè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå ïîäðàçóìåâàåò ïîýòè÷åñêîå ïîâåñòâîâàíèå, â êîòîðîì îòîáðàæåíû ðàçìûøëåíèÿ àâòîðà î ðàçëè÷íûõ ïðèðîäíûõ ÿâëåíèÿõ è æèçíè â öåëîì.
 ñïèñêå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ æàíðîâ, êîòîðûìè ïèøóò àâòîðû íàøåãî ñàéòà, ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà çàíèìàåò âòîðîå ìåñòî – ñðàçó ïîñëå ïåéçàæíîé (ãîðîäñêîé) ëèðèêè. Ïîòîìó ÷òî âñ¸, ÷òî íå î òîì, ÷òî âèäèò ãëàç, àâòîðû óâåðåííî ñ÷èòàþò ôèëîñîôèåé. Òàê ëè ýòî? Êàêèå ñòèõè ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé ÿâëÿþòñÿ, à êàêèå íå áîëåå, ÷åì ðàññêàç â ñòèõàõ èëè ïåðå÷åíü çàðèôìîâàííûõ íàçèäàíèé?
ÔÈËÎÑÎÔÑÊÀß ËÈÐÈÊÀ ýòî ñòèõîòâîðåíèÿ, â îñíîâó êîòîðûõ ëåãëè ðàçäóìüÿ î ñìûñëå æèçíè èëè î âå÷íûõ ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòÿõ. Îíè, êàê è âñÿêàÿ èíàÿ ëèðèêà, ñîäåðæàò â ñåáå òðåáîâàíèå ñîáëþäåíèÿ âñåõ ëèòåðàòóðíûõ ïðàâèë ïî íàïèñàíèþ ñòèõîâ (ðèôìà, îáðàçíîñòü, îëèöåòâîðåíèå è ò.ä.) è ïðèñóòñòâèå ñêðûòîãî ñìûñëà, ïîìèìî ïîíÿòíîãî îñíîâíîãî. Ñêðûòûé ñìûñë ïîðîé ðàñêðûâàåòñÿ íå ñðàçó, à ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ íåñêîëüêî ðàç, èíîãäà äàæå ïîñëå ïðîèçîøåäøåãî ïîçæå ðåàëüíîãî ñîáûòèÿ (ñòèõîòâîðåíèå – ïðîðî÷åñòâî). Ñêðûòûé ñìûñë ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü â ñòèõàõ, íàïèñàííûõ íà òåìó êîñìîñà, ïðèðîäû, ðåëèãèè èëè êàêèõ-òî íåîáúÿñíèìûõ âåùåé (ÍËÎ, ôàíòàñòè÷åñêèå ôèëüìû è ò.ä.).
Ïðåæäå, ÷åì ïåðåõîäèòü ê êîíêðåòíûì ïðèìåðàì, îáðàòèìñÿ ê èñòîðèè ëèòåðàòóðû.
 ðóññêîé ïîýçèè îñíîâîïîëîæíèêîì ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ñ÷èòàåòñÿ Ôåäîð Òþò÷åâ. Ìèð, ïðèðîäà, ÷åëîâåê â åãî ñòèõàõ íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñòîëêíîâåíèè ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ ñèë, ãäå ÷åëîâåê îáðå÷åí íà «áåçíàäåæíûé», «íåðàâíûé» áîé, íà «îò÷àÿííóþ» áîðüáó ñ æèçíüþ, ðîêîì, ñ ñàìèì ñîáîé. Îñîáîå òÿãîòåíèå ïðîÿâëÿåò ïîýò ê èçîáðàæåíèþ áóðü è ãðîç â ïðèðîäå è â ÷åëîâå÷åñêîé äóøå. Èäåéíîå ñîäåðæàíèå ôèëîñîôñêîé ëèðèêè Òþò÷åâà çíà÷èòåëüíî íå ñòîëüêî ñâîèì ðàçíîîáðàçèåì, ñêîëüêî ãëóáèíîé. Íàèìåíüøåå ìåñòî çàíèìàåò çäåñü ëèðèêà ñîñòðàäàíèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ, îäíàêî, òàêèìè çàõâàòûâàþùèìè ïðîèçâåäåíèÿìè, êàê «Ñëåçû ëþäñêèå» è «Ïîøëè, Ãîñïîäü, ñâîþ îòðàäó». Ïðåäåëû, ïîñòàâëåííûå ÷åëîâå÷åñêîìó ïîçíàíèþ, îãðàíè÷åííîñòü çíàíèÿ «÷åëîâå÷åñêîãî ß», ñëèÿíèÿ ÷åëîâåêà ñ æèçíüþ ïðèðîäû, îïèñàíèÿ ïðèðîäû, íåæíîå è áåçîòðàäíîå ïðèçíàíèå îãðàíè÷åííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ëþáâè òàêîâû ãîñïîäñòâóþùèå ìîòèâû ôèëîñîôñêîé ïîýçèè Òþò÷åâà. Åùå îäèí ìîòèâ ïîýòà ýòî ìîòèâ õàîòè÷åñêîé, ìèñòè÷åñêîé ïåðâîîñíîâû æèçíè.
Ô.Òþò÷åâ «Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû » 1866
Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû
Íàì íà÷èíàþò èçìåíÿòü
È ìû äîëæíû, êàê ñòàðîæèëû,
Ïðèøåëüöàì íîâûì ìåñòî äàòü,-
Ñïàñè òîãäà íàñ, äîáðûé ãåíèé,
Îò ìàëîäóøíûõ óêîðèçí,
Îò êëåâåòû, îò îçëîáëåíèé
Íà èçìåíÿþùóþ æèçíü;
Îò ÷óâñòâà çàòàåííîé çëîñòè
Íà îáíîâëÿþùèéñÿ ìèð,
Ãäå íîâûå ñàäÿòñÿ ãîñòè
Çà óãîòîâàííûé èì ïèð;
Îò æåë÷è ãîðüêîãî ñîçíàíüÿ,
×òî íàñ ïîòîê óæ íå íåñåò
È ÷òî äðóãèå åñòü ïðèçâàíüÿ,
Äðóãèå âûçâàíû âïåðåä;
Îòî âñåãî, ÷òî òåì çàäîðíåé,
×åì ãëóáæå êðûëîñü ñ äàâíèõ ïîð,-
È ñòàð÷åñêîé ëþáâè ïîçîðíåé
Ñâàðëèâûé ñòàð÷åñêèé çàäîð.
Ô.Òþò÷åâ. «Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé» 1857ã
Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé
Íåïðîáóæäåííîãî íàðîäà
Âçîéäåøü ëè òû êîãäà, ñâîáîäà,
Áëåñíåò ëè ëó÷ òâîé çîëîòîé?..
Áëåñíåò òâîé ëó÷ è îæèâèò,
È ñîí ðàçãîíèò è òóìàíû…
Íî ñòàðûå, ãíèëûå ðàíû,
Ðóáöû íàñèëèé è îáèä,
Ðàñòëåíüå äóø è ïóñòîòà,
×òî ãëîæåò óì è â ñåðäöå íîåò,-
Êòî èõ èçëå÷èò, êòî ïðèêðîåò?..
Òû, ðèçà ÷èñòàÿ Õðèñòà…
Òåìû ñòèõîâ ñîâðåìåííîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíûìè. Åå ïðîäîëæåíèå è ðàçíîâèäíîñòè ýòî «ãðàæäàíñêàÿ ëèðèêà» è «ðåëèãèîçíàÿ ëèðèêà», «ìèñòèêà è ýçîòåðèêà». Åñëè ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà ðàññìàòðèâàåò âå÷íûå òåìû ñìûñëà æèçíè, äîáðà è çëà, ìèðîóñòðîéñòâà è öåëè íàøåãî ïðåáûâàíèÿ íà çåìëå, òî «ãðàæäàíñêàÿ» ïðèáëèæåíà ê îáùåñòâåííûì ïðîáëåìàì ê èñòîðèè è ïîëèòèêå, îíà îïèñûâàåò (íåïðåìåííî ïîýòè÷åñêèì ÿçûêîì!) íàøè êîëëåêòèâíûå ÷àÿíèÿ, ëþáîâü ê ðîäèíå, áîðüáó ñî çëîì â îáùåñòâå. Òåìà «ðåëèãèîçíîé ëèðèêè» – ýòî îñìûñëåíèå ñâîåé âåðû, öåðêîâíîé æèçíè, âçàèìîîòíîøåíèé ñ Áîãîì, ðåëèãèîçíûå äîáðîäåòåëè è ãðåõè, ïîêàÿíèå. «Ìèñòèêà è ýçîòåðèêà» îòðàæåíèå â ñòèõàõ îñîáîé ôèëîñîôñêîé êàðòèíû ìèðà, îòëè÷íîé îò ðåëèãèîçíîé. Î êàæäîé èç ýòèõ ðàçíîâèäíîñòåé ÿ ïîñòàðàþñü ïîäãîòîâèòü îòäåëüíûå ñòàòüè, à ïîêà ïîãîâîðèì î òîì, êàê ÍÅ ÑÒÎÈÒ ïèñàòü ôèëîñîôñêóþ ëèðèêó.
Êàê è âîîáùå âñå ëèðè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ, ýòè ñòèõè äîëæíû èäòè èëè îò ïåðâîãî ëèöà, èëè îò ëèöà ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ (Îí, Îíà): ëèðèêà ïðåäïîëàãàåò äîâåðèòåëüíîå, îòêðîâåííîå ðàçìûøëåíèå, èñõîäÿ èç êîíêðåòíîãî ïåðåæèòîãî îïûòà: íå «êàê áûâàåò âîîáùå» è íå «êàê äîëæíî áûòü», è, óæ òåì áîëåå, íå êàê «ÎÍÈ» äåëàþò ËÈÐÈÊÀ ÝÒÎ ÌÈÐ ÎÄÍÎÉ ËÈ×ÍÎÑÒÈ, ðåàëüíîé èëè ñîòâîðåííîé ôàíòàçèåé àâòîðà, íî ñîâåðøåííî êîíêðåòíîé, èçëàãàþùåé ÏÅÐÅÆÈÒÛÉ ÎÏÛÒ. Âñÿêèå ëîçóíãè è âîççâàíèÿ àâòîðà ê äðóãèì, êàê ïðàâèëî, íå ïðîèçâîäÿò òàêîãî ãëóáîêîãî âïå÷àòëåíèÿ íà ÷èòàòåëÿ, êàê åãî ëè÷íûå ðàçäóìüÿ. È äàæå åñëè â ñòèõàõ åñòü îáðàùåíèå «òû» èëè áåçëèêîå «ìû», (÷òî, â îáùåì-òî íåæåëàòåëüíî!), òî ýòî âñå ðàâíî äîëæíî áûòü íå îòñòðàíåííûì âîççâàíèåì ê òîëïå, à íå áîëåå, ÷åì ôîðìîé ëè÷íîãî ðàçìûøëåíèÿ î ÑÂÎÅÉ æèçíè. Ëèðèêà, ãäå íåò àâòîðà, ãäå îäíè òîëüêî çàðèôìîâàííûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ äëÿ äðóãèõ, ïåðåñòàåò áûòü ëèðèêîé. Ïðèâåäó ïðèìåð:
Ñêîëü çèì è ëåò ïëàíåòó ñëàâÿò,
À âñ¸-òàêè â êîòîðûé ðàç
×åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò
Ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ.
Âçäîõíóâ, î ÷¸ì-òî ñîæàëååì,
Ïðåäàâøèñü äóìàì â òèøèíå…
È âíîâü äóøîþ ìû áîëååì,
È èùåì êîðåíü çëà èç âíå.
È ìó÷èò óì êàê æàæäà çíîÿ,
×òî ó äðóãèõ âñåãî ñ ëèõâîé:
Êàðüåðà, äîì è âñ¸ òàêîå,
À òû, êàê ïðîêëÿòûé êàêîé!
. È ò.ä.
(àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)
Ýòî ÿ íàóãàä ñêîïèðîâàëà îäíó èç ïîñëåäíèõ ïóáëèêàöèé ðàçäåëà «ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà»: òèïè÷íûé ïðèìåð ñòèõîâ, êàêèõ âåëèêîå ìíîæåñòâî íà íàøåì ñàéòå! Çäåñü àâòîð ïîó÷àåò íàñ â ðèôìó, êàêèå ÌÛ íèê÷åìíûå, íåñîâåðøåííûå,- îí ãîâîðèò âïîëíå ïðàâèëüíûå, î÷åâèäíûå âåùè î òîì, ÷òî «÷åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ » Ïîñëå ýòèõ ñòðîê íåâîëüíî âñïîìèíàåøü ñëîâà èçâåñòíîé ïåñíè èç ñîâåòñêîãî ñåðèàëà: «åñëè êòî-òî êîå-ãäå ó íàñ ïîðîé ÷åñòíî æèòü íå õî÷åò…». Àâòîð ïîëíîñòüþ îòñòðàíåí, îí ïðåäëàãàåò íàì ñâîä èñòèí, êîòîðûå è òàê âñå çíàþò, è ýòî . ñêó÷íî.
Âòîðàÿ îøèáêà ñòèõîâ òàê íàçûâàåìîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ýòî ìåëêîòà òåì èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ôèëîñîôñêîãî ðàçäóìüÿ, êàê òàêîâîãî. Ïîòîìó ÷òî ïðîñòîå ïåðå÷èñëåíèå èçâåñòíûõ ôàêòîâ ýòî íå ôèëîñîôèÿ. Äàæå åñëè èì òóò æå äàíà îöåíêà («÷òî òàêîå õîðîøî, à ÷òî òàêîå ïëîõî»), òî ýòî òîæå íå ôèëîñîôèÿ.
Ôèëîñîôèÿ ýòî ôîðìà è ïîçíàíèÿ ìèðà, âûðàáàòûâàþùàÿ ñèñòåìó çíàíèé î ôóíäàìåíòàëüíûõ ïðèíöèïàõ è îñíîâàõ ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ, î íàèáîëåå îáùèõ ñóùíîñòíûõ ÷åðòàõ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ïðèðîäå, îáùåñòâó è äóõîâíîé æèçíè.
Êîíå÷íî, ñòèõè ýòî íå íàó÷íûé òðàêòàò, îíè íå ïðåäïîëàãàþò ãëóáèíû ïðîðàáîòêè òåìû, ÿ ãîâîðþ çäåñü ñêîðåå î ãëóáèíå ïðåäìåòà ðàçìûøëåíèÿ â ñòèõàõ, êîòîðûå âû ðåøèëè îòíåñòè ê «ôèëîñîôñêîé ëèðèêå», à âîâñå íå î ïîäðîáíîñòè, äåòàëèçàöèþ èäåé, êîòîðûå âû ïîìåñòèëè â ñâîå ñòèõîòâîðåíèå. Áîëåå òîãî, åñëè âû ïîïûòàåòåñü çàðèôìîâàòü è ïåðåñêàçàòü ñòèõàìè êàêóþ-òî íàó÷íóþ ñòàòüþ, èëè ôèëîñîôñêóþ ïðèò÷ó, èëè âûâåäåííîå âàìè íîâîå ïðàâèëî æèçíè, íå âíåñÿ òóäà íè ñâîåãî ëè÷íîãî îïûòà, íè îáðàçíîãî, ïîýòè÷åñêîãî ÿçûêà ñ òðîïàìè (ïîäòåêñòàìè è ñêðûòûì ñìûñëîì), òî ýòî òîæå íå áóäåò ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé!
Ðèôìîâêà âñåãî, ÷òî âû íåäàâíî ïðî÷ëè â êàêîé-òî êíèãå ýòî âîîáùå íå ïðåäìåò ïîýçèè. Çíàþ àâòîðîâ ñàéòà, êîòîðûå äàæå ôðàãìåíò êíèãè ïî ñàäîâîäñòâó óìåþò ïðåâðàùàòü â ñòèõè:
 ìî¸ì ñàäó ðàñò¸ò âîò ýòà øòóêà.
Ÿ â íàðîäå Êëåùåâèíîé íàçûâàþò.
Ãäå ðîäèíà å¸? Óâû, íå âåäàåò íàóêà.
Íî, äðåâíèì ðîä ðàñòåíèÿ ñ÷èòàþò.
Ïðåäïîëàãàþò áóäòî â Àôðèêå äàë¸êîé
Íà ñâåò äî íîâîé, íàøåé ýðû ïîÿâèëàñü.
Áîã ñîòâîðèë å¸, è ëàäíîé, è âûñîêîé,
È øèáêî ñòîéêîé, êîëü ó íàñ ïðèæèëàñü.
Ïî ìèðó ñ íåçàïàìÿòíûõ âðåì¸í øàãàåò
È ïîêîðèëà â ìèðå ðàçíûõ ñòðàí íåìàëî.
Ñóáòðîïèêè è òðîïèêè å¸ ñâîåé ñ÷èòàþò
Äà è ó íàñ äàâíî óæå àáîðèãåíêîé ñòàëà.
Ïîëåçíà Êëåùåâèíà. Ýòî áåç ñîìíåíèÿ.
Êàñòîðîâîå ìàñëî, ùåäðûé äàð å¸ ïëîäîâ.
À ìíå ìèëåå â àâãóñòå, ïîðà öâåòåíèÿ.
Âîò å¸ ôîòî. È íå íóæíî ëåñòíûõ ñëîâ.
(Àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)
Äðóãîå äåëî, åñëè òà æå ñàìàÿ êëåùåâèíà, î êîòîðîé âû ïðî÷ëè, ïðîáóäèò â âàñ îïðåäåëåííûé ïîòîê ìûñëåé, è âû, ïîñâÿòèâ åé íåñêîëüêî ïîýòè÷åñêèõ ñòðîê â íà÷àëå ñòèõîòâîðåíèÿ, îòòîëêíåòåñü îò åå ñâîéñòâ, êàê îò îáðàçöà ñòîéêîãî è âûíîñëèâîãî ñóùåñòâà, ïîòîì ïåðåéäåòå ê ðàçìûøëåíèÿì î çíà÷èìîñòè òåðïåíèÿ, íåïðèõîòëèâîñòè â óñëîâèÿõ âûæèâàíèÿ â òðóäíîñòÿõ, ñ êîòîðûìè àâòîð ëè÷íî ñòàëêèâàëñÿ (è âàæíî, ÷òîá â ñòèõàõ ïðîçâó÷àëî èìåííî åãî ëè÷íàÿ èñòîðèÿ õîòÿ áû îäíîé ôðàçîé), à â êîíöîâêå õîðîøî áû ñäåëàòü àôîðèñòè÷íûé âûâîä, êîòîðûé îêàæåòñÿ ïîíÿòíûì è èíòåðåñíûì íå òîëüêî ê âàì, íî è ÷èòàòåëÿì Íå õîòèòå ïîïðîáîâàòü?
 ñëåäóþùèé ðàç ÿ ïîäåëþñü ñ âàìè ìûñëÿìè î ãðàæäàíñêîé è ðåëèãèîçíîé ëèðèêå. Äî âñòðå÷è!
Источник