В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Даниил Романович | ???? Скачать PDF |

Источник

#литература_контекст
Задание 16 в ЕГЭ по литературе: какие стихи нужно знать, чтобы успешно справиться с ним?

Я собрала наиболее часто встречающиеся контекстные вопросы по лирике (с сайта ФИПИ, из сборников для подготовки к ЕГЭ), сгруппировала вопросы по темам и подобрала стихотворения, в которых раскрывается та или иная тема (проблема).
Пока это только первая часть списка (будет еще вторая), но уже можно начать готовиться – учить стихи наизусть. Необязательно все! Выбираем по 3-4 стихотворения из группы (подбирала стихотворения из школьной программы и из кодификатора) и учим самые важные строки (6-8).
Самое главное – знать автора, название поэтического текста и самые показательные строки.

Тема природы

1. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы?
2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены описанию жизни природы?
3. В каких произведениях русской поэзии звучит мысль о разумной сущности природы?
4. В каких произведениях отечественной поэзии природа наделена человеческими чертами?
5. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными?
6. В каких произведениях русских поэтов созданы картины зимы?
7. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы?
8. Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года?
9. В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам?
10. В каких произведениях отечественной поэзии особую роль играют образы деревьев?

В.А. Жуковский. Море.
М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива…
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Зимний вечер («Буря мглою небо кроет…»).
Ф.И. Тютчев. Есть в осени первоначальной…
Ф.И. Тютчев. Полдень.
А.А. Фет. Чудная картина…
С.А. Есенин. Поет зима – аукает…
В.В. Маяковский. Послушайте!
М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу…
Н.М. Рубцов. Звезда полей.
С.А. Есенин. Береза.
А.С. Пушкин. Анчар.

Природа и человек

1.В каких произведениях русских поэтов раскрываются взаимоотношения человека и природы?
2. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души?
3. В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы?
4. В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека?
5. В каких стихотворениях русских поэтов мир человеческих чувств созвучен состоянию природы?
6. В каких произведениях русских поэтов раскрыта взаимосвязь внутреннего мира человека с миром природы?
7. В каких произведениях отечественной лирики показана связь человека с миром природы?
8. В каких произведениях русских поэтов звучит тема человека и природы?
9. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся…
М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива…
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Анчар.
М.Ю. Лермонтов. Парус.
М.Ю. Лермонтов. Тучи.
Ф.И. Тютчев. Певучесть есть в морских волнах…

Природа и творчество

1. В каких произведениях русских поэтов воплотилась мысль о связи природы с поэтическим творчеством?

В.А. Жуковский. Невыразимое.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Поэт («Пока не требует поэта…»)
Б.Л. Пастернак. Определение поэзии.
Б.Л. Пастернак. Февраль – достать чернил и плакать…

Картины природы в любовной лирике

1. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы?

А.А. Ахматова. Песня последней встречи
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. На холмах Грузии…
А.А. Фет. Шепот, робкое дыханье…
С.А. Есенин. Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

Философское осмысление явлений природы

1. В творчестве каких русских поэтов образы природы наделяются философским содержанием?
2. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?
3. В каких произведениях русских поэтов философски осмысляются явления природы?

В.А. Жуковский. Море.
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся…
М.Ю. Лермонтов. Тучи.
М.Ю. Лермонтов. Парус.
Б.Л. Пастернак. На протяженье многих зим…
Б.Л. Пастернак. Снег идет…

Образ моря

1. Кто из русских поэтов обращался к образу моря?

В.А. Жуковский. Море.
А.С. Пушкин. К Морю.
А.С. Пушкин. Погасло дневное светило…
М.Ю. Лермонтов. Парус.
Н.А. Заболоцкий. Надо морем.

Тема любви

1.Какие произведения русских поэтов содержат размышления о «горестях несчастливой любви»?
2. В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви?
3. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
4. В каких произведениях русской литературы звучит тема любви?
5. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви?
6. У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?
7. Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви?

Ф.И. Тютчев. О, как убийственно мы любим…
М.Ю. Лермонтов. Нищий.
А.С. Пушкин. Сожженное письмо.
А.С. Пушкин. Я Вас любил: любовь еще, быть может…
А.С. Пушкин. На холмах Грузиии…
А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье»).
Н.А. Некрасов. Я не люблю иронии твоей…
А.А. Ахматова. Песня последней встречи.
М.И. Цветаева. Мне нравится, что Вы больны не мной…
В.В. Маяковский. Лиличка!
Б.Л. Пастернак. Любить иных – тяжелый крест…

Женские образы в поэзии

1.В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы?
2. В каких произведениях русских поэтов создан образ возлюбленной?
3. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом?

А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье…»)
Н.А. Некрасов. Тройка.
А.А. Блок. Вхожу я в темные храмы…
А.А. Блок. Незнакомка.
Б.Л. Пастернак. Любить иных – тяжелый крест…

Тема творчества (искусства)

1. Какие произведения русских поэтов посвящены теме поэтического творчества?
2. В каких произведениях русской поэзии звучит тема творчества?
3. В каких произведениях русских поэтов говорится о сущности творчества?
4. В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства?

Г.Р. Державин. Памятник.
А.С. Пушкин. Пророк
А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
М.Ю. Лермонтов. Пророк.
М.Ю. Лермонтов. Поэт.
А.А. Фет. Одним толчком согнать ладью живую…
В.В. Маяковский. Я сразу смазал карту будня…

Тема поэта и поэзии

1. В каких произведениях отечественной лирики звучит мысль о высоком назначении поэта?
2. В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта?
3. Кто из русских поэтов обращался к теме поэта и поэзии?
4. В каких произведениях русской поэзии отображён конфликт поэта и толпы?
5. В каких произведениях русской лирики нашел отражение конфликт художника с окружающим миром?
6. В творчестве каких русских поэтов звучит тема художника и эпохи?

Г.Р. Державин. Памятник.
А.С. Пушкин. Пророк
А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
А.С. Пушкин. Сеятель.
М.Ю. Лермонтов. Поэт.
А.А. Фет. Одним толчком согнать ладью живую…
В.В. Маяковский. Я сразу смазал карту будня…
В.В. Маяковский. Нате!
М.И. Цветаева. Кто создан из камня, кто создан из глины…

Тема родины

1.В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место?
2.В каких произведениях русских поэтов выражается их отношение к Родине?
3.В каких произведениях русской лирики звучит тема любви к родине?
4.Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России?
5. В каких стихотворениях русских поэтов звучит ностальгическая тема?
6. В каких произведениях русских поэтов звучит тема деревни?

М.Ю. Лермонтов. Родина.
А.А. Блок. Россия.
С.А. Есенин. Гой ты, Русь моя родная…
С.А. Есенин. Край ты мой заброшенный…
Н.М. Рубцов. Тихая моя родина…
М.И. Цветаева. Тоска по родине…
М.И. Цветаева. Страна.
М.Ю. Лермонтов. Тучки.
С.А. Есенин. Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

Мечта и реальность

1. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?

М.Ю. Лермонтов. Из-под таинственной, холодной полумаски…
А.А. Блок. Незнакомка.
А.А. Блок. На железной дороге.
Н.А. Некрасов. Тройка.

Крестьянская тема

1.В каких произведениях русских поэтов звучит «крестьянская» тема?
2. В каких произведениях русских поэтов изображены картины крестьянской жизни?

А.С. Пушкин. Деревня.
М.Ю. Лермонтов. Родина.
Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом…
Н.А. Некрасов. Тройка.
Н.А. Некрасов. В дороге.

Патриотическая тематика

1. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике?
2. В каких произведениях отечественной поэзии звучат патриотические мотивы?

М.Ю. Лермонтов. Бородино.
А.А. Ахматовой. Мужество.
А.А. Ахматова. Мне голос был…
В.В. Маяковский. Прощание.
С.А. Есенин. Гой ты, Русь моя родная…

Социальная проблематика

1.Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?
2. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема социальной несправедливости?

А.С. Пушкин. Деревня.
Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом…
Н.А. Некрасов. Тройка.
А.А. Блок. Фабрика.

Тема времени / быстротечности жизни / жизни и смерти

1.В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?
2. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти?
3. Какие поэты обращались в своем творчестве к теме времени?

А.С. Пушкин. Безумных лет угасшее веселье…
С.А. Есенин. Не жалею, не зову, не плачу…
Б.Л. Пастернак. Снег идет…
Е.А. Евтушенко. Идет белые снеги…
А.А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека…
А.А. Блок. О доблестях, о подвигах, о славе…
А.А. Блок. На железной дороге.

Жанр послания

1.Какие произведения русской поэзии написаны в жанре послания и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Во глубине сибирских руд…»?

А.С. Пушкин. Во глубине сибирских руд…
А.С. Пушкин. К Чаадаеву.
А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье»).
Ф.И. Тютчев. К.Б. («Я встретил Вас – и все былое…»)
В.В. Маяковский. Лиличка!

И помните:

Источник

Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, или поэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).

Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики. Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии и т.д. Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).

Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии. Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать?.. То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.

1. “Пророк” А.С. Пушкина

М.А. Врубель “Шестикрылый серафим”

Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально “напичканное” Пушкиным большим количеством старославянизмов.

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Во времена поэта оно тоже выглядело не очень “современно”. Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.

В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который “томится духовной жаждою”, то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является “шестикрылый серафим” (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?

“Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он” — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла.

Затем ангел дотрагивается до ушей человека: “И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье”. То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного.

Затем серафим вырывает у человека “празднословный и лукавый” язык, а вместо него “десницею кровавой” (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий.

После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, “как труп”. Но тут совершается последнее дело: “И бога глас ко мне воззвал”. Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — “глаголом жечь сердца людей”. “Глагол” значит “слово”, то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).

Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, “зажигать” их сердца добрыми словами, которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.

2. “Пророк” М.Ю. Лермонтова

И.Е. Репин “Пророк”

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным “продолжением” произведения Пушкина:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.

Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях “злобу и порок”. Когда он пытается “провозглашать любви и правды чистые ученья”, они бросают в него камни.

Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: “И звезды слушают меня, /
Лучами радостно играя”.

В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его. Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта. Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: “Нет пророка в своем Отечестве” — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).

3. “Поэт и гражданин” Н.А. Некрасова

Л.О. Пастернак “Страсти создания”

Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении “Поэт и гражданин”: Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, “служа искусству, для блага ближнего жить”, то есть писать и творить даже через “не могу и не хочу”.

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди…

То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты. Им это необходимо, потому что Поэт должен стать “гласом народа”, выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения. Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз, Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх.

Когда некрасовский Поэт из стихотворения “Поэт и гражданин” приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: “Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт?” — Гражданин честно отвечает:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать.

И подытоживает ставшими крылатыми словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан“. Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.

Источник