В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Даниил Романович | ???? Скачать PDF |

Источник

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

Профессиональный, любительский.Тренироваться, соревноваться, побеждать.

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница) , садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство) . Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.  Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.) . Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др. , танцы.  О национальной кухне адыгов:  Пища адыгов являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной.

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

Ответ:

друг прелестный

на мутном небе

тучи мрачные

прозрачный лес

янтарный блеск

весёлый треск

Объяснение:

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от пре­жних идеалов, от увлечений своей юности:Мне вас не жаль, неверные друзья,Венки пиров и чаши круговые -Мне вас не жаль, изменницы младые,Задумчивый, забав чуждаюсь я, -пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззрен­ческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается роман­тизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В каких произведениях русской поэзии содержится осмысление

Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом». Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы.Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом.  Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. 

Источник

В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.

Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):

С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.

Разберём следующий
ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.

Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”,
“беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!

1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.

Теория уже начала откладываться в
памяти?

Источник

#литература_контекст
❓Задание 16 в ЕГЭ по литературе: какие стихи нужно знать, чтобы успешно справиться с ним?

✅Я собрала наиболее часто встречающиеся контекстные вопросы по лирике (с сайта ФИПИ, из сборников для подготовки к ЕГЭ), сгруппировала вопросы по темам и подобрала стихотворения, в которых раскрывается та или иная тема (проблема).
Пока это только первая часть списка (будет еще вторая), но уже можно начать готовиться – учить стихи наизусть. Необязательно все! Выбираем по 3-4 стихотворения из группы (подбирала стихотворения из школьной программы и из кодификатора) и учим самые важные строки (6-8).
Самое главное – знать автора, название поэтического текста и самые показательные строки.

✅Тема природы

1. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы?
2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены описанию жизни природы?
3. В каких произведениях русской поэзии звучит мысль о разумной сущности природы?
4. В каких произведениях отечественной поэзии природа наделена человеческими чертами?
5. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными?
6. В каких произведениях русских поэтов созданы картины зимы?
7. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы?
8. Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года?
9. В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам?
10. В каких произведениях отечественной поэзии особую роль играют образы деревьев?

В.А. Жуковский. Море.
М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива…
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Зимний вечер («Буря мглою небо кроет…»).
Ф.И. Тютчев. Есть в осени первоначальной…
Ф.И. Тютчев. Полдень.
А.А. Фет. Чудная картина…
С.А. Есенин. Поет зима – аукает…
В.В. Маяковский. Послушайте!
М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу…
Н.М. Рубцов. Звезда полей.
С.А. Есенин. Береза.
А.С. Пушкин. Анчар.

✅Природа и человек

1.В каких произведениях русских поэтов раскрываются взаимоотношения человека и природы?
2. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души?
3. В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы?
4. В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека?
5. В каких стихотворениях русских поэтов мир человеческих чувств созвучен состоянию природы?
6. В каких произведениях русских поэтов раскрыта взаимосвязь внутреннего мира человека с миром природы?
7. В каких произведениях отечественной лирики показана связь человека с миром природы?
8. В каких произведениях русских поэтов звучит тема человека и природы?
9. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся…
М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива…
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Анчар.
М.Ю. Лермонтов. Парус.
М.Ю. Лермонтов. Тучи.
Ф.И. Тютчев. Певучесть есть в морских волнах…

✅Природа и творчество

1. В каких произведениях русских поэтов воплотилась мысль о связи природы с поэтическим творчеством?

В.А. Жуковский. Невыразимое.
А.С. Пушкин. К морю.
А.С. Пушкин. Поэт («Пока не требует поэта…»)
Б.Л. Пастернак. Определение поэзии.
Б.Л. Пастернак. Февраль – достать чернил и плакать…

✅Картины природы в любовной лирике

1. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы?

А.А. Ахматова. Песня последней встречи
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. На холмах Грузии…
А.А. Фет. Шепот, робкое дыханье…
С.А. Есенин. Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

✅Философское осмысление явлений природы

1. В творчестве каких русских поэтов образы природы наделяются философским содержанием?
2. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?
3. В каких произведениях русских поэтов философски осмысляются явления природы?

В.А. Жуковский. Море.
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся…
М.Ю. Лермонтов. Тучи.
М.Ю. Лермонтов. Парус.
Б.Л. Пастернак. На протяженье многих зим…
Б.Л. Пастернак. Снег идет…

✅Образ моря

1. Кто из русских поэтов обращался к образу моря?

В.А. Жуковский. Море.
А.С. Пушкин. К Морю.
А.С. Пушкин. Погасло дневное светило…
М.Ю. Лермонтов. Парус.
Н.А. Заболоцкий. Надо морем.

✅Тема любви

1.Какие произведения русских поэтов содержат размышления о «горестях несчастливой любви»?
2. В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви?
3. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
4. В каких произведениях русской литературы звучит тема любви?
5. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви?
6. У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?
7. Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви?

Ф.И. Тютчев. О, как убийственно мы любим…
М.Ю. Лермонтов. Нищий.
А.С. Пушкин. Сожженное письмо.
А.С. Пушкин. Я Вас любил: любовь еще, быть может…
А.С. Пушкин. На холмах Грузиии…
А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье»).
Н.А. Некрасов. Я не люблю иронии твоей…
А.А. Ахматова. Песня последней встречи.
М.И. Цветаева. Мне нравится, что Вы больны не мной…
В.В. Маяковский. Лиличка!
Б.Л. Пастернак. Любить иных – тяжелый крест…

✅Женские образы в поэзии

1.В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы?
2. В каких произведениях русских поэтов создан образ возлюбленной?
3. В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом?

А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье…»)
Н.А. Некрасов. Тройка.
А.А. Блок. Вхожу я в темные храмы…
А.А. Блок. Незнакомка.
Б.Л. Пастернак. Любить иных – тяжелый крест…

✅Тема творчества (искусства)

1. Какие произведения русских поэтов посвящены теме поэтического творчества?
2. В каких произведениях русской поэзии звучит тема творчества?
3. В каких произведениях русских поэтов говорится о сущности творчества?
4. В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства?

Г.Р. Державин. Памятник.
А.С. Пушкин. Пророк
А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
М.Ю. Лермонтов. Пророк.
М.Ю. Лермонтов. Поэт.
А.А. Фет. Одним толчком согнать ладью живую…
В.В. Маяковский. Я сразу смазал карту будня…

✅Тема поэта и поэзии

1. В каких произведениях отечественной лирики звучит мысль о высоком назначении поэта?
2. В каких произведениях русских поэтов авторы размышляют о предназначении поэта?
3. Кто из русских поэтов обращался к теме поэта и поэзии?
4. В каких произведениях русской поэзии отображён конфликт поэта и толпы?
5. В каких произведениях русской лирики нашел отражение конфликт художника с окружающим миром?
6. В творчестве каких русских поэтов звучит тема художника и эпохи?

Г.Р. Державин. Памятник.
А.С. Пушкин. Пророк
А.С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
А.С. Пушкин. Сеятель.
М.Ю. Лермонтов. Поэт.
А.А. Фет. Одним толчком согнать ладью живую…
В.В. Маяковский. Я сразу смазал карту будня…
В.В. Маяковский. Нате!
М.И. Цветаева. Кто создан из камня, кто создан из глины…

✅Тема родины

1.В каких произведениях русских поэтов тема родной земли занимает центральное место?
2.В каких произведениях русских поэтов выражается их отношение к Родине?
3.В каких произведениях русской лирики звучит тема любви к родине?
4.Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России?
5. В каких стихотворениях русских поэтов звучит ностальгическая тема?
6. В каких произведениях русских поэтов звучит тема деревни?

М.Ю. Лермонтов. Родина.
А.А. Блок. Россия.
С.А. Есенин. Гой ты, Русь моя родная…
С.А. Есенин. Край ты мой заброшенный…
Н.М. Рубцов. Тихая моя родина…
М.И. Цветаева. Тоска по родине…
М.И. Цветаева. Страна.
М.Ю. Лермонтов. Тучки.
С.А. Есенин. Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

✅Мечта и реальность

1. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?

М.Ю. Лермонтов. Из-под таинственной, холодной полумаски…
А.А. Блок. Незнакомка.
А.А. Блок. На железной дороге.
Н.А. Некрасов. Тройка.

✅Крестьянская тема

1.В каких произведениях русских поэтов звучит «крестьянская» тема?
2. В каких произведениях русских поэтов изображены картины крестьянской жизни?

А.С. Пушкин. Деревня.
М.Ю. Лермонтов. Родина.
Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом…
Н.А. Некрасов. Тройка.
Н.А. Некрасов. В дороге.

✅Патриотическая тематика

1. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике?
2. В каких произведениях отечественной поэзии звучат патриотические мотивы?

М.Ю. Лермонтов. Бородино.
А.А. Ахматовой. Мужество.
А.А. Ахматова. Мне голос был…
В.В. Маяковский. Прощание.
С.А. Есенин. Гой ты, Русь моя родная…

✅Социальная проблематика

1.Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?
2. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема социальной несправедливости?

А.С. Пушкин. Деревня.
Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом…
Н.А. Некрасов. Тройка.
А.А. Блок. Фабрика.

✅Тема времени / быстротечности жизни / жизни и смерти

1.В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?
2. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти?
3. Какие поэты обращались в своем творчестве к теме времени?

А.С. Пушкин. Безумных лет угасшее веселье…
С.А. Есенин. Не жалею, не зову, не плачу…
Б.Л. Пастернак. Снег идет…
Е.А. Евтушенко. Идет белые снеги…
А.А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека…
А.А. Блок. О доблестях, о подвигах, о славе…
А.А. Блок. На железной дороге.

✅Жанр послания

1.Какие произведения русской поэзии написаны в жанре послания и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Во глубине сибирских руд…»?

А.С. Пушкин. Во глубине сибирских руд…
А.С. Пушкин. К Чаадаеву.
А.С. Пушкин. К*** («Я помню чудное мгновенье»).
Ф.И. Тютчев. К.Б. («Я встретил Вас – и все былое…»)
В.В. Маяковский. Лиличка!

И помните:

Источник