В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия
Сравнение и анализ прозы
В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов. В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.
Система оценок
За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:
4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.
Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.
Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе
Первый вариант задания
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Второй вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.
Третий вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.
Даниил Романович | ???? Скачать PDF |
Источник
Профессиональный, любительский.Тренироваться, соревноваться, побеждать.
Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница) , садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство) . Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.) . Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др. , танцы. О национальной кухне адыгов: Пища адыгов являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной.
Ответ:
друг прелестный
на мутном небе
тучи мрачные
прозрачный лес
янтарный блеск
весёлый треск
Объяснение:
Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:Мне вас не жаль, неверные друзья,Венки пиров и чаши круговые -Мне вас не жаль, изменницы младые,Задумчивый, забав чуждаюсь я, -пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом». Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы.Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга.
Источник
В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.
Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):
С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?
Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.
Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».
Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.
Разберём следующий
ответ.
С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?
В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».
Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.
Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”,
“беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».
Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!
1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».
2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.
Теория уже начала откладываться в
памяти?
Источник