В каких утверждениях автора содержится обоснование

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку.

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ (план работы)

Для того чтобы найти главную информацию текста необходимо:

1) Внимательно прочитать текст;

2) Выделить опорные (повторяющиеся) слова и словосочетания;

!!!Опорные слова обязательно будут фигурировать в главной мысли;

3) Исключить несущественные описания, повторы, уход от основной темы, сократить текст “в уме” (грамматические основы предложений будут передавать основное содержание каждого предложения текста);

4) Исключить несущественные грамматические основы;

5) Определить логику текста (как развивается мысль, когда мы получаем новую информацию в тексте);

6) Составить самостоятельно предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная мысль;

7) Сопоставить получившееся предложение и варианты ответов;

8) Найти совпадающие с вашей главной мыслью варианты;

9) Записать ответ (учтите, что ответов должно быть не меньше двух, но может быть и больше) Чаще всего в качестве ответа, конечно, выступают 2 варианта.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

Укажите номера предложений, в которых верно передана

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Ответ: 23|32

Теория к заданию 1 ЕГЭ.

1 задание посвящено поиску главной информации в тексте.

Любой текст, который вы когда-либо увидите, будет содержать разные виды информации.

Согласно точке зрения лингвиста И.Р. Гальперина, понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

Фактуальная информация – описание места, героев, событий;

Подтекстовая информация вообще не выражена чем-то конкретным;

Концептуальная информация – система взглядов, мыслей, чувств автора.

В 1 задании ЕГЭ по русскому языку нам предстоит работать с научным текстом. В таких текстах нет концептуальной и подтекстовой информации, необходимо работать с фактуальной информацией.

Одна и та же фактическая информация может быть как главной, так и второстепенной (дополнительной).

Дополнительная информация выступает в различных формах в виде определений, пояснений, объяснений, уточнений, присоединений.

В информативном тексте, представленном в 1 задании на первый план выходит функция сообщения новой информации, будь то научные, официально-деловые, общественно-политические или бытовые сведения.

Способы изложения материала в тексте

Существуют разные способы изложения материала в тексте:

1) Факт-вывод (от частного к общему: приводятся факты, связанные между собой выводом, который находится в конце текста).

Например. Памятники культуры бывают самые неожиданные. Например – дырка от выпавшего кирпича. В Софийском соборе в Вологде такая дырка была, и очень береглась. И дело было так. Иван Грозный любил Вологду и хотел сделать ее новой столицей своего государства, говорит предание. В один из приездов в Вологду из ноги архангела на своде выпал камень и раздробил палец ноги Ивана Грозного. Грозный принял это за дурную примету и больше в Вологду не приезжал. Как же было не радоваться вологжанам и столетиями не беречь то место, откуда выпавший камень спас Вологду? Традиция сохранять памятники – такая же, как сохранять обычаи. А дырка в фресках могла бы сохранить самые фрески от последующих записей. (Д. Лихачев);

2) Вывод – факт (от общего к частному: сначала дается какое-либо положение, потом оно поясняется, раскрывается примерами и т.д.)

Дедуктивное изложение

Например. По характеру передаваемого содержания различают общение информативное и фатическое. В информативном тексте автор сообщает факты, имея основной целью дать адресату новые знания о внешнем и внутреннем мире, во всем многообразии его существования. Здесь господствует именно функция сообщения новой информации, будь то научные или официально-деловые, или общественно-политические, или даже бытовые сведения. Фатическое общение имеет основную установку на речевой контакт, на контактоустановление и поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, на их регулирование. Фатический текст рассчитан на поиск сочувствий, сопереживаний, солидаризации, вообще на утоление сенсорного голода. В область фатики входит речевой этикет, «пустая» бытовая речь, «болтовня», жанры «праздноречевые», заполнение пауз и т. п. (Н. Формановская);

Концентрическое изложение – расположение материала вокруг одного предмета изложения.

Если личное, индивидуальное имя есть у всех, то отчество, то есть именование по отцу, а может быть, и шире – именование по родителю, есть далеко не у всех народов мира. Если отвлечься от некоторых подробностей, в общем виде можно сказать так: у восточных народов, прежде всего у арабов и тюрков, отчество есть, хотя может и не быть фамилии, а у западных нет, или оно совсем не обязательно. Форма от имени отца или матери может использоваться в качестве обращения, как у арабов, может стоять пред индивидуальным именем, например, как у карелов, а может, как у нас, после. Даже у славян нет единства в этом вопросе, например, отчеств нет у чехов, болгар, поляков, сербов. (М. Рут «Имена и судьбы»)

3) Причина – следствие, следствие – причина.

Дается какое-либо положение и его причина. Такая логика свойственна для текстов, построенных по принципам хронологической и иерархической последовательности.

В главной информации должно быть следующее:

Текст – хронология

Термы не могли функционировать без водопровода, не меньшего чуда античного инженерного искусства. Первый из римских водопроводов – ровесник «царицы дорог» («Аппиевой дороги») – был построен в том же 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. Он тянулся на 16,5 километров от городских ворот Рима до родника в каменоломнях, почти на всем протяжении под землей. Следующий по времени водопровод относился к 272 г. до н. э. Он снабжал Рим водой речки Анио и имел длину 70 километров. Всего в Риме к 226 г. н. э. было 11 водопроводов. Некоторые из них служат до сих пор. («Мифы и легенды Древней Греции»);

Текст – иерархия (поэтапная последовательность)

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом… Яркие примеры символического значения определенных форм одежды представляют собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов. Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и переносном смысле. С этого времени отсутствие парика было таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах молодежи является ношение джинсов. Такие, дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности человека, хотя и в иной форме, обнаруживаются до настоящего времени. («Иллюстрированная энциклопедия моды»);

4. Сравнение, сопоставление. (главная информация – это выявление результатов сопоставления)

Например. Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? (А. Пиз «Язык телодвижений»);

Научные деятели редко испытывают нервные потрясения. У них нет времени на такую роскошь. Почему волнения отступают, когда человек занят? Психологи объясняют это действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.

Если вы рисуете крупный план в перспективе, определите место для трех возможных проявлений стекла, которые вам нужно изобразить. Глядя прямо сквозь стекло, вы увидите там искаженную реальность либо цветы, сладости, стеклянные фигурки и прочие безделушки, если это стекло буфета. В зависимости от его окраски предметы будут казаться цветными или темными. Цвет стекла сгущается, если глядеть на него сбоку, под углом, и тогда уже ничего сквозь него не видно.

Источник

(1) А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7) Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10) Надо быть патриотом, а не националистом. (11) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

(15) Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

(16) Это как круги на воде. (17) Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (18) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

(Д. Лихачев.)

А1. Какова основная мысль текста?

1) Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство.

2) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

3) Надо любить в человеке человека.

4) Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас.

А2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 15.

А3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) Художественный стиль; рассуждение;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; описание с элементами рассуждения;

4) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения.

А4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи вводного предложения?

1) 4; 2) 6; 3) 14; 4) 17.

А5. Какое значение имеет слово задача в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления;

2) сложный вопрос, проблема, требующие исследования;

3) что-то трудновыполнимое, сложное;

4) то, что требует исполнения, разрешения.

А6. В каком слове количество звуков и букв совпадает (предложение 18)?

1) Любовь;

2) распространяясь;

3) многое;

4) обретают.

А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 10–15?

1) Параллелизм;

2) риторическое обращение;

3) метафора;

4) плеоназм.

В1. Выпишите из предложения 14 антонимы.

В2. Из предложений 1–5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 16–18 выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) определяется правилом: «На конце приставки пишется , если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

В4. Из предложений 7–9 выпишите слово, в котором правописание -нн- определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Ребенок любит свою мать и своего отца,(1) братьев и сестер,(2) свою семью,(3) свой дом. Постепенно расширяясь, (4) его привязанности распространяются на школу,(5) село,(6) город,(7) всю страну.

В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и распространяясь на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Оно слагается из многого,(1) и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,(2) которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку,(3) можно и о крупном думать,(4) но мелочь и крупное нельзя разделять.

В8. Укажите количество словосочетаний в приведенном ниже предложении.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу.

В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 8.

В10. Среди предложений 11–13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 15–18 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

В13. В составе какого сложного предложения есть определенно-личное?

1) 4; 2) 9; 3) 11; 4) 12.

В14. Какая характеристика предложения 15 является верной?

1) Сложносочиненное предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложное бессоюзное предложение;

4) сложное предложение с различными видами связи.

Источник

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года – читаем тексты, анализируем, решаем тест и учим связанные с ним понятия, а также учимся правильно писать  минисочинения (задания 8, 9, 15, 16). 

Первая тестовая часть 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года

В демоверсии ЕГЭ по литературе приведен отрывок из драмы А. Н. Островского «Гроза». Прочитайте его, скачав демовариант, прежде, чем рассматривать вопросы и ответы. Прочитали? Поехали.

  • Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

Литературных направлений, которые следует изучить в рамках курса по литературе, не так уж и много. Это классицизм, романтизм, реализм, течения Серебряного века (акмеизм, футуризм, символизм) и постмодернизм (произведения последнего направления в программу обязательного минимума не входят).

Даже если Вы сомневаетесь, как отвечать на вопрос, но представляете себе, в какое время жил и писал Островский («Гроза» была создана в 1859г.), то легко можно отмести все варианты кроме правильного. Расцвет классицизма пришелся на XVII век, романтизма – на первую половину XIX века. Литературные поиски Серебряного века – это начало XX века. Нам не остается ничего кроме реализма. Да и в тексте жизнь воспроизводится правдиво, в ее типичных чертах, а это явный признак реализма.

Ответ: реализм

  • Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Авторское определение жанра «Грозы» никак не противоречит традиционному определению. У драмы как рода литературы есть несколько жанров. В курсе ЕГЭ по литературе надо выучить три жанра драмы: трагедия, драма, комедия. Обратите внимание, что драма – это и род литературы, и жанр. Одно и то же название для разных понятий! В трагедии все мрачно и пафосно, с катастрофической развязкой. Но в обязательном списке литературы для ЕГЭ нет трагедийных драматических произведений. Остается выбрать из двух. Драма или комедия? Исходя из названия, можно понять, что комедия – это когда весело, а драма – наоборот. Если Вам известно, чем закончилась «Гроза», то ответ очевиден.

Другая история, например, с Чеховым. «Вишневый сад», скорее, по жанру можно отнести к драме, но сам автор считал пьесу комедией. И мы до сих пор придерживаемся авторской позиции. В ситуации с Островским противоречия между авторским определением и общепринятым нет.

Ответ: драма

  • В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?

Что касается анализа драматических произведений, то, помимо родов литературы и жанров, необходимо выучить всего лишь несколько обязательных понятий. Это «диалог», монолог», «внутренняя речь», «действия», «явления», «внесценические персонажи» и «ремарка». Ремарка – это слова автора в пьесе.

Ответ: ремарка

  • Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. «Отчего люди не летают!» – Катерина. Знаменитый монолог Катерины должен быть известен всем, кто читал пьесу.

«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Найдите и прочитайте этот монолог полностью!

  • «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». – Эти слова принадлежат сестре Тихона Варваре и являются чем-то вроде ее девиза.
  • «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» – Говорит Кабаниха, осуждая Катерину за то, что она «неправильно» провожает мужа.

Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…

Найдите и прочитайте этот монолог полностью!

4. «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!» – Это слова Барыни, эпизодического персонажа.

  • Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).

Нарушение прямого порядка слов называется инверсией. Прямой порядок слов в русском языке – это когда предложение строится по схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены предложения (например, «я прочитаю интересную книгу») или определение – слово, к которому оно относится («интересную книгу»), а обратный порядок (инверсия) – это нарушение привычного порядка слов («прочитаю я книгу» или «интересную книгу возьму и прочитаю»).

Ответ: инверсия

  • Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?

Такой вопрос называется риторическим. Также надо знать понятие «риторическое восклицание» (прием передачи кульминации чувств).

Ответ: риторический

  • Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?

Диалог – это обмен репликами. Монолог – речь одного персонажа.

Ответ: диалог

Задания 8, 9. Пишем минисочинения 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 8, 9

  • Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В драме «Гроза» Александр Николаевич Островский изобразил реалистическую картину быта и нравов купеческого сословия середины XIX века. Как писал Николай Александрович Добролюбов, город Калинов – это «темное царство», в котором господствует самодурство, узость мышления, ханжество. Эти пороки выведены в образах Дикого и Кабанихи. По мысли автора, такое положение дел не меняется, потому что нет людей, способных противостоять угнетателям. И в этом отношении в образе Тихона Кабанова типизированно отражается поведение народа –  внутренняя подавленность, нерешительность, неспособность к деятельности или сопротивлению. Он ни в чем не уверен и во всем слушается мать: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг». Это ограниченный человек, склонный к пьянству. Это неразвитый человек, у которого нет представления об иной жизни и который живет в соответствии с навязанным родительским опытом: «Да смеем ли мы, маменька, подумать!» Даже имя «Тихон» говорящее – тихий. И именно в том, чтобы разбудить таких тихих людей, Островский, очевидно, видит свою авторскую задачу.

  • В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»?

Это один из распространенных вопросов в ЕГЭ по литературе. Конфликт между поколениями, как минимум, можно проследить в «Недоросле» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова», «Отцах и детях» Тургенева. Обязательно прочитайте эти произведения и заранее подготовьте ответ на вопрос.

Конфликт между представителями поколений – одна из центральных тем в классической литературе. Хрестоматийными примерами произведений XIX века, строящихся вокруг названного конфликта, являются «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева.  В «Горе от ума» в лице Чацкого и Фамусова сталкивается «век нынешний» и «век минувший». Так же как и в «Грозе», «век минувший» («фамусовское общество») погряз в пороках – глупости, лени, необразованности, преклонении перед чинами и богатством. И точно так же молодое поколение (образы Чацкого и Катерины) несет идеи о преображении жизни, но пока что терпит поражение – Чацкий вынужден уехать («Карету мне, карету…»), Катерина заканчивает жизнь самоубийством. Базаров из «Отцов и детей» умирает, заразившись тифом, понимая, что его радикальные нигилистические идеи, противоречившие представлениям «отцов» (братья Кирсановы), не могут быть проведены в жизнь. А вот Аркадий учится жить в согласии с опытом старших и находит счастье и умиротворение – это сюжетное решение показывает: Тургенев видит, что развитие общества должно идти поступательно, через перенятие опыта разных поколений друг у друга.

Вторая тестовая часть

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года

В демоверсии ЕГЭ по литературе приводятся к стихотворению Рубцова «Сентябрь». Прочитайте его прежде, чем рассматривать вопросы и ответы.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…
(Н.М. Рубцов, 1970)

  • Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

Следует видеть разницу между понятиями автор, образ автора, рассказчик, персонаж и лирический герой. Автор – это тот, кто написал произведение. Образ автора – это то, каким образом автора воспринимает читатель. Образ автора может приближаться к самому автору или частично отходить от него. Персонаж – это любой герой любого произведения. Рассказчик – это герой произведения, от чьего лица ведется рассказ. Все перечисленные термины применяются к анализу прозы и драмы. А вот в лирике и персонаж, и рассказчик, и образ автора смешиваются в одно понятие – лирический герой. Им и надо оперировать при анализе стихотворных текстов.

Ответ: лирический герой

  • Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

Выделяют три вида рифмовки по положению строк в катрене (четверостишии):

– парная рифмовка (ААВВ)

– перекрестная (АВАВ)

– кольцевая (или опоясывающая) (АВВА)

Ответ: перекрестная

  • Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами: «Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой…»

Разберите и выучите термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон. Прием наделения предметов человеческими свойствами (что ясно из названия) – это олицетворение (разновидность метафоры).

Ответ: олицетворение

  • Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении. 1) эпитет 2)ирония 3)гротеск 4)анафора 5)звукопись

Эпитет – это художественное определение, которое несет оценочность («радостный», «златогривые»). Ирония – это когда говорится одно, а подразумевается обратное (нет). Гротеск – фантастическое, карикатурное преувеличение (нет). Анафора – единоначатие (строки начинаются с одних и тех же букв, слов, фраз) («И ничего не желаю, И ничего не хочу!») Звукопись – звукоподражание или повторение согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) в художественных целях («Ветер и грусть октября…» – строка рычит, усиливает ощущение надвигающейся угрозы).

Ответ: эпитет, анафора, звукопись

  • Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

Разберите и выучите 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий. Здесь мы имеем дело с трехсложным размером с ударением на первый слог «слАва тебЕ, поднебЕсный» – «АааАааАа». Это дактиль.

Ответ: дактиль

Задания 15, 16. Пишем минисочинения 

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 15, 16

  • Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

Стихотворение «Сентябрь» Николая Михайловича Рубцова строится на психологической антитезе – лирическая интонация кардинально меняется от начала к концу. Если открывается текст восхищением природой и кратким благодатным временным промежутком между летом и холодной осенью («Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой!»), то заканчивается все строками, в которых заложен традиционный для русской литературы страх перед будущим и переменами: «В бездне таится небесной Ветер и грусть октября…»). И переход от теплого и красивого сентября к промозглым и дождливым предзимним месяцам – это символ переменчивости судьбы, в которой радость и тревоги, покой и беда всегда идут рука об руку. Эмоциональный контраст подчеркивается лексически. В начале Рубцов использует эпитеты «радостный», «чудесный», «златогривый». А в конце мы сталкиваемся с неопределенностью («и никому неизвестно»), предчувствием будущих потрясений, бесприютности и печали («ветер и грусть»). Таким образом, произведение строится на контрасте – от восторга, восприятия жизни как праздника («Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях!») до ожидания тягостных перемен.

  • Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

Стихотворение «Сентябрь» Н.М. Рубцова можно сравнить с «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкина и «Отговорила роща золотая…» А. С. Есенина. Предмет изображения во всех трех произведениях – осень, переходное время, которое вызывает у поэтов похожие ассоциации. Пушкин восхищается этим временем года, хотя с самого начала отмечает противоречивость своего чувства: его интонация – это принятие увядания, осознание ценности жизни из-за ее скоротечности: «Люблю я пышное природы увяданье». Так же и Рубцов выражает восхищение сентябрем: «Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу». У Есенина атмосфера отличается от пушкинской. Его лирический герой более мрачный, задумчивый, одинокий. Он глубоко переживает неотвратимость взросления и смерти («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом»). Строки «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь» похожи на рубцовские «И ничего не желаю, И ничего не хочу!» – и там, и там прослеживается смирение и покой перед неизбежностью. Таким образом, идея смирения перед жизненными переменами, строящаяся вокруг осеннего образа, сближает все три стихотворения.

Таким образом, мы разобрали, как отвечать на вопросы демоверсии ЕГЭ по литературе 2020 года. 

Источник