В какой частице содержится

Все вещества состоят из атомов. Слово «атом» придумали задолго до наступления нашей эры. Но тогда считалось, что атом – самая крошечная частица, меньше которой ничего нет. Но наука доказала, что в атоме есть более мелкие частиц: протон, нейтрон и электрон. Протон и нейтрон находятся в ядре атома, каждая эта частица имеет массу в 1 единицу. Протон имеет заряд +1, нейтрон заряда не имеет. А ещё в атоме есть электрон, который летает вокруг ядра. Он маленький и весит так мало, что его вклад ничтожен, поэтому его массой можно пренебречь. А вот заряд у электрона есть, он отрицательный и равен -1. Всё это подробно изложено в статье «Строение атома». Ну а теперь переходим к вопросу, как понять, как устроен атом конкретного элемента, например, кислорода или кальция.

Итак, напоминаю, что атомы – нейтральны, они никогда не имеют заряда (или, иначе говоря, у них заряд 0). Но при этом в атоме есть протоны с зарядом +1, нейтроны с зарядом 0 и электроны с зарядом -1. Чтобы общий заряд атома был 0, нужно сделать так, чтобы в нём число положительных зарядов равнялось числу отрицательных. То есть в атоме число протонов (а именно они имеют заряд +1) равняется числу электронов (они имеют заряд -1). Это важно! И этот очевидный факт нужно понять и запомнить.

Сколько в атоме протонов, столько и электронов!

Почему мы тут не учли нейтроны? Потому что сейчас они нам не важны, ведь их заряд 0, поэтому на заряд атома они не влияют.

Теперь переходим к самому главному. Как же узнать число протонов и электронов в атоме? Для этого мы берём гигантскую шпаргалку, которая у вас всегда перед глазами в любом учебнике химии или кабинете химии. Это таблица Менделеева. Кстати, из неё можно узнать очень-очень много, но об этом позже.

Фото из открытых источников

Так вот. Смотрим на порядковый номер элемента (Здесь представлен фрагмент таблицы, и на картинке порядковые номера обведены синими кружками). Порядковый номер элемента – это заряд ядра.

Порядковый номер элемента в таблице Менделеева – это заряд ядра.

Но вы же помните, что ядро у нас состоит из положительно заряженных протонов и нейтронов без заряда. Значит, заряд ядра определяют только протоны, только у них есть заряд. Каждый протон имеет заряд +1. Следовательно, общий заряд ядра и показывает, сколько в ядре протонов. И чтобы было понятно, вот примеры (и используйте, рассматривая их, периодическую таблицу, которая есть в любом учебнике химии).

Пример 1.

Порядковый номер бора 5. То есть заряд ядра атома бора +5. Один протон имеет заряд +1. Сколько нужно протонов, чтобы получить заряд +5? Пять протонов. И да, в ядре атома бора 5 протонов.

Пример 2.

Порядковый номер алюминия 13. Рассуждая как выше, получаем, что в ядре атома алюминия 13 протонов, а заряд ядра +13.

Пример 3.

Порядковый номер аргона 18. Значит, протонов в ядре атома аргона 18, а заряд ядра +18.

Разобрались? Но чуть раньше мы говорили, что атом нейтрален, у него заряд 0! А теперь говорим, что у нас есть ядро, например, бора, у которого заряд +3. Всё верно, ведь вокруг ядра вращаются отрицательно заряженные электроны. Каждый электрон имеет заряд -1, и благодаря им атом получает общий заряд 0. Давайте снова перейдём к примерам.

Итак, снова про бор. Его порядковый номер 5, и мы уже поняли, что заряд ядра атома бора +5, и в нём 5 протонов. Сколько нам нужно электронов (каждый из которых имеет заряд -1), чтобы получить в сумме 0? Конечно же, 5! Потому что 5 плюсов и 5 минусов это и есть о! То есть число протонов всегда равно числу электронов.

Ещё один пример и более наглядно.

Посмотрим пристально на кальций. Его порядковый номер 20. Как и любого другого атома, у него есть ядро, в которое входят протоны и нейтроны, и электроны, которые вращаются вокруг ядра. Порядковый номер 20 говорит нам, что в ядре атома кальция находятся 20 протонов (каждый имеет заряд +1, а 20 протонов имеют заряд +20). Чтобы заряд атома кальция был 0, нужно 20 минусов. И это действительно так: вокруг ядра атома кальция вращаются 20 электронов.

Таким образом, если репетитор по химии или учитель в школе спрашивает, сколько в таком-то атоме протонов и электронов, действуем так:

1. Находим элемент в таблице Менделеева.

2. Смотрим на порядковый номер.

3. Порядковый номер = числу протонов в ядре = числу электронов.

Например, такой хитрый вопрос (на егэ по химии он не попадётся, но для тренировки решим). А сколько протонов и электронов содержится в атоме олова? Быстро ищем олово в таблице Менделеева. Порядковый номер олова – 50. И отвечаем моментально: в атоме олова 50 протонов и 50 электронов. Вот и всё.

И тут можно снова задаться вопросом о нейтронах. Зачем же они в ядре и на что они влияют? А про это говорим в следующий раз.

Пожалуйста, пишите в комментариях, что осталось непонятным, и я обязательно дам дополнительные пояснения. Жалуйтесь на сложности в изучении школьного курса и говорите, что вас испугало в учебнике химии. И тогда следующая статья будет рассказывать именно об этой проблеме.

Источник

Основной структурной единицей веществ атомного строения является атом.

Атом – мельчайшая, электронейтральная, химически неделимая частица вещества, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки.

Электронная оболочка – совокупность группирующихся вокруг ядра электронов.

Электрон – одна из элементарных частиц материи, обладающая массой покоя и элементарным отрицательным зарядом.

Когда говорят о массе покоя, то подразумевают, что частица может находиться в состоянии покоя и иметь массу. Существуют частицы, которые не могут находиться в состоянии покоя, например частицы света – фотоны. В этом случае говорят, что фотон не имеет массы покоя.

Заряд электрона называется элементарным, так как это наименьший отрицательный заряд в природе. По этой причине заряд электрона условно принимают равным -1.

Атомное ядро – центральная, положительно заряженная, сложно организованная часть атома, состоящая из нуклонов, связанных между собой ядерными силами.

Нуклоны – общее название двух типов частиц, протонов и нейтронов.

С точки зрения атомной физики протон и нейтрон являются двумя состояниями одной и той же частицы – нуклона.

Нуклон – структурная единица ядра атома, которая может находиться в двух состояниях, протона и нейтрона.

Нуклоны (протоны и нейтроны) состоят из кварков.

Табл. Основные характеристики некоторых субатомных частиц

Заряд ядра атома соответствует атомному номеру (порядковому номеру) элемента в периодической системе (Z).

Заряд ядра определяется числом протонов, следовательно:

Так как атом – электронейтральная частица, то:

Массовое число (нуклонное число) – сумма числа протонов и нейтронов в ядре данного атома.

Если в условии задания не указано массовое число, то его можно взять из таблицы Д.И. Менделеева, округлив до целой величины относительную атомную массу.

Читайте также:  Какой элемент содержится в чесноке

О том, что такое относительная атомная масса мы поговорим чуть позже. Пока не заостряйте на этом внимание. Где её найти в таблице Д.И. Менделеева показано на рисунке ниже.

Для расчета числа нейтронов в ядре используется формула:

Для характеристик частицы (протона, нейтрона, атома) применяют следующую запись:

X – символ частицы. A – массовое (нуклонное число). Z – заряд

Определим состав атома хлора. Порядковый номер хлора в таблице Д. И. Менделеева равен 17, следовательно заряд ядра атома хлора равен +17. Если заряд ядра равен +17, то в ядре атома хлора 17 протонов, а в электронной оболочке 17 электронов.

Чтобы определить число нейтронов в ядре атома хлора, округлим до целой величины относительную атомную массу хлора, это значение равно 36. То есть, в ядре атома хлора 36 нуклонов, 17 из них являются протонами, тогда число нейтронов равно 36-17 = 19.

Кратко это можно записать следующим образом:

Атомы отличаются друг от друга радиусом, массой, зарядом ядра, количеством электронов и другими параметрами. Заряд ядра атома – это наиболее важная его характеристика. Поэтому все атомы можно условно разделить на группы (классифицировать) по заряду их ядер. Такие абстрактные группы принято называть химическими элементами.

Химический элемент – вид атомов, с определённым зарядом ядра.

Химический элемент – одно из центральных понятий науки химии.

По предложению шведского химика Й. Берцелиуса химические элементы обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского названия элемента (1813 г).

Водород на лат. Hydrogenium (H). Ртуть на лат. Hydrargyrum (Hg) Эти буквенные обозначения называются химическими знаками или химическими символами.

Символ отдельного атома совпадает с символом соответствующего ему химического элемента. К примеру, символ S обозначает химический элемент серу или же один атом этого элемента.

Если требуется обозначить не один, а несколько атомов, то перед символом элемента ставят соответствующую цифру – коэффициент. 5S – пять атомов элемента серы.

Символы и русские названия химических элементов можно найти в таблице Д. И. Менделеева.

Несмотря на то что у ядер атомов одного и того же химического элемента одинаковый заряд, они могут отличаться друг от друга массовым (нуклонным) числом по причине разного количества нейтронов. Такие разновидности ядер атомов одного химического элемента называют изотопами.

Изотопы – ядра с одинаковым зарядом, но разным массовым числом, т.е разным числом нейтронов.

Отметим, что термин изотопы следует употреблять только во множественном числе. В единственном числе следует говорить – нуклид. Что такое нуклиды Вы узнаете чуть позже.

К примеру, химический элемент водород (H) представляет из себя смесь атомов с массовыми числами равными 1 и 2, это изотопы водорода – протий (H) и дейтерий (D). Нуклид водорода с массовым числом 3 в природе не встречается, так как его ядро чрезвычайно нестабильно и очень быстро подвергается ядерному распаду, это так называемый тритий (T).

Запишем состав изотопов водорода, пользуясь описанными выше правилами.

Мы убедились, что изотопы отличаются массовыми числами, а также количеством нейтронов в ядре. Заряд ядер изотопов одинаковый, так как они принадлежат одному химическому элементу.

Содержание изотопов в земной коре разное ввиду их разной стабильности. Чем устойчивее изотоп, тем выше его содержание.

Содержание изотопов элемента Х может быть оценено в массовых или мольных долях.

Доля – отношение части к целому.

Массовая доля (w или w%) – отношение массы части системы к массе всей системы.

О мольной доле мы поговорим позднее в соответствующей теме.

Массовая доля – величина безразмерная, её выражают в долях единицы или процентах. Для вычисления массовой доли применяются формулы:

Изотопный состав элемента водорода может быть представлен следующей схемой:

Задания по теме “Основные сведения о строении атома”

  • Ядро атома некоторого элемента содержит 16 нейтронов, а электронная оболочка этого атома – 15 электронов. Назвать элемент, изотопом которого является данный атом. Привести запись его символа с указанием заряда ядра и массового числа.
  • Массовое число атома некоторого элемента равно 181, в электронной оболочке атома содержится 73 электрона. Указать число протонов и нейтронов в ядре атома и название элемента.
  • Укажите число протонов, нейтронов и электронов в атоме циркония.
  • Укажите число протонов, нейтронов и электронов в атоме иттрия.
  • Укажите число протонов, нейтронов и электронов в атоме индия.
  • Укажите число протонов, нейтронов и электронов в атоме кадмия.
  • Сколько нейтронов содержит ядро атома 37Cl?
  • Сколько нейтронов содержит ядро атома 18O?
  • Сколько нейтронов содержит ядро атома 30Si?
  • Сколько нейтронов содержит ядро атома 19F?

Источник

В сентябре, когда я начинаю работать с новыми учениками, всегда волнуюсь. Первые занятия – самые важные, поскольку происходит построение “призмы”, через которую я буду передавать знания и опыт, а ученик – воспринимать информацию и учиться работать с ней.

Я преподаю химию как точный предмет, в основе которого лежит строгая математическая логика. Я учу строить систему в любой поступающей информации, видеть главные узлы системы и связи между ними. Только так можно изучить такой сложный предмет, каким является химия. Ребята учатся грамотно учиться, затем свои знания и опыт работы они переносят в высшую школу, изучая более сложные медицинские предметы.

Читайте также:  Какие витамины содержится в моркови и печени

Не все проходит гладко. Накопление информации и опыта всегда индивидуально и связано с формированием сложной системы условных рефлексов. Но даже в самых тяжелых и запущенных случаях я не опускаю руки, использую современные технологии нейрофизиологии для ускорения процесса образования и повышения его качества.

Вспоминаю 2008 год. Это был последний год без ЕГЭ. Тяжелые задания на письменных вступительных экзаменах подразумевали серьезную подготовку, особенно по решению сложных задач. В тот год у меня были очень сильные ученики. Все как на подбор, быстро схватывали материал, набирались опыта и решали сложные задачи. И только Дима резко отставал от всех остальных. На занятиях он работал отлично, но как только покидал стены кабинета, весь изученный материал и накопленный опыт исчезали бесследно. На следующем занятии приходилось начинать все с начала. Так продолжалось несколько месяцев. Я понимала, что это не вина, а беда мальчика, а ключ к решению проблемы спрятан в индивидуальных особенностях физиологии высшей нервной деятельности. Пришлось обратиться за советом к своим бывшим ученикам, профессиональным нейрофизиологам. Как решилась проблема Димы и кем он стал теперь, я расскажу позже. А мы продолжим изучать химию. Тема сегодняшней статьи – количество вещества (моль).

Количество вещества (моль)

Количество вещества (моль) – важная расчетная величина в химии. Это именно тот золотой ключик, которым открывают любую, даже самую потайную дверь химической задачи. Термины “моль” и “молекула” – однокоренные, они произошли от латинского слова “moles”. В XVII в. появился термин “молекула” (“маленькая масса”). Понятие “моль” (“большая масса”, “порция”) появилось в начале XX века. Автор термина “моль” – немецкий химик и физик Вильгельм Оствальд.

Количество вещества определяется числом частиц, из которых состоит данное вещество (атомов, молекул, ионов), и обозначается греческой буквой “ню”. Для характеристики количества вещества в химии используют особую единицу измерения – моль.

Моль – это количество вещества, которое содержит столько структурных единиц (атомов, молекул, ионов), сколько атомов углерода содержится в 12 г изотопа углерода 12С. Экспериментально установлено, что один моль любого вещества содержит число Авогадро структурных единиц. В настоящее время известно более 60 независимых экспериментальных методов определения значения числа Авогадро.

Молярная масса – это масса 1 моля вещества, то есть отношение массы вещества к его количеству, выраженное в г/моль.

Абсолютная масса одной молекулы (атома) определяется делением молярной массы на число Авогадро

Итак, мы освоили первые математические формулы для химических расчетов. Попробуем закрепить наши знания и умение пользоваться этими формулами на решении простейших задач по химии.

Задача 1

Определите массу карбоната натрия и воды, которые содержатся в 0,8 моль кристаллической соды

Задача 2

Вычислите абсолютную массу одной молекулы углекислого газа в граммах

Задача 3

Образец вещества, массой 5,6 г содержит десятую часть числа Авогадро молекул. Определите молярную массу вещества

Задача 4

Эквимолярная смесь оксида фосфора (V) и диоксида кремния имеет массу 60,6 г. Определите массу оксида фосфора (V)

Вот мы и освоили первые, самые важные расчетные величины и поучились с ними работать. Но это еще не все. С количеством вещества можно вытворять такие замечательные трюки, которые вы даже представить не можете! Об этом скоро в следующих статьях.

А теперь о Диме и его проблеме с изучением химии. Тайна лежала в индивидуальных особенностях бета-тета активности головного мозга. Мои бывшие ученики, а теперь – ведущие нейрофизиологи МГУ работают с ритмами мозга. Они определили, что бета-тета ритмы мозга находится под влиянием гиппокампа, который играет ключевую роль в ускоренной переработке информации и активации долговременной памяти. Стимуляция бета-тета волновой активности способствует изучению иностранных языков, усвоению новых терминов, более быстрому и конструктивному получению фундаментальных знаний. Дима прошел курс БОС терапии по стимуляции мозговой активности в одной из лабораторий МГУ. Уже через месяц он не только достиг уровня своих товарищей, но и даже превзошел их. Как показали исследования, после трех часов решения задач по химии также происходил невероятный всплеск бета-тета волн, а через три месяца регулярных занятий формировался высокий уровень бета-тета потенциала! Дима блестяще сдал вступительные экзамены и в 2008 году поступил в РГМУ им. Н.И.Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Сегодня Дима работает врачом-педиатром в одной из центральных клиник Москвы.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии https://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы “Решение задач по химии” – и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник

Содержимое публикации

11 класс. Строение атомного ядра. Ядерные реакции.

1 вариант

1. Кто открыл явление радиоактивности?

А. М. Кюри;  Б. Дж. Томсон;  В. Беккерель;  Г. Э. Резерфорд

2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?

А.не изменяется;  Б. изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического элемента;  В. атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;  Г. в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.

3. Что такое – излучение? А. поток быстрых двухзарядных ионов гелия;  Б. поток быстрых электронов; 
В. поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;  Г. поток нейтральных частиц.

4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде полосы из капель воды в газе?

А. фотопластинка;  Б. счетчик Гейгера-Мюллера;  В. камера Вильсона;  Г. электронный микроскоп.

5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах +е, обладает это атомное ядро?

А. +5е;  Б. +30е;  В. +25е;  Г. 0.

6. Из каких частиц состоят ядра атомов? А. из протонов;  Б. из нейтронов;  В. из протонов, нейтронов и электронов;  Г. из протонов и нейтронов.

Читайте также:  Какие микроэлементы и витамины содержаться в гречке

7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов? А. 6;  Б. 8;  В. 2;  Г. 14.

8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в атомное ядро и вызывать ядерные реакции? А. электроны;  Б. нейтроны;  В. -частицы;  Г. все перечисленные в выше.

9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li + ?

А. гамма-квант;  Б. электрон;  В. позитрон;  Г. нейтрон.

10. Массовое число – это: А. число протонов в ядре;  Б. число нейтронов в ядре; 
В. число электронов в электронной оболочке;  Г. число нуклонов в ядре.

11. Какой заряд имеют α-частица, β-частица? A. α-частица – отрицательный, β-частица – положительный.

Б. α- и β-частицы – положительный. B. α-частица – положительный, β-частица – отрицательный.

12. α-излучение – это: А. Поток электронов. Б. Поток ядер атомов гелия. В. Излучение квантов энергии.

13. Какие частицы излучаются при указанном процессе распада: ?

А. Ядро гелия. Б. Электрон. В. Ядро гелия и электрон.

14. Тот факт, что при радиоактивных превращениях из атомов одних веществ образуются атомы других веществ, является доказа­тельством того, что радиоактивные превращения претерпевают:

А. Ядра атомов. Б. Электронные оболочки. В. Кристаллы.

15. В результате β-распада новый элемент занял место в табли­це Менделеева:

А. На две клетки правее. Б. На две клетки левее. В. На одну клетку правее. Г. На одну клетку левее.

16. Характеристика протона:

А. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряда не имеет.

Б. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд положительный.

В. Обозначение – , масса – 1,6749 ∙ 10-27 кг, заряд отрицательный.

17. В состав ядра любого атома входят: А. Электроны и протоны. Б. протоны и нейтроны.

В. нейтроны и электроны.

18. Ядерные силы являются: А. Самыми слабыми силы. Б. Самыми мощными силами.

В. Электромагнитными силами. Г. Гравитационными силами

19. Закончите уравнение ядерных реакций:

3517Cl + 10n → 11p +

136C + 11p → Х ?

73Li + 11p → 2 Х ?

105B + 42He → 10n +

2412Mg + 42He → 2714Si +

5626Fe + 10n → 5625Mn +

20. Напишите уравнения следующих ядерных реакций:

А. .алюминий (2713Al) захватывает нейтрон и испускает α-частицу;

Б. азот (147N) бомбардируется α-частицами и испускает протон.

11 класс. Строение атомного ядра. Ядерные реакции.

2 вариант.

1. По какому действию было открыто явление радиоактивности? А. по действию на фотопластинку; 
Б. по ионизирующему действию;  В. по следам в камере Вильсона; 
Г. по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.

2. Что такое -излучение? А. поток быстрых двухзарядных ионов гелия;  Б. поток быстрых электронов;  В. поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии; 
Г. поток нейтральных частиц.

3. Что такое -излучение? А. поток быстрых двухзарядных ионов гелия;  Б. поток быстрых электронов; 
В. поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;  Г. поток нейтральных частиц.

4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и что у них различно?

А. одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства атомов; 
Б. одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В. одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер; 
Г. одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.

5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока: А. счетчик Гейгера;  Б. фотоэлемент; 
В. динамик;  Г. камера Вильсона.

6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно массовое число М этого ядра?

А. Z;  Б. N;  В. Z-N;  Г. Z+N.

7. Какое уравнение имеет ядерная реакция для a – распада Pu 23894 ?

А. 238 94 Pu = 234 92 U + a

Б. 238 94 Pu = 237 93 Np + a

В. 238 94 Pu = 240 96 Cm + a.

8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить значение дефекта массы?

А. а. е. м. ;  Б. МэВ;  В. мг;  Г. кг.

9. В реакции ядром какого изотопа является ядро Х?

А. ;  Б. ;  В. ;  Г. .

10. Ядро изотопа содержит: А. 3р и 7n;  Б. 3р и 4 n;  В. 3р и 10n;  Г. 7р и 3 n.

11. Какой заряд имеют β-частица, γ-излучение?

A. β-частица – положительный, γ-излучение – отрицательный.

Б. β-частица – отрицательный, γ-излучение – не имеет заряда.

B. β-частица и γ-излучение – отрицательный.

12. β-излучение – это: A. β-излучение квантов энергии. Б. Поток ядер атомов гелия.

B. Поток электронов.

13. В результате какого радиоактивного распада натрий  превращается в ?

А. α-распада. Б. β-распада.

14. Изотопы – это разновидности данного химического элемента, различающиеся: А. по массе атомных ядер. Б. по заряду атомных ядер. В. по месту а таблице Менделеева.

15. Какие частицы или излучения имеют наибольшую прони­кающую способность?

А. α-частицы. Б. β-частицы. В. γ-излучение.

16. Характеристика нейтрона: А. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд отрицательный.

Б. Обозначение – , масса – 1,6726 ∙ 10-27 кг, заряд положительный.

В. Обозначение – , масса – 1,6749 ∙ 10-27 кг, заряда не имеет.

17. Атом любого элемента состоит из: А. Электронов и протонов. Б. Нуклонов и электронов.

В. Протонов и нейтронов.

18. Ядерные силы действуют:

А. На очень больших расстояниях. Б. На любых расстояниях. В. На расстояниях порядка 10-14 – 10-15 м.

19. Закончите уравнение ядерных реакций:

188О + 11p → 10n +

115B + 42He → 10n +

147N + 42He → 178О +

126C + 10n → 94Be +

2713Al + 42He → 3015Р +

2411Na → 2412Mg + 0-1е +

20. Напишите уравнения следующих ядерных реакций: А. фосфор(3115Р) захватывает нейтрон и испускает протон; Б. алюминий (2713Al) бомбардируется протонами и испускает α-частицу.

Ответы:

вар

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

в

в

б

в

в

г

а

б

г

г

в

б

а

а

в

б

б

б

2

а

а

г

б

а

г

а

а

в

б

б

в

б

а

в

в

б

в

Ответы 19 задания:

вар

1

2

3

4

5

6

1

3516S

147N

42He

137N

10n

11p

2

189F

147N

11p

42He

10n

g

Ответы 20 задания:

вар

1

2

А

2713Al+10n=42He+2411Na

3115Р+10n=11p+3114Si

Б

147N+42He=11p+178О

2713Al+11p=42He+2412Mg

Источник