В какой краске какой пигмент содержится

В прошлой статье мы обсудили, что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски для волос, а сегодня поговорим, для чего в краску добавляются пигменты, которые обозначаются цифрами после точки или дроби.
На первый взгляд, ответ очевиден: для того, чтобы придавать волосам тот или иной оттенок. Отчасти так оно и есть, но это далеко не все функции красящих пигментов. Взаимодействуя с натуральным или искусственным пигментом волос, пигменты красителя усиливают либо нейтрализуют их. Что это значит?
Не вдаваясь в детали теории цвета, примем как данность, что в природе все оттенки (кроме ахроматических черного и белого) происходят от трех основных цветов — красного, желтого и синего.
Хороший человек, художник, теоретик и педагог Иоганнес Иттен в начале 20 века потратил свое время и все это для нас продумал, обозначив вот такой схемой, которую именуют цветовой круг Иттена.
На схеме наглядно прорисовано, что откуда берется и куда девается (или нейтрализуется).
Красный +Желтый = Оранжевый
Красный + Синий = Фиолетовый
Синий + Желтый = Зеленый
Шесть цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый.
Большинство из клиентов парикмахерских, особенно, если это ненатуральные блондинки, крайне негативно воспринимают как минимум три из них: зеленый, желтый и оранжевый.
Тут даже не надо объяснять, почему.
А нужно-то всего разобраться, почему проявляется желтый, оранжевый или зеленый пигмент в волосах, и чем его нейтрализовать. Вот здесь нам и пригодятся те самые дополнительные пигменты, которые зашифрованы в цифрах на тюбике с профессиональной краской после точки или дроби.
На цветовом круге Иттена цвета расположены друг против друга. Это и есть принцип нейтрализации!
Синий расположен напротив оранжевого, значит, именно синие пигменты в составе краски нейтрализуют «рыжину» или оранжевый пигмент в волосах.
Желтый расположен напротив фиолетового, и это значит, что именно фиолетовый гасит желтизну и дает нам натуральный блонд.
Красный расположен напротив зеленого, а значит, именно зеленые пигменты в краске погасят красноватый отлив, а красные пигменты нейтрализуют в волосах зелень.
Нейтрализует в данном случае — сделает волосы максимально приближенными по цвету к натуральным на том же уровне осветления.
Как это работает на практике?
Мы уже не раз обсуждали процесс взаимодействия окислителя с натуральными волосами, результатом чего становится проявление пигментов характерных данному фону осветления.
Фоны осветления и преобладающий пигмент:
1 уровень – черный
2 уровень – коричневый
3 уровень – коричнево- красный
4 уровень – красно- коричневый
5 уровень – красный
6 уровень – красно- оранжевый
7 уровень – оранжевый
8 уровень – желтый
9 уровень – светло желтый
10 уровень — золотистый
Самый сложный для работы — 7 уровень натуральных волос, и вот почему: 7 базовый уровень (средне-русый) выглядит довольно светлым. Казалось бы, ну чего проще стать светлее буквально на 2 тона! Взять красочку 9.0, смешать с 6% окислителем, выдержать на волосах и радоваться прекрасному, натуральному блонду, но на практике такая формула дает оттенок только что вылупившегося цыпленка разной степени интенсивности, а все потому, что седьмой базовый уровень натуральных волос при взаимодействии с окислителем 6% (шаг 2 тона) выдает нам тот самый желтый фон, который физиологичен, как дыхание и сон!
И если не нейтрализовать желтые пигменты, которые естественны для 9 базового уровня (напоминаю, мы красимся в 9.0, где преобладающий пигмент желтый), то ничего, кроме цыпленка, не получится. Смотрим на цветовой круг Оствальда и понимаем, для нейтрализации желтого нам нужен фиолетовый, значит ли это, что для данного примера идеальный вариант будет краска не 9.0, а, например, 9.6 (шестерка после точки это фиолетовые пигменты)? Да, вполне. Фиолетовый погасит желтизну и даст нам тот самый натуральный девятый фон.
А если взять 9.1? (Обычно единица это пепел — серо-синие пигменты), что будет, если нанести на желтую базу синие пигменты? Да, зеленый, спасибо «товарищу» Иттену за его схему.
Мы специально даем расшифровку каждой цифры в наших примерах, потому что, как уже обсуждалось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?», нет абсолютных значений цифр. У каждой конкретной марки может быть своя цифровая система обозначения содержания пигментов в краске. Прежде, чем купить краску, изучите палитру фирмы, они, как правило, всегда есть в профессиональных магазинах.
Как это сделать и на что нужно обратить внимание, подробно разбиралось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?».
Еще пример: для того, чтобы освежить свой натуральный цвет 7.0 (окраска тон в тон, достаточно окислителя 1,9, если нет седины, и 3%, если седины до 25-30%), необходимо взять не 7.0, а 7.1. Почему? Окислитель даст оранжевый фон, который необходимо погасить чем? Верно, синим.
Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в тонкостях профессиональных красок для волос, а если нет, пишите свои вопросы в комментариях или на форуме, в разделе «Волосы», мы постараемся ответить вам как можно быстрее.
Удачного дня!
Еще по теме:
Желтизна волос. Почему желтеют волосы, когда смывается краска?
Что будет если нанести краску на волосы без окислителя? Фото-эксперимент
Фото: fotokanal.com, irecommend.ru, photo.99px.ru, faberlic-kotovs.ucoz.ru, parikmaher.net.ru, crosfashion.ru
Вернуться на главную
Источник
Нейтрализация – это поглощение нежелательного оттенка.
Например: если Вы окрашиваете волосы в светлый тон на уровне 12 и боитесь проявления нежелательных оттенков (желтый, пепельный), Вы можете добавить в краску микстон…для нейтрализации.
Хочу поделится с вами своими знаниями
1 – пепельный содержит 50%синего+50%фиолетового
2 – перламутровый- бледно фиолетовый
3 – жёлтый
4 – оранжевый содержит 50%жёлтого 50%красного
5 – красный
6 – фиолетовый содержит 50%синего 50%красного
7 – коричневый содержит 50%жёлтого50% фиолетового
Если рассмотреть каждый оттенок индивидуально , то можно понять какой оттенок будет получаться в сочетании с фоном осветления,и при помощи нейтрализации можно получать красивые цвета.
Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.
——–
Хочу задать вопрос относительно состава и направления некоторых пигментов. Интересует пепел и коричневый: из чего состоят эти два цвета? На курсах нам говорили, что коричневый – это синий, фиолетовый и красный, а пепел – это синий и фиолетовый. Если все это правда , то хотелось бы узнать пропорции: сколько чего где? И еще один момент: везде читаю, что красный цвет является теплым, а нам говорили, что он холодный… Со всеми другими цветами спектра вроде бы как понятно, а вот коричневый и пепел – сложные цвета, хочется выяснить поподробнее.
Красный цвет в палитре оттенков красителей для волос – тёплый, потому-что к нему добавлено немного жёлтого. Для корректного смешивания трёх основных субтрактивных цветов нужно взять (как я писал выше) жёлтый, голубой и пурпурный. Пурпурный сам по себе не является ни тёплым ни холодным – он на грани, можно сказать нейтральный.
Коричневый и пепельный сложные цвета потому-что в их основе содержаться все первичные цвета в различных пропорциях.
——————————–
Каким образом объясняются различные цвета волос
Два различных вида пигмента (меланина)
В действительности, электронная и световая микроскопия, а также химические исследования позволили нам выявить два различных типа пигмента, т.е. два вида меланина. Из этих обеих форм меланина и образуются все известные нам естественные цвета волос. Оба вида пигмента существуют в форме настоящих пигментных зерен.
Коричнево-черный пигмент
Первый вид пигмента обладает темный коричневым вплоть до почти черного оттенком. Этот пигмент отвечает за насыщенность цвета, то есть за светлый или темный оттенок цвета волос. В зависимости от количества данного пигмента, присутствующего в волосах, цвет волос варьирует от светло-русого до темно-коричневого, вплоть до черного. Возможно, Вам захочется узнать научное название данного пигмента? Он называется «эумеланин». Мы же для простоты будем называть его впредь «коричнево-черный пигмент».
Красный пигмент
Помимо коричнево-черного пигмента существует еще один вид пигмента. В отличие от темных пигментных зерен, данный вид пигмента выглядит под микроскопом, как клубок, на котором можно различить тончайшие пластинки. Эти пигментные зерна, как правило, намного меньше черно-коричневых пигментов. Они отвечают за светло-русые и рыжие волосы. Эти пигментам было присвоено название «феомеланин». Мы же называем их очень просто: «красный пигмент».
Коричнево-черный и красный пигменты ведут себя по-разному при осветлении.
Тот факт, что в волосах присутствуют два различных пигмента, имеет большое значение. Как известно каждому опытному практику, при осветлении (обесцвечивании или осветлении) темно-каштановых до черных волос сначала достигаются рыжие, красно-оранжевые оттенки, которые затем при радикальном интенсивном осветлении осветляются до золотисто-светлого цвета. В том числе и при осветлении более светлых волос, вначале невозможно избежать образования золотисто-оранжевого до золотистых оттенков.
Источник
Пигменты для красок — это разбавленные особыми веществами тонко перемолотые порошки, добавляемые в лакокрасочные составы. Разноцветная краска (колер) производится за счет перемешивания разных пигментов.
Цвета пигментов
Для образования разных цветов могут использоваться следующие пигменты:
- белый — мел, известь или белила;
- желтый — крон, охра;
- синий — ультрамарин, лазурь;
- красный — сурик железный или свинцовый, мумие, киноварь;
- зеленый — хромовая или свинцовая зелень.
Виды пигментов
Пигментирующие вещества делятся на натуральные и искусственные. Натуральные также подразделяются на органические и неорганические. Природных веществ относительно немного, однако в строительстве они применяются активно, поскольку их использование обходится дешевле, чем производство искусственных компонентов.
Натуральные пигменты
Минеральные красители
Пигменты на натуральной основе извлекаются из металлов и окислов. К числу источников для получения красителей относятся такие неорганические элементы с соответствующими цветами:
- окислы железа (желтый, коричневый, красный);
- марганец (желтый, фиолетовый, коричневый);
- хром (зеленый);
- кобальт (синий);
- медные окислы (изумрудный, красный, ярко-зеленый);
- сурьма (желтый);
- охра (бледно-желтый, золотистый, темно-желтый, при прокаливании — красный);
- марс (светло-коричневый, темно-коричневый);
- умбра (красновато-коричневый, зеленовато-коричневый);
- ван-дик (коричневый);
- ультрамарин (синий).
Минеральные красители характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к свету, хорошей смешиваемостью и сочетаемостью со связующими.
Характеристики некоторых неорганических красителей:
- Сухая охра. Извлекается из глинистых минералов, которые окрашены гидратированными оксидами железа. Цвет сухой охры — желтый, желто-коричневый. Охра используется как красящее вещество при изготовлении растворов цемента, применяемых для создания декоративной штукатурки. Также используется при производстве силикатных и клеевых красок. Составы с охрой хорошо подходят для покраски изделий из бетона, металла и дерева. Пигмент отличается прочностью, укрывистостью, устойчивостью к свету и щелочам.
- Натуральная сиена. Глиняное красящее вещество желтого цвета. На вид похоже на охру, но в составе сиены большее количество оксида железа и кремнезема. Сиена устойчива к щелочам и извести и применяется практически во всех разновидностях краски. При смешивании с маслом сиена обретает лессировочные характеристики. Такие составы часто используются при отделочных работах по дорогим породам дерева.
- Красный-сурик железный. Включает в себя оксид железа и следы кварцевых минералов. Цвет красящего вещества — красно-коричневатый. Пигмент извлекается путем тонкого помола железной руды. Вещество не ядовито само по себе, но его пыль содержит токсины. Разные марки сурика железного применяются для добавления в алкидные грунтовки и лакокрасочных материалов специального назначения (для покраски судов, антикоррозийные составы). Также сурик нашел широкое применение в масляных составах для покраски металлических изделий, расположенных на открытом воздухе. Стоимость производства элемента невелика, поэтому он используется в клеевых красках и эмалях.
- Умбра натуральная. Пигмент включает марганцевые и железные оксиды. Цвет умбры — коричневый с оттенком зеленого или же темно-желтый. В результате прокаливания умбра приобретает красно-коричневую окраску. Краситель отличается повышенной прочностью, хорошими красящими свойствами. Добавление умбры позволяет маслам сохнуть быстрее. Красящее вещество применяется для покраски штукатурки, изделий из металла и дерева.
- Оксид хрома. Пигмент производится в результате сложных химических реакций. Цвет — от светло-зеленого до темно-зеленого. Недостатки оксида хрома состоят во взрывоопасности, токсичности и пожарной опасности. Достоинства вещества заключаются в высокой устойчивости к свету, большой прочности, устойчивости к кислотам и щелочам даже при высоких температурах. Пигмент можно добавлять к пигментам любого происхождения. Оксид хрома применяется для особо важных покрытий на химических предприятиях, поверхностях труб и оборудования, подвергающихся высокой термальной нагрузке.
- Сурик свинцовый. Цвет — яркий оранжевый или оранжево-красный. Отличается большим весом и представляет собой продукт окисления свинцового глета при высокой температуре. Сурик свинцовый — очень токсичный материал. Пигмент характеризуется высокой устойчивостью к щелочам, антикоррозионными качествами и укрывистостью. Сурик свинцовый отличается низкой устойчивостью к кислотам.
- Марс коричневый. Цвет — темно-коричневый, светло-коричневый. Пигмент производится при прокаливании смеси, включающей марганец, оксид железа, гидрат оксида алюминия. Марс коричневый отличается устойчивостью к щелочам и свету, а также приемлемой укрывистостью и лессировочными свойствами. Компонент используется со связующими в водных и неводных составах. Красящее вещество применяется для покраски металлических и деревянных изделий, а также оштукатуренных поверхностей.
- Изумрудная зелень. Краситель характеризуется высокими лессирующими свойствами, устойчив к воздействию света, влажности и газов.
- Кобальт синий. Цвет — ярко-синий. Вещество светоустойчиво и хорошо переносит воздействия атмосферных осадков, характеризуется высокими сиккативными и лессирующими качествами. Кобальт синий отличается повышенной маслоемкостью и невысокой укрывистостью.
- Берлинская лазурь светоустойчива, ей свойственна укрывистость и интенсивность окраса.
к содержанию ↑
Органические красители
Органика извлекается из насекомых и растений. Такие красители, в отличие от минеральных, растворимы в воде, маслах и спирте. Для органики характерна меньшая прочность в сравнении с минеральными красителями. Поскольку эти пигменты не создают красочного слоя, а проникают в структуру поверхности, они чаще всего применяются при окраске тканей.
Распространенным представителем органики является краплак, извлекаемый из корней марены или крапа. Еще одно вещество растительного происхождения — индиго, получаемое из вайды. Современная промышленность также производит синтетическое индиго. Из морских моллюсков получают пигмент светло-коричневого цвета. Методом прокаливания из органического сырья можно получить черные красящие вещества.
к содержанию ↑
Искусственные пигменты
Синтетические красящие вещества отличаются максимальной устойчивостью к влажности, атмосферным осадкам, свету и газам. Они характеризуются яркостью оттенков. Благодаря таким качествам искусственные пигменты давно заняли лидирующее место среди всех красителей.
Красители синтетического происхождения делятся на неорганические или минеральные. Неорганические пигменты производят путем сложных химических реакций. Синтетические неорганические пигменты характеризуются постоянством химической структуры, ярким и чистым цветом.
Стоимость изготовления таких компонентов стоит довольно дорого по сравнению с натуральными красящими веществами. Применяются неорганическая синтетика в строительной отрасли для создания неводных лакокрасочных составов.
Минеральные синтетические красители создаются в результате сочетания 2-3 составляющих. По методу производства такие пигменты подразделяют на осажденные из растворов металлов и солей или изготовленные прокаливанием.
к содержанию ↑
Ультрамарин
Относится к классу синтетических неорганических красителей. Имеет в своем составе алюмосиликат натрия и серу. Ультрамарин часто применяется в строительной отрасли в малярных красках, водных и неводных лакокрасочных составах. Такими красками окрашиваются бетон, металл, дерево, а также оштукатуренные поверхности. В чистом виде ультрамарин применяется крайне редко, а если это случается, то цель обычно состоит в нейтрализации желтой окраски извести или мела.
Ультрамарин может применяться как лессировочный краситель. Пигмент отличается устойчивостью к воздействию света и щелочей. Однако добавление красящего вещества в растворы извести нежелательно, так как вещество в этом случае теряет цвет. Ультрамарин подходит для взаимодействия со всеми разновидностями связующих при осуществлении внутренних и наружных отделочных работ.
к содержанию ↑
Киноварь
Краситель характеризуется ярко-красным окрасом, но бывает и темных тонов. Киноварь может применяться для производства всех видов красок, используемых для покраски бетонных, кирпичных, оштукатуренных и деревянных поверхностей. Допустимо использование, как для внутренних, так и для наружных отделочных работ.
Пигменты и свойства красок
Важным элементом лакокрасочного материала считается связующее вещество. Его функция — соединение частиц красителя и закрепление их на поверхности. Связующие вещества оказывают влияние и на цвет, поскольку все они отличаются коэффициентами преломления лучей света.
Очень важным показателем для масляной краски является маслоемкость красителей. Маслоемкость — это показатель количества масла, которое понадобится для изготовления краски на определенный объем пигмента. Показатель маслоемкости зависит от суммарной площади поверхности частиц, а кроме того, от физико-химических характеристик масла, применяемого в роли связующего.
Следующий существенный показатель, на который влияют пигменты — скорость высыхания краски. Часть красителей, к примеру, кобальт и свинцовые белила, делают процесс сушки более интенсивным. Некоторые же пигменты (газовая сажа, краплак и др.), наоборот, замедляют высыхание.
Пигмент должен соответствовать определенному эталону цветового фона, который определяется структурой его частиц, их возможностями по преломлению, отражению и поглощению лучей света.
Еще одно требование к красителю — необходимая степень дисперсности. Под этим качеством понимается степень измельченности, которой добиваются механическим дроблением, отстаиванием, осаждением в смеси растворов (мокрый метод) или за счет нагревания в особых печах (сухой метод). Чем ниже дисперсность, тем прозрачнее лакокрасочный материал, как и наоборот.
Дисперсность красителя в некоторых красках определяет их оттенок. К примеру, тонко измельченные цинковые белила дают синий оттенок, а сиена увеличивает насыщенность тона. В масляных составах повышенная дисперсность приводит к снижению показателя пластичности.
Дисперсность влияет и на другой показатель пигмента — укрывистость. Эта характеристика показывает количество красителя, необходимое на квадратный метр окрашиваемой поверхности. При этом подразумевается, что под слоем краски не будет видна находящаяся ниже поверхность или грунт. Показатель укрывистости зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления лучей света.
Красители с невысокой дисперсностью находятся в основе корпусных и кроющих лакокрасочных составов, а пигменты с высокой дисперсностью имеются в составах лессировочных (более прозрачных) красок.
Интенсивность, как характеристика пигмента, это его способность менять тональность слоя краски при взаимодействии с другими пигментами. Наибольшая интенсивность свойственна красителям органического типа с высокой степенью дисперсности.
Источник