В каком фрагменте текста содержится ответ вопрос
Example
В каком фрагменте текста содержится ответ вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту?»
1) 1–4 2) 5–7 3) 12–13 4) 35–37
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (7) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2) (8) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3) (12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) (17) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
4. Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
5. Из предложений 12–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
6. Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
7. Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось.
9. Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
(7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1)увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
13. Среди предложений 2–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
14. Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
Источник
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1)
Петя с
мамой и сестрами
жил на верхнем
этаже, а в нижнем
этаже жил
учитель. (2) Вот раз мама пошла с
девочками купаться. (3) А Петя остался один стеречь квартиру. (4) Когда все
ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. (5) Она была из железной
трубки. (6) В середину Петя набил
пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. (7) Но сколько Петя ни
старался, он не мог никак поджечь.
(8) Петя очень рассердился. (9) Он пошёл
в кухню. (10) Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и
зажёг. (11) «Теперь, небось, выстрелит!»
(12) Огонь разгорелся, загудел в плите
– и вдруг как бахнет выстрел! (13) Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
(14)
Петя испугался, выбежал из дому. (15) Никого не было дома, никто ничего не
слыхал. (16) Петя убежал подальше. (17) Он думал, что, может быть, все само
потухнет. (18) А ничего не потухло. (19) И ещё больше разгорелось.
(20) Учитель шёл домой и увидал, что из
верхних окон идёт дым.
(21) Он побежал к столбику, где за
стеклом была сделана кнопка. (22) Это звонок к пожарным. (23) Учитель разбил
стекло и надавил кнопку.
(24) У пожарных зазвонило. (25) Они скорей
бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. (26) Они подъехали к столбику, а там учитель
им показал, где горит. (27) У пожарных на автомобилях был насос. (28) Насос
начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб.
(29) Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не
осталось ли в доме людей. (30) В доме никого не было. (31) Пожарные стали
выносить вещи.
(32) Петина мама прибежала, когда вся
квартира была уже в огне. (33) Милиционер никого не пускал близко, чтоб не
мешали пожарным.
(34) Самые нужные вещи не успели
сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.
(35) А Петина мама всё плакала и
говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.
(36) А Пете было стыдно, и он боялся
подойти к маме. (37) Мальчики его увидали и насильно привели.
(38) Пожарные так хорошо потушили, что
в нижнем этаже ничего не сгорело. (39) Пожарные, собрав инвентарь, сели в свои
автомобили и уехали назад. (40) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока
не починят дом.
(По Б.
Житкову )
Ответами
к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком
фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: “Почему Пете стало стыдно?”
1) Самые нужные вещи не успели сгореть,
и пожарные принесли их Петиной маме.
2)
Петя с
мамой и с сестрами
жил на верхнем
этаже…
3)
Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.
4)
Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и зажёг.
Ответ:
___________________________
Укажите предложение, в котором
средством речевой выразительности является фразеологизм:
1)
Они скорей бросились к своим пожарным
автомобилям и помчались во весь дух.
2) А учитель пустил Петину маму жить к себе,
пока не починят дом.
3) «Теперь, небось, выстрелит!»
4) Насос начал качать воду, а пожарные стали
заливать огонь водой из резиновых
труб.
Ответ:
___________________________
Из
предложений 29-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется
значением “присоединения”.
Ответ:
___________________________
Из
предложений 35-39 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах притяжательных
прилагательных, образованных от существительных пишется Н»
Ответ:
___________________________
Замените
слово небось (предложение 11)
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
___________________________
Замените словосочетание железной трубки (предложение 5),
построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ:
___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 35-40 найдите
предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его
номер.
Ответ:
___________________________
В
приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при
вводном слове.
Он думал,1 что,2 может быть,3 всё само потухнет. Милиционер никого не
пускал близко,4 чтоб не мешали пожарным.
Ответ:
___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 26.
Ответ: ___________________________
В
приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие)
запятую (-ые) между частямисложногопредложения, связанными сочинительной связью.
Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже,1
а в нижнем этаже жил учитель. В
середину Петя набил пороху,2 а сзади была дырочка,3 чтоб зажигать порох. Огонь разгорелся,4
загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел!
Ответ:
___________________________
Среди
предложений 27-33 найдитесложноподчиненное
предложениес последовательным
подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
_________________________
Среди
предложений 14-17 найдите сложное
бессоюзное предложение. Напишите его
номер.
Ответ:
___________________________
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 4 |
3 | 1 |
4 | приставили |
5 | Петина |
6 | наверно |
7 | трубка |
8 | (не) потухло |
9 | 39 |
10 | 2,3 |
11 | 3 |
12 | 1,2 |
13 | 29 |
14 | 15 |
Источник
Вариант № 315201
1. Задание 2 № 5511. В каком фрагменте текста содержится ответ вопрос: «Почему девочка болезненно относилась к своей хрупкости и малому росту?»
1) 1—4
2) 5—7
3) 12—13
4) 35—37
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые
наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла — трудно понять! — восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня — «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю:
«замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец — делу венец! — услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, — возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! — уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками.
(33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
–  –  –
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду»
и другие, повествуют главным образом о мире юности.
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
2. Задание 3 № 5864. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
Пояснение.
Сравнение — сопоставление предметов или явлений. В предложении сравнение — словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
3. Задание 4 № 4704. Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Пояснение.
В слове «бессловесными» правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
О т в е т : бессловесными.
Ответ: бессловесными
4. Задание 5 № 4730. Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Пояснение.
СОЗДАНЫ — краткое страдательное причастие прошедшего времени от глагола СОЗДАТЬ.
О т в е т : созданы.
Ответ: созданы
5. Задание 6 № 3378. Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Пояснение.
В предложении «Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками» слово ВТОРГАТЬСЯ имеет значение ВМЕШИВАТЬСЯ.
О т в е т : вмешиваться или вмешивалась.
Ответ: вмешиваться|вмешивалась
6. Задание 7 № 3928. Замените словосочетание «фарфоровые собаки» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение.
В словосочетании СОБАКИ ИЗ ФАРФОРА зависимое слово стоит в определенном падеже, не совпадающем с падежом главного слова. Следовательно, тип связи в словосочетании — управление.
О т в е т : собаки из фарфора.
Ответ: собакиизфарфора
7. Задание 8 № 3952. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Пояснение.
МНОГОЕ — подлежащее, ИЗМЕНИЛОСЬ — сказуемое.
О т в е т : многое изменилось.
Ответ: многоеизменилось
8. Задание 9 № 3913. Среди предложений 17—20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Пояснение.
В предложении 20 «Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила» есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, БОЛЕЗНЕННО НА ЭТО ОТРЕАГИРОВАВ.
О т в е т : 20.
Ответ: 20
9. Задание 10 № 5167. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.
Пояснение.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют вводное слово «казалось».
О т в е т : 1, 2.
Ответ: 12|21
10. Задание 11 № 4031. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Пояснение.
В предложении 7 «Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете» ЧЕТЫРЕ грамматические основы:
–  –  –
О т в е т : 4.
Ответ: 4
11. Задание 12 № 3973. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
Пояснение.
Запятая под номером 3 разделяет части: «Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было» и «а венценосные замашки имелись», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «а венценосные замашки имелись» и «и командовать я очень любила», связанные сочинительной связью.
О т в е т : 3, 4.
Ответ: 34|43
12. Задание 13 № 3965. Среди предложений 2—6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Пояснение.
В предложении 3 «Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною» есть ГЛАВНОЕ предложение «Взрослые наивно полагали»; к нему относится придаточное «что доставляют мне удовольствие». К этому придаточному, в свою очередь, относится придаточное «когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною».
–  –  –
Ответ: 3
13. Задание 14 № 4010. Среди предложений 12—16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Пояснение.
Пронумеруем простые предложения, входящие в состав предложения (16).
(1) Я властвовала, повелевала — (2) они были бессловесны, безмолвны, (3) и я втайне подумывала, (4) что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
Предложения 1 и 2 связаны бессоюзной связью.
Предложения 2 и 3 связаны сочинительной связью (при помощи сочинительного союза И).
Предложения 3 и 4 связаны подчинительной связью (при помощи подчинительного союза ЧТО).
–  –  –
Ответ: 16
14. Задание 15 № 3273. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
15.1 Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Анатолия Алексина.
Вводная часть в тексте представлена предложениями №1-4 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: негативное отношение героини к сравнению ее с куклой. Благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о появлении новой куклы главной для понимания отношения рассказчицы к ней является информация о том, что новая кукла была выше девочки и тем самым как бы выдавалась из общего ряда игрушек, над которыми героиня безраздельно привыкла властвовать. Поэтому автор объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 17-20).
Таким образом, прав современный российский лингвист Л. Ю. Максимов, который утверждал:
«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
15.2 В финальной фразе текста А. Алексина заключена очень распространённая жизненная позиция: порой нам очень хочется, чтобы все вокруг беспрекословно подчинялись нам, как бессловесные куклы. Это показатель нашего внутреннего мира.
Героиня Анатолия Алексина привыкла командовать в мире игрушек. Об этом свидетельствуют предложения номер 13 и 14 (Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно. ) Однако с появлением куклы Ларисы многое в восприятии героини изменилось. Лариса была выше других кукол и самой девочки, тем самым бросала вызов «царству игрушек» и героини.
Рассказчица восприняла её как своего рода разрушителя своей безраздельной власти в кукольном царстве. Девочка поняла, что для того, чтобы властвовать, надо что-то из себя представлять, чем-то выделяться. Вот почему в предложении номер 38 героиня заявляет: «Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек».
Получается, что героиня, желая безраздельно властвовать, всё же задумывается над тем, как выстраивать свои отношения с окружающими, а значит, есть надежда, что она примет правильное решение и научится уважать тех, кто рядом.
15.3 Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру.
Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.
Героиня Анатолия Алексина привыкла командовать в мире игрушек. Однако с появлением куклы Ларисы многое в восприятии героини изменилось. Она восприняла Ларису как своего рода разрушителя своей безраздельной власти в кукольном царстве. Девочка поняла, что для того, чтобы властвовать, надо что-то из себя представлять, чем-то выделяться. Вот почему в предложении номер 38 героиня заявляет: «Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек».
Управлять и командовать — разные вещи. Героиня Анатолия Алексина хочет именно командовать: наказывать, обижать бессловесных. Она не привыкла брать ответственность за других, пусть пока даже кукол. Именно против такой позиции дочери протестует мама, которая пытается разъяснить девочке, что оскорбительно командовать теми, кто не может тебе ответить, противостоять (предложения номер 29—31), ведь, в конечном итоге, это показатель твоей внутренней культуры, духовности.
Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому, осознав своё предназначение быть человеком.
15. Задание 1 № 6444. Текст, начинающийся словами «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. »
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Расшифровка записи У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
У каждого человека в детстве были любимые игрушки, с которыми связано бережно хранимое в сердце яркое, светлое и нежное воспоминание.
В нашем высокотехнологичном веке реальная игрушка не столь привлекательна, как электронная или виртуальная. Но несмотря на это, игрушка всё же остаётся незаменимой для детей.
Ведь, играя, ребёнок развивается, учится общаться и приобретает жизненный опыт.
Игрушка—это ключ к сознанию ребёнка. И чтобы развить в нём только положительные качества и вырастить полноценного человека, необходимо тщательно и внимательно выбирать игрушку, помня о том, что игрушка оказывает очень сильное влияние на маленького человека.
Источник