В каком из разделов программы содержатся цели и задачи

Вопросы Всероссийского тестирования

«ФГОС ДО: требования, структура, реализация»

Правильный ответ подчеркните (или выделите цветом)!

Богданова З.Ф., воспитатель высшей категории МАДОУ города Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»

  1. Расшифруйте  аббревиатуру ФГОС ДО:

Ф – Федеральный

Г-   Государственный

О-   Образовательный

С-   Стандарт

Д-   Дошкольного

О – Образования

  1. Под каким номером был издан  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении  ФГОС ДО»?
  • № 1155 от 17 октября.2013 г
  • № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • № 1014 от 30 августа 2013г.
  1. Кто  являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?
  • О.А. Скоролупова
  • А.Г. Асмолов
  • Д.В.Ливанов
  • В.В.Путин
  • Д.В.Медведев
  1. На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
  • Конституции РФ;
  • Конвенции ООН о правах ребенка;
  • Закон об образовании РФ;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  1. Выберите основные  принципы дошкольного образования:
  • поддержки разнообразия детства;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения (амплификации) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • в процессе развития детей и взрослых, признание ребенка полноценным участников (субъектом) образовательных отношений ;
  • в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • уважение личности ребенка;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных  видах деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников организации и детей;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  1. Выберите цели ФГОС ДО:
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • повышение социального статуса;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
  • учет индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  1. Добавьте недостающие задачи Стандарта:
  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной  направленности с учётом образовательных потребностей,  способностей и состояния здоровья детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъект отношений с людьми, миром и самим собой;
  • Формирования общей культуры воспитания, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
  1. Выберите  правильный ответ    «Стандарт является основой для:
  • разработки и реализации Программы;
  • разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание  государственной  (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
  • формирования содержания  профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  • создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального и высшего профессионального образования;
  1. Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
  • к структуре Программы;
  • к условиям реализации Программы;
  • к результатам освоения Программы;
  • к предметно-развивающей среде
  • к квалификации педагогических и иных работников;
  1.  Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
  • коммуникативно-личностное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  1.   Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:

 – 60%

-70%

-50%

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

– не более 30%

– 50%

– не более 40%;

  1.  В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:
  • целевой;
  • содержательной
  • организационной
  1.  Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?
  • целевой;
  • содержательной;
  • организационной;
  1.  В каком из разделов Программы  представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?:
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  Какой из разделов Программы представляет  материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня,  а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметно-пространственной развивающей среды?
  • целевой;
  • содержательный;
  • организационный;
  1.  Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно  отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
  • коммуникативно-личностное развитие;
  • описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приемов, средств образования) с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
  1.  Дополните какие  психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным  особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
  1.  Правильное или неправильное изложение:

 «Результаты мониторинга  не могут использоваться для решения образовательных задач».

  • Правильно
  • Неправильно (дайте трактовку)

«Результаты мониторинга не могут использоваться для решения образовательных задач».

  1.  Продолжите фразу « Развивающая   предметно-пространственная   среда Организации (группы) должна быть:
  • Содержательно-насыщенный
  • Полифункциональный
  • Трансформируемый
  • Вариативный
  • Доступный и безопасный
  1.  Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
  • учет личностных,   семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
  • учет индивидуальных особенностей развития детей и состояния здоровья;
  1.  « Целевые ориентиры  не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и  не  являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они  не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не  сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
  2.   Вставьте пропущенные слова:

«Целевые ориентиры  образования в младенческом и раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  * Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими;

  • владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • стремится проявлять самостоятельность  в  бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится  к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых  ребенок воспроизводит действия взрослых;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)
  1.  Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:
  • Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает  условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном  мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  1.  «Целевые ориентиры     служат непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

● аттестацию педагогических кадров;

● оценку качества образования;

● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».

* Правильно

* Неправильно (дайте правильную трактовку)

«Целевые ориентиры    не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

● аттестацию педагогических кадров;

● оценку качества образования;

● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

Источник

Екатерина Белоглазова
Структура основной образовательной программы ДОО

ООП ДОУ а соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) в дополнительный размер.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором представлены основные направления, условные обозначения, сокращения и пр.

В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (см. пункт 2.11: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Однако в ФГОС ДО нет жестких требований к порядку следования разделов. Авторы сочли более удобным и логичным в программе «От рождения до школы»расположить разделы в следующим порядке: целевой, организационный и содержательный разделы.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна включать следующие структурные элементы.

Целевой раздел.

• Пояснительная записка

• Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Содержательный раздел.

• Содержание образования по пяти образовательным областям.

• Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

• Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Организационный раздел.

Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждая из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Особенности написания разделов программы ДО

Пояснительная записка.

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

В пояснительной записки раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО ;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в образовательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации наличием приоритетных, направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.). спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимы и для разработки реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информации о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, в данном случае программы «От рождения до школы» 9оязательная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и пр.).

Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены;

• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

• Способы и направления поддержки детской инициативы;

• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями и воспитанниками;

• Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Содержание-психолого педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

Данный раздел ООП ДО выстаивается на основе примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной области.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов х семей и педагогов и, в частности,может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блогов на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и /или инклюзивное образование.

В данном разделе должно быть представлено содержание образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот раздел базируется на соответствующем разделе примерной программы «От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организационный раздел.

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опарой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает преставления о том, в каких условиях реализуется ООП ДО.В данном разделе должны быть представлены:

• распорядок и/или режим дня;

• традиционные для дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

• требования к материальным техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основы аналитический раздел примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с приоритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновыватьнеобходимые изменения в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т. д.

Краткая презентация

(дополнительный раздел)

Краткая презентация ООП ДО является дополнительным разделам ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации).

В соответствии с ФГОС,в краткой презентации ООП До должны быть указаны:

• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

• используемые примерные программы;

• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьей и детьми.

Источник