В каком классе изучают свойства функций

В каком классе изучают свойства функций thumbnail

Алгебра и начала математического анализа, 11 класс

Урок №48. Функции. Свойства функций и их графики. Исследование функций.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • функция, аргумент функции, значение функции
  • график функции, преобразование графика функции
  • свойства функции, исследование свойств функции

Глоссарий по теме урока

Определение

Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому значению х соответствует единственное значение у.

х – независимая переменная, аргумент,

у – зависимая переменная, значение функции

Определение

Множество значений аргумента функции называется областью определения функции и обозначается D(y).

Определение

Множество значений, которые принимает сама функция, называется множеством значений функции и обозначается Е(у).

Определение

Функция у = f(х) называется четной, если она обладает двумя свойствами:

  1. область определения этой функции симметрична относительно 0;
  2. для любого х из области определения выполняется равенство f(-х)=f(х).

Функция у = f(х) называется нечетной, если она обладает двумя свойствами:

  1. область определения этой функции симметрична относительно 0;

для любого х из области определения выполняется равенство f(-х)=-f(х).

Определение

Значения аргумента, при которых значение функции равно 0, называются корнями (нулями) функции.

Определение

Функция у=f(x) возрастает на промежутке (а; в), если для любых х1, х2 из этого промежутка, таких, что х1<х2, выполняется неравенство у1<у2.

Функция у=f(x) убывает на промежутке (а; в), если для любых х1, х2 из этого промежутка, таких что, х1<х2, выполняется неравенство у1>у2.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл.– М.: Просвещение, 2015. С. 98-118, 271-307.

Дополнительная литература:

Шахмейстер А.Х. Построение и преобразование графиков. Параметры. Ч.2-3. СПб.: Петроглиф; М.: МЦНМО, 2016. 392 с. С.73-307.

Открытые электронные ресурсы:

Образовательный портал “Решу ЕГЭ”.

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=177

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.

Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. https://ege.fipi.ru/.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Исследование функции и построение графика

Схема исследования функции на примере функции

1) Область определения функции

Знаменатель дроби не равен нулю:

Получили область определения

D(y)=

  1. Множество значений функции

Отыскание Е(у) можно свести к решению уравнения с параметром у. Все значения параметра у, при которых уравнение имеет хотя бы одно решение, и составят Е (у).

Получили

  1. Четность / нечетность функции

D(y)= – симметрична относительно нуля

,

следовательно, функция четная и ее график симметричен относительно оси ОУ

  1. Нули функции

Для нахождения нулей функции необходимо решить уравнение

Уравнение не имеет действительных корней, значит, нулей у данной функции нет, ее график не пересекает ось ОХ

  1. Промежутки знакопостоянства

у>0 при

у<0 при

  1. Монотонность

Найдем производную

Найдем точки, в которых производная равна нулю или не существует: х=0, х=-1, х=1.

Определим знаки производной в полученных промежутках.

В каком классе изучают свойства функций

точки -1, 1 – выколоты, 0 – закрашена

Производная положительна, а значит, функция возрастает при .

Производная отрицательна, а значит, функция убывает при

  1. Экстремум

х=0 – стационарная точка.

В ней производная меняет знак с плюса на минус, следовательно, х=0 – точка максимума.

Значение функции в точке максимума

  1. Дополнительные точки

у(0,5)= у(-0,5)=-5/3; у(2)=у(-2)=5/3; у(3)= у(-3)=5/4

  1. Отразим найденные свойства графически, построим график функции

В каком классе изучают свойства функций

2. Решение задачи на оптимизацию

Задачи на отыскание наибольших или наименьших значений величин решаются по определенному плану.

В решении таких задач выделяют 3 основных этапа:

1 этап. «Перевод» задачи на язык функций:

  1. вводят независимую переменную х
  2. выявляют оптимизируемую величину у, для которой надо найти наибольшее или наименьшее значение
  3. выражают у через х и другие известные величины
  4. устанавливают по условию задачи границы изменения переменной х

2 этап. Исследуют составленную функцию на наибольшее или наименьшее значение (в зависимости от условия задачи) с помощью производной или элементарными средствами.

3 этап. Интерпретация найденного решения для поставленной задачи – «перевод» полученного математического результата на язык задачи.

Рассмотрим план решения на примере задачи.

Задача. В распоряжении начальника имеется бригада рабочих в составе 24 человек. Их нужно распределить на день на два объекта. Если на первом объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет 4t2 у.е. Если на втором объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет t2 у.е. Как нужно распределить на эти объекты бригаду рабочих, чтобы выплаты на их суточную зарплату оказались наименьшими? Сколько у.е. в этом случае придется заплатить рабочим?

Решение:

1 этап. Ведем переменную, выразим нужные компоненты, составим искомую функцию.

Пусть на 1 объект направлено х рабочих, суточная зарплата которых составит 4×2 у.е.

Тогда на 2 объект направлено (24 – x) рабочих – суточная заработная плата (24 – x)2 (у.е.)

Всем рабочим нужно заплатить 4×2+(24 – x)2 = 5×2 -48x+576 (у.е.)

Причем 0≤ x ≤ 24, x ϵ N.

2 этап.

Рассмотрим функцию f(x)=5×2-48x+576.

Функция квадратичная, старший коэффициент положителен, следовательно, наименьшее значение в вершине при x0 = 4,8 .

3 этап. Перевод на язык задачи

Поскольку x ϵ N, подходящим будет ближайшее к вершине натуральное значение, x=5 (рабочих) – на 1 объекте.

24-5=19 (рабочих) – на 2 объекте.

Наименьшее значение f(5)=125+240-576=461 (у.е.) – наименьшая суточная выплата.

Читайте также:  Какие масла для бани полезные свойства

Примечание: исследовать функцию также можно было с помощью производной.

Ответ: 5 рабочих на 1 объекте, 19 – на втором, 461 у.е. – наименьшая суточная выплата.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Исследуйте функции на четность.

Функции

у=0

у=sin(x+5π/2)

у=lg(x+10)

Решение:

  1. у=0

область определения – множество действительных чисел – симметрична относительно нуля

у(-х)=0, что можно интерпретировать и как у(х), и как –у(х). К тому же график этой функции – прямая, совпадающая с осью ОХ, – симметричен относительно оси ОУ и относительно начала координат.

Данная функция одновременно четна и нечетна.

  1. у=sin(x+5π/2)

область определения – множество действительных чисел – симметрична относительно нуля

преобразуем функцию, применив формулы приведения: sin(x+5π/2)=cos x

у= cos x – четная функция, значит, исходная функция также четная

  1. у=lg(x+10)

логарифмируемое выражение должно быть положительным

x+10>0; x>-10

D(y): x>-10

Область определения несимметрична относительно 0, значит, в проверке второго условия нет необходимости, – функция общего вида.

Найдем область определения D(f)

Проверим второе условие

Полученное в результате подстановки –х в функцию выражение, очевидно, не равно f(x), не дает пока понимания о выполнении условия нечетности.

Зайдем с другого конца, выразим -f(x):

домножим на сопряженное

Теперь можем сделать вывод: f(-x)=-f(x), функция нечётная.

Ответ:

Функции

Четность / нечетность

у=0

и четная, и нечетная

у=sin(x+5π/2)

четная

у=lg(x+10)

общего вида

нечетная

2.

Решение:

Используем функциональный подход при решении данной задачи. Представим каждое из уравнений как функции. Построим их графики. Единственное решение системы будем интерпретировать как единственную точку пересечения графиков функций первого и второго уравнений.

Второе уравнение проще, но содержит параметр. Перепишем его в явном виде для функции, выразив у: у=-х+а.

В таком виде понятно, что данное уравнение задает множество прямых, параллельных у=-х.

Первое уравнение содержит квадратные корни, что накладывает ограничения: х≥-4, у<7

Сгруппируем в скобках первое, третье и пятое слагаемые, второе и четвертое, получим:

Приравнивая каждый из множителей числителя к нулю, получаем прямые: у=4, у=х+3, х=-4, точнее, с учетом ограничений, части прямых.

Выполним построения выделенных функций.

В каком классе изучают свойства функций

Условию задачи удовлетворяют только такие прямые второго уравнения у=-х+а, которые пересекают графики первого уравнения только в одной точке.

Анализируя рисунок, получаем: а ≤ -5, а ≥11, а=5.

Ответ:

Источник

О преемственности  при изучении темы «Функции и графики»

 Реализация преемственности в обучении заключается в установлении необходимых связей и правильных соотношений между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

Прочный фундамент для изучения математики закладывается в курсе алгебры и геометрии основной школы. От того, какие знания получат учащиеся в основной школе, какие умения и навыки у них будут вырабатываться, зависит успех изучения курса математики в старших классах, а следовательно, и сознательное применение полученных знаний в решении конкретных задач. Этот вопрос является сложной педагогической задачей, его решение, как показывает опыт, необходимо рассматривать и через совершенствование всего  процесса обучения, и через стабилизацию содержания курса математики, и через ориентацию преподавания по линии прикладной направленности курса математики, и, в частности, через совершенствование преемственных связей поэтапного изучения математики.

Изучению функций и их свойств посвящена значительная часть курса алгебры основной школы. И это не случайно. Понятие функции имеет огромное прикладное значение. В нём, «как в зародыше, уже заложена вся идея овладения явлений природы и процессами техники с помощью математического аппарата». Многие из физических, химических, биологических процессов, без которых немыслима жизнь, являются функциями времени. Экономические процессы также представляют собой функциональные зависимости. Функции играют важную роль в программировании и криптографии, в проектировании различных механизмов, в страховании, в расчётах на прочность и т.д.

В курсе алгебры и начале математического анализа в 10-11 классах предусматривается дальнейшее изучение элементарных функций и их свойств. Формирование функциональных представлений является основным стержнем программы и учебных пособий для этих классов.

Введение понятий непрерывности, предела, производной и интеграла в старших классах даёт возможность более глубоко изучать свойства линейной, квадратной, степенной, тригонометрических, показательной и логарифмической функций, показать их практическое применение, а так же позволяет более тесно связать курс геометрии с началами анализа, математику с физикой, техникой, химией.

От тога как усвоены учащимися умения, приобретаемые шольниками при изучении функций, зависит успешность усвоения многих разделов школьного курса математики.

При выделении обязательных задач по теме «Функции», так же как и по любой другой теме курса математики основной школы, следует ориентироваться на то, что обучение в 7 – 9 классах представляет собой не завершающий, а промежуточный этап в системе математического образования каждого школьника. На базе полученной им математической подготовки строиться его дальнейшее обучение. В первую очередь, следует проанализировать характер и уровень использования различных умений на следующих ступенях обучения.

Кроме того, важное значение имеет характер применения математических знаний учащихся в смежных школьных предметах.

 Анализ теоретического и задачного материала по теме «Функция»  позволяет выделить  две группы умений, за формированием которых следует тщательно при изучении всех видов конкретных функций, – умение работать с формулой, задающей функцию, и умения работать с графиком этой функции.

 К умениям работать с формулами относятся следующие.

Для функций, изучаемых в основной школе, вида y = kx + b, y =  ,                 y = ax2 + bx + c (при заданных a, b, c),   y = x3  ,   y = учащиеся должны уметь:

  1.  указать область определения функции;
  2.  вычислить значение функции, соответствующее заданному значению аргумента;
  3.  вычислить значение аргумента, при котором функция принимает заданное значение;
  4.  определить, принадлежит ли точка с заданными координатами графику функции.

Все эти умения широко используются в разной деятельности учащихся, входят в качестве составных в большое число других умений. Так, например, умение найти значение функции при заданном значении аргумента используется при построении графиков функций, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, вычисления пределов функций, интегралов. В курсе физики оно используется практически при изучении всех вопросов. Это так называемые вычисления по формулам: длины пройденного пути при равномерном прямолинейном движении, силы тока в проводнике, координаты тела при равномерном и равноускоренном движении. Умение записать нужное равенство, зная, что заданная точка принадлежит графику функции, требуется учащимся, например, в курсе геометрии при выводе уравнения прямой, окружности, плоскости.

Важнейшее значение функциональной подготовки учащихся основной школы имеет формирование графических умений. График – это средство наглядности, широко используемое при изучении многих вопросов в школе. В средней школе функция неотделима от её графического представления.  График функции выступает основным опорным образом при формировании ряда понятий – возрастания и убывания функции, чёткости и нечёткости, обратимости функции, понятие экстремума. Без чётких представлений учащихся о графике невозможно привлечение геометрической наглядности при формировании таких центральных понятий курса алгебры и начал анализа, как непрерывность, производная, интеграл.

Поэтому заниматься формированием графических представлений в старших классах уже поздно. К этому времени у учащихся должны быть выработаны прочные умения как в построении, так и в чтении графиков функции. Прежде всего учащиеся должны уметь свободно строить графики основных функций: y = kx + b,  y =   ,   y =  ax2 + bx + c   ( при конкретных значениях параметров),  y = x3.

Необходимой базой последующего применения функционального материала являются прочные самостоятельные умения учащихся в чтении графиков функции. Они должны уметь уверенно и свободно отвечать с помощью графика на целый ряд вопросов:

  1.  по заданному значению одной из переменных x или y определить значение другой;
  2. определить промежутки возрастания и убывания функций;
  3. определять промежутки знакопостоянства;
  4. для квадратичной функции указывать значения аргумента, при котором функция принимает наибольшее (наименьшее) значения, а так же определять это значение.

Ученики должны хорошо представлять себе вид графиков некоторых функций, а именно: y = x, y = – x, y = x2, и уметь без специального построения по точкам показывать их расположение в координатной плоскости.

Рассмотрим примеры заданий по чтению графиков функций содержащихся в материалах ЕГЭ.

Задание 1 (А). На рисунке 1 изображен график функции, определенной на отрезке [— 4;8]. Ука жите, сколько на этом отрезке имеется промежут ков, на которых функция убывает.

1) 1;  2) 2;  3) 3;  4) 4. 

Решение. Функция у = f (x) возрастает на промежутке, если для любых двух значений аргу мента из этого промежутка большему значению аргумента соответствует большее значение функции.

                                                                                                   Рис. 1

Соответственно, на этом промежутке при движении слева направо вдоль оси абсцисс часть графика «идет вверх».                                                                     

Аналогично определяется убывание функции на промежутке: при увеличении аргумента значе ния функции уменьшаются (график «идет вниз»). На приведенном рисунке имеется два промежут ка убывания функции: [—1; 2] и [4; 6].                                                                                                Ответ: 2.

Задание 2 (В). Функция у = f (х) определена на проме жутке (—5; 8). На рис. 2 изображен график ее производной. Найдите число касательных к гра фику функции у = f(х), которые наклонены под углом в 135° к положительному направлению оси абсцисс.

                                                                                    Рис. 2

Пример 3 (для 9 класса).  Турист собрался в поход. В походе он сделал два привала и после второго привала вернулся на турбазу. На рисунке 4 изображен график движения туриста (по горизонтальной оси откладывается время в часах; по вертикальной — расстояние от турбазы в километрах). Используя график, ответьте на вопросы:

1) Сколько времени турист потратил на привалы?

2) С какой скоростью (в км/ч) он шел от первого до второго привала?

3) Какова средняя скорость туриста за все время движения (время на привалы не учитывать)?

Решение. 1) На первый привал турист по тратил 1 час, на второй — 2 часа, то есть — всего 3 часа.

2) За 2 часа, что турист находился в пути от первого привала до второго (6 — 4 = 2), он про шел 10 км (16 — 6 == 10). Значит, его скорость на этом участке была равна 10:2=5 (км/ч).

3) За время похода турист прошел 32 км (16 км до второго привала и столько же обратно), по тратив на это 13 часов. Так как 3 часа он потратил на привалы, то в пути турист находился 10 часов.

Поэтому его средняя скорость за всё время движения равна 32 : 10 = 3,2 (км/ч).                                                           Ответ: 1) 3 ч.;  2) 5 км/ч;  3) 3,2 км/ч.

Источник

1. Введение

Цели урока:

Повторить графики базовых функций и их преобразования: сдвиги по осям координат. Научиться строить графики функций с модулями. Целью урока также является развитие внимания, памяти, логического мышления и повышение интереса к предмету.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы закрепим ваши знания и умения строить графики функций, в частности путём преобразования графиков базовых функций, научимся строить графики функций, содержащих модули, и напишем самостоятельную работу для проверки полученных знаний.

2. Повторение пройденного материала.

2.1. Графики базовых функций.

Линейная функция

y = kx

при k > 0; k < 0.

<Рисунок 1>

y = kx + b

при k > 0 и b > 0; k > 0 и b < 0; k < 0 и b > 0; k < 0 и b < 0.

<Рисунок 2>

y = b

при b > 0; b < 0.

<Рисунок 3>

x = p

при p > 0; p < 0.

<Рисунок 4>

Степенная функция

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

Обратная пропорциональность

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

Функция арифметического квадратного корня

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

Модуль

<Рисунок 13>

<Рисунок 14>

2.2. Преобразование графиков базовых функций.

 y = x

  1. y = x + 3    – сдвиг на 3 единицы вверх по оси Oy
  2. y = x – 4    – сдвиг на 4 единицы вниз по оси Oy

<Рисунок 15>

y = x2

а) y = (x – 5)2     – сдвиг на 5 единиц вправо по оси Ox

б) y = (x + 3)2    – сдвиг на 3 единицы влево по оси Ox

<Рисунок 16>

y = – (x – 4)2 + 2

а) y = (x – 4)2

<Рисунок 17>

б) y = – (x – 4)2    – симметричное отображение графика относительно оси Ox

<Рисунок 18>

в) y = – (x – 4)2 + 2    – сдвиг на 2 единицы вверх по оси Oy

<Рисунок 19>

3. Объяснение нового материала. Графики функций, содержащие модули.

<Рисунок 20>

<Рисунок 21>

<Рисунок 22>

Оставить без изменения ту часть графика функции y = x – 4, точки которой находятся на оси Ox и выше этой оси, и симметрично относительно оси Ox отобразить ту часть графика, которая находится ниже оси Ox.

<Рисунок 23>

<Рисунок 24>

<Рисунок 25>

Оставить без изменения ту часть графика функции y = x2 – 6x + 5,  которая находится на оси Ox и выше этой оси, и симметрично относительно оси Ox  отобразить ту часть графика, которая находится ниже оси Ox.

<Рисунок 26>

Оставить без изменения ту часть графика функции y = |x2 – 6x + 5|, которая находится на оси Oy и справа неё; и симметрично относительно оси Oy отобразить ту часть графика данной функции, которая находится слева от оси Oy.

<Рисунок 27>

<Рисунок 28>

4. Подготовка к самостоятельной работе.

№1

<Рисунок 29>

<Рисунок 30>

№2

y = (x – 3)2 + 4

  1. y = x2
  2. y = (x – 3)2
  3. y = (x – 3)2 + 4

<Рисунок 31>

№3

<Рисунок 32>

  1. y = x2 – 2x – 3

<Рисунок 33>

x1, x2 – нули функции y = x2 – 2x – 3:

x2 – 2x – 3 = 0

x1 = 3, x2 = –1

(x0; y0) – координаты вершины параболы

<Рисунок 34>

(1; –4) – вершина параболы

<Рисунок 35>

<Рисунок 36>

<Рисунок 37>

<Рисунок 38>

5. Самостоятельная работа с самопроверкой с помощью проектора.

№1

<Рисунок 39>

<Рисунок 40>

№2

y = (x + 4)2 – 3

<Рисунок 41>

№3

<Рисунок 42>

<Рисунок 43>

6. Закрепление пройденного материала.

№1

Предварительный разбор и самостоятельное повторение графика функции

<Рисунок 44>

<Рисунок 45>

№2

<Рисунок 46>

<Рисунок 47>

№3

<Рисунок 48>

<Рисунок 49>

<Рисунок 50>

№4

<Рисунок 51>

<Рисунок 52>

<Рисунок 53>

<Рисунок 54>

<Рисунок 55>

<Рисунок 56>

<Рисунок 57>

<Рисунок 58>

<Рисунок 59>

<Рисунок 60>

Источник

Читайте также:  Какими химическими свойствами обладает этилен