В каком предложение содержатся антонимы

Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 2
А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?
1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.
2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, настоящий выдумщик.
3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.
4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
А2. Какое предложение содержит антонимы?
1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государственных банках.
2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.
3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов…
4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопехоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.
A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.
3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.
В молодости стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.
1) устаревший
2) лишённый оригинальности, новизны
3) острый
4) критический
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?
1) стремление
2) писаниям
3) крикливый
4) зрелые
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.
2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.
3) Согнувшись вдве погибели, он переступил порог низкого домика.
4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.
Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.
(1)Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(2)Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
(З)Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
(4)На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения А.А. Фета «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует ___ – средства выразительности, создающие атмосферу таинственности, эффект самопроизвольной жизни природы. ___(в первых трёх строчках), два из которых являются в то же время ___, делают картину вечера зримой, одухотворённой. Природа наделяется живой душой – этому способствуют ___(предложения 1, 2, 4). Разные виды ___(предложения 2, 3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и постоянных изменений природы.
Список терминов:
1) антонимы
2) олицетворения
3) эпитеты
4) безличные глаголы
5) однокоренные слова
6)гиперболы
7) сравнения
8)анафора
9) синтаксический параллелизм
Ответ:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 |
4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4, 3, 1, 2, 7 |
Ответы на Вариант 1
Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. Ответы на другие задания.
Источник
Антонимы.
Укажите предложение, в котором есть антонимы:
А) Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
В) Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.
С) Всё в Москве двигается и спешит.
Д) Наш попутчик рассказал грустную и поучительную историю.
Е) Солнце светило, сияло изо всех сил.
Укажите ряд антонимов:
А) Горячий, тёплый; В) Вражда, ненависть; С) Добро, сочувствие;
Д) Соединение, разъединение; Е) Истина, правда.
Антонимы-наречия:
А) Сытый голодного не разумеет.
В) Кто много говорит, тот мало делает.
С) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Д) Дома новы, но предрассудки стары.
Е) Ученье – свет, неученье – тьма.
Определите антоним к словосочетанию бедная растительность:
А) Убогая растительность; В) Пышная растительность; С) Небогатая
растительность; Д) Ничтожная растительность; Е) Скудная растительность.
Укажите ряд антонимов:
А) Добро, истина; В)Радость, счастье; С) Знание, невежество;
Д) Неслучайный, намеренный; Е) Лёгкий, сухой.
Антонимы – это:
А) Слова, имеющие одинаковое значение и принадлежащие к одной и той же части речи;
В) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.
С) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.
Д) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением.
Е) Устойчивые сочетания слов.
Укажите предложение, в котором есть антонимы:
А) Сияло солнце, вздыхало степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.
В) Шумели старые, печальные липы в сквере.
С) Мама улыбнулась, и лицо её освежилось.
Д) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение.
Е) Знание человека возвышает, а невежество унижает.
В составе предложения имеются антонимы:
А) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость.
В) Низкие цены и качественную сборку гарантирует вам фирма «Асель».
С) Черемшановцы – люди основательные, с устойчивыми нравами.
Д) Оскорбление тяжёлое, и общество офицеров постановляет поединок.
Е) Была без радости любовь – разлука будет без печали.
Укажите ряд антонимов:
А) Смотреть, глядеть; В) Дремлет, спит; С) Мёрзнуть, дрожать;
Д) Верность, преданность; Е) Любить, ненавидеть.
Укажите ряд антонимов:
А) Невежественный, грубый; В) Осторожный, расчётливый;
С) Праздный, праздничный; Д) Бережливый, экономный;
Е) Яркий, тусклый.
Укажите предложение, в котором есть антонимы:
А) Только истинная наука обладает даром предвидения, предсказания.
В) Рассказывал он свою историю с жаром, увлекательно.
С) Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
Д) Дул тёплый сухой ветер.
Е) Эта задача несложная, простая.
Укажите фразеологизмы – антонимы:
А) В двух шагах – за тридевять земель;
В) Выходить из себя – пасть духом;
С) Расхлёбывать кашу – воспрянуть духом;
Д) Сбросить маски – повернуться лицом;
Е) На худой конец – в первую голову.
Укажите фразеологизм – антоним выражению «бить баклуши»:
А) Убить двух зайцев; В) Открыть Америку; С) Гонять лодыря;
Д) Работать до седьмого пота; Е) Вбить в голову.
Найдите строчку антонимов:
А) Знание, умение; В) Опыт, открытие; С) Легко, трудно;
Д) Вывод, результат; Е) Доклад, сообщение.
В составе предложения имеются антонимы:
А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
В) Сытый голодного не разумеет.
С) Тяжёлая, одинокая слеза скатилась по её щеке.
Д) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню.
Е) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами.
Найдите строчку антонимов:
А) Правда, ложь; В) Доброта, милосердие; С) Значение, смысл;
Д) Успех, триумф; Е) Вера, удача.
Чем являются выделенные слова?
Книга научит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь,красоту и безобразие.
А) Паронимы; В) Антонимы; С) Многозначные слова; Д) Омонимы;
Е) Синонимы.
В составе предложения имеются антонимы:
А) Пушкин родился в 1799 году, его родители были дворяне.
В) И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
С) Птичка божья не знает ни заботы, ни труда.
Д) Я уже стар и не гожусь для борьбы.
Е) Ведь тут претензии на новые формы, на новую эру в искусстве?
Укажите ряд антонимов:
А) Истина, ложь; В) Скука, тоска; С) Передвижение, перемещение;
Д) Жестокость, бессердечие; Е) Грусть, тоска.
Укажите ряд антонимов:
А) Радость, счастье; В) Лёгкий, сухой; С) Добро, истина;
Д) Неслучайный, намеренный; Е) Знание, невежество.
Выделенные слова в данном предложении:
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
А) Многозначные слова; В) Паронимы; С) Синонимы; Д) Омонимы;
Е) Антонимы.
Укажите ряд антонимов:
А) Идти – бежать; В) Встречать – провожать; С) Писать – рисовать;
Д) Смотреть – видеть; Е) Думать – размышлять.
Укажите ряд антонимов:
А) В обрез – в обтяжку; В) Без оглядки – без просыпу;
С) Мало – много; Д) Хорошо – качественно; Е) Тихо – медленно.
Определите ряд антонимов:
А) Дать – взять; В) Лёгкий – невесомый; С) Волнение – тревога;
Д) Кричать – орать; Е) Печалиться – кручиниться.
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы:
А) Любишь кататься, люби и саночки возить.
В) Лошадка упряма, да везёт прямо.
С) Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
Д) Горе старит, а радость молодит.
Е) Не будет добра, коль между своими вражда.
Укажите антонимы:
А) Прошлое – минувшее; В) Чужбина – отечество; С) Великан – гигант;
Д) Петух – кочет; Е) Знаменитый – великий.
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы:
А) Ученье – свет, а неученье – тьма.
В) Человеку по работе воздаётся честь.
С) Нынче всякий труд в почёте, где какой ни есть.
Д) Друг познаётся в беде.
Е) Не бросай друга в несчастье.
Укажите ряд антонимов:
А) Дело, труд; в) Клятва, обещание; С) Храбрость, трусость;
Д) Успех, достижение; Е) Сердечность доброта.
Выделенные слова в предложении
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
являются:
А) Омонимами; В) Синонимами; С) Однозначными словами;
Д) Антонимами; Е) Диалектизмами.
Найдите строку антонимов:
А) Врач, доктор; В) Распорядок, режим;
С) Страх, боязнь; Д) Неприятель, противник; Е) Слабость, сила.
Код ответа. Антонимы.
Источник
«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка (Упражнения и тест)
Cтраница 2 из 2
Тест по теме «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка
1. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
2) (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются.
3) (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное.
4) (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.
2. Укажите предложения, в которых использованы антонимы.
1) (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
2) (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника?
3) (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
4) (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
3. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его.
2) (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.
3) (15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.
4) (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?
4. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.
2) (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
3) (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.
4) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
5. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!
2) (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
3) (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4) (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.
6. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.
2) (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
3) (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
4) (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
7. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?
1) (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
2) (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
3) (15)Поэт – это сейсмограф, компас.
4) (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.
8. В каком предложении есть синонимы?
1) (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
2) (11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления.
3) (26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий.
4) (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку…
9 Какие слова используются автором как контекстные синонимы?
1) правдиво — не ново (предложение (4)Знакомо… правдиво… не ново».
2) глубины — тонкости (предложение (16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
3) мещанская — узкая (предложение (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
4) работать — страдать (предложение (19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре¬красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.)
10. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?
1) (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной.
2) (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане.
3) (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева.
4) (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле.
11. В каком предложении употребляются контекстные синонимы?
1) (6)Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь.
2) (26)Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
3) (50)И я чувствую себя тщедушным и маленьким.
4) (52)И на здоровенные солдатские ботинки.
12. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) . (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!
2) .(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
3) (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»?
4) (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
13. В каких предложениях употреблены контекстные синонимы?
1) (1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.
2) (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
3) (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.
4) (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!
14. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?
(2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.
1) фантазии
2) выдумки
3) басни
4) труды
15. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм
1) (1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг.
2) (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора.
3) (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
4) (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.
16. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.
2) (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
3) . (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть.
4) (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий…
17. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.
1) (1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
2) (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
3) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
4) (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
18. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
2) (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
3) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
4) (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
19. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
1) (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому.
2) (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма!
3) (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
4) (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее.
20. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
2) (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
3) (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
4) (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Ответы:
<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
Источник