В каком предложение содержатся антонимы не хвали
Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 2
А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?
1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.
2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, настоящий выдумщик.
3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.
4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
А2. Какое предложение содержит антонимы?
1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государственных банках.
2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.
3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов…
4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопехоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.
A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.
3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.
В молодости стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.
1) устаревший
2) лишённый оригинальности, новизны
3) острый
4) критический
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?
1) стремление
2) писаниям
3) крикливый
4) зрелые
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.
2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.
3) Согнувшись вдве погибели, он переступил порог низкого домика.
4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.
Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.
(1)Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(2)Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
(З)Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
(4)На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения А.А. Фета «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует ___ – средства выразительности, создающие атмосферу таинственности, эффект самопроизвольной жизни природы. ___(в первых трёх строчках), два из которых являются в то же время ___, делают картину вечера зримой, одухотворённой. Природа наделяется живой душой – этому способствуют ___(предложения 1, 2, 4). Разные виды ___(предложения 2, 3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и постоянных изменений природы.
Список терминов:
1) антонимы
2) олицетворения
3) эпитеты
4) безличные глаголы
5) однокоренные слова
6)гиперболы
7) сравнения
8)анафора
9) синтаксический параллелизм
Ответ:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 |
4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4, 3, 1, 2, 7 |
Ответы на Вариант 1
Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. Ответы на другие задания.
Источник
«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка (Упражнения и тест)
Cтраница 2 из 2
Тест по теме «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка
1. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
2) (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются.
3) (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное.
4) (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.
2. Укажите предложения, в которых использованы антонимы.
1) (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
2) (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника?
3) (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
4) (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
3. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его.
2) (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.
3) (15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.
4) (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?
4. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.
2) (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
3) (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.
4) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
5. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!
2) (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
3) (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4) (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.
6. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.
2) (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
3) (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
4) (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
7. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?
1) (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
2) (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
3) (15)Поэт – это сейсмограф, компас.
4) (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.
8. В каком предложении есть синонимы?
1) (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
2) (11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления.
3) (26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий.
4) (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку…
9 Какие слова используются автором как контекстные синонимы?
1) правдиво — не ново (предложение (4)Знакомо… правдиво… не ново».
2) глубины — тонкости (предложение (16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
3) мещанская — узкая (предложение (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
4) работать — страдать (предложение (19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре¬красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.)
10. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?
1) (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной.
2) (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане.
3) (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева.
4) (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле.
11. В каком предложении употребляются контекстные синонимы?
1) (6)Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь.
2) (26)Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
3) (50)И я чувствую себя тщедушным и маленьким.
4) (52)И на здоровенные солдатские ботинки.
12. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) . (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!
2) .(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
3) (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»?
4) (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
13. В каких предложениях употреблены контекстные синонимы?
1) (1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.
2) (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
3) (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.
4) (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!
14. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?
(2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.
1) фантазии
2) выдумки
3) басни
4) труды
15. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм
1) (1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг.
2) (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора.
3) (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
4) (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.
16. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.
2) (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
3) . (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть.
4) (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий…
17. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.
1) (1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
2) (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
3) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
4) (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
18. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
2) (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
3) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
4) (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
19. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
1) (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому.
2) (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма!
3) (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
4) (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее.
20. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
2) (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
3) (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
4) (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Ответы:
<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
Источник
Дата проведения__________________ ФИ_____________________________________
Класс____________________
Контрольное тестирование по теме «Лексика».
Вариант 1
1.Укажи ряд, в котором все слова являются синонимами.
1)ясный, понятный, незнакомый;
2)смелый, ласковый, строгий;
3)интересный, увлекательный, занятный;
4)горячий, холодный, жаркий.
2.Укажи словосочетание, в котором есть слово в переносном значении.
1)солнечный день;
2)вершина горы;
3)железный гвоздь;
4)волчий аппетит.
3.Укажи, в каком предложении допущена лексическая ошибка.
1)Мы шли по лосиному следу.
2)3ачинщик сделал много интересных дел на заводе.
3)В дорогу с собой он взял несколько интересных книг.
4)Холодный резкий ветер пробирает до костей.
4.Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов, называется
1)словообразованием;
2)лексикологией;
3)фразеологией;
4)орфоэпией.
5.Укажи ряд слов, в котором слова не являются антонимами.
1 )бежать-стоять;
2)храбрый -трусливый;
3 )невежа-невежда;
4)близко-далеко.
6.Какой из фразеологизмов имеет значение ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ?
1)ноги протянуть;
2)руки чешутся;
3)себе на уме;
4)утащить из – под носа.
7.Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении
1 )золотые листья 3 )золотые часы
2)золотой характер 4)золотой дождь
8.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.
1 )девочка идет 3 )вода льется
2)собака лает 4)море смеется
9.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.
1 )от мала до велика 3)стар и млад
2)целиком и полностью 4)рано или поздно
10.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.
1)На чужой сторонушке рад своей воронушке.
2)Горькая правда лучше сладкой лжи.
3)Ученье – свет, а неученье – тьма.
4)Мал золотник, да дорог.
11.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному дороги.
1 )сооружают 3 )воздвигают
2)строят 4)прокладывают
12.Укажите лексическое значение выделенного слова.
Расстояние между собаками и медведем стремительно сокращалось.
1)сжаться
2)выразиться в меньших единицах
3) уменьшиться в объеме
4)стать короче
13.Укажи словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя.
1)крепкая ткань
2)крепкие руки
3)крепкий ливень
4)крепкий орех
14.Укажи слово, в котором ударение падает на второй слог.
1 )доктор 3)послание
2)задавать 4)мальчик
Дата проведения__________________ ФИ_____________________________________
Класс____________________
Контрольное тестирование по теме «Лексика».
Вариант 2
1 Значение какого слова определено неверно?
1)ландыш-цветок семейства лилейных
2)пейзаж-описание внутреннего вида помещения
3)аромат- очень приятный запах
4)подлежащее- один из главных членов предложения.
2.В предложении К УТРУ МЕЛКИЙ ДОЖДЬ УСНУЛ в переносном значении употреблено слово
1 )мелкий 2)к утру 3)дождь 4)уснул
3.Укажи, в каком предложении допущена лексическая ошибка.
1)Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.
2)Маша любила яркие, эффективные платья.
3)Девушка неуверенно шла по льду.
4)Эта семья жила на центральной улице города.
4.Устойчивое сочетание слов называется
1 )омонимом
2)синонимом
3)антонимом
4)фразеологизмом.
5.Слова какой пары не являются синонимами?
1 )быстро-медленно
2)малый -короткий
3)друг-приятель
4)сильный -храбрый.
6.Какой из фразеологизмов не означает ГОЛОДАТЬ?
1)питаться воздухом
2)положить зубы на полку
3)маковой росинки во рту не было
4)чесать языком.
7.Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.
1 )хвост кометы 3 )хвост лисы
2)хвост поезда 4)хвост самолета
8.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.
1)щёки горят 3)дети шумят
2)звери спят 4)человек молчит
9.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.
1)Ни дать ни взять 3)в огонь и в воду
2)С больной головы на здоровую 4)из пустого в порожнее
10.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.
1)Кто умеет веселиться, того горе боится.
2)Человек с друзьями, как степь широкая, а без друзей, как ладонь узкая.
3)Храбрый побеждает, а трус погибает.
4)Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага.
11.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному водопад.
1)бежит 3)течёт
2)струится 4)низвергается
12.Укажите лексическое значение выделенного слова.
Когда солнце скрылось за далекие горы, стало быстро темнеть.
1 )имеющее большое протяжение
2)что-то происходящее на большом расстоянии
3) Находящееся далеко
4)отдаленное большим промежутком времени.
13.Отметь многозначное слово.
1)ветер
2)овраг
3)равнина
4)загладить
14.Укажи слово, в котором неправильно выделен ударный слог.
1 )кОфе 3)атЕлье
2)диалОг 4)модЕль
Ответы к тесту по теме «Лексика»
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.3 2.4 3. 2 4.3 5.2 6.3 7.2 8.3 9.4 10.2 11.4 12.4 13.4 14.3 15.3 | 1.2 2.4 3.2 4.3 5.4 6.1 7.4 8.3 9.1 10.4 11.1 12.4 13.3 14.4 15.3 |
Источник