В каком предложение содержится слово со значением

В каком предложение содержится слово со значением thumbnail

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте. В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа. Внимательно читай задания! Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Вариант 1 _________________________________________________

1. В каком ряду даны только звонкие согласные?

  1. [c], [ш]

  2. [л] , [к]

  3. [м], [р]

  4. [ч], [б]

2. Найди транскрипцию к слову ветка.

  1. [в э т к а]

  2. [вי э т к а]

  3. [вי е т к а]

  4. [в е т к а]

3.В каком слове ударение падает на второй слог?

  1. впереди

  2. овощи

  3. космонавт

  4. звонит

4. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

  1. паук, паутина

  2. дорога, путь

  3. мешок, мешать

  4. история, летопись

5.Какое слово нельзя перенести?

  1. роща

  2. искра

  3. зола

  4. огонь

6. В каком слове на месте пропуска должна быть буква Т ?

  1. опас…ный

  2. напрас…ный

  3. вкус…ный

  4. радос…ный

7. Укажи раздельное написание.

  1. (по)пал в мишень

  2. (за)шёл в магазин

  3. (на)брали много грибов

  4. бежал (по)дорожке

8. Разберите слова по составу:

полетел придорожный кофе

9. Подчеркните служебные части речи:

Имя существительное, прилагательное, частица, союз, глагол, предлог, наречие.

10. В каком слове пропущена безударная гласная Е ?

  1. скр…пучий

  2. кр…чать

  3. б…гуны

  4. ц…ркач

11. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь?

  1. от…езд, об…явление

  2. с…ёмка, сем…я

  3. солов…и, в…юга

  4. об…единить, л…ются

12. Укажи главные члены предложения.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

  1. В воздухе кружились

  2. Пушистые снежинки

  3. Кружились снежинки

  4. Кружились пушистые снежинки

13. В предложении В учебнике по математике много занимательных заданий.

слово по математикестоит в

  1. Именительном падеже

  2. Дательном падеже

  3. Творительном падеже

  4. Предложном падеже

14.Какое существительное относится к третьему склонению?

  1. внучка

  2. глаз

  3. сырость

  4. риск

15. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст.

  1. Котята устроили на столе беспорядок.

Б. Однажды мальчик готовил уроки и не убрал со стола тетради и книги.

  1. Пушок и Барсик прыгнули на стол.

Г. У Володи жили котята Пушок и Барсик.

  1. ______ 2) ______3) _____ 4) ______

Прочитай текст и выполни задания 16-18

(1)За то, что Колька лечил больных и раненых птиц, мама называла его птичьим доктором. (2) Колька отпускал своих пациентов сразу, как только они выздоравливали. (3) Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого было не по себе. (4) – Неужели они совсем не привыкают ко мне? Так торопятся … – жаловался он маме. (5) – Они хотят показать тебе, как окрепли их крылья – в этом и есть их благодарность.

(По А. Алексину)

    1. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Раненые птицы

  2. Птичья благодарность

  3. Клетка с птицами

  4. Коля и мама

    1. В каком предложении содержится слово со значением «стать сильнее»?

  1. В предложении 1

  2. В предложении 2

  3. В предложении 3

  4. В Предложении 5

    1. Когда Колька отпускал своих пациентов?

  1. когда они выздоравливали

  2. когда они ему надоедали

  3. когда наступала весна

  4. когда птицы начинали шуметь

Источник

  • Какой ряд слов является синонимическим?
    A) Холод, зной, ветер.
    B) Погода, климат, температура.
    C) Лебедь, ворона, скворец.
    D) Родина, отчизна, отечество.
    E) Часы, пояс, гребень.
    2. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
    A) Желтые листья медленно падали на землю.
    B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
    C) И редкий солнца луч, и первые морозы.
    D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
    E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.
    3. Укажите ряд, включающий антонимы:
    A) Чистый, свежий.
    B) Высокий, низкий.
    C) Адресат, адресант.
    D) Умный, мудрый.
    E) Окно, подоконник.
    4. В  каком  ряду  все  слова- синонимы?
    A) Лингвист,  историк,  литературовед
    B) Изучать, упрамиться,  штудировать.
    C) Фрукты, овощи, вишня
    D) исполнитель, конкурент,  дебютант.
    E) время, период, эпоха, эра
    5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:
    A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.
    B) Автобус, пианино, гитара
    C) Гипотенуза, Ом, бином,
    D) Дорога, лист, стол.
    E) Снегоход, снегирь, снегурочка.
    6. В каком ряду представлены омонимы:
    A) Кран, перо, лук.
    B) Город, село, поселок.
    C) Подозрительно, неспроста, недаром.
    D) Листья, яблоня, мята.
    E) Юг, байдарка, май.
    7. Укажите предложение с переносным значением слов.
    A) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
    B) Бери же скорей кисть и рисуй портреты со всего города!
    C) Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.
    D) Пришла пора капусту рубить.
    E) Ослепительный свет солнца.
    8. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
    A) Строевой лес, строевой командир
    B) Тревожный день, беспокойный день.
    C) Еда, пища, кушанье
    D) Бросать, кидать, швырять.
    E) Метель, пурга, буран.
    9. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
    A) Ротация, литеры, матрица.
    B) Бесконечный, бескрайний, необъятный.
    C) Письменный стол, обеденный стол.
    D) Капитанская рубка, рубка леса.
    E) Мчаться, бежать, нестись.
    10. Найдите строчку антонимов:
    A) Опыт, открытие.
    B) Легко, трудно.
    C) Доклад, сообщение.
    D) Вывод, результат.
    E) Знание, умение.
    11. Найдите строчку антонимов.
    A) Улыбка, привет.
    B) Внимание, новости.
    C) Жара, холод.
    D) Цветы, букет.
    E) Новость, сообщение.
    12. Найдите строчку антонимов.
    A) Правда, ложь.
    B) Значение, смысл.
    C) Успех, триумф.
    D) Вера, удача.
    E) Доброта, милосердие.
    13. Найдите строчку синонимов.
    A) День, ночь.
    B) Жара, холод.
    C) Утро, вечер.
    D) Пурга, буран.
    E) Рассвет, полночь.
    14. Найдите строчку синонимов.
    A) Издание, поручение.
    B) Открытие, известность.
    C) Изречение, афоризм.
    D) Поиск, неудача.
    E) Причина, следствие.
    15. Найдите строчку синонимов.
    A) Книга, газета.
    B) Роман, телепередача.
    C) Конец, начало.
    D) Содержание, заключение.
    E) Отрывок, фрагмент.
    17. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Лексическое значение- это …
    A) Начальная форма слова.
    B) Толкование, значение слова.
    C) Скрытый смысл слова.
    D) Принадлежность к стилю.
    E) Словарный состав языка.
    18. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Синонимы – это слова…
    A) с противоположным значением
    B) одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения
    C) одной и той же части речи, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные
    D) которые имеют переносное значение.
    E) имеющие несколько лексических значений.
    28. Определите,  в каком варианте содержится правильный ответ: 
    Слова  многозначные…
    A) обозначают одно и то же , отличаются оттенками значений.
    B) имеют несколько лексических значений.
    C) одинаковы по звучанию и написанию , но разные по значению.
    D) имеют переносное значение.
    E) имеют несколько лексических значений.
    19. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ:
    Слова однозначные….

    A) обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений.
    B) имеют несколько лексических значений.
    C) имеют одно значение.
    D) имеют переносное значение.
    E) одинаковые по звучанию и написанию , но разные по значению.
    20. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
    A) Ледяная глыба.
    B) Голубое море.
    C) Копировать чертеж.
    D) Ослепительная красота.
    E) Железные гвозди.
    21. Определите, в каком варианте слова устаревшие:
    A) Кафтан, ендова, светец.
    B) Аквариум, вентилятор, фонтан.
    C) Акванавт, луноход, прилуниться.
    D) Коксохимия, шихта, шамот.
    E) Яруга, кочет, буран.

  • 1-D. 2-B. 3-B. 4-E. 5-D. 6-A. 7-A. 8 –A. 9-D. 10-B. 11-C. 12-A. 13-D. 14-C. 15-E. 16-B. 17-B. 18-E. 19-C. 20-D. 21-A

    Источник

    Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

    Вариант 1.

    1.      Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

    А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

    Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

    В) Лексика – это словарный запас одного человека.

    Г) Основная единица лексикологии – слово.

    2.      В каком словаре можно уточнить значение слова?

    А) орфографическом                 В) этимологическом

    Б) орфоэпическом                      Г) толковом

    3.      Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?

    А) внимательный                      В) чувствительный

    Б) преданный                             Г) порядочный

    4.      Какое слово является однозначным?

    А) изморозь                                   В) кисть

    Б) ручка                                          Г) трубить

    5.      Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

     А) золотое кольцо

     Б) тёмная ночь

     в) серебряные волосы

     Г) идет по дороге

    6.      В каком предложении есть метафора?

    А) Завтра мы поедем на экскурсию.

    Б) В саду пожелтели листья.

    В) В саду горит костёр рябины красной.

    Г) В этом году уродилось много яблок.

    7.      Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.

              8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

                      А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.

                      Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.

                      В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами.

                     Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.

          9. В каком предложении есть антонимы?

    А) Рана заживает, а рубец остаётся.

    Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

    В) Метель метёт, и вьюга плачет.

    Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

           10. В каком предложении есть синонимы?

    А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

    Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

    В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

    Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

           11.  Укажите ВЕРНОЕ суждение:

    А) Слова конь и лошадь являются антонимами.

    Б) Слова конь и  лошадь являются синонимами.

    В) Слова конь и лошадь являются омонимами.

    Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.

    Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

          12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.

         13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ.

    Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

    Вариант 2.

    1.      Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

    А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

    Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

    В) Лексикон – это словарный запас.

    Г) Основная единица лексикологии – слово.

    2.      В каком словаре можно уточнить значение слова?

    А) орфографическом                 В) толковом

    Б) орфоэпическом                      Г) этимологическом

    3.      Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»?

    А) бесполезный                                       В) безалаберный

    Б) несамостоятельный                            Г) неумелый

    4.      Какое слово является однозначным?

    А) высший                                      В) расцвести

    Б) барсук                                         Г) локоть

    5.      Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

     А) читает письмо

     Б) ветер воет

     в) старинная крепость

     Г) хлебный магазин

    6.      В каком предложении есть метафора?

    А) Упали первые капли дождя.

    Б) Ребята поехали на соревнования.

    В) Вода в реке стала холодная.

    Г) В саду горит костёр рябины красной.

    7.      Из предложения Вздыхая, ширится волна (И. Бунин) выпишите слово(-а), которое (-ые) имеет(-ют) переносное значение.

              8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

                      А) Мальчик почти всегда улыбался. – Девочка немного грустная.

                      Б) Яблоня вся покрылась белым цветом. – На яблоне появились первые яблоки.                 

                    В) Бор – один из химических элементов. – Впереди мы увидели сосновый бор.                       

    Г) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.

          9. В каком предложении есть антонимы?

    А) Хлеб мягкий, свежий.

    Б) Ищи не дом, а соседей.

    В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

    Г) Корень учения горек, а плод его сладок.

            10. В каком предложении есть синонимы?

    А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

    Б) Сова спит днём, а охотится ночью.

    В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

    Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

          11.  Укажите ВЕРНОЕ суждение:

    А) Слова день и ночь являются синонимами.

    Б) Слова день и ночь являются антонимами.

    В) Слова диван и кресло являются омонимами.

    Г) Слова добрый (ребёнок) и добрый (конь) являются синонимами.

    На нашем пути была красивая река с широкими берегами.

          12. Выпишите из предложения слово – антоним к слову УЗКАЯ.

         13. Запишите синоним к слову ПУТЬ.

    Ответы к  Контрольной работе по теме «Лексика. Культура речи».

    Вариант 1

    Вариант 2

    В

    1.

    А

    Г

    2.

    В

    Г

    3.

    В

    А

    4.

    Б

    В

    5.

    Б

    В

    6.

    А, Г

    дышит

    7.

    вздыхая

    Б

    8.

    Г

    Г

    9.

    Г

    А

    10.

    В

    Б

    11.

    Б

    бодро

    12.

    широкими

    узкой

    13.

    дорога

    Источник

    Данные задания олимпиады предназначены для учащихся 10-го класса и охватывают практически все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умении работать с речевыми ошибками.

    Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-й класс

    Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

    Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

    Задание 2. (5 баллов) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

    Медведь, очки, петух, печаль, председатель, работа, сейчас, созерцать, уважать, урожай

    Задание 3. (8 баллов)От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

    1. Архангельск –
    2. Одесса –
    3. Кострома –
    4. Киев –
    5. Курск
    6. Пермь-
    7. Рим –
    8. Баку –

    Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

    адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

    Задание 5. (8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

    Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

    Задание 6. (12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

    1. а) Он грустно улыбнулся.
      б) Его лицо грустно.
      в) Сегодня ему было особенно грустно.

    2. а) Мы опять явились на то место.
      б) В магазин-то сходил?
      в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

    3. а) Отец шел мне навстречу.
      б) Мы торопились на встречу с другом.
      в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

    4. а) Он жил в доме напротив.
      б) Напротив школы был стадион.
      в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной

    Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

    Не внемлют! Видят – и не знают!
    Покрыты мздою очеса:
    Злодействы землю потрясают,
    Неправда зыблет небеса.
    (Г. Державин. Властителям и судиям)

    Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.

    1. Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
    2. Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
    3. Швабрину наплевать на мнение окружающих.
    4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
    5. Человек ведёт праздничную жизнь.
    6. Это свойство свойственно всем писателям.
    7. Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
    8. Жилин радовался, что обратно может совершить побег.

    Задание 9. (12 баллов) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?

    Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

    Тихо в чаще можжевеля по обрыву
    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
    Над речным покровом берегов
    Слышен синий лязг ее подков.
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    (С. Есенин)

    Задание 11. (5 баллов) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:

    Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера!..(Н.В. Гоголь)

    Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

    1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
    2. С какой целью автор использует диалектные слова и ряд однородных членов в предложении?
    3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
    4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

    Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

    «Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

    Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

    Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

    Ступни (местн.) – лапти.

    Максимально – 100 баллов

    Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе 

    №1. Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

    По 0,5 балла за верный ответ.

    Всего – 5 баллов.

    №2.

    • Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).
    • Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.
    • Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».
    • Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» (пекло – «жар, зной»).
    • Председатель – собственно русск., образовано на базе сочетания «сесть впереди, занять первое место». Проверочное слово – сесть.
    • Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».
    • Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.
    • Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.
    • Уважать – польск., восходит к общеславянск. важный, образованному от существительного вага – «вес, тяжесть»
    • Урожай – исконно русск., образовано от той же основы, что урод, род. Урожай – «то, что уродилось».

    По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

    Всего – 5 баллов

    №3.

    архангелогородцы, -ец, -ка 
    одесситы, -ит, -ка 
    костромичи, -ич, жительница Костромы 
    киевляне, -ин, -ка 
    куряне, -ин, -ка
    пермяки, -як, -ячка 
    римляне, -ин, -ка 
    бакинцы, -ец, -ка

    По 1 баллу за каждое верно образованное слово.

    Всего – 8 баллов 

    №4.

    Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
    Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

    Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 
    Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

    Гарантийный – относящийся к гарантии.
    Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

    По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

    Всего – 6 баллов

    №5. Фразеологизмы:

    Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

    По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

    Всего – 8 баллов 

    №6

    1. а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.
    2. а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.
    3. а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.
    4. а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

    По 1 баллу за правильно названную часть речи.

    Всего – 12 баллов 

    №7.

    • Внемлют – форма настоящего времени от глагола внимать; лексическое значение глагола внимать – «слушать, воспринимать»; от него исторически образованы внимание, внимательный.
    • Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата, вознаграждение, взятка»; исторические производные – возмездие, мздоимец.
    • Очеса – форма множественного числа от око – глаз; производные от слова око с исторической точки зрения очный, очки, воочию, окно.
    • Зыблет – форма глагола зыбать в значении «колебать, качать»; исторические производные – зыбкий, зыбучий, незыблемый зыбь, зыбка.

    Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

    №8

    1. Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
    2. Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).
    3. Швабрин не считается с мнением окружающих. (Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.)
    4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).
    5. Человек ведёт праздную жизнь. (Неразличение паронимов)
    6. Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).
    7. Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).
    8. Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

    По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

    За указание типа ошибки – 0,5 б.

    Всего – 8 баллов 

    №9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

    Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

    За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

    За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

    Всего – 12 баллов 

    №10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

    По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

    Всего – 4 балла 

    №11 Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера!..

    (Н.В.Гоголь)

    Максимально – 5 баллов (по школьной оценочной системе) 

    №12 Задание. Сочинение-рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

    Максимальное количество – 15 баллов.

    1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
      Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

    2. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
      Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

    3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
      Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

    4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
      В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

    Максимальное количество – 100 баллов.

    Источник