В каком предложении содержится информация
ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ
(1)В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.
(2)А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.
(3) И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от хмельной радости обновления?
(4) В тот день меня разбудила синица. (5)Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. (6)Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде.
(7)Весна вся в движении. (8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе. (9)3арядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. (10)Трубач, увидев сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. (11)Он давно ожидал, когда я наконец начну собираться.
(12) — Идём, дружище, весну встречать.
(13) 3а городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.
(16)… В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом — рыжий дуб на краю опушки.
(21) — Не помешал?
(22) — Нет, пожалуйста.
(23) — Холодно работать, — посочувствовал я.
(24) — Холодновато, — передёрнул плечами художник. — (25)Руки зябнут. (26)Но что поделаешь? (27)Искусство, как говорится, требует жертв. (28)А тут ещё откуда-то снег взялся. (29)Приходится вот пережидать.
(30)— Удивительное это время — март, — продолжал художник, потирая над огнём одна о другую выпачканные красками руки.(31)— Голые деревья, голые поля, лужи и грязь на дорогах.
(32)Но встанешь утром, а на стене — зайчик. (33)И улыбаешься, как школьник. (34)А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят — по грязи, по лужам. (35)Чёрт знает что такое!
(З6)Взрослый человек!
(37)Снегопад внезапно прекратился. (38)По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. (39)Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.
(40) — Вот и солнце! — обрадовался живописец и поспешил к холсту.
(41) Он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. (42)Сидя у огня, я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.
(43) — Здорово у вас получается! — не удержался я.
(44) Художник обернулся на мои слова и, усмехнувшись, поморщился.
(45) — Я вот понесу холст домой, а по дороге тоже будут восхищаться: (46)«Как живописно! (47)Смотрите, какая прелесть!
(48)Неужели у нас есть такие места?» (49)Но никому и невдомёк, что я несу букет без запаха. (50)Самое главное — аромат не сумел унести с собой. (51)Он остался здесь, в лесу. (52)А вы говорите, получается… (53)Чёрта с два! (54)Вот если бы принести горсть лесного тумана или сберечь хоть одну снежинку и показать людям — это было бы действительно здорово!
(55)Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать.
(56)Но попробуй донеси! (57)Вот он, шельмец, журчит в кустах.
(58)Там и ручеёк-то — кружка воды. (59)Но шуму — на весь лес.
(60)То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. (61)Попробуй изобрази. (62)И всё же надо добиваться. (63)Ведь можно, я знаю.
(64)Могли же Левитан, Васильев, Шишкин…
(65)Как донести, не расплескать всё это и рассказать о весне, поре великого обновления?
(По Е. Носову *)
* Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, герой Социалистического труда, в 2001 г. был удостоен литературной премии им. А. Солженицына. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «За долами, за лесами», «Варька», «И уплывают пароходы, и остаются берега» и др.
Источник
Контрольная работа по главе II «Развитие языка и информационная культура»
I вариант
I. Формы общения в информационную эпоху:
1.1. Установите соответствие
А) зарождение общечеловеческой цивилизации 1) 70-е годы XX века
Б) процесс глобализации 2) середина XV века
В) создание информационного общества 3) конец XIX века
1.2. Выберите отличительные признаки электронного письма как жанра:
А) виртуальное явление
Б) материальное воплощение
В) этикетные формулы размываются
Г) строгое следование этикету письма
Д) обязательное соблюдение орфографических и пунктуационных норм
Е) особые средства выражения экспрессии
II. Тест
2.1. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове отойди три слога
Б) в слове любишь все согласные звуки имеют пару по твёрдости/мягкости
В) в слове заступаться все согласные звуки твёрдые
Г) в слове лишь второй согласный звук твёрдый
2.2. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения:
А) зарослей Б) положение В) поскакал Г) наклонившись
2.3. Укажите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующей согласной:
А) вскоре Б) открыть В) истратить Г) спросить
2.4. Замените словосочетания, построенные на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичными словосочетаниями со связью ПРИМЫКАНИЕ и запишите их:
А) летний отдых В) турецкий кофе
Б) клетчатое платье Г) бежевый цвет
2.5. В каждой группе укажите слово с чередующейся гласной в корне:
А) 1) петляя; 2) провалиться; 3) пробирает; 4) выдержали;
Б) 1) домашняя; 2) крикливая; 3) пролистать; 4) прикоснуться;
В) 1) подбирать; 2) передавать; 3) выстригать; 4) сбивать
III. Прочитайте текст и выполните задания 1-9.
Когда-то очень давно на Среднем Дону олени жили, потом их извели охотники и исчезновение лесов. (2) После революции в леса севернее Воронежа было выпущено несколько оленей, привезённых из Германии для царских охотников. (3) На воле звери постепенно размножились и вместе с лосями, пришедшими с севера, и бобрами стали основой созданного заповедника.
(4) Число оленей росло, и к 70-м годам прошлого века их стало более полутора тысяч голов. (5) Стало ясно: прокормить такое стадо заповедник не сможет. (6) Оленей стали расселять по соседним лесам, да и сами животные стали искать кормные места. (7) Стратегию «держать животных возможно большим числом» надо было пересматривать, но, как это бывает часто, перестарались, новую стратегию «помогали» проводить волки и браконьеры. (8) Теперь в заповеднике осталось пятьдесят оленей. (9) Считают, численность их надо довести до четырёх сотен. (10) Поправить ситуацию можно, в стране сейчас более трёх тысяч оленей – «воронежские». (11) Но надо бережней относиться к тому, что осталось…
(В. Песков)
3.1. В каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему стратегию максимального увеличения количества оленей в заповедниках пришлось пересматривать?»
А) Олени самостоятельно расселялись по соседним лесам и причиняли им вред.
Б) Олени подвергались опасности из-за волков и браконьеров.
В) Заповедник не в состоянии прокормить слишком большое стадо оленей.
Г) Численность оленьего стада в заповеднике невозможно контролировать.
3.2. Выпишите грамматические основы из предложений 4,5.
3.3. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 7.
3.4. Найдите среди предложений 3-6 предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите определение.
3.5. Выпишите из предложений 8-10 составное именное сказуемое.
3.6. Найдите среди предложений 9-11 безличное предложение (части сложных предложений), выпишите главный член из каждого безличного предложения.
3.7. Найдите в предложениях 5-7 диалектное слово, выпишите его.
3.8. Замените разговорное слово перестарались в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением).
3.9*. В предложениях есть слова, взятые в кавычки, чтобы подчеркнуть их употребление в необычном или переносном значении. Выпишите эти слова.
II вариант
I. Формы общения в информационную эпоху:
1.1. Установите соответствие
А) процесс глобализации 1) середина XV века
Б) зарождение общечеловеческой цивилизации 2) конец XIX века В) создание информационного общества 3) 70-е годы XX века
1.2. Выберите отличительные признаки электронного письма как жанра:
А) материальное воплощение
Б) этикетные формулы размываются
В) виртуальное явление
Г) особые средства выражения экспрессии
Д) строгое следование этикету письма
Е) обязательное соблюдение орфографических и пунктуационных норм
II. Тест
2.1. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове учиться все согласные звуки глухие
Б) в слове неловко буквой в обозначен звук [ф]
В) в слове сдаваться первый звук [з]
Г) в слове дразнилки все согласные звуки звонкие
2.2. Укажите слово, в котором правописание не является исключением из правил:
А) равнина Б) пловчиха В) вскочивший Г) полог
2.3. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости/звонкости последующего согласного:
А) избили Б) растревоженный В) воспитание Г) втроём
2.4. Замените словосочетания, построенные на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичными словосочетаниями со связью СОГЛАСОВАНИЕ и запишите их:
А) куртка отца В) работа ученика
Б) ткань для джинсов Г) компьютер деда
2.5. Укажите причастия, правописание которых определяется правилом: «НЕ с причастием пишется слитно, если причастие образовано от глагола, который без НЕ не употребляется»:
А) невзлюбивший его В) неполученная записка
Б) недоработанный мною Г) недоумевающие из-за решения
III. Прочитайте текст и выполните задания 1-8.
Неожиданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. (2) Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. (3) И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. (4) Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.
(5) Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. (6) Посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (7) Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8) Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
( По Ю. Нагибину)
3.1. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
3.2. Найдите в предложениях 8, 9 два словосочетания, построенные на основе согласования, которые можно заменить синонимичными словосочетаниями со связью управление.
3.3. Из предложений 6-9 выпишите обособленный уточняющий член предложения.
3.4. Укажите, в каком значении употребляется слово ледяной в предложении 4:
А) застывший В) враждебно холодный
Б) очень холодный Г) состоящий изо льда
3.5. Укажите, какие средства выразительности речи используются в предложении 6:
А) метафора В) противопоставление
Б) сравнительный оборот Г) гипербола
3.6. Выпишите из предложений 1-3 диалектное слово, замените его нейтральным словосочетание, объясняющим значение слова.
3.7. Из предложений 5-7 выпишите обособленные согласованные одиночные определения.
3.8. Выпишите грамматические основы из предложений 2,3.
III вариант
I. Формы общения в информационную эпоху:
1.1. Установите соответствие
А) создание информационного общества 1) середина XV век Б) зарождение общечеловеческой цивилизации 2) конец XIX века В) процесс глобализации 3) 70-е годы XX века
1.2. Выберите отличительные признаки электронного письма как жанра:
А) обязательное соблюдение орфографических и пунктуационных норм
Б) этикетные формулы размываются
В) виртуальное явление
Г) строгое следование этикету письма
Д) особые средства выражения экспрессии
Е) материальное воплощение
II. Тест
2.1. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове неизменно все согласные звуки звонкие
Б) в слове молниях все согласные звуки не имеют пары по глухости/звонкости
В) в слове цветок все согласные звуки имеют пары по глухости/звонкости
Г) в слове лестница 7 звуков
2.2. Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением:
А) утешительный Б) запевала В) молодчик Г) квалификация
2.3. Укажите слова, в которых написание приставки определяется её значением «неполнота действия»:
А) прихрамывать Б) пристроить В) приумолк Г) притворщик
2.4. Замените словосочетания, построенные на основе ПРИМЫКАНИЯ, синонимичными словосочетаниями со связью УПРАВЛЕНИЕ и запишите их:
А) заинтересованно читал В) грустно смотрел
Б) бессмысленно тараторить Г) безвинно пострадал
III. Прочитайте текст и выполните задания 1-7.
Неожиданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. (2) Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. (3) И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. (4) Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.
(5) Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. (6) Посреди поляны, в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (7) Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8) Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
( По Ю. Нагибину)
3.1. Выпишите из предложений 4-7 слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на –з и –с перед звонкими согласными пишется з, перед глухими согласными – с».
3.2. Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –онн-, –енн-, пишется НН».
3.3. Найдите в предложениях 5, 6 словосочетание, построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3.4. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении 8.
IV вариант
I. Формы общения в информационную эпоху:
1.1. Установите соответствие
А) создание информационного общества 1) середина XV век Б) зарождение общечеловеческой цивилизации 2) конец XIX века В) процесс глобализации 3) 70-е годы XX века
1.2. Выберите отличительные признаки электронного письма как жанра:
А) обязательное соблюдение орфографических и пунктуационных норм
Б) этикетные формулы размываются
В) виртуальное явление
Г) строгое следование этикету письма
Д) особые средства выражения экспрессии
Е) материальное воплощение
II. Тест
2.1. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове чтобы буква ч обозначает звук [ш]
Б) в слове кошелёк буква Ё обозначает звук [о]
В) в слове достаньте мягкость согласного [н] обозначена буквой ь
Г) в слове жильцы 6 звуков
2.2. Укажите слово с непроизносимым согласным в корне слова:
А) общаться Б) ровесник В) присвистнул Г) близкими
2.3. Укажите слова, в которых написание приставки зависит от суффикса:
А) пол-окна Б) по-польски В) во-первых Г) кое-где
2.4. Замените словосочетания, построенные на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичными словосочетаниями со связью УПРАВЛЕНИЕ и запишите их:
А) городские жители В) о юношеских мечтах
Б) медвежья берлога Г) весенний месяц
III. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
(1) Я вышел на перевал, а внизу под крутым обрывом лежало озеро. (2) Я взглянул на него и ощутил тихое и глубокое изумление. (3) Казалось, это не вода, а какая-то первозданная голубизна, огромный сгусток кристаллического воздуха, вправленный в землю. (4) Оно лежало прямо подо мной, окружённое нежной и курчавой, как шерсть животного, травой. (5) Недалеко от берега из воды высовывалась небольшая гряда оранжевых скал, чётко, как в бинокле, отражённая в воде. (6) А над озером и над лужайкой, справа и слева навороченные друг на друга глыбы, отроги гор и хребты. (7) Окаменевший, но всё ещё рвущийся вверх хаос борьбы за высоту, а здесь это тихое озеро и тихая лужайка, и смирившиеся камни, по горло погружённые в воду, и крупные ломти снега, забывшего таять, прислушивались к чему-то тихому, вечному. (8) Теперь склон был совсем пологий и озеро стояло близко.
(По Ф. Искандеру)
3.1. Укажите номера сложносочинённых предложений.
3.2. Укажите номера предложений, в которых как выразительное средство используется сравнение.
3.3. Среди предложений 1-4 укажите предложение с вводными словами. Запишите номер этого предложения.
3.4. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении 8.
Ключ
А-2
Б-3
В-1 3б
А-2
Б-1
В-3 3б
А-3
Б-1
В-2 3б
А-3
Б-1
В-2 3б
1.2.
А, В, Е 1б
Б, В, Г 1б
Б, В, Д 1б
Б, В, Д 1б
всего
4б
4б
4б
4б
2.1.
Б 1б
Г 1б
В 1б
Г 1б
2.2.
Г 1б
В 1б
Г 1б
В 1б
2.3.
В 1б
Г 1б
А, В 2б
Б, В 2б
2.4.
отдых летом
платье в клетку
кофе по-турецки
цвет беж4б
отцовская куртка
джинсовая ткань
ученическая работа
дедовский компьютер
4б
читал с заинтересован-ностью
тараторить без смысла
смотреть с грустью
пострадать без вины
4б
жители города
берлога медведя
о мечтах юноши
месяц весны
4б
2.5.
А-3
Б-4
В-1 3б
А, Г
2б
всего
10б
9б
8б
8б
3.1.
В 1б
Неожиданно, просторно 2б
раздался, раскинулись 2б
1,7,8
3б
3.2.
число оленей росло, стало более полутора тысяч голов, стало ясно, заповедник прокормить не сможет4б
серебряными нитями, в снежных чехольчиках
2б
величественный
1б
4,5
2б
3.3.
2 1б
в три обхвата 1б
куст орешника 1б
3 1б
3.4.
пришедшими с севера 1б
А
1б
2
1б
2 1б
3.5.
«воронежские» 1б
Б 1б
3.6.
надо довести, поправить можно, надо относиться, осталось 4б
редняк – редкий лес
2б
3.7.
кормное 1б
огромный и величественный 1б
3.8.
переусердствовать
1б
редняк сменил; стало просторно, свежо; не щель, а просвет возник
3б
3.9.*
«помогали»
«воронежские» 2б
всего
16б
13б
5б
7б
итого
30 баллов
22 балла
13баллов
15 баллов
«5» – 29-30 б
«4» – 22-28б
«3» – 16-21б
«2» – 0-15б
«5» – 21-22 б
«4» – 16 -20б
«3» – 11-15б
«2» – 0-10б
«5» – 13 б
«4» – 10-12б
«3» – 7-9б
«2» – 0-6б
«5» – 15 б
«4» – 12-14б
«3» – 8-11б
«2» – 0-7б
Источник