В каком предложении содержится информация необходимая что

Представлено несколько вариантов тестов для подготовки к ГИА.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариант 7
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.
(1) Самая большая ценность народа – его язык, – язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2) Думает! (3) Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. (4) Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5) Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
(6) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
(7) Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (8) Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств.
(9) О русском языке, как языке народа, писалось много. (10) Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ веке лучшую в мире литературу и поэзию. (11) Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
(12) Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
(13) Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». (14) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (15) Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
(16) Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении.
(17) Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы, белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием. (18) А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в первую очередь.
(19) Уже древнерусский язык приобщился к богатству других языков – в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских и пр. (20) Русский язык не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.
(21) Благодаря тому, что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нём создавалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.
(22) В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (23) Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (24) И всё это должно было отразиться в языке.
(25) Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. (26) Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. (27) А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора…
( По Д.С.Лихачёву).
А1 Укажите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мы можем понять о человеке, судя по его речи?»
1) Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (предложение 5).
2) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит (предложение 6).
3) Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении (предложение 16).
4) В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру (предложение 22).
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «язык» (предложение 1).
1) орган в полости рта
2) система звуков
3) совокупность средств выражения в словесном творчестве
4) речь, способность говорить
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является экспрессивная лексика.
1) Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта (предложение 3).
2) Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (предложение 11).
3) Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность (предложение 15).
4) И всё это должно было отразиться в языке (предложение 24).
А4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НАРОДА (предложение 1) все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ДУМАЕМ (предложение 5) букв больше, чем звуков.
3) В слове ОЩУЩЕНИЯ (предложение 5) буква Я обозначает два звука.
4) В слове БОГАТСТВУ (предложение 19) все согласные звуки твёрдые.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) досконально (3) 3) положении (16)
2) замечалось (7) 4) писалось (9)
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?
1) подталкивают (5) 3) прислушаться (6)
2) приобщился (19) 4) предыдущего (25)
А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько букв Н, сколько их пишется в прилагательном, от которого образовано это наречие»?
1) умственное (6) 3) склонность (22)
2) жаргонные (14) 4) внутренне (23)
В1 Замените разговорное слово «сказывается» в предложении 23 синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание «культурным наследием» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 9.
В4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Если мы замечаем манеру человека себя держать,(1) его походку, (2) его поведение, (3) и по ним судим о человеке, (4) иногда, (5) впрочем, (6) ошибочно, (7) то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, (8) его культуры.
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Древнерусская народность, (1) из которой выделились в дальнейшем русские, (2) украинцы, (3) белорусы, (4) населяла огромные пространства с различными природными условиями, (5) различным хозяйством, (6) различным культурным наследием.
В8 Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9 Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Источник
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»
1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.
2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.
3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.
4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.
(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.
(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.
(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.
(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.
(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.
(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.
(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.
(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.
(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
(34) Шаги заскрипели по лестнице.
(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.
(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.
(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?
(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!
(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.
(По О. Туберовской*)
* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.
Источник
Прочитайте текст и выполните задания 2—14.
(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.
(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.
(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.
(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.
(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:
(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.
(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.
(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.
(34)— Да. (35)Я оттуда.
(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.
(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.
(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
(По К. Паустовскому)
Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».
Источник
Вариант 2
Прочитайте текст
(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.
(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.
(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.
(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».
(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и
взрослое отношение к себе.
Ответами к заданиям 1 – 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.
1.В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»
1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.
3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.
4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».
2.Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
3.Из предложений 4 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставкиобозначает “приближение“
4.В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание ННопределяется правилом: «ННпишется в суффиксахполных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).
5.Замените слово УЧИТЕЛЕМв предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6.Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ(предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7.Выпишите грамматическую основупредложения 1.
8.Среди предложений 12–14 найдите предложения с обособленным обстоятельством.Напишите номера этих предложений.
9.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.
10.Укажите количество грамматических основв предложении 27.
11.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённогопредложения.
Источник