В каком предложении содержится ошибка вызванная нарушением норм управления

В каком предложении содержится ошибка вызванная нарушением норм управления thumbnail

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение – удивляться терпению; восхищаться, терпение – восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с – предлогом на, а предлог из – предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа – приехать на Кавказ; выехать из переулка – въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) – движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

                                                                            Ответы:

Источник


Вопрос №
1

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

поражаться — кому? чему?
восхищаться — кем? чем?
возмущаться — кем? чем?
удивляться — на кого? что?


Вопрос №
2

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

рад — кому? чему?
обеспокоен — кем? чем?
доволен — за кого? что?
спокоен — за кого? за что?

Читайте также:  Какие данные должны содержаться в личной медицинской книжке работника торговли


Вопрос №
3

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

отзыв — на что?
вера — во что?
рецензия — на что?
уверенность — в чем?


Вопрос №
4

В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.


Вопрос №
5

В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.


Вопрос №
6

Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.


Вопрос №
7

Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

Девочка очень бережно относилась с книгами.
Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.


Вопрос №
8

В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

препятствовать (развитие)
примириться (недостатки)
отчитаться (работа)
приветствовать (победители)


Вопрос №
9

В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

поздравить (награда)
уклониться (ответ)
разочароваться (профессия)
убедиться (правота)


Вопрос №
10

Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

родительного падежа
винительного падежа
дательного падежа
творительного падежа


Вопрос №
11

Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

вьющиеся растения
любой человек
изумительной красоты
в третьем классе


Вопрос №
12

Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

иди гулять
сделать случайно
ушел не попрощавшись
выбегая навстречу


Вопрос №
13

Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

крайне недовольный
практически не выполнимо
огорченно прошептал
(на улице) по-весеннему тепло


Вопрос №
14

В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

разговор по душам
прийти поговорить
близко от нас
руководить театром


Вопрос №
15

В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

яйца всмятку
вернуться к полуночи
приказал отступать
окончание школы


Вопрос №
16

В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

рисовать красиво
желание уехать
идти по бульвару
думать о друге


Вопрос №
17

В каком словосочетании вид связи — согласование?

наши шефы
быстро доехать
прогулка верхом
выглянуло из-за туч


Вопрос №
18

В каком словосочетании вид связи — управление?

немного странно
забыл рассказать
таять во мгле
рубашка навыпуск


Вопрос №
19

В каком словосочетании вид связи — примыкание?

бутылка из-под молока
говорить по-французски
тринадцатая глава
глядеть по сторонам

Источник

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»; «Словосочетание»

“;} else {document.getElementById(“torf1″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(1)==”1”) {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(2)==”1”) {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(3)==”1”) {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(4)==”1”) {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(5)==”1”) {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(6)==”1”) {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(7)==”1”) {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(8)==”1”) {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(9)==”1”) {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(10)==”1”) {document.getElementById(“torf11″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf11″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(11)==”1”) {document.getElementById(“torf12″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf12″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(12)==”1”) {document.getElementById(“torf13″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf13″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(13)==”1”) {document.getElementById(“torf14″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf14″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(14)==”1”) {document.getElementById(“torf15″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf15″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(15)==”1”) {document.getElementById(“torf16″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf16″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(16)==”1”) {document.getElementById(“torf17″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf17″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(17)==”1”) {document.getElementById(“torf18″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf18″).innerHTML=”

“;};
if (answ.charAt(18)==”1”) {document.getElementById(“torf19″).innerHTML=”

“;} else {document.getElementById(“torf19″).innerHTML=”

“;};
}
}


Вопрос №
1

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

поражаться — кому? чему?
восхищаться — кем? чем?
возмущаться — кем? чем?
удивляться — на кого? что?


Вопрос №
2

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

рад — кому? чему?
обеспокоен — кем? чем?
доволен — за кого? что?
спокоен — за кого? за что?


Вопрос №
3

В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

отзыв — на что?
вера — во что?
рецензия — на что?
уверенность — в чем?


Вопрос №
4

В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.


Вопрос №
5

В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.


Вопрос №
6

Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.


Вопрос №
7

Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

Девочка очень бережно относилась с книгами.
Мой одноКЛАССник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.


Вопрос №
8

В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

Читайте также:  В каких витаминах содержится больше витамина в12

препятствовать (развитие)
примириться (недостатки)
отчитаться (работа)
приветствовать (победители)


Вопрос №
9

В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

поздравить (награда)
уклониться (ответ)
разочароваться (профессия)
убедиться (правота)


Вопрос №
10

Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

родительного падежа
винительного падежа
дательного падежа
творительного падежа


Вопрос №
11

Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

вьющиеся растения
любой человек
изумительной красоты
в третьем КЛАССе


Вопрос №
12

Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

иди гулять
сделать случайно
ушел не попрощавшись
выбегая навстречу


Вопрос №
13

Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

крайне недовольный
практически не выполнимо
огорченно прошептал
(на улице) по-весеннему тепло


Вопрос №
14

В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

разговор по душам
прийти поговорить
близко от нас
руководить театром


Вопрос №
15

В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

яйца всмятку
вернуться к полуночи
приказал отступать
окончание школы


Вопрос №
16

В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

рисовать красиво
желание уехать
идти по бульвару
думать о друге


Вопрос №
17

В каком словосочетании вид связи — согласование?

наши шефы
быстро доехать
прогулка верхом
выглянуло из-за туч


Вопрос №
18

В каком словосочетании вид связи — управление?

немного странно
забыл рассказать
таять во мгле
рубашка навыпуск


Вопрос №
19

В каком словосочетании вид связи — примыкание?

бутылка из-под молока
говорить по-французски
тринадцатая глава
глядеть по сторонам

Источник

В каком предложении содержится ошибка вызванная нарушением норм управления

ТОП 10:

С неправильным употреблением предлогов

Задание 1:найдите в предложениях нарушение норм управления

1. Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. 2. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целенаправленности и глубоких знаний. 3. А.П.Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки ожидания тропинка не привела нас к озерё. 5. Неоднократно подчёркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

Ответы:
1. Пропорционален количеству
2. Благодаря… знаниям
3. Описывает путешествие
4. Вопреки ожиданиям
5. Подчёркивалось то, что

Задание 2:найдите в словосочетаниях нарушение норм управления (неправильный выбор формы слова или предлога)

Отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика, поделился о своих впечатлениях, подтвердил о том, доставил для нас удовольствие, по прибытию на конференцию.

Ответы:
1. Отзыв о статье
2. Рецензия на спектакль
3. Характеристика ученика
4. Поделился своими впечатлениями
5. Подтвердил то…
6. Доставил нам удовольствие
7. По прибытии
Пояснение:
1.Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании “существительное + зависимое слово”: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуетсямоим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях “глагол + зависимое слово”: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
2.Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой – рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением – удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В.п., как при глаголе, а Р.п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
3.Предлог ПО в значении «после» управляет П.п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д.п.
4.Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет дательным падежом, то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
5.Предлоги В и НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
6.При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Предлог Ошибка Правильный вариант
благодаря
 
Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу (не имеет значения «благодарить»). Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу.
ввиду Предоставить отпуск ввиду болезни
(е имеет значения «результата »).
Предоставить отпуск вследствие болезни.
вследствие Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто(не имеет значения «результата»). Из-за предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

7. Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности:

— нанизывание родительных падежей;

— нанизывание дательных падежей;

— нанизывание творительных падежей;

— нанизывание предложных падежей;

—нанизывание инфинитивов.

Задание 3: укажите соответствие ошибки ее типу.

1. На селе приступили к подготовке к посевной. а) нанизывание творительного падежа
2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты дополнительные пункты по оформлению документов. б) нанизывание родительного падежа
3. Оплата производилась заказчиком безналичным расчетом. в) нанизывание инфинитивов
4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам экзамен. г) нанизывание дательного падежа

Задание 4:исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

1. Вопреки ожидания, вечер удался. 2. Поезд прибыл согласно расписания. 3. Оставшись одна, мама очень тоскует за нами. 4. Перед мной предстал прекрасный вид. 5. По окончанию учёбы он устроился работать учителем в местную школу. 6. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 7. Он шёл с товарищем со школы. 8. Мой отец возвратился с отпуска. 9. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 10. Согласно распоряжения мэра города, пострадавшим будет выплачена компенсация. 11. По приезду из города мы побежали на море.

Ответы:

Читайте также:  Какие витамины содержаться в ананас
1. Вопреки ожиданию
2. Согласно расписанию
3. Тоскует по нас
4. Передо мной
5. По окончании
6. Благодаря повышению
7. Из школы
8. Из отпуска
9. Из-за небрежности…
10. Согласно распоряжению
11. По приезде

Пояснение:

1. Предлоги благодаря, вопреки, наперекор, подобно, согласно, навстречу употребляются с Д.п.

2. Предлог ПО при глаголах, выражающих чувства, употребляется с дательным падежом: тосковать по родине, плакать по сыну. Личные местоимения при таких глаголах ставятся в предложном падеже: тоскует по нас, по вас.

3. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат.

4. Непроизводные предлоги перед, с, к, об и др., стоящие перед формами косвенных падежей местоимения, употребляются с буквой О: со мной, обо мне

5.Необходимо запомнить:

по прибытИИ
по окончанИИ
по приездЕ

6. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение “вместе с”, должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

можно сказать нельзя сказать
Кроме сестры я люблю ещё и брата (то есть люблю и сестру, и брата). Кроме рисования я ещё пою.
Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием (то есть увлекаюсь хоккеем и плаванием). Помимо спорта я хожу в кино.

Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим

Задание 1:прочитайте предложения и найдите те, в которых есть ошибки, связанные с неправильным согласованием подлежащего и сказуемого. Исправьте их.

1. Молодёжь активно участвуют в общественной жизни. 2. Молодёжь активно участвует в общественной жизни. 3. Десять бойцов бросилось в атаку. 4. Эти шесть лампочек перегорели. 5. Три книги лежит на столе. 6. Четыре ученика вошли в класс. 7. Четыре ученика вошло в класс. 8. За моей тележкой четвёрка быков тащила другую. 9. Петя, Серёжа и Кирилл играли во дворе. 10. В деревне послышался топот и крики. 11. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казались и смешными, и странными, и непонятными. 12. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казался и смешным, и странным, и непонятным. 13. Почти все, кто прыгают впервые, утверждает, что очень страшно смотреть на землю, когда стоишь на крыле самолета. 14. Все, кто видели море, не забывают его.15. Никто из девочек, даже старшая сестра, не знали об этом.

Ответы: 2, 3, 5,7, 11, 13, 14, 15

Задание 2:определите,в каких предложениях допущены ошибки. Исправьте их.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Большая часть домов на нашей улице каменная. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу.

Пояснение:
СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО
При построении простого предложения довольно часто нарушаются правила согласования сказуемого с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила:
1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпелопомещичий гнёт.
5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:
1) грамматическое: сказуемое ставится в единственном числе (Большинство граждан России пришлона выборы);
2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)
Форма множественного числа предпочтительна:
1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);
2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);
3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).
 
6. В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, единственное число сказуемого употребляется:
1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски);
2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов);
3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать)
4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол -(Полгода пролетело)
Форма множественного числа сказуемого употребляется
1) при числительных два, три, четыре(При депутате числятся два помощника);
2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);
3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)
7.Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей-квартира Владимира Высоцкого интересен всем)
8.При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
9.При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого:
1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении
2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы)
10.В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным.
1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна).
2)Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив)

11.



Источник