В каком тексте содержаться ответы на вопросы почему для чего как

В каком тексте содержаться ответы на вопросы почему для чего как thumbnail

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Читайте также:  Какие содержаться витамины в морошке

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Источник

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в пище

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 167,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 75,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 180,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 245,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 71,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 12,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 259,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 41,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 192,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 216,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 400,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 552,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 580,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 684,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 689,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 760,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 763,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 773,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 777,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 791,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 76,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 189,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 466,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 480,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 573,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 653,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 724,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 725,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 735,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 20,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 335,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 497,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 542,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 610,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 611,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 281,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 285,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 168,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Источник

Текст и отдельные предложения

Соедините понятие и соответствующую запись.

Тема текста

Прочитайте текст. Определите его тему.

Банановые пальмы — это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но, всё-таки, это трава. Гигантская трава, трава великанов, но — трава.

                                                                             (В. Абдулова)

Огромные листья над головой.

Банановые пальмы — это трава.

Типы текста по заголовкам

Определите тип текста по заголовкам.

Читайте также:  В каких радиодеталях содержится драгоценные металлы

«Как мы катались на лыжах»

«Почему надо чистить зубы?»

«Берёза»

Разные типы текста

Определите, какие слова часто используются в разных типах текста и внесите их в соответствующий столбец таблицы.

Текст-повествование

Текст-описание

Текст-рассуждение

встретились

радовался

нашла

бархатный

прекрасная

крошечный

блестящий

во-первых

потому что

из-за того, что

Тип текста

Прочитайте и укажите тип текста.

Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…     (А. Толстой)

Признаки текста

Выберите группу предложений, которые можно назвать текстом.

Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.

Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

На поляне стояла стройная берёзка. Девочка читает книгу. Скоро наступит холодная зима.

Текст

Заполните пропуски. Допишите слова, подходящие по смыслу.

– это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, является текстом –  .

Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом — .

Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – .

Текст

рассуждением

повествованием

описанием

Текст, тема текста

Прочитайте. Дополните высказывания, чтобы они были верными.

– это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей

, связаны друг с другом

.

можно озаглавить.

Определения разных типов текста

Содержание текста-повествования

Укажите, какой из заголовков отражает содержание текста – повествования.

Текст – повествование отвечает на вопрос «Что случилось? Что произошло?».

Текст о событиях

Прочитайте. Подчеркните, какие из слов можно использовать для создания текста – повествования.

Текст повествования рассказывает о событиях, отвечает на вопрос «Что случилось? Что произошло?» Следовательно, выбор слов, отражающий развитие действия в логике должен быть следующим: однажды, случилось, закончилась.

Однажды, случилось, почему, так, красив, очень хорошенький, закончилась.

Текст с описанием предмета

Выберите, какая из иллюстраций отражает текст – описание

Текст – описание отражает предмет, явление; отвечает на вопрос «какой?».

В каком тексте содержаться ответы на вопросы почему для чего как

В каком тексте содержаться ответы на вопросы почему для чего как

Текст о петухе

Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы заголовок наиболее точно отражал текст – описание.

Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня – чёрные перья.

                                Е. Носов

Тема, главная мысль текста

Прочитайте. Выделите цветом тему данного произведения.

Очень люблю радугу — радости чудесную дугу.

Цветными воротами перекинется она над землёй, засверкает, заблестит, — залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько ни иди, как ни спеши, всё равно близко не подойдёшь, рукой не дотронешься.

Я так и называл её — «далёкое чудо».

                                                Э. Шим.

В этом тексте рассказывается о радуге. Следовательно, тема этого текста – радуга. Нужно выделить красным цветом. Главное, что автор хотел сказать, что он любит радугу. Главную мысль нужно выделить синим цветом.

Цветные ворота, радуга,люблю радугу, радуга далеко, близко не подойдёшь.

Источник