В каком тексте содержатся ответы на вопросы почему для чего как

В каком тексте содержатся ответы на вопросы почему для чего как thumbnail

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Читайте также:  Какие есть витамины и где они содержатся и для чего нужны

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Источник

Крошк­а Цахес
[27.4K]

7 лет назад

Прочитав текст полностью, можно определить, какой использован тип текста. Хорошим примером типа повествования может послужить высказывание Цезаря: “Пришел, увидел, победил”. То есть, кратко и точно описано то, что произошло, сама суть. В повествовании обычно описываются события, явления, упоминаются место, время и лица.

Если говорить об описании, то можно вспомнить сочинения из школьной литературы на тему природы. Вот там стопроцентное описание! Описывается природа, ее красота. Автор не жалеет красок, языковых средств, деталей, чтобы передать богатство окружающего мира.

Ну, а рассуждение обычно используется для выражения позиции автора к изображаемому. Например, прочитав роман “Анна Каренина”, Вы решили написать сочинение, где хотите сделать несколько выводов о том, почему бросилась под колеса поезда главная героиня, приэтом еще и выразите свою точку зрения, правильно ли она поступила или нет. То есть, будете рассуждать, выносить свои суждения. Вот как-то так!

В литературных произведениях используются все три типа текста. Например, повествование хорошо помогает автору рассказать о местах сражения, действиях армии и так далее. Описание помогает составить портретную характеристику героев, которая тесно связана с внутренним миром человека. А рассуждением будет являться точка зрения автора на сражение, на его нужность-ненужность для человечества в целом.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Есть тексты, которые содержат в себе и повествование, и описание, и рассуждения. Их довольно сложно определить к какому-то конкретному типу. Но в школе в основном для подобного анализа предлагают те тексты, которые легко анализировать. Главное запомнить основные признаки разных типов:

  • если в тексте есть действия, то это повествовательный текст. К такому тексту можно задать вопросы: “что произошло?”, “что случилось?”, “как все было?”. Вот пример повествовательного текста:
  • если текст как бы рисует картинку, описывая что-то или кого-то, то это текст-описание. Он отвечает на вопрос “какой?”. Вот пример текста-описания:
  • если же в тексте нет описаний действий или картинки либо они занимают меньшую часть, а основное – это размышления, то значит перед нами текст-рассуждение. Проще всего его определить, это попробовать можно ли поставить к нему вопрос “почему?”. Вот пример текста-рассуждения:

Санит­арный врач
[40.3K]

более года назад

В начальной школе по русскому языку (2,3 и 4 классы) детей учат разделять тексты на 3 типа:

  1. Описательный текст – в нем приводится описание какого-либо явления, предмета, человека или животного. Главная мысль описательного текста отвечает на вопрос: Какая? Какой? Какое? или Какие? В описательном тексте присутствует много прилагательных, эпитетов, сравнений. В описательном тексте практически отсутствует действие.
  2. Повествовательный текст – это текст, главная мысль которого – это ответ на вопрос: Что происходит? В повествовательном тексте описывается череда событий, действий в определенном порядке.
  3. Текст-рассуждение – это предположение или доказательство какого-либо утверждение, главная мысль текста-рассуждения отвечает на вопрос: зачем? или почему? Текст-рассуждение ставит своей целью объяснить что-либо.

Nelli­4ka
[109K]

3 года назад

С первых предложений не всегда определишь тип теста. Поэтому обязательное условие – прочесть его целиком. Если вы сделали это достаточно ответственно, далее будет все очень просто:

  • если в тексте в основе лежит рассказ, со свойственными ему элементами (объекты, указание времени и места, действие и взаимодействие, череда событий и т.д.) – то это повествование;
  • если текст дает описание чего-либо (пейзажа, какого-либо предмета, людей и т.д.), при этом в тексте отсутствует движение, то это описание;
  • и, наконец, если в тексте большое внимание уделяется отношению самого автора к сути текста, то это рассуждение.

Devoc­hka
[13.8K]

более года назад

Для определения важно знать, о чем говорится в разных типах текста.

В **повествовательном*­* повествуется, рассказывается, сообщается о чем-либо.

В описательных описываются люди, животные, предметы, события, картины природы.

В текстах-рассуждени­ях рассуждается, описывается, доказывается что-то.

Если, прочитав текст, вы смогли ответить на вопрос что? где? как? когда произошло?, то это повествовательный текст.

Ответили на вопрос какой? какая? какое?, значит текст это описательный.

Если ответили на вопрос почему?, то это текст рассуждение.

Знаете ответ?

Источник

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста
Читайте также:  В каких овощах и фруктах содержится витамины роста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание – это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

   На камне греется ящерица.

   Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

   Почему нельзя брать птенчика домой?

   Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

   Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

   Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

   Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Читайте также:  Какие аспекты где содержится

   Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Текст

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Речь и её характеристики

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 182,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 75,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 41,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 160,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 192,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 216,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 231,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 402,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 551,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 563,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 578,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 678,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 684,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 689,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 765,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 768,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 781,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 791,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 3,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 469,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 480,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 571,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 725,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 729,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 731,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 735,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 739,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 16,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 280,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 330,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 332,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 338,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 356,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 281,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 285,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 168,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Источник