В каком варианте ответа содержится информация когда автор увидел
ВАРИАНТ № 1
(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то…
(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.
– (7)Привет, – говорит Верочка и поёживается. – (8)Холодно ещё… (9)Дай куртку.
(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.
– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?
– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.
– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.
– (17)Но как же я… (18)Вера, мне же… (19)Ну, неудобно…
– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!
– (22)Брось, Верк… (23)Не надо…
– (24)Сейчас же встань на голову!
– (25)Ну, пожалуйста… (26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку.
(27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
– (28)Кто главный? – спрашивает она.
– (29)Ну, ты…
– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой и бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша, у которого очень напряжённое лицо. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
(41)Гоша немного сердит, он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заста-вила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется…»
(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Ли-цо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться, и дралась почище мальчишек. (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
(52)Она нехотя берёт голубой флакон.
– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?
– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке… посмотри в кармане.
– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! – (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.
– (60)Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61)Что это?
– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.
– (64)Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65)Это…
– (66)Кто главный?
– (67)Верка, перестань!
– (68)Ах, так? – (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке…
– (71)Верка! (72)Отойди!..
(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75) Вдруг Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету. (По Э. Шиму)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Когда автор увидел начало подвига, его свершение и конец?»
1) Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке,
и кожа на его руках покрывается пупырышками.
2) Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту.
3) Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой.
4) Вдруг Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.
3. Среди 1-5 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
4. Из предложений 42-48 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «неполнота действия».
5. Из предложений 64-75 выпишите слово, в котором написание НН определяется правописанием суффикса страдательного причастия прошедшего времени.
6. Замените слово «почище» в предложении 49 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «картонная труба», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.
9. Среди 28-33 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Гоша накидывает ей на плечи курточку, (1)остаётся в одной майке, (2)и кожа на его руках покрывается пупырышками.
– Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?
– Ага. Вот, (3)смотри, (4)транзистор.
– А матери привёз чего-нибудь? Духи, (5) например? Принеси посмотреть.
– Но как же я… Вера, (6) мне же… Ну, (7) неудобно…
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями предложения, связанными подчинительной связью.
Верочка понимает его состояние. И ей не нравится,(1) что Гоша разговаривает свысока. Лицо у Верочки становится задумчивое. Она склоняет голову набок,(2) прищуривается. Прежде, (3) года три назад,(4) с таким выражением Верочка кидалась драться, (5) и дралась почище мальчишек.
13. Среди 35 – 39 найдите предложение с несколькими придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди 39-46 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога : «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» …
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец.”
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомменти-руйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?”
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ № 2
– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожани-ем? (9)Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, он, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
(17)Неожиданно всё изменилось.
(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22)Я не нашла для Люси места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась… (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «забе-рите ваши игрушки».
– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце… (По А. Алексину)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Кого труднее найти, чем потерять?»
1) Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.
2) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
3) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
4) Друзей труднее найти, чем потерять.
3. Среди 8-15 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является устойчивое сочетание.
4. Из предложений 22-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется следующей за ней буквой.
5. Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса наречия определяется правописанием суффикса имени прилагательного, от которого оно образовано.
6. Замените слово «таскала» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «школьный журнал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
9. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, (2)чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома. Художник – это его творчество». А она вернула мою папку с рисунками.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями
предложения, связанными подчинительной связью.
Несмотря на сопротивление Оленьки, (1)она таскала за ней огромную папку с рисунками, (2)даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожани-ем? Оленька стала дружить с Люси, (3)хотя времени на дружбу у неё было мало. Да и у Люси, (4)признаться, (5)его было не очень много. Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
13. Среди предложений 13-16 найдите предложение с несколькими придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 12-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста : «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце…”
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?”
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккурат-но, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
№ Задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 4 | 4 |
2 | 5 | 15 |
3 | прищуривается | рассказывала |
4 | перекошенным | неожиданно |
5 | получше | носила |
6 | труба из картона | журнал школы |
7 | тащи | ты знакома |
8 | 33 | 12 |
9 | 5 | 3 |
10 | 1 | 2 |
11 | 1 | 3 |
12 | 39 | 15 |
13 | 41 | 16 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям СК1–СК4 – 9.
За сочинение 70–139 слов по каждому из критериев ГК1–ГК4 ставится:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО
1) Каждое правильно выполненное задание оценивается одним по системе «зачет –
незачет», считается зачтенным, если правильно выполнено все задание полностью.
2) При отсутствии ответа на вопрос на его месте ставится прочерк (0 баллов).
3) В задании всех вариантов можно засчитывать как правильные ответы слова-синонимы, не указанные в ключах, но входящие в заданный синонимический ряд и не противоречащие контексту.
4) Ученик за всю выполненную работу получает 26 баллов.
5) Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:
НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Баллы | 0 – 12 | 13-19 | 20-24 | 25-26 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Источник
Example
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения наизусть?»
1) Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком.
2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.
3) Такое неожиданное предложение должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.
4) Герой-рассказчик хотел просто слушать голос Наили, и ему неважно было, что именно она говорит.
(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
(15)У неё действительно были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
– (19)А я тебя знаю.
– (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос… (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое… (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!
(35)И вдруг я сказал:
– (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
– (38)Смеёшься?
– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
2) У неё действительно были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными.
3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
4) И таблица умножения превращалась в стихи.
4. Из предложений 8–12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи чего-либо»
(8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
5. Из предложений 37–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
– (38)Смеёшься?
– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
6. Замените книжное слово «воспарить» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица.
7. Замените словосочетание «на прибрежном песке» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.
– (31)Тебе понравился мой голос?
9. Среди предложений 7–12 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Она сидела на прибрежном песке,(1) поджав ноги и упершись подбородком в колени. Она сидела неподвижно,(2) может быть,(3) даже уснула. Я сделал большой круг,(4) обошёл её,(5) чтобы посмотреть,(6) не спит ли она.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
(13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Наиля посмотрела на меня пристально,(1) покачала головой. Она не могла понять,(2) а я не мог объяснить ей,(3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.
13. Среди предложений 5–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
14. Среди предложений 1–8 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер.
(По Ю.Я. Яковлеву)∗
∗Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Источник