В каком варианте ответа содержится информация почему лягушка и соловей всегда поют вместе
Чтобы правильно сделать задание 2 ОГЭ, необходимо:
- внимательно прочитать текст;
- вникнуть в его содержание;
- ответить на вопрос по содержанию текста, выбрав 1 ответ из 4 предложенных.
Теория
Иногда ответ очевиден. Но иногда варианты ответов запутывают, смешивая в них верную и неверную информацию, или смысл текста или отдельных его фрагментов неясный. В таком случае нужно действовать методом исключения:
- берем каждый вариант по очереди;
- ищем ему подтверждение или опровержение в тексте.
Примеры
Пример 1.
(1)Соловей и лягушки поют всегда вместе.
(2)Певец любви, правду сказать, грязнуля порядочный. (3)Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. (4) Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. (5)Неподходящее место для песен о любви.
(6)Моё знакомство с соловьём началось ошибкой. (7)Меня, которому тогда только исполнилось девять лет, в жаркий весенний вечер позабыли на берегу озера. (8)Представьте положение мальчишки, впервые в жизни очутившегося перед огромной водной пустыней. (9)Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. (10)Я в ужасе притаился под кустом, ожидая своей погибели.
(11)И вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым эхом отозвался везде: и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной, и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший соловья, сразу понял: вот он! (13)А угрожающее урчание — это лягушки урчат, и нисколько это не страшно.
(14)Прошло лет десять. (15)За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья.
(17)Конечно, не всегда он поёт. (18)Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19)А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота…
(20)Однажды вечером я маялся на маленькой станции в ожидании поезда. (21)Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой. (22)И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания — всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.
(23)И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. (24) Лягушачий хор продолжал греметь ожесточённо, но теперь он звучал иначе: он дополнял, оттенял звонкие голоса пернатых певцов. (25)Разноголосицы не было. (26)Всё пело… про любовь.
(27)И когда подошел так долго жданный поезд, жаль было покидать ненавистную станцию.
(По Е. Дубровскому)
Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в тексте подчёркивается, что “соловей и лягушка поют всегда вместе”?
1) С помощью этого автор доказывает мысль о том, что соловьиное пение так красиво лишь на фоне надсадного лягушачьего кваканья.
2) С помощью этого автор доказывает, что красота и гармония рождаются порой из сочетания прекрасного и безобразного.
3) Это наблюдение доказывает, что искусство пения не играет никакой роли, когда речь идёт о хоровом исполнении.
4) Это позволяет автору утверждать, что прекрасная песня соловья побуждает петь и лягушек.
Вариант 1 не подходит, так как нигде в тексте нет такой информации. Напротив, автор считает соловьиное пение прекрасно само по себе, что подтверждает 11 предложение.
Вариант 3 не подходит, так как такое суждение в принципе абсурдно. Автор нигде об этом не говорит.
Вариант 4 не подходит, так как везде в тексте подчеркивается, что лягушки начинают квакать до пения соловья (предложение 9, 21).
Вариант 2 – правильный ответ, это подтверждают предложения 19, 24-26.
Пример 2.
(1)Я люблю вспоминать своё детство. (2)У меня теплеет на душе и щемит сердце, когда я его вспоминаю.
(3)Детство — самая главная, самая важная часть жизни. (4)У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство. (5)Или очень несчастное. (6)Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.
(7)Я родился поэтом, а не стал им, как другие: моё детство было до странности волшебным. (8)Я был колдовским ребёнком. (9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии. (10)Странно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял. (11)Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей. (12)Не только вещей, но и животных. (13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…
(16)Да, я и правда был колдовским ребёнком, маленьким магом, чародеем. (17)Таким я, по крайней мере, сам себя считал. (18)Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье».
(19)Но меня и так очень любили и баловали в детстве. (20)Мать любила меня фантастически, и я любил её больше всего на свете. (21)Я хотел, чтобы она гордилась мной. (22)Однако это не мешало мне и всех других в нашем доме любить всем сердцем.
(23)Моё детское сердце… (24)Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым.
(25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.
(По И. Одоевцевой)
Задание 2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 24 употребляет форму не множественного, а единственного числа – «поэт»?»
Такая форма наименования говорит здесь о том, что…
1) рассказчик имеет в виду только себя.
2) это слово имеет магический смысл.
3) рассказчик стремится создать собирательный образ.
4) рассказчик подразумевает известного в то время поэта.
Вариант 3 – правильный ответ, так как в течение всего текста автор стремится на своем примере рассказать о поэтах вообще.
Поэтому же не подходит ответ 1.
Не подходит и ответ 2, так как про магический смысл этого слова в тексте ничего не сказано. Сказано, что сам автор в детстве считал себя магом, но слова “поэт” это никак не касается.
Ответ 4 не подходит, потому что в тексте не говорится ни про какого другого поэта.
Пример 3.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нем крупно было написано: (10)”Зарабатываю на скрипку”.
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку…
(По В. Крапивину)
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»?
1) (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
2) (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
3) (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
4) (16) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
В 1 варианте ответа сообщается просто факт. Девочка играла и точка. Вариант не подходит.
Во 2 варианте мы видим только описание девочки, ни слова про игру. Вариант не подходит.
В 3 варианте мы сталкиваемся с отзывом о том, на какой скрипке и как девочка играла. Играла она восхитительно, но почему, здесь не сказано. Вариант не подходит.
Вариант 4 – правильный ответ: девочка играла восхитительно, потому что “было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии”.
Источник
1. Читаем очень внимательно текст
(1)Соловей
и лягушки поют всегда вместе.
(2)Певец
любви, правду сказать, грязнуля порядочный. (3)Он водится среди сырых кустов,
юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них
жучков. (4)Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. (5)Неподходящее
место для песен о любви.
(6)Моё
знакомство с соловьём началось ошибкой. (7)Меня, которому тогда только
исполнилось девять лет, в жаркий весенний вечер позабыли на берегу озера.
(8)Представьте положение мальчишки, впервые в жизни очутившегося перед огромной
водной пустыней. (9)Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками
водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное
угрожающее урчание. (10)Я в ужасе притаился под кустом, ожидая своей погибели.
(11)И
вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный
свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым
эхом отозвался везде – и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной,
и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший
соловья, сразу понял: вот он!
(13)А
угрожающее урчание лягушек нисколько не страшно!
(14)Прошло
лет десять. (15)3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт
соловей. (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте,
невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья.
(17)Конечно,
не всегда он поёт. (18)Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей.
(19)А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из
грязного болота.
(20)Однажды
вечером я маялся на маленькой станции в ожидании поезда. (21)Бесчисленные
лягушки надсадно кричали над рекой. (22)И этот квакающий хор, и душный воздух
прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания – всё
сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.
(23)И
вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. (24)Лягушачий хор продолжал
греметь ожесточённо, но теперь он звучал иначе: он дополнял, оттенял звонкие
голоса пернатых певцов. (25)Разноголосицы не было. (26)Всё пело… про любовь.
(27)И
когда подошёл долгожданный поезд, жаль было покидать ненавистную станцию.
(По Е.В.
Дубровскому)*
*Дубровский
Евгений Васильевич (1870 – 1941) – русский, советский писатель, публицист.
Главные темы творчества – природа, животные, жизнь леса.
2. Выполняем задания
1. Укажите ошибочное суждение.
а)
В слове СОЛОВЬЁМ количество звуков и букв совпадает.
б) В слове НЕИЗМЕННО все согласные звуки звонкие.
в) В слове ПЕВЕЦ все согласные звуки образуют пару по твёрдости и мягкости.
г) В слове СТАНЦИЮ – три слога.
2. Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово РАЗНОГОЛОСИЦЫ (предложение 25).
а)
отсутствия гармонии
б)
несходства
в)
противопоставления
г)
отсутствия договорённости
3.Выберите верное продолжение
ответа на вопрос: «Почему автор называет соловья «певец любви» (предложение
2)?»
Такая форма наименования говорит
здесь о том, что…
а)
автор иронически относится к стереотипам, штампам.
б)
автор стремится создать романтический образ соловья.
в)
песня соловья всегда связана с его любовью к сырым кустам.
г)
песня соловья по звучанию напоминает слова любви.
4. В каком варианте ответа
содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (3) Он
водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие
листья, добывая из-под них жучков. (4) Ничего удивительного, что тут же сидят
лягушки.
б)
(15) За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16)
Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от
земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья.
в)
(18) Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19) А когда поёт, то
его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота…
г)
(22) И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции,
и скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление
безнадёжной тоски. (23) И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни.
5. Укажите, в каком
значении употребляется в тексте слово «надсадно» (предложение 21).
а)
напряжённо, очень громко
б)
обидно, незаслуженно
в)
требовательно
г)
заливисто
6. Замените разговорное слово «порядочный» в предложении 2
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Среди предложений 23 – 27
найдите
предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их)
предложения(-ий).
8. Укажите количество
грамматических основ
в предложении 4. Напишите ответ цифрой.
9. Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Выпишите грамматическую
основу
предложения 25.
11. Среди предложений 11–15
найдите сложное
бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
12. Замените словосочетание
«соловьиные песни»
(предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
13. Среди предложений 17–22
найдите
предложение с необособленным согласованным распространённым определением.
Напишите номер этого предложения.
14. Укажите количество
грамматических основ
в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
15. Из предложения 16 выпишите слово(-а) с неизменяемой
приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется
следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
16. Из предложения 11 выпишите слово(-а) с чередующейся
безударной гласной в корне.
17. В каком слове правописание
суффикса определяется правилом:
«В суффиксах отымённых прилагательных –ЕНН–, –ОНН–/–ЁНН– пишется НН»?
а)
весенний (предложение 7)
б)
огненный (предложение 9)
в)
длинный (предложение 11)
г)
прожжённой (предложение 22)
18. В
каком слове приставка пишется всегда одинаково?
а)
исполнилось
б)
рассыпался
в)
сразу
г)
бесчисленный
19. Укажите слово, в котором
правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
а)
зарослей
б)
положение
в)
заскакал
г)
наклонившись
20. В каком варианте ответа
средством выразительности речи является сравнение?
а)
(3) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит
сухие листья, добывая из-под них жучков.
б)
(9) Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по
земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание.
в)
(15) 3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей.
г)
(16) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко
от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья.
21. Как характеризует соловья
информация, заключённая в предложениях 15 – 18?
а)
Соловей – необыкновенная птица, совершенно непохожая на
других пернатых.
б)
Соловью присущи такие качества, как неумение высоко летать и нежелание часто
петь.
в)
Соловью свойственно всё то же, что и другим птицам, его облик и образ жизни не
отличаются красотой.
г)
Соловей отличается от других певчих птиц тем, что постоянно поёт, когда за ним
наблюдают люди.
22. Каково отношение автора к
природе?
а)
Автор всегда видит в природе лишь её обратную, грубую и неприглядную сторону.
б)
Автор относится к природе безразлично, отмечая как её непривлекательные
стороны, так и её красоту.
в)
Автор идеализирует природу, подчёркивая только те её черты, которые создают
впечатление красоты и гармонии.
г)
Автор любит природу такой, какая она есть, понимая и принимая её во всех её
проявлениях.
23. В каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в тексте
подчёркивается, что “соловей и лягушка поют всегда вместе”?»
а)
С помощью этого автор доказывает мысль о том, что соловьиное пение так красиво
лишь на фоне надсадного лягушачьего кваканья.
б)
С помощью этого автор доказывает, что красота и гармония рождаются порой из
сочетания прекрасного и безобразного.
в)
Это наблюдение доказывает, что искусство пения не играет никакой роли, когда
речь идёт о хоровом исполнении.
г)
Это позволяет автору утверждать, что прекрасная песня соловья побуждает петь и
лягушек.
24. В приведённых ниже
предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными
сочинительной связью.
А
угрожающее урчание – это лягушки урчат,(1) и нисколько это не
страшно.
Прошло
лет десять. За это время я не только
слышал,(2) но и видел не раз,(3) как поёт соловей.
25. В приведённых ниже
предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Конечно,
(1) не всегда он поёт. Он
прыгает по грязи, (2) он роется в мусоре, (3) ест червей. А когда поёт, (4) то его неизменно
сопровождает голос лягушек, (5)
квакающих из грязного болота…
26. В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
И
этот квакающий хор,(1) и душный воздух прожжённой за день солнцем станции,(2) и
скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.
И
вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. Лягушачий хор продолжал греметь
ожесточённо,(3) но теперь он звучал иначе: он дополнял,(4) оттенял звонкие
голоса пернатых певцов.
27. В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводной конструкции.
Певец
любви,(1) правду сказать,(2) грязнуля порядочный. Он водится среди сырых
кустов,(3) юрко шныряет мышью по нижним ветвям,(4) ворошит сухие листья,(5)
добывая из-под них жучков.
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Источник