В каком варианте ответа содержится правильное
Прочитайте текст и выполните задания 2—14.
(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.
(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.
(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.
(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.
(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:
(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.
(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.
(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.
(34)— Да. (35)Я оттуда.
(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.
(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.
(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
(По К. Паустовскому)
Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».
Источник
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел
на школьный двор. (2)Ребята сейчас же затеяли перестрелку снежками, но Васек
потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в карманы пальто, стал
ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал
сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко
справлялся с такими вещами. (5) “Он, может, вообще будущий писатель, а я,
наверно, архитектор какой-нибудь – о чем мне писать? – Васек сердился на всех и
на себя. – (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу –какая это заметка
будет!”
(7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как
ожесточенно нападали они друг на друга, как шлепались о забор и разлетались
белые комочки снега. (8) “Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся. (10) А я
здесь…”
– (11) Трубачев, Трубачев, сюда! – несся издали призыв
Саши.
(12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади
него стеной двигались ребята из четвертого “Б”, и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля со стороны. – (13)Трубачев!..(14) Васек
рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим,
присел на сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш.
(15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали
к нему.
– (16)Куда? (17) Кыш отсюда! – грозно крикнул на них
Васек и, устроившись поудобнее, решительно написал:
«(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю
минуту, потому что торопишься и ничего
толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на
большой перемене. (21) Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать – о дисциплине, например. (22)
Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и
получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на
последнюю минуту! В. Трубачёв».
(24) Васек решительно свернул листок и зашагал по
тропинке.
– (25) Одинцов,
прими заметку, – не глядя на товарища, сказал он.
– (26) Уже? –
удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. – (27) Я так и
знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их
со всех сторон – и давай, и давай! (30) Сашка орет: (31) “Трубачев!
Трубачев!” Слышал?
– (32) Слышал… я на бревнах сидел, – с сожалением
сказал Васек. – (33)Сам себя наказал… да еще написал плохо…
– (34) Плохо? Посмотрим, – важно сказал Одинцов, пряча
заметку. (35)Он почувствовал себя ответственным редактором. – (36) Плохо, так
исправишь.
– (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту-то наспех
писал, когда мне исправлять ее? (39) Не
на уроке же! – рассердился на товарища Васек. – (40) Плохо – не бери. (41)
Вот и все!
(42) “И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
(43) Может, лучше назад взять, а то все надо мной смеяться будут. (44) Пойти к
Одинцову?”
(45)
Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или
осрамиться с плохой заметкой.
(По В.Осеевой)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или
слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте
работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васёк
«сердился на всех и на себя»?».
1) Он
завидовал Одинцову, который отказался писать заметку в стенгазету.
2) Он
рассчитывал в последнюю минуту написать интересную заметку.
3) Его
беспокоила заметка, которую он обещал дать в стенгазету.
4) Он хотел
играть с мальчишками, но не мог, так как надо
было писать статью.
Ответ:
___________________________
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?
1)
Закрываясь руками, он боком шёл на врага, сзади него
стеной двигались ребята из четвёртого «Б», и даже девочки поддерживали
наступление, обстреливая неприятеля.
2)
И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
3)
А мы тут пятых в угол загнали.
4)
Последняя минута – самая короткая из всех минут, а
сейчас пишу на большой перемене.
Ответ:
___________________________
Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит
от рядом стоящего согласного.
Ответ:
___________________________
Из предложений 12-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол,
от которого оно образовано, относится к первому спряжению.
Ответ:
___________________________
Замените слово осрамиться из
предложения 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
___________________________
Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7),
построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения
23.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 16-20 найдите предложениес обособленным
обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
Может,1
лучше назад взять,2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте,3
ребята,4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку
я мог бы написать дома,5 а сейчас пишу на большой перемене.
Ответ:
___________________________
Укажите количество
грамматических основ в предложении 14.
Ответ:
___________________________
В приведенных ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)
между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
– Уже? – удивился Одинцов,1
вытирая шарфом мокрое,2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал,3
когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту,4
потому что торопишься и ничего толком не думаешь.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 39-42 найдите
сложное бессоюзное предложение.Напишите
номер этого предложения.
Ответ:
___________________________
Среди предложений 42-45 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите
номер этого предложения.
Ответ: __________________________
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | беспокоила |
5 | играющим |
6 | опозориться |
7 | нападали |
8 | давайте |
9 | 17 |
10 | 1 |
11 | 1 |
12 | 3,4 |
13 | 40 |
14 | 45 |
Источник
ВАРИАНТ 2
Тест предлагается в качестве тренировочного при подготовке к ЕГЭ – 2015 года по русскому языку. Структура теста, количество, форма и уровень сложности заданий полностью соответствуют демонстрационному варианту. К каждому заданию приведён верный ответ. При решении теста рекомендуется ограничить себя временем, которое даётся на выполнение реальной экзаменационной работы.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 5.
(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (…) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Ответ
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
1) во-первых
2) наоборот
3) иными словами
4) лишь
Ответ
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ФУНКЦИЯ, -и; ж.
1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.
4) Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функция синтаксиса.
5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функция профкома.
Ответ
4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) следует признать (предложение 1)
2) обогащает приёмы (предложение 2)
3) средства способны (предложение 2)
4) они могут (предложение 3)
Ответ
5. Укажите верную характеристику слова СПОСОБНЫ (предложение 2).
1) краткое причастие
2) наречие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие
Ответ
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) убралА
2) принЯтый
3) закупОрить
4) Оптовый
Ответ
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком – искренне интересоваться его жизнью.
2) При раскопках археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.
3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.
4) “Турист” – современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологически чистом районе города.
Ответ
8. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.
1) в двухтысяче втором году
2) железнодорожный рельс
3) двое бабушек
4) несколько свеч
Ответ
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обязав всех дворян служить,
1) различались три вида службы.
2) следовало указывать не только свою фамилию, но и чин.
3) чувство патриотизма и понятие чести заставляли поступать по совести.
4) Пётр I учредил в 1722 году “Табель о рангах”.
Ответ
10. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Необходимо пересмотреть план производства автомобилей в сторону его дальнейшего увеличения.
2) Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.
3) Выступление артиста неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.
4) По прилёту в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.
Ответ
11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Нашим спортсменам нужны тренеры, которые могли бы подготовить их к достойному выступлению на чемпионате мира.
2) Средний Урал, который покрыт тёмнохвойными елово-пихтовыми лесами, представляет собой царство горной тайги.
3) Собака была первым домашним животным, которое человек приручил ещё в глубокой древности.
4) Главную красоту берегов реки Чусовой составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утёсистым гребнем.
Ответ
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3, 4, 5
3) 2, 4
4) 2, 4, 5
Ответ
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) осн…щённый, проз…бать, в…пиющий
2) зар…зиться, заг…реть, обн…вление
3) с…реневый, вл…жение, р…сти
4) выск…чить, погл…тить, ч…рстветь
Ответ
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ар…ергард, об…ект, с…ехал
2) воз…меть, без…мянный, пред…нфарктный
3) пр…зентация, пр…ломление, пр…баутка
4) во…делать, во…седать, ра…грести
Ответ
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) развлека…мый, неприемл…мый
2) выгон…шь, колебл…шься
3) независ…мый, предв…дишь
4) пряч…шь, отверт…т
Ответ
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. уживч…вый
Б. надоедл…вый
В. продл…вать
Г. недоум…вать
1) А, В, Г
2) А, Б
3) А, В
4) Б, В, Г
Ответ
17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Только совершенно (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.
2) Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.
3) Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.
4) (Не)добрый взгляд и усмешка собеседника неприятно поразили меня.
Ответ
18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
2) (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
3) Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
4) (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
Ответ
19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В январе резко ударили морозы ( ) и лёд на реке стал крепче.
1) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Ответ
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.
1) 1, 2, 4, 5
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 2, 4, 5
4) 1, 2
Ответ
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык – это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) “великим и могучим”.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3
3) 3, 4, 5
4) 1, 2, 3, 4, 5
Ответ
22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.
2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.
4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.
Ответ
23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
1) 1, 3, 4
2) 1, 4
3) 3, 4
4) 1, 2
Ответ
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.
1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 3, 5
3) 2, 3, 5, 6
4) 1, 3, 5, 6
Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 25 – 36.
Начало формы
(1) Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2) Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3) Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!
(4) Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5) Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6) Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7) И нельзя же все время читать ему вслух. (8) Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9) Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10) Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11) А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12) Книга была первична.
(13) Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14) Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.
(15) На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16) Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17) Нужно завоевать авторитет. (18) Но как это сделать?
(19) Спорт – единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20) Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21) Он должен переиграть его в бадминтон.
(22) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
– (23) Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
– (24) Ты у меня выиграешь… – презрительно ответил сын. – (25) Папа, у тебя крыша поехала!
– (26) Но ты согласен на условия?
– (27) Конечно!
(28) Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
(29) То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30) Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.
(31) Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32) Удар!
(33) Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34) И толстовской: не могу молчать! (35) Удар!
(36) Задыхаюсь! (37) Задыхаюсь! (38) Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39) Удар!
(40) Выражение “тихий Дон”, кажется, впервые упоминается у Пушкина в “Кавказском пленнике”… (41) Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил… (42) Удар!
(43) Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44) Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира… (45) Удар!
(46) Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47) Но при счёте десять – пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
(48) Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49) Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50) Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51) Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52) Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53) Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54) В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.
(55) Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
– (56) Эта ракетка соскальзывает с руки, – крикнул он, – я пойду возьму запасную.
(57) И побежал домой. (58) Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59) Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.
(60) Отец слегка отдышался. (61) Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62) И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.
(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.
(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.
(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением…
(66) После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату…
(По Ф. Искандеру)
25. Какое высказывание может служить иллюстрацией к основной проблеме текста?
1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)
2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего. (С. Цвейг)
3) Унция авторитета стоит фунта работы. (Л. Питер)
4) Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета. (Ф. Бэкон)
Ответ
26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 5 – 7 представлено рассуждение.
2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.
3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предложениях 19 – 20.
4) В предложениях 55 – 57 содержится описание.
Ответ
27. Из предложений 26 – 29 выпишите фразеологизмы.
Ответ
Ответы к заданиям 28 – 30 запишите словами.
28. Из предложений 46 – 47 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
Ответ
29. Из предложений 22 – 28 выпишите краткое прилагательное.
Ответ
30. Из предложений 41 – 43 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ
Ответы к заданиям 31 – 35 запишите цифрами.
31. Среди предложений 1 – 9 найдите простые односоставные безличные. Напишите их номера.
Ответ
32. Среди предложений 1 – 7 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.
Ответ
33. Среди предложений 53 – 59 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Ответ
34. Среди предложений 50 – 56 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи союза и форм слов. Напишите номера этих предложений.
Ответ
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 – 34.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
35. “Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, заданный сыном, и такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 36 – 37), отражает его реальное физическое состояние. Однако ___________ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Андреевича не могло не удивить мальчика, и троп _________ “комически-заторможенное уважение” (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике ___________ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Андреевича”.
Список терминов:
1) градация
2) развернутая метафора
3) инверсия
4) восклицательное предложение
5) эпитет
6) олицетворение
7) фразеологизм
8) контекстные антонимы
9) сравнение
Ответ
ЧАСТЬ 2
36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Информация о тексте
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник