В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление

Вариант 9 (201011)

(1)Уже поздним вечером, возвращаясь из птичника, недалеко от деревни, на приозерном лугу, Варя снова увидела Сашку-цыгана, сидевшего у костра.

(2) Примечая в Сашке его буйную черноту волос, диковатый, летучий взгляд, гортанную корявость речи – все то цыганское, что вызывало у деревенских жителей, особенно у девчонок, непонятную ей самой настороженную неприязнь, Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, дивясь его притягивающей необычности. (3)К нему как-то особенно шли и длинные, затоптанные на отворотах жарко-красные штаны, и полотняная рубаха без рукавов, и этот огонь, игравший на каштаново-черных плечах и руках влажными блуждающими бликами, даже сама ночь, которую он коротал неспешно и деловито.

-(4)Это твои лошади в логу? – спросила Варя.

-(5)А что? – сухим тоном ответил Сашка, видимо, ожидая, как всегда, какого-нибудь подвоха от деревенских.

-(6)Любишь лошадей?

-(7)Люблю…(8)Но я на трактор пойду работать, – неожиданно произнес Сашка уже дружелюбно.

(9)Варя удивленно посмотрела на Сашку и проговорила:

-(10)На трактор просто так не возьмут: учиться надо.

-(11)А я и учусь.(12)Вот купил книжку про трактор. (13)Коней пасу – картинки гляжу. (14) А слова не все понимаю, мудрено написано.

(15)Сашка, несколько растерянно глядя на Варю, замолчал, но было видно, что его всерьез что-то волновало.

-(16)А ты, Саш, пока сказки читай, стихи, – посоветовала Варя. – (17)Тогда и про трактора поймешь.

-(18)Я читаю…

(19)Сашка сгреб в охапку котомку, лежавшую на земле, вытащил, расправил и подал Варе маленькую книжечку.

(20)Открыв книжку и повернув ее к лунному свету, лившемуся серебряными струями с высоты, Варя узнала пушкинские поэмы. (21) Она узнала их как-то сразу, еще до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точеные колонны стихов. (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка. (23)Совсем так, как звучно пела для нее одной скрипка, которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (ее восхищал и кожаный футлярчик для скрипки, и блестящий серебряный замочек на нем)…

-(24)Эту читать легко, – сказал Сашка.

(25)Он ревностно следил за Вариными пальцами, перелистывавшими страницы.

-(26)Про цыган написано. (27)Сандро Пушкин писал. (28) Читала?

(28)Варя, бросив на Сашку удивленный взгляд, воскликнула:

-(29)Конечно, читала! (30)Кто же Пушкина не читал? (31) Только не Сандро, а Александр Пушкин!

(32) Сашка, упрямо тряхнув черными кудрями, начал бурно возражать:

-(33) Н-нет, Сандро! (34) Я Сандро, и он Сандро! (35)Цыган тоже, как и я. (36)Ты байки-то не рассказывай: тут есть его портрет. (37)Я глядел – точно цыган.

(38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела. (39)Она была сегодня добрая и не стала разрушать наивную и гордую веру Сашки. (40) Пусть думает. (41)Она только сказала:

-(42)Это тоже Пушкина написал…

(43)И негромко, бережно отставляя друг от друга слова, сама завораживаясь торжественностью вещих стихов, стала читать «Памятник».

(44)Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(45)Дочитав стихотворение до конца, Варя проговорила: «(46)Пушкин – он для всех…» (47)Сашка молчал, задумавшись. (48)В двух шагах от них дремал конь, стоявший против лунного света и теперь казавшийся не белым, а будто высеченным из серого камня.(49)Варя глядела на него снизу, сквозь путанные стебли мятлика, и ей, взволнованной только что прочитанными стихами, от которых все вокруг обрело какое-то новое видение, конь показался вдруг сказочно высоким. (50)Он возвышался над ней узловатой, глыбистой громадой. (51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

-(52)Пушкин – он для всех, – снова задумчиво повторила Варя.

(По Е. Носову)

А1. На какой вопрос в тексте НЕТ ответа?

1)  Как истинное искусство воздействует на чеовека?

2)  Как отнеслась героиня к увлечению Сашки-цыгана чтением стихов Пушкина?

3)  Как рождается классическое поэтическое произведение?

4)  Почему героиня рекомендует мальчишке читать книги?

А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Варя не стала спорить с Сашкой, а просто стала читать «Памятник» Пушкина?»

1) (28)Варя, бросив на Сашку удивленный взгляд, воскликнула?

-(29)Конечно, читала! (30)Кто же Пушкина не читал?

2) (38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела. (39)Она была сегодня добрая и не стала разрушать наивную и гордую веру Сашки. (40) Пусть думает.

3) (45)Дочитав стихотворение до конца, Варя проговорила: «(46)Пушкин – он для всех…» (47)Сашка молчал, задумавшись.

4) (50)Он возвышался над ней узловатой, глыбистой громадой. (51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

А3. Как характеризует Варю информация, заключенная в предложениях 38-52?

1)  Варя не собирается «уступать Пушкина» Сашке-цыгану и старается доказать, что Пушкин – русский поэт.

2)  Варя – человек самолюбивый, гордый, она любит, когда ею восхищаются, и хочет произвести впечатление на Сашку, поэтому театрально читает стихи Пушкина.

3)  Варя – человек, тонко чувствующий искусство, любящий поэзию Пушкина и понимающий, что национальных границ не существует, если речь идет о гениальном поэте.

4)  Варя – большая фантазерка, часто принимает желаемое за действительное.

А4. Укажите, в каком значении употреблено слово «сухим» (сухой) в предложении 5.

1)  Лишенный мелодичности

2)  Безупречный, неласковый

3)  Скупой, лаконичный

4)  Лишенный свежести.

А5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?

1)  (3)К нему как-то особенно шли и длинные, затоптанные на отворотах жарко-красные штаны, и полотняная рубаха без рукавов, и этот огонь, игравший на каштаново-черных плечах и руках влажными блуждающими бликами, даже сама ночь, которую он коротал неспешно и деловито.

2)  (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка.

3)  (38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела.

4)  (49)Варя глядела на него снизу, сквозь путанные стебли мятлика, и ей, взволнованной только что прочитанными стихами, от которых все вокруг обрело какое-то новое видение, конь показался вдруг сказочно высоким.

А6. В каком предложении средством речевой выразительности является сравнение?

1)  (2) Примечая в Сашке его буйную черноту волос, диковатый, летучий взгляд, гортанную корявость речи – все то цыганское, что вызывало у деревенских жителей, особенно у девчонок, непонятную ей самой настороженную неприязнь, Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, дивясь его притягивающей необычности.

2)  (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка.

3)  (21) Она узнала их как-то сразу, еще до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точеные колонны стихов.

4)  51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

В1. Замените слово БАЙКА (-и) из предложения из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 50-52 выпишите слово (-а) с чередованием гласных в корне.

В3. Из предложений 25-28 выпишите слово (-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на ее конце пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложений 9-15 выпишите слово(-а), в котором (ых) правописание суффикса определяется правилом правописание краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

В5. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове.

Варя,(1) бросив на Сашку удивленный взгляд, (2)воскликнула:

-Конечно,(3) читала! Кто же Пушкина не читал? Только не Сандро,(4) а Александр Пушкин!

Сашка,(5) упрямо тряхнув черными кудрями,(6)начал бурно возражать:

– Н-нет,(7) Сандро!

В6. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она перебирала страницы,(1) а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая,(2) светлая и высокая музыка. Совсем так,(3) как звучно пела для нее одной скрипка,(4) которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (ее восхищал и кожаный футлярчик для скрипки, (5)и блестящий серебряный замочек на нем)…

В7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложного предложения, связанных подчинительной связью.

Примечая в Сашке его буйную черноту волос, (1)диковатый, (2)летучий взгляд,(3) гортанную корявость речи – все то цыганское,(4) что вызывало у деревенских жителей,(5) особенно у девчонок, (6)непонятную ей самой настороженную неприязнь, (7)Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, (8)дивясь его притягивающей необычности.

В8. Замените словосочетание РУБАХА БЕЗ РУКАВОВ (предложение 3) синонимичным со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 43.

В10. Среди предложений 9-16 найдите предложение (-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В11. Среди предложений 45-51 найдите предложение (-я) с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

В13. Среди предложений 8-15 найдите бессоюзное(-ые) сложное (-ые) предложение (-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В14. Среди предложений 19-25 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение (-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

Источник