В каком варианте содержится речевая ошибка

В каком варианте содержится речевая ошибка thumbnail

Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Формулировка 1: Исключите лишнее слово

· Из демоверсии ЕГЭ:

· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

· В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

· Ответ: главную

· В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи “главная суть” является плеоназмом. «Суть – самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

· Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

· “Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.”

· В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

· Ответ: потерпели

· Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

· 1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

· 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

· 3) Если это ошибка, исправь ее.

Теория

· Нарушение лексических норм

· Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Типы ошибок

1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5). Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3. Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.

4. Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5. Неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов и фразеологизмов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6. Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удается объегорить других.

7. Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление.

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша, очень прекрасный.

9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

· сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

· замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

· совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)

Читайте также:  В каких веществах содержится йод

Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей – актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии).

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 467009

Энджелл

более месяца назад

Просмотров : 6   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

В первом варианте содержиться речевая ошибка

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

В каком варианте содержится речевая ошибка

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

В каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибкаВ каком варианте содержится речевая ошибка

    В каком варианте содержится речевая ошибка

    Другие вопросы:

    Васян Коваль

    В чём сходство и различие рассказов Антона Павловича Чехова “Хамелион” и “Злоумышленник”?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    Расстояние между городами 1300км.Какой длины в мм получится отрезок , соединяющий их на карте , если масштаб карты 1:20000000 , 1: 50000000

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 26   
    Ответов : 1   

    Онтонио Веселко

    Пожалуйста !срочно!Сигналы с судна на берег передают путём использования различного положения рук. Каждая рука может быть поднята вверх, отведена в сторону или опущена вниз. Сколько различных сигналов можно подать двумя руками? Обе руки могут находиться в одинаковом положении.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 5   
    Ответов : 1   

    Суррикат Мими

    Напишите рассказ( 9 предложений) о еде в Германии

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 7   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    Довга відкрита з обох кінців тонкостінна трубка радіусом 1 мм розташована вертикально. Яка макстмально важлива висота стовпа води що знаходиться в трубці

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Источник

    Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

    1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
    1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
    2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
    3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
    4. Живописный лес тянется вдоль реки.
    1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
    1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
    2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
    3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
    4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
    1. Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?
    1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
    2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
    3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
    1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
    1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
    2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
    3. Три года учёбы пролетели незаметно.
    4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
    1. В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?
    1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
    2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
    3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
    4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
    1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
    1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
    2. Окна моей комнаты выходят в сад.
    3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
    4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
    1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
    1. Он был бойцом не робкого десятка.
    2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
    3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
    4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
    1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
    1. По щучьему велению
    2. Не всё коту масленица
    3. Спустя рукава
    4. Сматывать удочки
    1. В каком ряду слова не являются антонимами?
    1. Громкий – тихий
    2. Лидер – аутсайдер
    3. Дерзкий – безрассудный
    4. Активный – пассивный
    1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
    1. Синонимами
    2. Антонимами
    3. Паронимами
    4. Омонимами
    1.  В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
    1. Эпитетом
    2. Сравнением
    3. Метафорой
    4. Олицетворением
    1.  В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
    1. Словообразовательном
    2. Толковом
    3. Орфографическом
    4. Энциклопедическом
    1.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
    1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
    2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
    3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
    4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
    1.  Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
    1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
    2. Прикусить язык – испугаться
    3. Без царя в голове – не иметь ума
    4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
    1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
    Читайте также:  В какой еде содержится кремний

    Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно – чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

    1.  Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
    1. Коренной житель – коренной вопрос
    2. Человек худой – худой мир
    3. Больной заснул – больной ребёнок
    4. Спутник Марса – спутник по дороге
    5. Пачка газет – пачка балерины
    6. Звезда эстрады – звезда на небе
    1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
    1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)
    2. Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)
    3.  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
    4. Мы сёла – в пепел;  грады  – в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

    Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс                                        Вариант 2

    1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
    1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
    2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
    3. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.
    4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
    1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
    1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
    2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
    3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
    4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
    1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
    1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
    2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
    3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
    1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
    1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
    2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
    3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
    4. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.
    1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  
    1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
    2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
    3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
    4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
    1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
    1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
    2. Я остановился в густой тени старой сосны.
    3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
    4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
    1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
    1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
    2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
    3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
    4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
    1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
    1. Душа в душу
    2. Задать перцу
    3. Во весь опор
    4. Нога за ногу
    1. В каком ряду слова не являются антонимами?
    1. Сытый – голодный
    2. Альянс – союз
    3. Типичный – уникальный
    4. Хитрый – простодушный
    1. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?
    1. Синонимами
    2. Антонимами
    3. Паронимами
    4. Омонимами
    1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
    1. Эпитетом
    2. Сравнением
    3. Метафорой
    4. Олицетворением
    1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
    1. Словообразовательном
    2. Толковом
    3. Орфографическом
    4. Энциклопедическом
    1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
    1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
    2. Это был человек представительской внешности.
    3. Марья была искусственная мастерица
    4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
    1.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?
    1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
    2. Бежать сломя голову – очень быстро
    3. Белая ворона – человек в белом
    4. Как снег на голову – неожиданно.
    1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
    Читайте также:  В каких препаратах содержатся простагландины

    Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

    (9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

    1.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
    1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
    2. Здоровый, мощь, зима, чужой
    3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
    4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
    1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
    1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
    2. Корзина, кружево, зодчий, невод
    3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

    Ответы:

    1 вариант

    1. 2
    2. 1
    3. 2
    4. 1
    5. 1
    6. 3
    7. 4
    8. 3
    9. 3
    10. 1
    11. 3
    12. 2
    13. 1, 2
    14. 2
    15.  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
    16. 2, 5
    1. 2

    2 вариант

    1. 1
    2. 3
    3. 3
    4. 1
    5. 1
    6. 3
    7. 4
    8. 3
    9. 2
    10. 3
    11. 4
    12. 3
    13. 2, 3
    14. 3
    15.  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

     5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

    8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

     11) олицетворение,  12) сравнение

                             16)  1

                             17)  2

    Источник