В каком возрасте у детей накапливается опыт познания свойств
Надежда Александрова
Консультация «Возрастные особенности детского экспериментирования»
Третий год жизни – своего максимального развития достигает наглядно-действенное мышление. Это эпоха, когда манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Но взрослому пока рано ставить перед ребенком сложные задачи, организовывая целенаправленное экспериментирование. Можно сказать, что желание собирать и разбирать пирамидку все еще важнее для ребенка, чем правильно собранная пирамидка, то есть получение результата.
Иными словами, основная задача экспериментирования – накопление сенсорного опыта, получение первых представлений о свойствах предметов, а не выявление точных сведений, зависимостей, взаимосвязей. Главная же задача взрослого (педагога, родителя) – современное обогащение среды более сложными объектами.
Вместе с этим существуют объективные основы для развития экспериментирования. Уровень развития речи позволяет называть знакомые предметы, действия с ними, их части, свойства, явления природы и повадки животных. Появляется способность к пристальному и целенаправленному рассмотрению объектов. Дети учатся выполнять простейшие поручения, воспринимать рекомендации.
Важно и то, что в данный период экспериментирования является одним из факторов,создающих предпосылки для развития самостоятельности ребенка: оно учит выявлять не только свойства предметов, но и собственные возможности, раздвигает их границы. В свою очередь новообразования данного возраста, выражаются формулой «Я сам», имеют существенное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.
На четвертом году жизни (младшая группа) возникает наглядно-образное мышление. Проявляются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Но такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Этим во многом определяется важность грамотно поддерживаемого взрослым экспериментирования.
Дети начинают проявлять любопытство, задавать взрослым многочисленные вопросы. Это свидетельствует о том, что появился интерес к познанию, новые знания и опыт входят в противоречие с уже освоенными, возникло осознание того, что не все понятно и что за ответами можно обратиться к старшим.
Поддаваясь соблазну пойти простым путем, педагоги и родители отвечают на детские вопросы или игнорируют их. При этом неизвестно, что имеет больший развивающий эффект, но точно важнее научить детей самостоятельно искать ответы на вопросы, в том числе при помощи доступных экспериментов. Педагогу необходимо обладать широким кругозором в области поведения простых, доступных для осуществления в бытовых условиях и понимания ребенком младшего дошкольного возраста опытов и наблюдений. Нужно овладеть умением переводить детский вопрос в формулировку цели эксперимента, осуществлять вместе с детьми необходимые действия.
В ходе экспериментирования в различных ситуациях можно развивать как исполнительские качества детей (в этот период они уже могут самостоятельно реализовывать несложную инструкцию, так и творческие способности. Можно привлекать дошкольников к прогнозированию результатов с опорой на вопросы взрослого, фиксировать итоги на основе формирующегося произвольного внимания, учить применять полученный экспериментальным путем опыт в практической и игровой деятельности.
На основе экспериментирования у детей трех-четырех лет могут быть сформированы представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах, предметах, природных явлениях и растениях. В условиях интенсивной деятельности активно пополняется словарный запас.
На пятом году жизни (средняя группа) благодаря накопленному опыту экспериментирования исследовательские действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными, возрастает количество вопросов, меняется их структура, глубина проникновения в суть явления, возникает потребность найти ответ самостоятельно, в том числе экспериментальным путем. Роль взрослого может сводиться к созданию условий, обеспечению безопасности в ходе экспериментирования, осуществлению поддержки, необходимой для продолжения и развития деятельности.
В средней группе можно включать детей в эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, сравнению объектов, учить фиксировать результаты при помощи элементарных символов, делать выводы, передавать в речи впечатления. В ходе самостоятельного экспериментирования и деятельности организуемой взрослым, обогащаются и систематизируются представления дошкольников о материалах, предметах, природных явлениях, о животных, растениях, о человеке.
Шестой год жизни (старшая группа) знаменуется появлением у детей инициативы и самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности. В этом возрасте у дошкольников могут быть сформированы первичные представления о назначении экспериментирования как метода познания, о структуре эксперимента. Отвечая на опорные вопросы, дети могут сформулировать предположение (гипотезу, при помощи взрослого подобрать необходимые материалы, предметы (приборы, провести эксперимент и сделать вывод. Использование различных способов фиксирования предположения (символьные записи, рисунки) позволяет учить юных исследователей сопоставлять предположения и результат опыта, делать выводы не только о свойствах изучаемых объектов, но и о правильности исходной гипотезы, о ходе и способах ее проверки.
Важно отметить, что в этот период необходимо дифференцировано подходить к организации детского экспериментирования, поддерживать оба стиля осуществления с учетом знакомых детям закономерностей осуществления данной деятельности – использование эксперимента как способа решения познавательной (творческой, практической, учебной) задачи.
Воспитанники старшей группы по опорной схеме и самостоятельно могут составить развернутый рассказ о проделанной работе. Педагогу необходимо стимулировать включение в речь эмоционально-оценочной лексики, конструкций предположения, описание результатов опыта. При формулировке вывода важно учить детей аргументировать свое мнение.
Особенностью содержания работы в данный период становиться привлечение детей к проведению экспериментов, нацеленных на сравнение, выявление черт сходства и различия объектов, доступных пониманию старших дошкольников закономерностей. Ряд демонстрационных экспериментов решающих задачи обогащения представлений воспитанников о предметах и явлениях, признаны способствовать формированию осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности, безопасности окружающих людей и природы, становлению начал соответствующих компетенций.
В старшей группе, при условии наглядного фиксирования результатов отдельных этапов, педагогом могут быть организованы длительные эксперименты. Данное направление работы позволяет не только выявлять особенности развития различных объектов во времени, но и формировать у детей ответственность, умение брать на себя обязанности и самостоятельно следить за их выполнением.
Возможности и задачи организации детского экспериментирования в подготовительной к школе группе определяются возрастными особенностями детей седьмого года жизни.
В этот период дошкольники проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям.
Они наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас знаний об окружающем мире, быте. Дети способны воспринимать инструкцию из трех-четырех действий и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкие задачи деятельности. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10-15 минут. Это определяется уровнем развития внимания.
Достижение определенного уровня позволяет детям самостоятельно задумывать опыт, выдвигать предположения (гипотезы, подбирать условия, распределять обязанности, проводить эксперимент, делать выводы под руководством педагога отслеживать соответствие своих действий правилам безопасности, личной гигиены. Детское экспериментирование в подготовительной к школе группе становится фактором поддержки развития других видов деятельности, психических процессов, инициативности, самостоятельности и иных не менее важных личностных качеств. Содержательно организация экспериментирования нацелена на уточнение различных свойств объектов, явлений, сути их взаимосвязей и взаимозависимостей, формирование умения применять результаты экспериментов в повседневной жизни, в различных видах деятельности и использовать экспериментирование для решения бытовых, игровых, творческих задач.
Таким образом, поддержка педагогами детского экспериментирования может стать важным фактором развития дошкольников, условием успешного становления всех видов деятельности.
Источник
Как происходит процесс познания у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
История аппликации
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Виды аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
- Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
- Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
- Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
- Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Я в своей работе с детьми использую нетрадиционные техники работы аппликации.
Я заметила, что работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности, вызывает интерес. Каждый ребёнок заинтересован в конечном результате.
Нетрадиционные техники аппликации:
- Обрывная аппликация:
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Накладная аппликация:
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
- Модульная аппликация (мозаика):
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
- Симметричная аппликация;
Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация:
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
- Силуэтная аппликация:
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
- Квиллинг:
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Аппликация в технике квиллинг:
- Торцевание:
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом “пушистости” и лёгким способом её исполнения.
- Коллаж:
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
- Оригами:
Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага:
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из ватных дисков:
Оригинальный и доступный вид совместной творческой деятельности для родителей и их детей – это создание композиций при помощи ватных дисков. Они идеально подходят для творчества, так как имеют круглую форму. Их можно использовать в первоначальном виде, разделить на две половинки, рвать, вырезать необходимые фигуры, сшивать, разукрашивать и другие производить с ними манипуляции. Удивительное и увлекательное занятие – аппликации из ватных дисков, которое положительно влияет на развитие воображения, логического и латерального мышления, да и мелкая моторика не остаётся в стороне.
н
Аппликация из крупы, чая и макарон:
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений:
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе. Этот вид аппликации я практикую в совместной деятельности родителей с детьми. Мы организуем выставки работ в группе. Дети очень гордятся своим поделками, так как они делали их вместе с мамами и папами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
К празднику «День Матери», мы подготовили подарки, выполненные нетрадиционными способами аппликации:
«Сердечко с цветами», выполнена накладной аппликацией;
«Цветы»- аппликация из полосок, для украшения плаката для мам;
«Вазочки в подарок маме»-поделка из салфеток
Источник