В классе 32 ученика какое количество информации содержится в сообщении

1
2
1. В классе 32 ученика. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт Коля Сидоров. 2. Сообщение о том, что друг Петя живет на 10 этаже несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме? 3. Какая из последовательностей записана верно? a)Бит, байт, мегабайт, гигабайт, килобайт; b)байт, мегабайт, гигабайт, килобайт, бит, килобайт; c) Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. 4. В гимназический класс школы было отобрано несколько учеников из 128 претендентов. Какое количество учеников было отобрано, если сообщение о том, кто был отобран, содержит 140 бит информации?
3
МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА число символов в алфавите (его размер) N ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС СИМВОЛА количество информации в одном символе I = K. i i АЛФАВИТ – это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА ( N ) – это число символов в алфавите. 2 i = N ЧИСЛО СИМВОЛОВ В СООБЩЕНИИ K КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ I Ni I K
4
Задача 1: Сообщение, записанное буквами из 16- символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?
5
Задача 2. Для записи сообщения использовался 32-х символьный алфавит. Все сообщение занимает 4 страницы, на каждой странице по 30 строк, в каждой строке по 50 символов. Какое количество информации в этом сообщении?
6
Задача 3. Информационное сообщение объемом 1,5 Кб содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого записано это сообщение?
7
СИМВОЛЬНЫЙ АЛФАВИТ КОМПЬЮТЕРА русские (РУССКИЕ) буквы латинские (LAT) буквы цифры (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) математические знаки (+, -, *, /, ^, =) прочие символы («»,, %,, :, ;, #, &) N = 2 i N = 256 = 2 8 i = 8 бит = 1 байт 1 байт – это информационный вес одного символа компьютерного алфавита
8
ЗАДАЧА4. Книга, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов (включая пробелы между словами). Каков объем информации в книге?
9
Задача 5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?
10
Число равновероятных в о з м о ж н ы х событий N К о л и ч е с т в о и н ф о р м а ц и и в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий i N = 2i = 1 бит Число символов в алфавите (его размер) – МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА N ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС СИМВОЛА количество информации в одном символе 2 i = N I = K i K I Число символов в символьном сообщении Количество информации в символьном сообщении i i = 8 бит = 1 байт 1 байт 1 Кб 1 Мб 1 Гб 1024 ИНФОРМАЦИЯ N = 256 Содержательный подход Алфавитный подходИЗМЕРЕНИЕ
11
Домашнее задание: § 4 Задания 4,6,7 (стр. 26)
Источник
Похожие вопросы:
Информатика, 14.03.2019 03:50
:1. в классе 32 ученика. какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт коля сидоров. 2. сообщение о том, что из корзины с разноцветными шарами (все шары разного цвета) достали зелёный шар, содержит 4 бита информации. сколько шаров было в корзине? 3. из папки new одновременно было удалено 10 файлов и сообщение о названиях удалённых файлов содержит 80 бит информации. сколько файлов было всего в папке? 4. в гимназический класс школы было отобрано несколько учеников из 128 претендентов. какое количество учеников было отобрано, если сообщение о том, кто был отобран, содержит 140 битов информации? 5. в доме 4 подъезда, в каждом из которых по 16 этажей. какое количество информации содержится в сообщении о том, что иван живёт на пятом этаже в третьем подъезде?
Ответов: 1
Информатика, 15.03.2019 02:40
Синформатикой! 7 класс) 1)какое количество информации в сообщении из 50 символов, записанного буквами из 16-символьного алфавита 2)сколько байт содержит 1 килобайт? а сколько это бит? 3)по какой формуле определяется количество информации? количество информации в сообщении? 4)какое количество информации в кбайте содержится в 2 гбайтах? 5)в рулетке общее количество лунок равно 64. какое количество информации мы получаем в зрительном сообщение об остановке шарика в одной из лунок?
Ответов: 2
Информатика, 21.05.2019 00:50
По информатике вычислите, какое количество информации содержит 1,5-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за секунду сменяется 25 кадров. 2 вопрос каковы основные этапы создания презентаций ? буду если .
Ответов: 2
Информатика, 27.05.2019 13:10
Как решать по информатике например “алфавит племени содержит всего 8 букв. какое количество информации несет одна буква этого алфавита? ” и подобные. научите .
Ответов: 3
Информатика, 19.06.2019 05:50
1) решите уравнение 2^2x-1(мбайт) =16^x-3(бит). 2) каково было количество возможных событий, если после реализации одного из них мы получили количество информации, равное 3 бита? 3) информационное сообщение объемом 5 кбайта содержит 2560 символов. сколько символов содержит алфавит, при которого было записано данное сообщение? 4) два сообщения содержат одинаковое количество информации. количество символов в первом тексте в 2,5 раза меньше, чем во втором. сколько символов сдержат алфавиты, с которых записаны сообщения, если известно, что размер каждого алфавита не превышает 32 символов и на каждый символ приходится целое число битов? 5) в классе 28 человек. за контрольную по информатике получено 5 пятерок, 16 четверок, 5 троек и 2 двойки. a. какое количество информации в сообщении о том, что петров получил тройку? b. какое количество информации несет оценка, полученная васечкиным? не нужно писать просто ответ, либо объясните как это вычислять, либо просто название тем, которые мне нужно прочитать, что-бы решить
Ответов: 1
Информатика, 07.07.2019 06:30
39 ! недавно задавал вопрос по информатике: загадано число из промежутка от 32 до 64. какое количество вопросов необходимо задать для угадывания числа и какое количество информации при этом получится? и получил на него такой ответ: 1) неопределенность знаний n = 64 – 32 = 32; 2) i = log232 = 5 бит – количество информации; 3) количество бит соответствует количеству вопросов. ответ: 5 вопросов. скажите как взаимосвязаны количество бит и количество вопросов
Ответов: 1
Информатика, 07.07.2019 14:10
Св классе 32 учебника. какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдет коля сидоров (запишите полное решение) варианты ответов: 1. 0,625 байта 2. 5 байт 3. 64 байта
Ответов: 3
Информатика, 05.08.2019 15:40
Известно, что сообщение учителя о том что к доске подойдёт саша орлов, содержит 5 бит информации. сколько учеников в классе? (полное решение) в школьную команду по волейболу было отобрано некоторое кол-во учеников из 64 претендентов. сколько учеников было отобрано если сообщение о том кто был выбран содержит 72 бита информации? (полное решение) в течение 6 минут со скоростью 30 байт/секунду вождь племени мульти, передал информационное сообщение. сколько символов оно содержало, если алфавит племени состоит из 64 символов? (полное решение) сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 2^23 бит? (полное решение) (полное решение) – решение с дано
Ответов: 2
Информатика, 05.08.2019 17:50
№1 на железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвертый путь. сколько информации вы получили? №2 была получена телеграмма: «встречайте, вагон №7». известно, что в составе поезда 16 вагонов. какое количество информации было получено? №3 сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. какое количество информации оно несет? №4 какое количество информации несет двоичный код 10101010 и почему?
Ответов: 2
Информатика, 14.09.2019 00:50
Мария александровна ведет занятия по информатике в школе № 27 г. гомеля, начиная с 1 класса. она хочет узнать, сколько учеников она обучает в n классах, если известно количество учеников в каждом классе. она решила, что вы сможете написать программу, которая узнает количество учеников в n классах. формат ввода: пример ввода: n – количество классов (n< =30) a[1] – количество учеников в первом классе a[2] – количество учеников во втором классе a[3] – количество учеников в третьем классе a[n] – количество учеников в n-ом классе 3 10 15 20 формат вывода: пример вывода: k – количество учеников в n классах 45 решение в паскаль абц
Ответов: 2
Информатика, 14.09.2019 14:00
Алфавит племени чунга-чанга содержит только 30 букв, точку и пробел. какое количество информации несёт один символ в таком алфавите? 2. нужно рассчитать какое количество информации содержит ваши фамилия, имя, отчество (без сокращений) и дата рождения (например, 01.04.1991) при использовании 256-символьного алфавита?
Ответов: 2
История, 25.09.2019 08:02
252. вычислите, какое количество информации содержит 2-часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за 1 с сменяется 36 кадров. дано: решение:
Ответов: 1
У тебя есть свой ответ?
Запишиье полное решение. по информатике . в классе 32 ученика. какое количество информации содержит…
Отправлено
Вопросы по другим предметам:
Русский язык, 29.09.2019 03:40
Математика, 29.09.2019 03:40
Русский язык, 29.09.2019 03:40
Литература, 29.09.2019 03:40
Математика, 29.09.2019 03:40
Математика, 29.09.2019 03:40
Английский язык, 29.09.2019 03:40
Литература, 29.09.2019 03:40
Литература, 29.09.2019 03:40
Источник
Цели урока: формировать умения и навыки
учащихся применять знания по образцу и в
изменённой ситуации по изучаемой теме: находить
количество информации при решении задач, в
условии которых события являются
равновероятными и не равновероятными.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- как найти вероятность события;
- как найти количество информации в сообщении,
что произошло одно из равновероятных событий или
одно из не равновероятных событий.
Учащиеся должны уметь:
- различать равновероятные и не равновероятные
события; - находить количество информации в сообщении, что
произошло одно из равновероятных событий или
одно из не равновероятных событий. - находить количество возможных вариантов того
или иного события, если известно количество
информации в сообщении о том, что событие
произошло.
Программно-дидактическое обеспечение:персональный
компьютер,проектор, мультимедийная доска
SMART-Board, карточки для опроса учащихся.
Ход урока
I. Постановка целей урока
- “Вы выходите на следующей остановке?” —
спросили человека в автобусе. “Нет”, — ответил
он. Сколько информации содержит ответ? - В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о
том, что достали белый карандаш, несет 4 бита
информации. Сколько белых карандашей было в
корзине? - В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18
черных шаров. Сообщение о том, что из корзины
достали белый шар, несет 2 бита информации.
Сколько всего в корзине шаров?
II. Проверка домашнего задания
Все ли выполнили домашнее задание? Какие
задания вызвали трудности?
- Начнём проверку домашнего задания со
следующего: давайте выясним, чья вероятность
вызова к доске для ответа больше.
/ Для этого учитель проецируем общее количество
оценок, которое мог бы получить учащийся на
данный момент времени, а также количество оценок
каждого ученика.
Ученики производят вычисления самостоятельно
и называют результаты. Далее выполнение
домашнего задания ученики показывают в порядке
убывания полученных вероятностей. Решение задач
демонстрируется на доске в слайдовой
презентации./
2. Выборочно проводится опрос по карточкам,
приготовленным заранее.
1) Какие существуют подходы к измерению
информации?
2) Какое сообщение называют информативным?
3) Может ли количество информации в сообщении
быть равным нулю?
Задание:вставьте пропущенные слова.
– Сообщение называется …, если в нем
содержатся новые и понятные сведения.
– События, не имеющие преимущество друг перед
другом, называются…
– Чем больше начальное число возможных …
событий, тем в большее количество раз
уменьшается … и тем большее … будет
содержать сообщение о результатах опыта.
– Количество информации, которое находится в
сообщении о том, что произошло одно событие
из… равновероятных, принято за единицу
измерения информации и равно…
– 1 бит — это количество информации, …
неопределенность знаний в два раза.
– I = log2N – количество информации в …
событии, где N – это …, а I – …
– I = log2(l/p) – количество информации в …
событии, где р – это …, а вероятность события
выражается в… и вычисляется по формуле:…
Все остальные учащиеся выполняют кроссворд по
основным понятиям приложение 1.
III. Решение задач
1. Решение задач, в условии которых события
являются равновероятными
В течении 10 минут ученики выполняют решения
задач / задаётся произвольный темп решения, т.о.,
часть детей решит задач больше, часть меньше в
меру своих возможностей
Вопросы к задачам:
- Почему в задаче события равновероятные?
- Что нужно найти в задаче: количество информации
или количество вариантов информации? - Какую формулу нужно использовать в задаче?
- Чему равно N? Как найти I?
– Чему равно I? Как найти N?
№1
“Вы выходите на следующей остановке?” –
спросили человека в автобусе. “Нет”, — ответил
он. Сколько информации содержит ответ?
Решение: человек мог ответить только “Да”
или “Нет”, т.е. выбрать один ответ из двух
возможных. Поэтому N = 2. Значит I = 1 бит (2 = ).
Ответ: 1 бит.
№2
“Петя! Ты пойдешь сегодня в кино?” – спросил я
друга. “Да”, – ответил Петя. Сколько информации
я получил?
Решение: Петя мог ответить только “Да” или
“Нет”, т.е. выбрать один ответ из двух возможных.
Поэтому N = 2. значит I = 1 бит (2 = 21).
Ответ: 1 бит.
№3
Сколько информации содержит сообщение,
уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
Решение: так как неопределенность знаний
уменьшается в 8 раз, следовательно, она было равна
8, т.е. существовало 8 равновероятных событий.
Сообщение о том, что произошло одно из них, несет 3
бита информации (8 = 23).
Ответ: 3 бита.
№4
Какой объем информации содержит сообщение,
уменьшающее неопределенность в 4 раза?
Решение: так как неопределенность знаний
уменьшается в 4 раз, следовательно, она было равна
4, т.е. существовало 4 равновероятных событий.
Сообщение о том, что произошло одно из них, несет 2
бита информации (4 = 22).
Ответ: 2 бита.
№5
Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет.
После этого загорелся зеленый. Какое количество
информации вы при этом получили?
Решение: из двух сигналов (желтого и зеленого)
необходимо выбрать один — зеленый. Поэтому N = 2, а
I = 1 бит.
Ответ: 1 бит.
№6
Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4
дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа
будет плавать на дорожке номер 3. Сколько
информации получили школьники из этого
сообщения?
Решение: из 4 дорожек необходимо выбрать одну,
т.е. N = 4. Значит по формуле I = 2, т.к. 4 = 22.
Пояснение: номер дорожки (3) не влияет на
количество информации, так как вероятности
событий в этих задачах мы приняли считать
одинаковыми.
Ответ: 2 бита.
№7
На железнодорожном вокзале 8 путей отправления
поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на
четвертый путь. Сколько информации вы получили?
Решение: из 8 путей нужно выбрать один.
Поэтому N = 8, а I = 3, т.к. 8 =Пояснение: номер пути (4) не
влияет на количество информации, так как
вероятности событий в этих задачах мы
приняли считать одинаковыми.
Ответ: 3 бита.
№8
В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного
цвета. Сколько информации несет сообщение о том,
что из коробки достали красный кубик?
Решение: из 16 равновероятных событий нужно
выбрать одно. Поэтому N = 16, следовательно, I = 4 (16 = 24).
Пояснение: события равновероятны, т.к. всех
цветов в коробке присутствует по одному.
Ответ: 4 бита.
№9
Была получена телеграмма: “Встречайте, вагон
7”. Известно, что в составе поезда 16 вагонов.
Какое количество информации было получено?
Решение: так как из 16 вагонов нужно выбрать
один, то N = 16, следовательно, 1 = 4(16 = 24).
Ответ: 4 бита.
№10
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N
было получено 9 бит информации. Чему равно N?
Решение: N = 29 = 512.
Ответ: диапазон чисел имеет значение от 1 до
512.
№11
При угадывании целого числа в некотором
диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько
чисел содержит этот диапазон?
Решение: N = 28 = 256.
Ответ: 256 чисел.
№12
Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже,
несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
Решение: N = 24 = 16 этажей.
Пояснение: события равновероятны, т.к. номера
этажей не повторяются.
Ответ: 16 этажей.
№13
Сообщение о том, что Петя живет во втором
подъезде, несет 3 бита информации. Сколько
подъездов в доме?
Решение: N = 23 = 8 подъездов.
Пояснение: события равновероятны, т.к. номера
подъездов не повторяются.
Ответ: 8 подъездов.
№ 14
В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На
каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил
Пете, что нужная ему книга находится на пятом
стеллаже на третьей сверху полке. Какое
количество информации библиотекарь передал
Пете?
Решение: существует 16*8 = 128 вариантов
местонахождения книги. Из этого количеств
вариантов необходимо выбрать один.
Следовательно, N = 128, а I = 7, т.к. 128 = 27.
Ответ: 7 бит.
№15
Загадано слово из 10 букв. Вы просите открыть
пятую букву. Вам ее открыли. Сколько информации
вы получили?
Решение: N = 10, следовательно, I = log210.
Смотрим по таблице / приложение 2
/ и видим, что I = 3,32193 бит.
Ответ: 3,3 бит
№16
В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров.
Какое количество информации содержит сообщение,
что из коробки достали синий фломастер?
Решение: N = 6, следовательно, I = log26.
Смотрим по таблице и видим, что I = 2,58496 бит.
Ответ: 2,5 бит.
№17
Какое количество информации несет сообщение:
“Встреча назначена на май”?
Решение: так как месяцев в году 12, то из этого
количества сообщений нужно выбрать одно. Значит N
= 16, а I = log212. Смотрим по таблице и видим, что I
= 3,58496 бит.
Ответ: 3,5 бит.
№18
Какое количество информации несет сообщение о
том, что встреча назначена на 20 число?
Решение: так как дней в месяце 30 или 31, то из
этого количества сообщений нужно выбрать одно.
Значит N = 30 или 31, а I = log230 (или 31). Смотрим по
таблице и видим, что I = 4,9 бит.
Ответ: 4,9 бит.
2. Решение задач, в условии которых события не
равновероятны
Запишите формулу на доске для нахождения
количества информации в ситуации с не
равновероятными событиями. Что означает каждая
буква и как выразить одну величину через другую.
В соответствии с уровнем обучаемости 1 группа
детей решают более простые задачи №1 – №5, 2
группа -более сложные – №6 – №9.
Вопрос к задачам:
Почему события в задаче не равновероятные?
Сравните вероятности событий между собой.
№1
В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько
информации несет сообщение о том, что достали
черный шар?
Дано: N, = 8; N6 = 24.
Найти: Iч = ?
Решение:
- N = 8 + 24 = 32 — шара всего;
- рч = = —
вероятность доставания черного шара; - I = log2( ) = 2 бита. Ответ: 2 бита.
№2
В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение
о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита
информации. Сколько белых карандашей было в
корзине?
Дано: N = 64; I6 = 4.
Найти: К = ?
Решение:
1) I6 = log2(l/p6); 4 = log2(l/p6); 1/рб
= 16; p6 = 1/16 – вероятность доставания белого
карандаша;
2) рб = ; = ;
= = 4
белых карандаша.
Ответ: 4 белых карандаша.
№3
В классе 30 человек. За контрольную работу по
математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек
и 1 двойка. Какое количество информации в
сообщении о том, что Андреев получил пятерку?
Дано: N = 30; К5 = 6; К4 = 15; К3 = 8; К,
= 1.
Найти: I4 — ?
Решение: 1) р4 = = — вероятность получения оценки “5”;
2)I4 = log2( ) = log2( )=1бит
Ответ: 1 бит.
№4
Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них 10 –
синих, 5 – зеленых, 4 — желтых и 1 — красный. Какое
количество информации несут сообщения о том, что
из ящика случайным образом достали черный шар,
белый шар, желтый шар, красный шар?
Дано: К = 10; К = 5; Кж = 4; К = 1; N = 20.
Найти: Iч, I6,Iж, Iк.
Решение:
- рч = К/N = = – вероятность доставания синего шара;
- р6 = K/N = =
— вероятность доставания зеленого шара; - рж = Кж/N = = – вероятность доставания желтого шара;
- рк = KK/N = – вероятность доставания
красного шара; - Iч = log 2(1/1/2) = 1бит;
6)I6 = log2(l/l/4) = 2 бит;
7)Iж = 1оg2(1/1/5) = 2,236 бит;
8) Iк = log2( 1/1/20) – 4,47213 бит.
Ответ: Iс = 1 бит, Iз = 2 бит, Iж =
2,236 бит, Iк = 4,47213 бит.
№5
За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение
о том, что он получил пятерку, несет 2 бита
информации. Сколько пятерок ученик получил за
четверть?
Дано: N = 100,I4 = 2 бита.
Найти: К4 — ?
Решение:
1) I4 = log2(l/p4), 2 = log2(l/p4),
= 4,
р4 =
– вероятность получения “5”;
2) I4 = К4/100, К4 = 100/4 = 25 –
количество “5”.
Ответ: 25 пятерок.
№6
В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди
них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика
достали пару черных перчаток, несет 4 бита
информации. Сколько пар белых перчаток было в
ящике?
Дано: Кч = 2,1ч = 4 бита.
Найти: К6 – ?
Решение:
= 16, рч = 1/16 – вероятность доставания черных
перчаток;
перчаток в ящике;
3) К6 = N – К = 32 – 2 = 30 пар белых перчаток.
Ответ: 30 пар белых перчаток.
No 7
Для ремонта школы использовали белую, синюю и
коричневую краски. Израсходовали одинаковое
количество банок белой и синей краски. Сообщение
о том, что закончилась банка белой краски, несет 2
бита информации. Синей краски израсходовали 8
банок. Сколько банок коричневой краски
израсходовали на ремонт школы?
Дано: Кб = Кс =8, I6 = 2 бита.
Найти: К – ?
Решение:
- Iб = log2(l/p6), 2 = log2(l/p6),
1/р6 = 4, р6 = Vi – вероятность расхода
белой банки; - N = = = 32 – банки
с краской было всего;
3) Кк = N – К6 – Кс = 32 – 8 – 8 — 16
банок коричневой краски.
Ответ: 16 банок коричневой краски.
№8
В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18
черных шаров. Сообщение о том, что из корзины
достали белый шар, несет 2 бита информации.
Сколько всего в корзине шаров?
Дано: К = 16, I = 2 бита.
Найти: N – ?
Решение:
1) 1/р6 = 2I, 1/р6 = 22 = 4, р6
= –
вероятность доставания белого шара;
2) рб = = , =
, К6
+ 18 = 4 • , 18 = 3 • К6,
Кб = 6 – белых шаров;
3) N = Кч+К; = 18 + 6 = 24 шара было в корзине.
Ответ: 24 шара лежало в корзине.
№9
На остановке останавливаются троллейбусы с
разными номерами. Сообщение о том, что к
остановке подошел троллейбус с номером N1 несет 4
бита информации. Вероятность появления на
остановке троллейбуса с номером N2 в два раза
меньше, чем вероятность появления троллейбуса с
номером N1. Сколько информации несет сообщение о
появлении на остановке троллейбуса с номером N2?
Дано: INI = 4 бита, pN1 = 2pN2
Найти: IN2 — ?
Решение: 1) 1/PN, = 21NI =24=
16, pNI = 1/16-вероятность появления троллейбуса
N1;
- pN| = 2-pN2, pN2 = pN,/2 = 1/32 –
вероятность появления троллейбуса N2; - IN2 = log2(l/pN2) = log232 = 5 бит —
несет сообщение о появлении троллейбуса N2.
Ответ: 5 бит несет сообщение о появлении на
остановке троллейбуса №2.
IV. Итоги урока
Оценка работы класса и отдельных учащихся,
отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание
Уровень знания: Решите задачи:
- В розыгрыше лотереи участвуют.64 шара. Выпал
первый шар. Сколько информации содержит
зрительное сообщение об этом? - В игре “ лото” используется 50 чисел. Какое
количество информации несет выпавшее число?
Уровень понимания:
- Какое количество информации несет сообщение о
том, что встреча назначена на 3 июля в 18.00 часов? - Вы угадываете знак зодиака вашего друга.
Сколько вопросов вам нужно при этом задать? Какое
количество информации вы получите? - В ящике лежат фигурки разной формы —
треугольные и круглые. Треугольных фигурок в
ящике 15. Сообщение о том, что из ящика достали
фигуру круглой формы, несет 2 бита информации.
Сколько всего фигурок было в ящике? - В ведерке у рыбака караси и щуки. Щук в ведерке 3.
Зрительное сообщение о том, что из ведра достали
карася, несет 1 бит информации. Сколько всего рыб
поймал рыбак?
Уровень применения:
Дополнительный материал. 1. Частотный словарь
русского языка — словарь вероятностей (частот)
появления букв в произвольном тексте – приведен
ниже. Определите, какое количество информации
несет каждая буква этого словаря.
Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота |
о | 0.090 | в | 0.035 | я | 0.018 | ж | 0.007 |
е, е | 0.072 | к | 0.028 | Ы, 3 | 0.016 | ю, ш | 0.006 |
а, и | 0.062 | м | 0.026 | ь, ъ, б | 0.014 | ц, щ, э | 0.003 |
т, н | 0.053 | д | 0.025 | ч | 0.013 | ф | 0.002 |
с | 0.045 | п | 0.023 | й | 0.012 | ||
р | 0.040 | У | 0.021 | X | 0.009 |
2. Используя результат решения предыдущей
задачи, определите количество информации в слове
“компьютер”.
Используемая литература:
- О.Л. Соколова “ Вероятностный подход к
определению количества информации”, Москва,
ВАКО, 2006 г. - журналы “Информатика и образования”, 2007 г.
Источник