В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл

В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл thumbnail

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 5-6 класса

  1. Знание текстов художественных произведений.

Задание 1. Из какой сказки эти предметы. (А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.

Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.

Задание 2. Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь.

А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.

Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…

  1. Историко-литературные задания.

(

Задание 3. Определите писателя по биографическим фактам.А) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Б) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

Г) Баснописец, драматург, журналист. Он стал первым писателем,которому в России поставили памятник по подписке. 12 мая 1855 года памятник работы П.К. Клодта был поставлен в Летнем саду в Петербурге.

III. Знание теории литературы.

Задание 4: Средства выразительности.

Ответ запишите в виде А -_____________, Б – _____________, В – ________________

А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Б. Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня:

Первый скок нашли за три версты,

Другой скок нашли за двенадцать вёрст,

Третий скок не могли найти.

В. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения П.П.Ершова «Конёк – горбунок».

Кабылица та была

Вся, как зимний лес, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая…»

Задание 5. Соотнесите термин и его определение. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г

Термины

Определение

1.Юмор

А) Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.

2.Басня

Б) Описание природы в литературном произведении.

3.Пословица

В) Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4. Поговорка

Г) Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5. Пейзаж

Д) Вид комического, весёлый, безобидный, смех.

IV. Литература и другие виды искусства

(максимальное количество баллов – 2 б.)

Задание 6: Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок.

V. Интерпретация художественного произведения.

(максимальное количество баллов-10 баллов) 

Задание 7: Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-4 предложения).

И.С. Тургенев.

«Нищий».

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

3. Объясните , о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Ключи (5-6 класс)

  1. Знание текстов художественных произведений.

(максимальное количество баллов – 4,5 б.)

Задание 1:

(По 0,5 балла за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)

Читайте также:  Брокколи какие витамины в них содержатся

А) «Приключения Буратино»

Б) «Царевна Лягушка»

Задание 2:

(По 0,5 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)

А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев

Б) Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев

  1. Историко-литературные задания.

(максимальное количество баллов – 4 б.)

Задание 3: (По 1 баллу за фамилию, имя и отчество писателя; максимальное количество баллов – 4 балла)

А) Лермонтов М. Ю.

Б) Пушкин А. С.

В) Толстой Л. Н.

Г) И.А.Крылов.

III. Знание теории литературы.

(максимальное количество баллов – 5,5 б.)

Задание 4: ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла)

А) эпитеты

Б) гипербола

В) сравнение

Задание 5: ( По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов 2,5 балла)

1 – Д

2 – В

3 – А

4 – Г

5 – Б

IV. Литература и другие виды искусства

(максимальное количество баллов – 2 б.)

Задание 6:

И.Билибин, В.Васнецов

V. Интерпретация художественного произведения.

(максимальное количество баллов-10 баллов) 

Задание 7:

При оценке творческой работы учитывается: 
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); 
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла); 
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); 
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла); 
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла). 

1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, ˗ совестливость. Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, ˗ «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.

Максимальный балл за работу – 26 баллов

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 3924733
Васян Коваль

более месяца назад

Просмотров : 15   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл

Футуризм “Слово как таковое”

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл

Лучшее из галереи:

В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щылВ манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл

    В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл

    Другие вопросы:

    Онтонио Веселко

    Тело начинает двигаться из состояния покоя с постоянным ускорением и проходит за первую секунду 2м.С каким ускорением джижется тело и какова его скорость к концу первой секунды движения

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 8   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    Назовите какие нибудь две дроби заключённые между числами 1/5 и 1/6

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 7   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    12 предложений на тему: “влияние сми на формирование идей человека”

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 9   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    Продовж послідовність : 1,10,3,9,5,8,7,7,9,6…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 12   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    Если из первой корзины убрать 38 орехов,то в ней останется столько орехов,сколько их во второй корзине. А если в нее добавить 54 ореха,то станет столько,сколько в первой и во второй корзинах вместе.В третьей корзине на 27 орехов меньше,чем в первой корзине.Сосчитай,сколько орехов в третьей корзине?…

    более месяца назад

    Читайте также:  Какие соли содержаться в крови

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 29   
    Ответов : 1   

    Источник

    ÔÓÒÓÐÈÇÌ ÊÀÊ ÒÅ×ÅÍÈÅ ÐÓÑÑÊÎÃÎ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÍÎÃÎ ÀÂÀÍÃÀÐÄÀ
    Â ÏÐÅÄÐÅÂÎËÞÖÈÎÍÍÓÞ ÝÏÎÕÓ.

    ÒÅ×ÅÍÈß ÂÍÓÒÐÈ ÔÓÒÓÐÈÇÌÀ.

    Îñíîâíûå ïðèçíàêè ôóòóðèçìà:

    — áóíòàðñòâî, àíàðõè÷íîñòü ìèðîâîççðåíèÿ, âûðàæåíèå ìàññîâûõ íàñòðîåíèé òîëïû;

    — îòðèöàíèå êóëüòóðíûõ òðàäèöèé, ïîïûòêà ñîçäàòü èñêóññòâî, óñòðåìëåííîå â áóäóùåå;

    — áóíò ïðîòèâ ïðèâû÷íûõ íîðì ñòèõîòâîðíîé ðå÷è, ýêñïåðèìåíòàòîðñòâî â îáëàñòè ðèòìèêè, ðèôìû, îðèåíòàöèÿ íà ïðîèçíîñèìûé ñòèõ, ëîçóíã, ïëàêàò;

    — ïîèñêè ðàñêðåïîùåííîãî «ñàìîâèòîãî» ñëîâà, ýêñïåðèìåíòû ïî ñîçäàíèþ «çàóìíîãî» ÿçûêà;

    — êóëüò òåõíèêè, èíäóñòðèàëüíûõ ãîðîäîâ;

    — ïàôîñ ýïàòàæà.

    Î ïîýòè÷åñêîì ÒÅ×ÅÍÈÈ:

    Ôóòóðèçì (îò ëàò. futurum — áóäóùåå) — îáùåå íàçâàíèå õóäîæåñòâåííûõ àâàíãàðäèñòñêèõ äâèæåíèé 1910-õ — íà÷àëà 1920-õ ãã. XX â., ïðåæäå âñåãî â Èòàëèè è Ðîññèè.
    Ýòî òå÷åíèå ïðåòåíäîâàëî íà ïîñòðîåíèå íîâîãî èñêóññòâà — «èñêóññòâà áóäóùåãî», âûñòóïàÿ ïîä ëîçóíãîì íèãèëèñòè÷åñêîãî îòðèöàíèÿ âñåãî ïðåäøåñòâóþùåãî õóäîæåñòâåííîãî îïûòà. Ìàðèíåòòè ïðîâîçãëàñèë «âñåìèðíî èñòîðè÷åñêóþ çàäà÷ó ôóòóðèçìà», êîòîðàÿ çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òîáû «åæåäíåâíî ïëåâàòü íà àëòàðü èñêóññòâà».
    Ôóòóðèñòû ïðîïîâåäîâàëè ðàçðóøåíèå ôîðì è óñëîâíîñòåé èñêóññòâà ðàäè ñëèÿíèÿ åãî ñ óñêîðåííûì æèçíåííûì ïðîöåññîì XX âåêà. Äëÿ íèõ õàðàêòåðíî ïðåêëîíåíèå ïåðåä äåéñòâèåì, äâèæåíèåì, ñêîðîñòüþ, ñèëîé è àãðåññèåé; âîçâåëè÷èâàíèå ñåáÿ è ïðåçðåíèå ê ñëàáîìó; óòâåðæäàëñÿ ïðèîðèòåò ñèëû, óïîåíèå âîéíîé è ðàçðóøåíèåì.  ýòîì ïëàíå ôóòóðèçì ïî ñâîåé èäåîëîãèè áûë î÷åíü áëèçîê êàê ïðàâûì, òàê è ëåâûì ðàäèêàëàì: àíàðõèñòàì, ôàøèñòàì, êîììóíèñòàì, îðèåíòèðîâàííûì íà ðåâîëþöèîííîå íèñïðîâåðæåíèå ïðîøëîãî.
    Ó÷èòûâàÿ îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêóþ ñèòóàöèþ â Ðîññèè, çåðíà ôóòóðèçìà óïàëè íà áëàãîäàòíóþ ïî÷âó. Èìåííî ýòà ñîñòàâëÿþùàÿ íîâîãî òå÷åíèÿ áûëà, ïðåæäå âñåãî, ñ ýíòóçèàçìîì âîñïðèíÿòà ðóññêèìè êóáîôóãóðèñòàìè â ïðåäðåâîëþöèîííûå ãîäû. Äëÿ áîëüøèíñòâà èç íèõ «ïðîãðàììíûå îïóñû» áûëè âàæíåå ñàìîãî òâîð÷åñòâà.
    Õîòÿ ïðèåì ýïàòàæà øèðîêî èñïîëüçîâàëñÿ âñåìè ìîäåðíèñòñêèìè øêîëàìè, äëÿ ôóòóðèñòîâ îí áûë ñàìûì ãëàâíûì, ïîñêîëüêó, êàê ëþáîå àâàíãàðäíîå ÿâëåíèå, ôóòóðèçì íóæäàëñÿ â ïîâûøåííîì ê ñåáå âíèìàíèè. Ðàâíîäóøèå áûëî äëÿ íåãî àáñîëþòíî íåïðèåìëåìûì, íåîáõîäèìûì óñëîâèåì ñóùåñòâîâàíèÿ ÿâëÿëàñü àòìîñôåðà ëèòåðàòóðíîãî ñêàíäàëà. Ïðåäíàìåðåííûå êðàéíîñòè â ïîâåäåíèè ôóòóðèñòîâ ïðîâîöèðîâàëè àãðåññèâíîå íåïðèÿòèå è ÿðêî âûðàæåííûé ïðîòåñò ïóáëèêè. ×òî, ñîáñòâåííî, è òðåáîâàëîñü.
    Ðóññêèå àâàíãàðäèñòû íà÷àëà âåêà âîøëè â èñòîðèþ êóëüòóðû êàê íîâàòîðû, ñîâåðøèâøèå ïåðåâîðîò â ìèðîâîì èñêóññòâå — êàê â ïîýçèè, òàê è â äðóãèõ îáëàñòÿõ òâîð÷åñòâà. Êðîìå òîãî, ìíîãèå ïðîñëàâèëèñü êàê âåëèêèå ñêàíäàëèñòû. Ôóòóðèñòû, êóáîôóòóðèñòû è ýãîôóòóðèñòû, ñöèåíòèñòû è ñóïðåìàòèñòû, ëó÷èñòû è áóäåòëÿíå, âñåêè è íè÷åâîêè ïîðàçèëè âîîáðàæåíèå ïóáëèêè.
    Îäíàêî â ñâîåé îñíîâå ðóññêèé ôóòóðèçì áûë âñå æå òå÷åíèåì ïðåèìóùåñòâåííî ïîýòè÷åñêèì: â ìàíèôåñòàõ ôóòóðèñòîâ ðå÷ü øëà î ðåôîðìå ñëîâà, ïîýçèè, êóëüòóðû. À â ñàìîì áóíòàðñòâå, ýïàòèðîâàíèè ïóáëèêè, â ñêàíäàëüíûõ âûêðèêàõ ôóòóðèñòîâ áûëî áîëüøå ýñòåòè÷åñêèõ ýìîöèé, ÷åì ðåâîëþöèîííûõ. Ïî÷òè âñå îíè áûëè ñêëîííû êàê ê òåîðåòèçèðîâàíèþ, òàê è ê ðåêëàìíûì è òåàòðàëüíî-ïðîïàãàíäèñòñêèì æåñòàì. Ýòî íèêàê íå ïðîòèâîðå÷èëî èõ ïîíèìàíèþ ôóòóðèçìà êàê íàïðàâëåíèÿ â èñêóññòâå, ôîðìèðóþùåãî áóäóùåãî ÷åëîâåêà,- íåçàâèñèìî îò òîãî, â êàêèõ ñòèëÿõ, æàíðàõ ðàáîòàåò åãî ñîçäàòåëü. Ïðîáëåìû åäèíîãî ñòèëÿ íå ñóùåñòâîâàëî.
    Èñòîðèÿ ðóññêîãî ôóòóðèçìà ÿâëÿëà ñîáîé ñëîæíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ÷åòûðåõ îñíîâíûõ ãðóïïèðîâîê, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ñ÷èòàëà ñåáÿ âûðàçèòåëüíèöåé «èñòèííîãî» ôóòóðèçìà è âåëà îæåñòî÷åííóþ ïîëåìèêó ñ äðóãèìè îáúåäèíåíèÿìè, îñïàðèâàÿ ãëàâåíñòâóþùóþ ðîëü â ýòîì ëèòåðàòóðíîì òå÷åíèè. Áîðüáà ìåæäó íèìè âûëèâàëàñü â ïîòîêè âçàèìíîé êðèòèêè, ÷òî îòíþäü íå îáúåäèíÿëî îòäåëüíûõ ó÷àñòíèêîâ äâèæåíèÿ, à, íàîáîðîò, óñèëèâàëî èõ âðàæäó è îáîñîáëåííîñòü. Îäíàêî âðåìÿ îò âðåìåíè ÷ëåíû ðàçíûõ ãðóïï ñáëèæàëèñü èëè ïåðåõîäèëè èç îäíîé â äðóãóþ.

    Èñõîäíàÿ òî÷êà òåõíè÷åñêèõ èñêàíèé ôóòóðèñòîâ – äèíàìèêà ñîâðåìåííîé æèçíè, ñòðåìèòåëüíûé åå òåìï, ñòðåìëåíèå ê ìàêñèìàëüíîé ýêîíîìèè ñðåäñòâ, “îòâðàùåíèå ê êðèâîé ëèíèè, ê ñïèðàëè, ê òóðíèêåòó, Ñêëîííîñòü ê ïðÿìîé ëèíèè. Îòâðàùåíèå ê ìåäëåííîñòè, ê ìåëî÷àì, ê ìíîãîñëîâíûì àíàëèçàì è îáúÿñíåíèÿì. Ëþáîâü ê áûñòðîòå, ê ñîêðàùåíèþ, ê ðåçþìèðîâàíèþ è ê ñèíòåçó: “Ñêàæèòå ìíå ïîñêîðåå â äâóõ ñëîâàõ!” Îòñþäà – ðàç-ðóøåíèå îáùåïðèíÿòîãî ñèíòàêñèñà, ââåäåíèå “áåñïðîâîëî÷íîãî âîîáðàæåíèÿ”, òî åñòü “àáñîëþòíîé ñâîáîäû îáðàçîâ èëè àíàëîãèé, âûðàæàåìûõ îñâîáîæäåííûìè ñëîâàìè, áåç ïðîâîäîâ ñèíòàêñèñà è áåç âñÿêèõ çíàêîâ “ïðåïèíàíèÿ”, “êîíäåíñèðîâàííûå ìåòàôîðû”, “òåëåãðàôè÷åñêèå îáðàçû”, “äâèæåíèÿ â äâóõ, òðåõ, ÷åòûðåõ è ïÿòè òåìïàõ”, óíè÷òîæåíèå êà÷åñòâåííûõ ïðèëàãàòåëüíûõ, óïîòðåáëåíèå ãëàãîëîâ â íåîïðåäåëåííîì íàêëîíåíèè, îïóùåíèå ñîþçîâ è òàê äàëåå – ñëîâîì âñå, íàïðàâëåííîå ê ëàêîíè÷íîñòè è óâåëè÷åíèþ “áûñòðîòû ñòèëÿ”. Îñíîâíîå óñòðåìëåíèå ðóññêîãî “êóáî-ôóòóðèçìà” – ðåàêöèÿ ïðîòèâ “ìóçûêè ñòèõà” ñèìâîëèçìà âî èìÿ ñàìîöåííîñòè ñëîâà, íî ñëîâà íå êàê îðóæèÿ âûðàæåíèÿ îïðåäåëåííîé ëîãè÷åñêîé ìûñëè, êàê ýòî áûëî ó êëàññè÷åñêèõ ïîýòîâ è ó àêìåèñòîâ, à ñëîâà, êàê òàêîâîãî, êàê ñàìîöåëè.  ñîåäèíåíèè ñ ïðèçíàíèåì àáñîëþòíîãî èíäèâèäóàëèçìà ïîýòà (ôóòóðèñòû ïðèäàâàëè îãðîìíîå çíà÷åíèå äàæå ïî÷åðêó ïîýòà è âûïóñêàëè ðóêîïèñíûå ëèòî-ãðàôè÷åñêèå êíèãè è ñ ïðèçíàíèåì çà ñëîâîì ðîëè “òâîðöà ìèôà”,- ýòî óñòðåìëåíèå ïîðîäèëî íåáûâàëîå ñëîâîòâîð÷åñòâî, â êîíå÷íîì ñ÷åòå ïðèâåäøåå ê òåîðèè “çàóìíîãî ÿçûêà”. Ïðèìåðîì ñëóæèò íàøóìåâøåå ñòèõîòâîðåíèå Êðó÷åííûõ:

    Äûð, áóë, ùûë,
    óáåùóð
    ñêóì
    âû ñî áó,
    ð ë ýç.

        Ñëîâîòâîð÷åñòâî áûëî êðóïíåéøèì çàâîåâàíèåì ðóññêîãî ôóòóðèçìà, åãî öåíòðàëüíûì ìîìåíòîì.  ïðîòèâîâåñ ôóòóðèçìó Ìàðèíåòòè, ðóññêèé “êóáî-ôóòóðèçì” â ëèöå íàèáîëåå ÿðêèõ åãî ïðåäñòàâèòåëåé ìàëî áûë ñâÿçàí ñ ãîðîäîì è ñîâðåìåííîñòüþ.  íåì áûëà î÷åíü ñèëüíà òà æå ðîìàíòè÷åñêàÿ ñòèõèÿ. Ñêàçàëàñü îíà è â ìèëîé, ïîëóäåòñêîé, íåæíîé âîðêîòíå Åëåíû Ãóðî, êîòîðîé òàê ìàëî èäåò “ñòðàøíîå” ñëîâî “êóáî-ôóòóðèñòêà”, è â ðàííèõ âåùàõ Í. Àñååâà, è â ðàçóõàáèñòîé âîëæñêîé óäàëè è çâåíÿùåé ñîëíå÷íîñòè Â. Êàìåíñêîãî, è ìðà÷íîé “âåñíå ïîñëå ñìåðòè ” ×óðèëèíà, íî îñîáåííî ñèëüíî ó Â. Õëåáíèêîâà. Õëåáíèêîâà äàæå òðóäíî ïîñòàâèòü â ñâÿçü ñ çàïàäíûì ôóòóðèçìîì. Îí ñàì óïîðíî çàìåíÿë ñëîâî “ôóòóðèçì” ñëîâîì “áóäåòëÿíå”. Ïîäîáíî ðóññêèì ñèìâîëèñòàì, îí ( òàê æå êàê Êàìåíñêèé, ×óðèëèí è Áîæèäàð) âîáðàë â ñåáÿ âëèÿíèå ïðåäøåñòâóþùåé ðóññêîé ïîýçèè, íî íå ìèñòè÷åñêîé ïîýçèè Òþò÷åâà è Âë. Ñîëîâüåâà, à ïîýçèè “Ñëîâà î ïîëêó Èãîðåâå” è ðóññêîãî áûëèííîãî ýïîñà. Äàæå ñîáûòèÿ ñàìîé íåïîñðåäñòâåííîé, áëèçêîé ñîâðåìåííîñòè – âîéíà è ÍÅÏ – íàõîäÿò ñâîå îòðàæåíèå â òâîð÷åñòâå Õëåáíèêîâà íå â ôóòóðèñòè÷åñêèõ ñòèõîòâîðåíèÿõ, êàê â “1915ã.” Àñååâà, à â ðîìàíòè÷åñêè-ñòèëèçîâàííûõ â äðåâíåðóññêîì äóõå çàìå÷àòåëüíîé “Áîåâîé” è “Ýõ, ìîëîä÷èêè, êóï÷èêè”.

    Читайте также:  В каких кашах содержится цинк

    ___________________________________________

    “ÊÓÁÎÔÓÒÓÐÈÇÌ”.

    íàïðàâëåíèå â èñêóññòâå 1910-õ ãã., íàèáîëåå õàðàêòåðíîå äëÿ ðóññêîãî õóäîæåñòâåííîãî àâàíãàðäà òåõ ëåò, ñòðåìèâøååñÿ ñîåäèíèòü ïðèíöèïû êóáèçìà (ðàçëîæåíèå ïðåäìåòà íà ñîñòàâëÿþùèå ñòðóêòóðû) è ôóòóðèçìà (ðàçâèòèå ïðåäìåòà â «÷åòâåðòîì èçìåðåíèè», ò. å. âî âðåìåíè).
    Êóáîôóòóðèñòû — ó÷àñòíèêè ãðóïïû «Ãèëåÿ». Îíè çàïîìíèëèñü è ñâîèì âûçûâàþùèì ïîâåäåíèåì, è øîêèðóþùèì âíåøíèì âèäîì, ñêàíäàëüíûìè ìàíèôåñòàìè è ðåçêèìè ïîëåìè÷åñêèìè âûïàäàìè ïðîòèâ ëèòåðàòóðíûõ îïïîíåíòîâ.
     1910-õ ãîäàõ ïðîøëîãî âåêà èçâåñòíîñòü «ãèëåéöåâ» äåéñòâèòåëüíî ïðåâîñõîäèëà îñòàëüíûõ ïðåäñòàâèòåëåé ýòîãî ëèòåðàòóðíîãî òå÷åíèÿ. Âîçìîæíî, ïîòîìó, ÷òî èõ òâîð÷åñòâî íàèáîëåå ñîîòâåòñòâîâàëî êàíîíàì àâàíãàðäà.
    «Ãèëåÿ» — ïåðâàÿ ôóòóðèñòè÷åñêàÿ ãðóïïà. Îíè íàçûâàëè ñåáÿ òàêæå «êóáîôóòóðèñòû» èëè «áóäåòëÿíå» (ýòî íàçâàíèå ïðåäëîæèë Õëåáíèêîâ). Ãîäîì åå îñíîâàíèÿ ïðèíÿòî ñ÷èòàòü 1908-é, õîòÿ îñíîâíîé ñîñòàâ ñëîæèëñÿ â 1909-1910 ãã.  íà÷àëå 1910 ãîäà «Ãèëåÿ» ýòî: Áóðëþêîâû, Â. Õëåáíèêîâ, Ìàÿêîâñêèé,  Êàìåíñêèé, Ãóðî, Êðó÷åíûõ è  Ëèâøèö.
    Èäåÿ èñ÷åðïàííîñòè êóëüòóðíîé òðàäèöèè ïðåæíèõ âåêîâ áûëà èñõîäíûì ïóíêòîì ýñòåòè÷åñêîé ïëàòôîðìû êóáîôóòóðèñòîâ. Ïðîãðàììíûì ñòàë èõ ìàíèôåñò, íîñèâøèé íàìåðåííî ñêàíäàëüíîå íàçâàíèå «Ïîùå÷èíà îáùåñòâåííîìó âêóñó».  íåì äåêëàðèðîâàëñÿ îòêàç îò èñêóññòâà ïðîøëîãî, çâó÷àëè ïðèçûâû «ñáðîñèòü Ïóøêèíà, Äîñòîåâñêîãî, Òîëñòîãî è ïðî÷., è ïðî÷. ñ ïàðîõîäà ñîâðåìåííîñòè».
    Âïðî÷åì, íåñìîòðÿ íà äîñòàòî÷íî ðåçêèé òîí è ïîëåìè÷åñêèé ñòèëü ìàíèôåñòà, â àëüìàíàõå áûëî âûñêàçàíî íåìàëî èäåé î ïóòÿõ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ èñêóññòâà, ñáëèæåíèÿ ïîýçèè è æèâîïèñè. Çà âíåøíåé áðàâàäîé åãî àâòîðîâ ñòîÿëî ñåðüåçíîå îòíîøåíèå ê òâîð÷åñòâó. È çíàìåíèòàÿ ýïàòàæíàÿ ôðàçà î Ïóøêèíå, íå äîïóñêàþùàÿ, êàçàëîñü áû, èíûõ èíòåðïðåòàöèé, îáúÿñíÿëàñü Õëåáíèêîâûì, êîòîðîìó, ñîáñòâåííî, è ïðèíàäëåæàëà, ñîâñåì ïî-äðóãîìó: «Áóäåòëÿíèí — ýòî Ïóøêèí â îñâåùåíèè ìèðîâîé âîéíû, â ïëàùå íîâîãî ñòîëåòèÿ, ó÷àùèé ïðàâó ñòîëåòèÿ ñìåÿòüñÿ íàä Ïóøêèíûì XIX âåêà» è çâó÷àëà óæå ñîâñåì íå ýïàòàæíî.  äðóãîé äåêëàðàöèè (1913 ã.) Õëåáíèêîâ ïèñàë: «Ìû îñêîðáëåíû èñêàæåíèåì ðóññêèõ ãëàãîëîâ ïåðåâîäíûìè çíà÷åíèÿìè. Ìû òðåáóåì ðàñêðûòü ïóøêèíñêèå ïëîòèíû è ñâàè Òîëñòîãî äëÿ âîäîïàäîâ è ïîòîêîâ ÷åðíîãîðñêèõ ñòîðîí íàäìåííîãî ðóññêîãî ÿçûêà… Ïîìèìî çàâûâàíèé ìíîãèõ ãîðë, ìû ãîâîðèì: „È òàì è çäåñü îäíî ìîð哻. À. Å. Ïàðíèñ, êîììåíòèðóÿ ýòî âûñêàçûâàíèå, êîíñòàòèðóåò: «Äåêëàðàòèâíûé òåçèñ Õëåáíèêîâà, âíåøíå íàïðàâëåííûé ïðîòèâ êëàññèêî⠗ Ïóøêèíà è Òîëñòîãî, ïðîòèâ èõ ÿçûêîâûõ êàíîíîâ, íà ñàìîì äåëå äèàëåêòè÷åñêè îáðàùåí ê èõ æå àâòîðèòåòó, â ïåðâóþ î÷åðåäü ê Ïóøêèíó: õëåáíèêîâñêàÿ ìåòàôîðà „îäíî ìîðå“ ÿâíî âîñõîäèò ê èçâåñòíîìó ïóøêèíñêîìó „Ñëàâÿíñêèå ëü ðó÷üè ñîëüþòñÿ â ðóññêîì ìîðå?“»
    Îäèí èç îñíîâîïîëîæíèêîâ òå÷åíèÿ, Â. Õëåáíèêîâ àêòèâíî çàíèìàëñÿ ðåâîëþöèîííûìè ïðåîáðàçîâàíèÿìè â îáëàñòè ðóññêîãî ÿçûêà. Ñàìîâèòîå ñëîâî. Õëåáíèêîâ, ñòðåìÿñü ðàñøèðèòü ãðàíèöû ÿçûêà è åãî âîçìîæíîñòè, ìíîãî ðàáîòàë íàä ñîçäàíèåì íîâûõ ñëîâ. Ñîãëàñíî åãî òåîðèè, ñëîâî ëèøàåòñÿ ñìûñëîâîãî çíà÷åíèÿ, ïðèîáðåòàÿ ñóáúåêòèâíóþ îêðàñêó: «Ãëàñíûå ìû ïîíèìàåì, êàê âðåìÿ è ïðîñòðàíñòâî (õàðàêòåð óñòðåìëåíèÿ), ñîãëàñíûå — êðàñêà, çâóê, çàïàõ».
    Ñàìî ïîíÿòèå ñìûñëà ñëîâà ñ óðîâíÿ çâóêîâîé àññîöèàöèè îòíûíå ïåðåìåñòèëîñü íà óðîâíè ãðàôè÷åñêèõ ïîñòðîåíèé è ñâÿçåé âíóòðè îäíîãî ñëîâà ïî ñòðóêòóðíûì ïðèçíàêàì. Ëåêñè÷åñêîå îáíîâëåíèå ëèòåðàòóðíûõ òåêñòîâ òåïåðü äîñòèãàëîñü âíåñåíèåì â íåãî âóëüãàðèçìîâ, òåðìèíîâ òåõíè÷åñêîãî õàðàêòåðà, èçîáðåòåíèåì íåïðèâû÷íûõ ñëîâîñî÷åòàíèé, îòêàçîì îò çíàêîâ ïðåïèíàíèÿ. Îäíè ïîýòû ïðîèçâîäèëè íîâûå ñëîâà èç ñòàðûõ êîðíåé (Õëåáíèêîâ, Êàìåíñêèé, Ãíåäîâ), äðóãèå ðàñêàëûâàëè èõ ðèôìîé (Ìàÿêîâñêèé), òðåòüè ñ ïîìîùüþ ñòèõîòâîðíîãî ðèòìà ïðèäàâàëè ñëîâàì íåïðàâèëüíûå óäàðåíèÿ (Êðó÷åíûõ). Âñå ýòî âåëî ê äåïîýòèçàöèè ÿçûêà.
    Âñëåä çà ñèíòàêñè÷åñêèìè ñìåùåíèÿìè íà÷àëè âîçíèêàòü ñìåùåíèÿ ñìûñëîâûå. Ýòî ïðîÿâëÿëîñü â íàðî÷èòîé íåñòûêîâêå ôðàç, â çàìåíå íåîáõîäèìîãî ïî ñìûñëó ñëîâà ïðîòèâîïîëîæíûì åìó ïî çíà÷åíèþ.
    Çàóìü ÿâèëàñü îäíèì èç îñíîâíûõ òâîð÷åñêèõ ïðèíöèïîâ ðóññêîãî êóáîôóòóðèçìà. Îíà ïðåäñòàâëÿëàñü èëè ñî÷åòàíèåì çâóêîâ, íå èìåþùèõ çíà÷åíèÿ, èëè òàêîâûõ æå ñëîâ. Íîâàòîðñòâî ôóòóðèñòîâ ÿâëÿëîñü îðèãèíàëüíûì, íî, êàê ïðàâèëî, áûëî ëèøåíî çäðàâîãî ñìûñëà.
    ___________________________________________

    “ÝÃÎ-ÔÓÒÓÐÈÑÒÛ”

    âûñòóïàëè â ÑÏá, íåñêîëüêî ðàíüøå ìîñêîâñêèõ “êóáî-ôóòóðèñòîâ”. Âî ãëàâå ýòîãî òå÷åíèÿ ñòîÿëè È. Ñåâåðÿíèí, Â. Ãíåäîâ, È. Èãíàòüåâà Ê.Îëèìïîâ è áóäóùèé îñíîâàòåëü “èìàæèíèçìà” Â. Øåðøåíåâè÷. “Ýãî-ôóòóðèçì” èìåë ïî ñóùåñòâó î÷åíü ìàëî îáùåãî ñ ôóòóðèçìîì. Ýòî òå÷åíèå áûëî êàêîé-òî ñìåñüþ ýïèãîíñòâà ðàííåãî ïåòåðáóðãñêîãî äåêàäåíòñòâà, äîâåäåíèÿ äî áåçãðàíè÷íûõ ïðåäåëîâ “ïåñåííîñòè” è “ìóçûêàëüíîñòè” ñòèõà Áàëüìîíòà (êàê èçâåñòíî, Ñåâåðÿíèí íå äåêëàìèðîâàë, à ïåë íà “ïîýçîêîíöåðòàõ” ñâîè ñòèõè). “Ýãîèçì – èíäèâèäóàëèçàöèÿ, îñîçíàíèå, ïðåêëîíåíèå è âîñõâàëåíèå “ß”… “Ýãî-ôóòóðèçì – íåïðåñòàííîå óñòðåìëåíèå êàæäîãî ýãîèñòà ê äîñòèæåíèþ áóäóùåãî â íàñòîÿùåì”.  “ýãî-ôóòóðèçìå áûëî âñå: è îòçâóêè ñîâðåìåííîñòè, è íîâîå, ïðàâäà ðîáêîå, ñëîâîòâîð÷åñòâî (“ïîýçà”, “îêàëîøèòü”, “áåçäàðü”, “îëèëèåí” è òàê äàëåå), è óäà÷íî íàéäåííûå íîâûå ðèòìû äëÿ ïåðåäà÷è ìåðíîãî êîëûõàíüÿ àâòîìîáèëüíûõ ðåññîð(“Ýëåãàíòíàÿ êîëÿñêà” Ñåâåðÿíèíà), è ñòðàííîå äëÿ ôóòóðèñòà ïðåêëîíåíèå ïåðåä ñàëîííûìè ñòèõàìè Ì. Ëîõâèöêîé è Ê. Ôîôàíîâà, íî áîëüøå âñåãî âëþáëåííîñòü â ðåñòîðàíû, áóäóàðû ñîìíèòåëüíîãî ðîñòà, êàôå-øàíòàíû, ñòàâøèå äëÿ Ñåâåðÿíèíà ðîäíîé ñòèõèåé. Êðîìå Èãîðÿ Ñåâåðÿíèíà (âñêîðå, âïðî÷åì îò ýãî-ôóòóðèçìà îòêàçàâøåãîñÿ) ýòî òå÷åíèå íå äàëî íè îäíîãî ñêîëüêî-íèáóäü ÿðêîãî ïîýòà.

    Источник